Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы работы. Русский язык занимает одно из центральных мест в системе образования. За время учебы дети получают много информации, и очень сложно ее запомнить и усвоить. Повторение играет важную роль в развитии долговременной памяти. Но процесс забывания, к сожалению, неизбежен. Следовательно, очень важно правильно организовать повторение. Оно предупреждает забывание пройденного материала, позволяет восстановить забытое, содействует углублению и расширению знаний, умений, навыков и при этом делает их осознанными и прочными.
Основная задача учителя-словесника заключается в организации систематического повторения материала в течение учебного года и успешного итогового повторения (как результата учебной деятельности) пройденного материала в конце года.
С момента введения новой формы проведения экзамена по русскому языку тема подготовки учащихся к Основному государственному экзамену (ОГЭ) стала одной из самых важных и актуальных, потому что главным показателем работы учителя являются результаты Основного государственного экзамена учащихся школы.
Итоговая аттестация - первая серьезная проверка результатов учебной деятельности и ученика, и учителя.
Показателем подготовленности обучающегося являются и знания, и умения применять их в практической деятельности. Объектом контроля являются комплексы знаний, умений и навыков, составляющие ту или иную компетенцию. Задания, которые предлагаются на экзамене по русскому языку, проверяют все виды компетенций:
лингвистическую;
языковую;
коммуникативную.
Основной государственный экзамен представляет собой форму организации экзаменов с использованием заданий стандартной формы, выполнение которых позволяет установить уровень освоения федерального государственного стандарта основного общего образования.
Объект исследования - способы подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку с использованием уроков обобщающего повторения.
Предмет исследования – обобщающее повторение подготовки к ОГЭ по русскому языку.
Цель исследования – характеристика основных направлений обобщающего повторения по русскому языку при подготовке к ОГЭ
В соответствии с целью исследования и его гипотезой были поставлены и решались следующие задачи:
1. Обосновать необходимость и целесообразность использования образовательных технологий обобщающего повторения при подготовке школьников к экзамену по русскому языку.
2. Охарактеризовать требования к организации обобщающего повторения с учётом возрастных особенностей учащихся в 9 классе.
3. В ходе опытно-поисковой работы проверить содержательность методики обобщающего повторения по русскому языку при подготовке к экзамену.
Данная работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, а также заключения, библиографического списка использованной литературы.
Уроки повторения являются важной частью обучения русскому языку школьников, поскольку на этих уроках происходит обобщение и систематизация знаний, полученных ими в течение года. В 9 классе такие уроки играют главную роль в подготовке учащихся к экзаменам.
В зависимости от целей и содержания повторение может быть:
в начале учебного года;
текущее (ежедневное);
тематическое (повторение пройденной темы или целого раздела);
итоговое (повторение материала, пройденного в течение года).
Итоговое повторение проводится в конце учебного года. Цели итогового повторения: повторить большой объем материала; представить материал в обобщенном виде; привести в единую систему знания, полученные в течение года; закреплять и совершенствовать умения и навыки учащихся.
Данные цели необходимо реализовать за короткий срок.
Организация процесса итогового повторения имеет свои особенности.
1. оно будет успешным только при условии, если учитель в течение всего года уделял много внимания текущему и тематическому повторениям.
2. итоговое повторение осуществляется в процессе выполнения различных по содержанию и форме упражнений (фонетиче-ский/синтаксический/лексический/морфемный/морфологический разбор, списывание, различные виды диктантов, изложения, сочинения).
3. в каждом уроке должен присутствовать элемент новизны. В случае с уроком итогового повторения новизна может заключаться в форме «умственной переработки» материала.
Существуют следующие направления работы предметной подготовки учащихся к ОГЭ: развитие мотивации и целеполагания; формирование умения решать задания разного уровня; развитие самоконтроля; формирование уверенности и положительной самооценки.
