Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы курсового исследования обусловлена тем фактом, что проблемы занятости и трудоустройства находятся в центре всего современного гражданского общества и социальных государств, к числу которых действующая Конституция относит Российскую Федерацию.
Статья 7 Конституции Российской Федерации предусматривает обязанность государства обеспечивать условия для достойной жизни и свободы человека, гарантировать и защищать права и свободы граждан, в том числе в случае безработицы. Право на защиту от безработицы, закрепленное в статье 37 Конституции Российской Федерации, считается неотъемлемой частью всей системы прав и свобод человека и гражданина.
Безработица напрямую влияет на уровень доходов населения, а значит, снижается покупательная способность. Компании, работающие с внутренним рынком страны, страдают от резкого снижения своих доходов. Еще одним негативным последствием безработицы в России является снижение заработной платы на конкурентоспособных рабочих местах. Это связано с тем, что количество предложений значительно превышает количество вакансий, и для того, чтобы устроиться на работу, соискатели готовы работать за меньшую заработную плату. В результате издержки предприятий, конечно, снижаются, но это не меняет ситуацию с занятостью в положительную сторону.
Объектом курсового исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации права на пособие по безработице.
Предметом данной работы являются научные труды, закрепляющие положения о пособиях по безработице.
Целью курсовой работы признается детальное изучение правового регулирования пособий по безработице.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
ознакомится с понятием и общей характеристикой статуса безработного;
выявить права и обязанности безработного;
изучить виды социальных гарантий и компенсаций для безработных;
рассмотреть приостановление и прекращение выплаты пособия по безработице;
проанализировать актуальные проблемы правового регулирования назначения и выплаты пособия по безработице и пути их решения.
Тема, затронутая в курсовом исследовании, была изучена большим количеством авторов.
Теоретической основой курсовой работы являются научные достижения в области права социального обеспечения. Исследование было основано на работах таких авторов, как А.П. Альбов, К.В. Бабаев, В. С. Бялт, и др.
Методологической основой исследования является системный подход к анализу объекта исследования и общенаучный диалектический метод, предполагающий объективность и объем познания изучаемых явлений. Используются также частнонаучные методы, применяемые в современной юриспруденции: системный, формально-логический, исторический, сравнительно-правовой, межотраслевой.
Гипотезой исследования является то, что если определим актуальные проблемы правового регулирования назначения и выплаты пособия по безработице, то сможем выделить и пути решения обозначенных проблем.
Научная значимость курсовой работы выражается в том, что выводы и предложения работы могут быть использованы в дальнейшем при разработке методических рекомендаций по изучению отдельных вопросов, непосредственно связанных с правом социального обеспечения.
Теоретическая значимость курсового исследования заключается в том, что пособия по безработице изучается огромным количеством авторов.
Научная новизна заключается в том, что на основе данных, уже имеющихся в науке, выявляются ранее досконально не изученные проблемы в конкретной области и существуют пути их решения.
Структура и содержание курсовой работы определяются целью и задачами курсовой работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Право человека на труд закреплено в статье 37 Конституции Российской Федерации. Согласно Основному закону нашей страны, труд является свободным, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род занятий.
Но в условиях рыночных отношений далеко не каждый гражданин может реализовать свои способности к труду. В таких случаях Конституция Российской Федерации гарантирует социальное обеспечение (статья 39).
В отличие от понятия «занятость», понятие «безработица» не закреплено в законодательстве Российской Федерации . В то же время Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» сформулировал понятие и определил правовое положение безработных, а также прописал порядок и условия признания граждан Российской Федерации таковыми.
Правовой статус гражданина – это совокупность его прав, обязанностей и ответственностей, которые реализуются в сфере государственного управления и регулируются административно-правовыми нормами .
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются нетрудоспособные граждане, которые не имеют работы и дохода, зарегистрированы в органах службы занятости с целью поиска подходящей работы, находятся в поиске работы и готовы приступить к ней.
Решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее одиннадцати дней со дня предъявления необходимых документов указанным лицам.
Если органы службы занятости не могут предоставить гражданам соответствующую работу в течение десяти дней с момента регистрации для поиска подходящей работы, то эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления этих документов.
Решение о признании инвалида безработным принимается органами службы занятости в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» . В соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации , граждане должны: обеспечить:
паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий;
индивидуальная программа реабилитации инвалида (для граждан, относящихся к категории инвалидов).
Гражданину отказывают в признании его безработным, если:
гражданин в течение десяти дней с момента регистрации отказался от двух вариантов подходящей работы;
гражданин, не имеющий профессии (специальности) и ранее не работавший, отказывается от профессионального образования;
гражданин не явился в течение десяти дней, с момента постановки на учет, в органах службы занятости для поиска подходящей работы;
гражданин не явился в центр занятости для принятия решения о признании его безработным;
гражданин предоставил заведомо подложные документы .
Таким образом, безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и доходов, которые зарегистрированы в органах занятости в поисках подходящей работы, находятся в поиске работы и готовы приступить к ней.
1.2. Права и обязанности безработного
Гражданин, признанный в установленном порядке безработным, имеет право выбрать подходящую работу самостоятельно или с помощью бесплатного посредничества агентств занятости, в том числе за пределами Российской Федерации.
