Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Игра – это обязательно совместное занятие, предполагающее общение взрослых с детьми или детей друг с другом. Общение детей во время игры мотивирует развитие их речи (увеличение словарного запаса, развитие грамматической системы, связная речь). Игра создает ситуации, которые не возникают в практической жизни и которые обогащают знания детей об окружающем их мире. Таким образом, игра как основное занятие дошкольника является фактором, определяющим его всестороннее развитие. Игра играет особенно важную роль в развитии речи дошкольника, в частности, в развитии связной речи, поскольку именно игра обеспечивает прямое и мотивированное общение между ее участниками.
Сюжетно-ролевые игры – основной вид игры дошкольника. Характеризуя ее, С. Я. Рубинштейн подчеркивал, что эта игра является наиболее спонтанным проявлением ребенка и в то же время основана на взаимодействии ребенка со взрослыми. Он обладает основными игровыми характеристиками: эмоциональной насыщенностью и увлеченностью детей, самостоятельностью, активностью, креативностью.
Игра в дошкольном возрасте не заменит ее. В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии. В психологии игра рассматривается как ведущая развивающая деятельность в дошкольном возрасте, в рамках которой возникают основные новообразования этого возраста, благодаря которым происходят значительные изменения в психике ребенка, формируются качества, подготавливающие переход на новый этап более высокого уровня развития.
Суть в том, что игра в ее развитой форме требует от ребенка рассматривать объекты в соответствии с той ролью, которую он взял на себя, и согласовывать свою точку зрения с точками зрения других игроков. На этой основе у ребенка вырабатывается новая система операций, осуществляется переход от предоперационного мышления к конкретным операциям.
Выготский Л. С. писал об игре как об основном условии развития ребенка, при котором он может проявлять способности, раскрывающие уровень его непосредственного развития. Однако только полноценная игровая деятельность может создать зону ближайшего развития. В игре наиболее интенсивно формируются все психологические качества и особенности личности ребенка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов, от самых элементарных до самых сложных. Играя игровую роль, ребенок подчиняет все свои сиюминутные и импульсивные действия этой задаче.
В игровых условиях дети лучше сосредотачиваются и запоминают больше, чем на прямом задании взрослого. Сознательная цель состоит в том, чтобы сосредоточиться, что-то запомнить, сдержать импульсивное движение раньше и облегчить ребенку игру.
Цель исследования – изучение теоретических основ сюжетно-ролевых игр в реализации программных задач дошкольного образования детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс реализации программных задач дошкольного образования детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – использование сюжетно-ролевых игр в реализации программных задач дошкольного образования детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Рассмотреть особенности развития детей старшего дошкольного возраста.
2. Описать сюжетно-ролевые игры. Виды. Использование сюжетно-ролевых игр в дошкольном возрасте.
3. Определить роль сюжетно-ролевых игр в реализации программных задач дошкольного образования.
4. Охарактеризовать методику работы над сюжетно-ролевыми играми с детьми старшего дошкольного возраста.
5. Разработать картотеку сюжетно-ролевых игр с детьми старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНЫХ ЗАДАЧ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Особенности развития детей старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст (5,5-7 лет) характеризуется бурным развитием и перестройкой функционирования всех физиологических систем детского организма: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, мышечной. Рост и вес ребенка быстро увеличиваются, пропорции тела изменяются. Основные изменения происходят на более высоких уровнях нервной активности. Характерно, что мозг шестилетнего ребенка близок к мозгу взрослого. В возрасте от 5,5 до 7 лет детский организм демонстрирует способность вырасти до показателей взрослого человека, включая более серьезные умственные и физические проблемы, связанные с формальным обучением.
В старшем дошкольном возрасте играет важную роль психологическое развитие ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.
В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется комплекс устойчивых мотивов; появляются новые социальные потребности (уважение и признание именинников, желание внести свой вклад в жизнь других, «взрослый», «зрелый»; потребность в признании со стороны определенных сверстников).
Старшие дошкольники проявляют активный интерес к групповой деятельности, но в то же время выражают стремление быть первыми и лучшими в спортивных и других видах деятельности, и установленные нормы поведения должны действовать соответственно. Возникает новая (косвенная) мотивация – она лежит в основе произвольного действия. Ребенок усваивает систему социальных ценностей. Правила поведения общества иногда могут диктовать его сиюминутные интересы, в данном случае не так, как он хочет, а так, как ему «нужно» вести себя.
Старшие дошкольники уже не так наивны и непосредственны, как раньше, и непонятны окружающим. Причиной таких изменений является обособленность, в которой ребенок воспринимает свою внутреннюю и внешнюю жизнь.