Существуют также следующие обязанности учителя при подготовке учащихся к ОГЭ: проводить постоянную психологическую работу со учащимся и, поскольку даже ученик, хорошо подготовленный в плане знаний, умений и навыков, может не показать достаточно высокого результата, например, из-за страхов, связанных с процедурой ОГЭ самостоятельно связаны; правильно оценивать знания, навыки и способности учащихся на протяжении всего периода обучения в соответствии с их индивидуальными характеристиками и способностями; организовывать систематическую продуманную работу с 5 по 9 класс в основной школе преподавания предмета; тесно сотрудничать с родителями.
Подготовка к экзамену ОГЭ обязательно должна отличаться от традиционного повторения школьной программы по русскому языку и быть строго ориентирована на конкретную форму экзамена и систему проверки. Все эти направления и задачи тесно взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одного из них не может привести к положительному результату. Система работы по подготовке к ОГЭ включает в себя:
1. Психологический настрой учащихся:
Главный государственный экзамен - это не только проверка знаний, но и своеобразный тест на социальную и психологическую готовность школьников к постоянно меняющимся условиям современной жизни. В связи с этим одной из ключевых характеристик, способствующих успешной сертификации по форме ОГЭ, является психологическая устойчивость девятиклассников. Основными причинами волнения выпускников являются: сомнения в полноте и прочности знаний; сомнения в собственных способностях; Неспособность анализировать, концентрироваться и распределять внимание; усталость, беспокойство, неуверенность в себе .
2. Организация информационной работы в рамках подготовки к ОГЭ.
Информационная работа является важным условием формирования психологической устойчивости учащихся. Во время подготовки к ОГЭ году необходимо тесное общение с родителями. Необходимо информировать родителей о структуре и содержании контрольно-измерительных материалов, об изменениях в структуре контрольно-измерительных материалов, о процедуре сдачи экзамена, критериях оценки, ходе подготовки к ОГЭ и степени готовности каждого выпускника.
В рамках информационной работы в офисе был разработан стенд, содержащий общую информацию по ОГЭ на русском языке, а также демонстрационные версии КИМ предыдущих лет, инструкции по выполнению работы, рекомендации для выпускников, список литературы и адреса веб-сайтов.
3. Создание методической базы.
Учебники содержат варианты экзаменационных работ по подготовке к итоговой аттестации по русскому языку по новой форме в 9 классе, структурированные в соответствии со спецификацией 2016 года, утвержденной ФИПИ и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации. Руководства позволяют эффективно организовать фронтальную работу в классе, самостоятельную работу на дому и применять дифференцированный и индивидуальный подход.
4. ИКТ в системе подготовки к ОГЭ.
ИКТ (цифровые образовательные ресурсы, а также интернет-ресурсы) активно используются для эффективной помощи учащимся в подготовке к урокам и экзаменам.
Использование новых ИКТ позволяет разнообразить и объединить методы и средства подготовки учащихся к аттестации выпускников, повысить мотивацию к обучению и улучшить усвоение нового материала, качественно изменить самоконтроль и контроль за результатами обучения. Интернет-тесты, Всероссийский игровой конкурс "Русский медведь - лингвистика для всех" также способствуют внедрению технологий тестирования и оказывают важную поддержку в подготовке к ОГЭ. Предлагаемая система позволяет каждому ученику выполнять задания в необходимом для него объеме и в доступном для него темпе.
5. Работа с текстом
Первое задание ОГЭ на русском языке - написать краткое резюме. Я начинаю обучение навыкам сжатия текста уже в 5-м классе, программа предусматривает написание подробной и лаконичной презентации. Очень важно обратить внимание на определение микротем текста (разделение абзацев). Этот критерий проверки презентации дает 2 балла, поэтому очень важно обучать учащихся методам сжатия.
Первый прием - обобщение конкретных, отдельных явлений (сведение текста в целые предложения или частей в комплексы, не отражающие основную идею микротемы); второй прием - исключение деталей, деталей (мы сокращаем, исключаем похожие понятия, объединяем два предложения в одно); и, наконец, второй прием - это исключение деталей, деталей (мы сокращаем, исключаем похожие понятия, объединяем два предложения в одно); и, наконец, это третье упрощение (мы передаем текст микротемы его собственными словами). Способность использовать все три метода сокращения в презентации оценивается в 3 балла. При работе с текстом главное - не искажать смысл текста, иначе вам укажут на фактическую ошибку, а это минус 2 балла.