Гражданин, являющийся безработным, имеет право на консультации, профориентацию, помощь в переезде и переселении в другую сферу занятости, психологическую поддержку, профессиональное и допрофессиональное обучение, а также на получение информации от органов службы занятости.
Безработный имеет право обжаловать действия органов службы занятости и их должностных лиц.
К сожалению, перечисленные права безработных остаются не более чем декларативными. Например, служба занятости никогда не возьмет на себя труд предоставить информацию о наличии подходящих вакансий за пределами Российской Федерации. В подавляющем большинстве центров занятости психологи не работают и не только отсутствуют, но и вообще не предусмотрены штатным расписанием. Максимум, что сделает инспектор по трудоустройству, чтобы помочь безработному трудоустроиться, - это скажет: «Посмотри в коридор, там висят списки вакансий». Профориентационная работа, как правило, практически игнорируется чиновниками из агентств занятости. Хорошо, если проведут школьников старших классов на профориентацию.
Безработный обязан дважды в месяц в установленные сроки регистрироваться в органах службы занятости.
Безработный обязан рассмотреть каждую вакансию, предложенную службой занятости. Отказ может быть только обоснованным . Такое обязательство порождает тотальные злоупотребления должностных лиц органов занятости населения, когда они предлагают заведомо неподходящие вакансии безработным, чтобы получить два отказа подряд и снять безработного с учета. Более того, с самого начала, с момента зарождения службы занятости, сложилась такая практика, что лучшие вакансии оставляют «для себя». Такая порочная практика привела к тому, что некоторые непопулярные вакансии висят на бланках, которые появляются в гостиной, не годами, а десятилетиями.
Мало кто из безработных знает, что в случае болезни безработный обязан оформить листок нетрудоспособности, называемый в народе «больничным листом». А чиновники с бирж труда населения никогда не информируют безработных о такой обязанности. Полагаем, что сокрытие такой информации также делается для того, чтобы снять безработного с учета, если он не появится вовремя.
Безработный обязан сообщить в орган службы занятости о потере права на пособие по безработице, в том числе при переезде в другой район.
Если служба занятости по-прежнему выдает вакансии, то в течение трех дней необходимо вступать в переговоры с работодателем о трудоустройстве. Невыполнение этого обязательства также может привести к лишению статуса безработного .
Таким образом, наличие статуса безработного означает не только то, что человек имеет право на получение пособия по безработице, но и налагает на него определенные обязанности, направленные на стимулирование безработного гражданина к активному поиску работы и предотвращение несанкционированных отказов от нее.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС Консультант Плюс.
2. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.05.2024) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024) // СПС Консультант Плюс.
3. Федеральный закон от 12.12.2023 N 565-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О занятости населения в Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.
4. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 25.12.2023) «О занятости населения в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024) // СПС Консультант Плюс.
5. Постановление Правительства РФ от 07.09.2012 N 891 (ред. от 26.03.2019) «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы» (вместе с «Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы», «Правилами регистрации безработных граждан») // СПС Консультант Плюс.
Учебная литература, учебные пособия, монографии:
6. Агафонов, В. А. Актуальные проблемы права социального обеспечения : учебник для вузов / В. А. Агафонов [и др.] ; под редакцией В. Ш. Шайхатдинова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 631 с.
7. Владимирова, О. А. Право социального обеспечения : учебно-методическое пособие / О. А. Владимирова, Л. Е. Логунова. – Самара : Самарский юридический институт ФСИН России, 2021. - 116 с.
8. Галаганов, В. П., Право социального обеспечения : учебник / В. П. Галаганов, Н. В. Антонова. — Москва : КноРус, 2023. — 610 с.
9. Григорьев, И. В. Право социального обеспечения : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. — 8-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 431 с.
10. Григорьев, И. В. Право социального обеспечения : учебник и практикум для вузов / И. В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. — 9-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 432 с.
11. Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения : учебник для вузов / Е. Е. Мачульская [и др.] ; под редакцией Е. Е. Мачульской. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 449 с.
12. Сюзева, Н. В. Государственное социальное обеспечение : учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. В. Сюзева. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 223 с.
13. Тихомирова, А. А., Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты : учебник / А. А. Тихомирова, А. Ш. Элязян, В. М. Катраева. — Москва : КноРус, 2022. — 206 с.
14. Тучкова, Э. Г. Право социального обеспечения России : учебник для среднего профессионального образования / Э. Г. Тучкова, М. И. Акатнова, А. Л. Благодир [и др.] ; отв. ред. Э. Г. Тучкова, А. Л. Благодир. - Москва : Изда-тельский центр Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2023. - 307 с.
15. Филиппова, М. В. Право социального обеспечения : учебник и практикум для вузов / М. В. Филиппова [и др.] ; под редакцией М. В. Филипповой. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 451 с.
16. Шайхатдинов, В. Ш. Актуальные проблемы права социального обеспечения : учебник для вузов / В. А. Агафо-нов [и др.] ; под редакцией В. Ш. Шайхатдинова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 631 с.
Судебная практика:
17. Определение Конституционного Суда РФ от 21.12.1998 N 196-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Глухова Александра Евгеньевича на нарушение его конституционных прав статьей 1 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» // СПС Консультант Плюс.