Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Российская Федерация последние несколько лет основательно изменила своё положение на мировой арене, что, конечно, не могло не привлечь внимание к нашей политике иностранных государств. Предпринимаются в связи с этим попытки влияния на Россию с помощью экономических инструментов. Поэтому государству необходимо принимать новые способы по сохранению экономики государства в хорошем состоянии. За последнюю сотню лет в мире происходили множество процессов, которые привели к повсеместной глобализации, кризис в одной стране мог повлиять на экономику другого континента, из-за это сформировалось мировое сообщество, которое избирательно подходила к использованию правовых механизмов и создающее неравное положение стран в мире.
Объектом данного исследования является национальный механизм противодействия неправомерному экономическому давлению на Россию.
Предметом исследования являются экономические инструменты, возникающие в системе санкционных и иных финансовых инструментов при оказании давления на политическую линию государства.
Цель и задачи исследования. Целью работы является исследование меры противодействия торговых и финансовых ограничений со стороны недружественных государств.
Для достижения указанной цели представляется необходимым решить следующие задачи:
1. Рассмотреть антироссийские санкции.
2. Выявить роль таможенных служб в противодействии международным санкциям.
3. Рассмотреть административно-правовые аспекты противодействия антироссийским санкциям.
4. Проанализировать меры противодействия стран ЕАЭС санкциям Запада.
Методологическую основу исследования составляет комплекс общенаучных и специальных методов познания правовой действительности. Исследовательская работа была проведена с помощью таких методов, как аналитический, индуктивный, дедуктивный, метод синтеза и обобщения.
1. МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТОРГОВЫХ И ФИНАНСОВЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ СО СТОРОНЫ ГОСУДАРСТВА
1.1 Антироссийские санкции
Антироссийские санкции, введенные в связи с присоединением Крыма к России и конфликтом в восточной части Украины, явились ограничительными политическими и экономическими мерами в отношении Российской Федерации и ряда российских организаций. Инициатором введения антироссийских санкций было руководство США с целью международной изоляции России. Под давлением США, к санкциям присоединились страны Евросоюза, государства Большой семерки и партнёры США и ЕС.
Санкции, введенные против России, имели определенные последствия: ограничение доступа российским банкам к дешевым кредитам; рост кредитных ставок; сокращение финансирования иностранными банками и приобретение отдельных видов продукции ряду отдельным российским компаниям; запрет инвестирования в российские компании.
Негативно повлияли: отток иностранного капитала; повышение налогов и пенсионного возраста; рост инфляции; снижение цен на нефть и курса рубля.
Одной из серьёзных проблем для России является значительное колебание мировых цен на основные ресурсы. Так, за 2020 - 2022 гг. цены на природный газ подвержены колебанию под влиянием санкций, спроса, перехода на уголь, диверсии на газопроводе «Северный поток», запрета на российский импорт, влияние логистических схем поставок товаров и др.
Повлияли антироссийские санкции и на конъюнктуру глобального рынка удобрений и цен на них, 40 % поставок которых традиционно обеспечивали Россия и Беларусь.
Аналогичная ситуация сложилась и на рынке зерновых, в частности, пшеницы. До настоящего времени проблема поставок российского зерна сохраняется. Однако, российские экспортеры в значительной степени адаптировались к работе в условиях действующих ограничений.
Рассмотренные сырьевые рынки не только являются ключевыми товарными рынками в аспекте международного обмена, но и обеспечивают большую часть российской экспортной выручки.
После начала СВО изменились внешнеторговые потоки России. С экспортом осуществляется радикальное смещение торговых потоков в сторону нейтральных стран. Так, с марта по декабрь 2022 экспорт всех видов товаров из России в недружественные страны упал на 13 %, а в 4 квартале - до 47 % при высокой базы средних цен на сырье.
С марта по декабрь Россия обвал цен в недружественные страны ускорился до 53 % и прогнозируется 70 - 75 % к апрелю 2023 года. Однако, нейтральные страны Китай, Индия и Турция увеличивают экспортные потоки до 85 %, где Китай плюс 44 %, Индия +430 %, Турция плюс 98 %, а в 4 кв. 2022 рост на 65 %, где Китай увеличил на 24 %, в Индию экспорт вырос на 486 %, а в Турцию плюс 62 %, несмотря на снижение средних цен .
Зафиксирован исторический момент - в августе 2022г. впервые экспорт в нейтральные страны превзошел экспорт в недружественные страны в 1,5 раза, до СВО он составлял 0,35, т.е. смещение пропорции в 4,5 раза.
Последствия введения санкций негативно отразилось на тенденции ухудшения потенциала промышленного производства в России. Так, промышленное производство снизилось на 1,6 %, а к январю 2023г. ускорилось до 2,6 %. Аналогичная ситуация наблюдается: по добыче полезных ископаемых (это 12,9 % российской экономики) снижение составило 2,6 %; обрабатывающее производство (вес в экономике 13,8 %) - до 3,3 %.
