Фрагмент для ознакомления
2
Современное образование ставит перед собой задачу обеспечить полноценное и успешное развитие каждого ребенка, начиная с самых ранних этапов его учебного пути. Важным этапом в жизни школьника является начальная школа, где формируются основные учебные навыки, ценности и психологическое состояние ребенка. Однако, несмотря на все усилия педагогов и родителей, множество младших школьников сталкиваются с проблемой неуспеваемости, которая может иметь долгосрочные последствия как для их академических успехов, так и для психологического благополучия.
Неуспеваемость в школьном образовании можно определить, как несоответствие образовательных результатов учащихся стандартным критериям, которые являются результатом неспособности ученика полностью усвоить учебный материал и выполнить учебные задачи.
Проблеме школьной неуспеваемости большое внимание уделяли как педагоги, так и психологи. Из них наиболее известные Ю.К. Бабанский, К.В. Бардин, П.П. Блонский, П.П. Борисов, А.А. Бударный, А.М. Гельмонт, М.А. Данилов, Н.И. Мурачковский, А.А. Смирнов, Л.С. Славина, В.С. Цетлин.
Трудности учебного процесса, возникающие в начальной школе, затрудняют освоение основной школьной программы. Фундамент системы образования закладывается в начальной школе, и без этого фундамента у учащегося в дальнейшем возникнут трудности и, как следствие, в средней школе он может «выпасть» из процесса обучения.
Важной педагогической задачей в преодолении неуспеваемости является выявление причин её образования. В этом случае большая роль отводится учителю, который должен в кратчайшие сроки устранить недостатки в обучении. Только на основании собранных материалов педагог сможет выстроить грамотную работу с обучающимися.
Проблема исследования: каковы причины и методы преодоления неуспеваемости у современных младших школьников?
Объект исследования – школьная неуспеваемость обучающихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования – причины и методы коррекции школьной неуспеваемости младших школьников.
Цель исследования – рассмотреть причины и методы коррекции неуспеваемости младших школьников.
Гипотеза: мы предполагаем, что у неуспевающих школьников будут выявлены трудности в социальном взаимодействии, низкая мотивация к обучению.
Задачи исследования:
Раскрыть понятие «школьная неуспеваемость»;
Рассмотреть причины школьной неуспеваемости в младшем школьном возрасте;
Провести экспериментальную диагностику причин школьной неуспеваемости в младшем школьном возрасте;
Предложить методические рекомендации по коррекции неуспеваемости у младших школьников.
Теоретические основы исследования: за основу исследования были взяты труды в области сущности школьной неуспеваемости и ее видов (Ю.К. Бабанский, Ю.П. Вавилов, О.В. Данилова), причин появления школьной неуспеваемости в младшем школьном возрасте (А.М. Гельмонт, Н.Ф. Круглова, С.Ю. Подгорнова).
Методы исследования:
- теоретические – сбор, анализ, синтез психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования.
- эмпирические – метод наблюдения, метод анкетирования, методы качественного и количественного анализа.
Теоретическое значение исследования состоит в рассмотрении сущности школьной неуспеваемости и её причин в младшем школьном возрасте.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что результаты диагностики причин школьной неуспеваемости могут быть использованы учителями начальной школы в коррекции неуспеваемости у младших школьников. А также предложенные методические рекомендации могут быть использовано педагоги на практике.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы школьной неуспеваемости в младшем школьном возрасте
Сущность понятия «школьная неуспеваемость»
Неуспеваемость в начальной школе является многогранной и многозначной проблемой. Для более глубокого понимания данной темы, важно начать с определения понятия «неуспеваемость» и его классификации.
Неуспеваемость можно определить, как невозможность или затруднение в достижении учебных целей, которые установлены для определенного уровня образования. Этот термин может относится как к учебным затруднениям в целом, так и к неудовлетворительным оценкам или низким успехам в учебе.
П.П. Блонский под неуспеваемостью понимает поведение и результаты обучения, не соответствующие образовательным и дидактическим требованиям школы [3, С.233].
Главное направление Федерального государственного стандарта начального общего образования – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться [19].
Дубровина И. В. говорит о неуспеваемости как несоответствии обязательных требований школы в воспитании учащихся. Мы выбрали это определение как рабочее [9, С.102].
А. А. Бударный занимался изучением отдельных аспектов проблемы предупреждения и преодоления неуспеваемости школьников. Он пришёл к выводу о необходимости дифференциации обучения школьников путём выделения в классе трёх наиболее характерных по степени восприятия и понимания учебного материала групп учащихся. В основу деления была положена степень развития учебных возможностей школьников, которая определяется сочетанием способности к учению (обучаемости) и работоспособности. На основе дифференциации возможностей школьников А. А. Бударный разработал и принципы их обучения. Большое внимание он уделял необходимости создания классов для учащихся с низким уровнем учебных возможностей, описал содержание и методику работы в таком классе.