Такая работа учит вас слушать и слышать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужую и создавать свой собственный текст.
6. Создтьбанк тестовых заданий.
Использование технологий тестирования в 5-11 классах на этапах изучения нового материала, закрепления, систематизации, обобщения и проверки знаний.
Применение различных тестов: с выбором ответов и без него, с развернутым ответом, согласование, заполнение удостоверений личности, поиск истины или лжи, понимание текста.
Учащиеся 5-9 классов пользуются пособиями, в которых тестовый материал не только помогает проверить знания по определенной теме, но и сформулирован в формате ОГЭ.
7. Собственное высказывание по определенной теме.
Умение составить собственное высказывание на определенную тему востребовано не только на ЕГЭ в 9 классе, но и на экзамене в 11 классе. Кроме того, культура доказательной аргументации является показателем общей культуры человека.
Написание эссе-рассуждения - это, пожалуй, одно из самых сложных заданий. Для того, чтобы учащиеся выполняли задание осознанно, а результаты работы были очевидны учащимся и преподавателям, разрабатывается система написания эссе - рассуждения.
Подготовка девятиклассников проводится систематически, целенаправленно и в несколько этапов, чтобы каждый ученик уверенно и успешно справился с данным видом работ на экзамене.
Основным содержанием сочинения-рассуждения является лингвистический материал. Учащимся необходимо осмыслить различные лингвистические понятия, например, знаки препинания, синонимы, антонимы, фразеологические знаки, частицы, глаголы, суффиксы и т.д. В задаче 15.1 в каждой версии содержатся разные утверждения о языке. Поэтому необходимо раскрыть смысл высказывания, раскрыть смысл высказывания в лингвистическом материале; привести как минимум 2 примера из прочитанного текста, аргументируя свой ответ; отметить объем эссе: оно должно содержать не менее 70 слов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. - М.: Логос, 2013. – 400 с.
2. Гостева Ю.Н., Добротина И.Н., Шамчикова В.М. Научно-методическое сопровождение концепции преподавания русского языка и литературы с использованием цифровых образовательных ресурсов // Отечественная и зарубежная педагогика, 2020. Т. 1. № 1 (65). С. 84-98.
3. Иванова С.В., Иванов О.Б. Образовательное пространство как модус образовательной политики: монография. М.: ООО «Русское слово - учебник», 2020. 160 с. С. 23.
4. Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. Изд. 3-е, стереотипное.- М.: 2016.- 784 с.
5. Миронова Н.А. Цифровые технологии обучения в контексте непрерывного литературного образования: монография. М.: Экон-Информ, 2020. 147 с.
6. Новиков С.И. Информационные технологии как средство повышения мотивации учащихся к обучению / Наука и образование сегодня, 2015. № 1. С. 101-105.
7. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. Под ред. Р.И. Аванесова. Изд. 13-е, стереотипное. - М.: 2011 – 656 с.
8. Осмоловская И.М. Дидактика: от классики к современности: монография. М.; СПб.: Нестор-История, 2020. 248 с.
9. Работа с текстом на уроке русского языка: Пособие для учителя. 5-11 классы. ФГОС. / О.М. Александрова [и др.]. М.: Издательство «Экзамен», ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2019. 159 с. (Серия «Учебно-методический комплект»)
10. Русский язык и культура речи: Учебник. / Под ред. проф. В.И.Максимова. - М.: Гардарики, 2017. – 388 с.
11. Русский язык и культура речи: Учебник. / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. - М.: ИНФРА-М, 2016 – 360 с.
12. Текучева И.В., Баранова О.В. Возможности электронного учебного курса в профессиональной подготовке бакалавров к аудированию научной речи //Перспективы науки. - 2021. - № 2 (137). - С.36-40.
13. Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении: Научно-методическое пособие. М. Издательство «Эйдос», 2012. 73 с.
14. Хуторской А.В. Системно-деятельностный подход в обучении: Научно-методическое пособие. М.: Издательство «Эйдос»: Ин-т образования человека, 2012. 63 с.