До семи лет ребенок думает о своем опыте как о своем нынешнем опыте. Желания и выражение этих желаний в поведении (т. е. внутреннем и внешнем) образуют неразрывное целое. В этом возрасте поведение ребенка обычно можно объяснить схемой: «Я хочу сделать это». Детство и непосредственность предполагают, что ребенок настолько же посторонний, насколько и свой; Его поведение понятно и легко «читается» для окружающих. Утрата уверенности в себе и ребячливость в поведении старшего дошкольника означает, что между переживаниями ребенка и действиями в его поведении имеются подвешенные интеллектуальные моменты. Его поведение осознанно и его можно описать словами: «Я хочу этого, я это понимаю, я это делаю». Сознание задействовано во всех сферах жизни старшего дошкольника: в его отношениях с другими людьми, с ними и с ним самим, его личный опыт, последствия его действий и т.д.
Одним из важнейших достижений дошкольного возраста является развитие социального самосознания и внутренней общности. В начале своего развития дети еще не знают, чем закончится их жизнь. Поэтому они не хотят меняться. Если возникающие потребности детей этого возраста не будут удовлетворены в их культуре, это неизбежно приведет к протестам и отказам.
В дошкольном возрасте ребенок впервые осознает разницу между своим статусом среди других и своими истинными способностями и желаниями. Стремление достичь нового, более «зрелого» статуса в жизни явно отражает желание внести новый и значимый вклад не только в себя, но и в жизнь других. Ребенок может казаться «оторванным» от своей нормальной жизни и связанной с ней образовательной системы и больше не интересуется дошкольной деятельностью. В контексте глобального образования это наиболее очевидно, особенно в условиях обучения в сообществе и желания детей учиться как новой формы социально значимой деятельности, а также участия взрослых. Они будут стремиться выполнять собственные обязанности, брать на себя некоторую ответственность и помогать семье [11].
Возникновение таких желаний рождается из всего процесса психологического развития ребенка, от того, в какой степени он видит себя не только активным субъектом, но и как субъект процесса человеческих отношений. (Система человеческих отношений). Если со временем не произойдет приспособление к новым социальным ситуациям и видам деятельности, ребенок не будет уверен в своем поведении.
Ребенок начинает осознавать свое место среди других, складывается внутренняя социальная ситуация, появляется стремление к новым социальным ролям, отвечающим его потребностям. Ребенок начинает понимать и нормализовать свой опыт, развивая сильную самооценку и реалистичное отношение к успехам и неудачам в деятельности (некоторым людям трудно достичь высокого уровня успеха и достижений в своих начинаниях, главное избежать неудач и неприятных разочарований).
Содержательно-оценочная сторона самосознания не может быть интегрирована в единое целое. В каждом самоосуждении, во всяком самоубеждении есть в той или иной степени самокритика.
В старшем дошкольном возрасте появляется критическое мышление – способность анализировать собственные действия и соотносить собственные идеи, переживания и действия с идеями и
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Андреенко, Т. А. Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста / Т. А. Андреенко, О. В. Алекинова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 27-29.
2.Бутырина, Н. А. Сюжетно-ролевая игра как средство развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста / Н. А. Бутырина, Н. М. Кашина. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 27-29.
3.Васильева, Л. Н. Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста / Л. Н. Васильева, Е. А. Долгополова, Н. А. Саушкина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 1-2.
4.Газизова, Ф. С. Особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста / Ф. С. Газизова, Н. Н. Семенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 51 (498). — С. 149-150.
5.Ганиева, К. Л. Сюжетно-ролевая игра как средство развития гендерных представлений у дошкольников / К. Л. Ганиева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 4 (52). — С. 5-6.
6.Гребенкина, Н. В. Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного развития дошкольников / Н. В. Гребенкина, А. А. Капнина, Л. М. Пашкевич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 40 (174). — С. 166-168.
7.Жукова, И. Н. Сюжетно-ролевая игра как способ развития дошкольников / И. Н. Жукова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 51 (289). — С. 337-339.
8.Истомина, О. А. Развитие произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста в процессе чтения художественной литературы / О. А. Истомина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6). — С. 30-33.
9.Колтун, Е. А. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования доброжелательных отношений между старшими дошкольниками / Е. А. Колтун, О. Г. Романцова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 6 (43). — С. 9-11.
10.Комарова, Т. В. Сюжетно-ролевая игра как средство развития дошкольников / Т. В. Комарова, О. В. Пронина, В. А. Астапова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 34 (220). — С. 102-106.
11.Косачева, Е. В. Особенности тревожных состояний у детей старшего дошкольного возраста / Е. В. Косачева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 10 (352). — С. 162-164.
12.Рубинштейн, С. Л. Речь и общение. Функции речи / Л.С. Рубинштейн– Текст : непосредственный //Основы общей психологии-Т.1. – М.: 2012. – С. 235-250.
13.Миронова, Е. А. Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности / Е. А. Миронова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 20 (124).
14.Семенова, А. В. Основные акценты развития сюжетно-ролевой игры современных детей старшего дошкольного возраста / А. В. Семенова, З. В. Иванова, Г. Р. Тарасевич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 4 (451). — С. 183-185.
15.Штурнева, Т. П. Сюжетно-ролевая игра как средство патриотического воспитания старших дошкольников / Т. П. Штурнева, Л. И. Токарева, И. П. Мотчанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 29 (133). — С. 616-620.