А.А. Бударный различает два вида неуспеваемости. Он указывает, что неуспеваемость есть понятие условное, конкретное содержание, которое зависит от установленных правил перевода учащихся в следующий класс. Поскольку в школе переводят в следующий класс тех, кто удовлетворяет минимуму требований, соотносящихся с баллом «3», то неуспеваемость выражается оценками «2» и «1». Эта та «абсолютная» неуспеваемость, которая соотносится с минимумом требований. Автор выдвигает и другое понятие, соотнесенное не только с требованиями, но и с возможностями отдельных учащихся. Это так называемая относительная неуспеваемость - недостаточная познавательная нагрузка тех учащихся, которые могли бы превысить обязательные требования [16, С.88].
В Законе «Об образовании» отмечается, что «неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или не прохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью» [18]. Тем самым неуспеваемость школьника выражается через академические результаты.
Для более глубокого понимания рассмотренного понятия, следует рассмотреть его основные характеристики:
- низкие учебные показатели: Это одно из ключевых характеристик неуспеваемости. Ученик получает низкие баллы, оценки или результаты на учебных заданиях и тестах.
- трудности в усвоении материала: дети, сталкивающиеся с неуспеваемостью, могут испытывать трудности в усвоении нового материала. Это может проявляться в затруднении в понимании учебных концепций и понятий, низкой работоспособность на уроке, частым отвлечением внимания;
- недостаточное выполнение учебных заданий: ребенок может не выполнять домашние задания, не уделять должного внимания учебным проектам или игнорировать учебные обязанности.
- отсутствие активности и инициативы: неуспевающие младшие школьники могут не проявлять активности на уроках и в классе, не задавать вопросы и не проявлять интерес к учебному процессу.
- сниженная мотивация: отсутствие успехов может снизить мотивацию ученика, что в свою очередь усугубляет проблемы с успеваемостью [9, С.34].
Классификация неуспеваемости:
Славина Л.С. классифицирует неуспеваемость по разным параметрам:
- по уровню успеваемости: в зависимости от степени неуспеваемости, она может быть легкой, умеренной или выраженной. Легкая неуспеваемость может означать временные трудности в учебе, тогда как выраженная неуспеваемость характеризуется постоянными неудачами.
- по длительности: неуспеваемость может быть временной, то есть связанной с определенным периодом или предметом, или постоянной, когда ученик сталкивается с трудностями в учебе на протяжении длительного времени.
Фрагмент для ознакомления
3
Акулина, А.В. Педагогическая коррекция неуспеваемости учащихся начальных классов / А.В. Акулина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 6-3. - С.6-12.
Бабанский, Ю.К. Вопросы предупреждения неуспеваемости / Ю.К. Бабанский. – Ростов — на – Дону: Феникс, 1972. – 379 c.
Блонский, П.П. Школьная успеваемость / П.П. Блонский. — М.: Просвещение, 2006.- 548 c.
Вавилов, Ю.П. Проблемы учебной неуспеваемости школьников / Ю.П. Вавило // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - №2. - С.19-24.
Гельмонт, А. М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления / А.М. Гельмонт. - М. : Просвещение, 2004. 326 с.
Гизатуллина, А.В. Предупреждение неуспеваемости младших подростов в процессе преподавания иностранного языка: автореферат дисс. кандидата педагогических наук / А.В. Гизатуллина. - М., 2008. - 82 с.
Головей, Л. Е. Психология развития и возрастная психология. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Л.Е. Головей. - М.: Юрайт, 2016 .374с.
Данилова, О.В. Школьная неуспеваемость. Психологические методы решения проблемы. Комплексное развитие психических свойств ребенка / О.В. Данилова // Вопросы психологии. - 2004. - № 4. - С.91-99.
Дубровина, И. В. Методы выявления индивидуально-психологических особенностей младших школьников / И. В. Дубровина // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. – М.: 1988. – 166 с.
Круглова, Н.Ф. Причины неуспеваемости в школе и пути их устранения / Н.Ф. Круглова. – М.: Вербум, 2004. – 120 с.
Курапова, Т.Ю. Теоретический анализ понятий «успеваемость» и «успешность обучения» в психолого-педагогической литературе / Т.Ю. Курапова// Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2010. №8. URL: http://www.jurnal.org/articles/2010/ped36.html (дата обращения 21.03.2024).
Лусканова, Н. Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. - М.: Фолиум, 1999. - 268 с.
Майорова, Н.П. Неуспеваемость. Как выявить и устранить ее причины: Пособие для школьного психолога / Н.П. Майорова. - СПб., 1988.
Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н г. М.. URL: https://school3.kchr.eduru.ru/media/2020/02/11/1250875158/Profstandart_Pedagog.pdf (дата обращения 29.03.2024).
Подгорнова, С.Ю. Причины неуспеваемости младших школьников / С.Ю. Подгорнова // Научный журнал. - 2017. - №7. - С.109-111.
Славина, С. С. Индивидуальный поход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам / С.С. Славина. - М. : Просвещение, 1986. - 217 с.
Тончеева, А.В. Причины неуспеваемости в школе / А.В. Тончеева // Профессиональная педагогика: новые вызовы и перспективы развития: сб.науч.тр. - М. Чебоксары: АПСН, 2011. - С. 99-103.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.08.2018). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 29.03.2024).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 286. 59 с. URL: https://base.garant.ru/400907193/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения 21.03.2024).
Цетлина, В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение / В.С. Цетлина. - М., 2007. - 120 с.