Основным долгосрочным сдерживающим фактором российской промышленности является критический дефицит кадров, как квалифицированных, так и рабочих и ситуация заметно хуже, чем в США и Европе, т.к. у них есть доступ к глобальному рынку трансферта рабочей силы, а в России нет. Внутренний рынок сократился за счёт тенденции эмиграции квалифицированных кадров и использования рабочих в мероприятиях СВО. Безработица низкая, почти все доступные рабочие руки использованы.
Второй фактор - это разрыв экспорта, цепочек снабжения и технологической кооперации со странами Запада, что отразилось на автопроизводстве, где нет собственных технологий.
Третий фактор - неравномерный доступ к кредитным ресурсам и относительно высокая стоимость заимствований.
Кроме того, критическая макроэкономическая и политическая неопределенность блокирует или ограничивает масштабные инвестпроекты. Индекс выпуска товаров по базовым видам экономической деятельности в России снизился на 2,5 %. Этот индекс является «прокси» ВВП, практически полностью повторяя динамику, хотя конечные цифры могут расходиться.
Ожидания бизнеса в целом высокие и выше средних значений за последние 5 лет на траектории попыток импортозамещения и госзаказов.
Основным драйвером и стабилизирующим звеном выступает строительство и сельское хозяйство, вносящие основной вклад в прирост. Электроэнергетика по нулям, коммунальное хозяйство в минус, но вес незначительный, транспорт за счет перестройки логистики выходит из минуса, но активного роста не ожидается.
Таким образом, можно сформулировать следующие выводы:
- санкции против России по направлению их действия можно разделить на ограничения на импорт и экспорт, а по целевой направленности - на санкции, ограничивающие приток финансов и санкции, препятствующие технологическому развитию российской экономики;
- санкции против России носят комплексный и взаимосвязанный характер и ориентируются на максимальный ущерб российской экономике;
- основной акцент в стратегии противодействия санкциям делается на импортозамещении, но крупные компании - лидеры российской экономики недостаточно заинтересованы в изменении поставщиков. Необходимо принять меры по стимулированию импортозамещающей политики путем побуждения российских заказчиков к сотрудничеству с российскими производителями импортозамещающих товаров;
- реализация стратегии импортозамещения должна базироваться на взаимовыгодных условиях на основе стратегии развития научно - технического потенциала с учётом действующих санкционных ограничений использовать преимущества глобального разделения труда;
- стратегия противодействия санкциям может быть охарактеризована как точечная, что не позволяет нейтрализовать все негативные эффекты санкций. Следует принять меры комплексного характера за счет выстраивания экспортных рынков для российской продукции и формирования эффективной финансовой системы.
1.2 Роль таможенных служб в противодействии международным санкциям
Чтобы защитить экономику Российской Федерации были приняты контрсанкционные меры:
- Указ Президента РФ от 3 мая 2022 г. «О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций». В данном указе говорится о запрете, государственным органам Российской Федерации, на осуществлении каких либо сделок с лицами против которых Российская Федерация ввела санкции;
- Указ Президента РФ от 05.08.2022 «О применении специальных экономических мер в финансовой и топливно-энергетической сферах в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций». Сутью данного указа является запрет лицам, осуществляющим недружественные действия в отношении Российской Федерации, приобретать ценные бумаги российских юридических лиц, касающихся топливно-энергетических сфер;
- Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» от 14.07.2022 №323-Ф3.
Данные изменения способствовали защите российской экономики от влиянимя недружественных стран.
Основной задачей таможенных органов РФ является составление дохода федерального бюджета посредством взыскания таможенных пошлин, а также контроль границ. Таможенные службы Российской Федерации постоянно сталкиваются с контрабандой, но из-за политики санкций резкий скачок совершил импорт из третьих стран, что значительно увеличило нагрузку на ТС.
Из-за ответных санкций России поставщикам продуктов приходится принять соответствующие меры для ограничения своих убытков. Европейским поставщикам было необходимо использовать обходные пути для поставки санкционных товаров через третьи страны, что было ожидаемым действием.
Отечественные перевозчики также пострадали из-за санкций, им был запрещен вход в порты Евросоюза. В результате товар перевозится через границы европейскими транспортными компаниями, но из-за этого возникают заторы и пробки на границах и товары не могут быть доставлены в срок, образуется дефицит отдельных видов товаров. Создаются искусственные очереди на границе, где таможенные органы проверяют документы, грузы тщательно досматривают. Получается, что перевозки в европейском направлении не приносят выгоды и занимают слишком много времени. Возникают проблемы с образованием цен на товары, поступающие в страну таким путём. В качестве контрмер введены дополнительные пошлины за отправку товара в США, Канаду, Австралию, Великобританию около 30% от стоимости товара, что также влияет на цены. Правительство Российской Федерации принимает ряд мер, способствующих амортизации напряжения при экспорте и импорте товаров .
ФТС России отменила ввозные пошлины для товаров, которые необходимы гражданам: запчасти для электроники, химикаты для обработки целлюлозно-бумажной продукции, стройматериалы, тканная продукция, удобрения. Отмена пошлин действует на товары, задекларированные на таможне до 30 сентября 2022 года.
Положение ФТС России в условиях международных санкций обязывает её обеспечить минимизацию убытков. Для того чтобы определить место таможенного контроля в сфере экономической безопасности нужно исследовать её направленность во внешней экономике, её основной целью является развитие государства при условии её внедрения в глобальную экономику. Но при этом необходимо учитывать, что страна не должна пасть в зависимость от иных государств или их объединений в вопросах экономического содействия.
На данный момент все силы таможенных органов направлены на более приоритетные поставки, такие как медицинские средства, промышленные запчасти, станки, электроника. Для данной ситуации был создан упрощенный порядок приёма товаров, вошедший в план правительства, основной целью которого является обеспечение удержания положения российской экономики в условиях экономического давления. Так, для ускорения процедур были понижены объемы применения системы управления рисками. Компьютеризирована процедура пропуска, большая часть деклараций подается в электронном виде. Благодаря данным мерам произошло ускорение поставок грузов через границу без существенного снижения качества осмотра.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года ] // Российская газета. — 2020. — 04 июля.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : Федер. закон от 30 дек. 2001 № 195–ФЗ (ред. от 08.08.2024) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. I). Ст. 1.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 13 июня 1996 № 63–ФЗ (ред. от 08.08.2024) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
4. О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 22 октября 2018 г. №592. Постановление Правительства РФ от 01.11.2018 №1300 (ред. от 28.10.2023) [Электронный ресурс]. - Режим доступа www.consultant.ru
литература:
5. Билалов Р.Р., Саитбаталова В.Т. Меры противостояния таможенных служб международным санкциям // В сборнике: Наука молодых. Сборник научных статей участников XV Всероссийской научно- практической конференции. Отв. редактор С.В. Напалков, науч. редакторы В.В. Глебов, Т.Т. Щелина. Арзамас, 2023. С. 515-517.
6. Виноградова Е. В. Международные экономические санкции. Правовой анализ // Право и управление. 2022. № 10. С. 16-20.
7. Казанцев С. В. Антироссийские санкции - вчера и сегодня // ЭКО. 2015. Т. 45. № 3. С. 63-78.
8. Камышанский В. П. Институционализация правового обеспечения гражданского оборота в условиях незаконных международных санкций // Власть Закона. 2022. № 4. С. 16-22.
9. Михайлова А. Д. Перспективы международной интеграции нефтегазохимических мощностей стран ЕАЭС в условиях энергетического перехода : дис. ... канд. экон. наук. М., 2022. 287 с.
10. Морозов А.А. Административно-правовые аспекты противодействия антироссийским экономическим санкциям: последствия введения и пути их преодоления // В сборнике: Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права (Сорокинские чтения). Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции, посвящённой памяти доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации Сорокина Валентина Дмитриевича в связи со 100-летием со дня рождения. Санкт-Петербург, 2024. С. 356-366.
11. Падалко К. С. Особенности таможенно-тарифного регулирования в условиях ЕАЭС // Форум молодежной науки. 2021. № 4. С. 148-155.
12. Рахматуллин М.А., Губайдуллина И.Н. Обеспечение экономической безопасности в условиях санкций // Форум. 2023. № 2 (28). С. 25-28.
13. Руденко С.Р. Россия в условиях экономических санкций: проблемы и последствия // В сборнике: Тенденции, факторы и механизмы повышения результативности отечественной науки. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Уфа, 2023. С. 88-91.
14. Руденко С.Р., Лаврова А.И. Противодействие антироссийским санкциям и повышение устойчивости функционирования Российской Федерации // В сборнике: Тенденции, факторы и механизмы повышения результативности отечественной науки. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Уфа, 2023. С. 91-94.
15. Старженецкий В. В., Бутырина В. А., Драгунова Ю. В. Экономические санкции глазами российских судей: между защитой публичного порядка и интересов бизнеса // Международное правосудие. 2018. № 4 (28). С. 126-139.
16. Сулейков А.А. Политико-правовые инструменты противодействия внешнему санкционному давлению // В сборнике: Актуальные проблемы взаимодействия политики и права: вызовы и тенденции. Материалы круглого стола кафедры политологии юридического факультета Белорусского государственного университета. Минск, 2024. С. 202-207.
17. Шепелев Д. В., Шустов Г. О. Законность экономических санкций с точки зрения международного права // Legal Bulletin / Юридический бюллетень: электр. науч. журнал. 2021. Т. 6. № 2. С. 47-54.