Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современной отечественной экономике необходимость развития конкуренции в разных сферах и на разных уровнях хозяйственной деятельности заставляет возвращаться к исследованию конкуренции как исходной категории, центрального механизма рыночных отношений. Общепризнан тот факт, что конкуренция - это неотъемлемое свойство рынка, и эффективность функционирования рынка тем выше, чем активнее конкуренция и чем лучше условия для ее проявления.
Неоднозначность социально-экономических условий приводит к образованию такой рыночной ситуации, как монополия и естественная монополия. Регулирование деятельности естественных монополий – одна из важных тем в странах с рыночной экономикой, так как от результатов этой деятельности напрямую зависят благосостояние населения и жизнь общества в целом. В Российской Федерации, где имеется нестабильность социально-экономического положения, фактор естественных монополий необходимо учитывать для обеспечения высокого уровня жизни и построения стабильной экономики в государстве.
Актуальность темы исследования обусловлена важностью обеспечения эффективного антимонопольного регулирования деятельности монополий в Российской Федерации. Монополии осуществляют свою деятельность в ключевых для экономики России сферах, благодаря их деятельности, в значительной степени, формируется государственный бюджет. Инвестиционная деятельность монополий, качество и своевременность реализации ими утвержденных программ развития напрямую влияют на другие отрасли экономики. Государство стремится обеспечить эффективное взаимодействие с естественными монополиями, определить вектор их развития в целях обеспечения развития отдельных отраслей и страны в целом.
В сферах деятельности монополий, в которых сохранение монополизма выгоднее высокоразвитой конкуренции, действует особое государственное регулирование. Государственное регулирование является основной формой воздействия государства на монополии.
Цель работы - изучение антимонопольной политики государства.
Задачи работы определены в соответствии с поставленной целью исследования:
- изучить теоретические основы антимонопольной политики;
- рассмотреть особенности антимонопольной политики в России;
- разработать предложения по совершенствованию тарифной политики монополий в России
Объект исследования – антимонопольная политика.
Предмет исследования – практика осуществления антимонопольной политики в России.
Методологическую основу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания, а также сравнительно-правовой и логический подходы к изучению материала, статистические методы (расчет абсолютных, относительных показателей, показателей структуры и динамики).
Информационной базой для написания работы явились законодательные акты РФ, отдельные нормативные акты антимонопольного органа (ФАС России), а также аналитические и методологические публикации по исследуемой проблематике в периодических изданиях и Интернет-изданиях.
Структура курсовой работы представляет собой исследование, состоящее из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1. Развитие теории монополии в экономической науке
Довольно часто монополию рассматривают как новое явление в экономической науке. Но ведь монополия зародилась еще в древние времена, одновременно с появлением рынка и существовала на всех этапах развития общества.
История развития монополии представлена в таблице 1 .
Таблица 1 - История развития монополии
Период Отличительные особенности Страны
II тысячелетие до н. э. – IV век н. э. Внешняя торговля была предметом монополии. Право монопольного регулирования ресурсов было только у монархов и знати. Появление первых монополий на банковское дело Древний Египет, Вавилон, Древняя Индия, Древний Китай
XVII- XVII вв. Продажа или выдача монархам различного рода привилегий, дающих исключительное право на торговлю, производство. Огромный рост количества монополизированных товаров и услуг. Монополизирована внешняя торговля Англия, Франция
XIX-XX вв. Появление новых монополистических фирм, таких как трест и синдикат. Практически полное отсутствие законодательной базы, регулирующих тресты и синдикаты Англия, Германия, Франция, США, Российская империя
XX-XXI вв. Появление транснациональных компаний, обладающих доминирующим положением на рынке и контролирующих существенную долю рынка Развитые и развивающиеся страны
Как только термин «монополия» был введен в научную терминологию, он стал пониматься как состояние рыночных отношений, при котором фигурирует один производитель, осуществляющий несправедливую торговлю, ставя цену на свою продукцию выше естественной или конкурентной.
Первые экономические основы монополии зародились еще в трудах схоластической школы. По мнению представителей данной школы, существовало два вида цены:
– цена, которая формируется под воздействием спроса и предложения;
– цена, которая устанавливается государством, законом.
Теория монополии схоластов строилась на критике монополии по определенным причинам. Во-первых, повышая цену, монополист продавал продукцию намного дороже, чем она стоила, а это было против идеи равенства. Во-вторых, эксплуатация в монополии не соответствовала принципу милости и братской любви. В-третьих, монополия вредна для общего блага, так как вызывает дефицит товаров и услуг.
Также схоластами были выдвинуты признаки монополистических действий:
– наличие сверхприбыли;
– высокая цена приносит вред обществу;
– контроль над предложением товаров и услуг;
– ограничение выпуска продукции.
П. Керт считал, что монополистические действия неэффективны. Обоснованность теории естественной монополии в рамках неоклассической теории объясняется наличием эффекта масштаба .
В настоящее время экономическая теория выделяет три типа монополии: монополия отдельного предприятия, монополия как соглашение, монополия которая основывается на дифференциации продукта.
Различают 5 форм монополистических объединений: картель, синдикат, корнер, трест, холдинг.
Рынок несовершенной конкуренции отличается от рынка совершенной конкуренции тем, что продавцы могут влиять на размер рыночной цены. Продукт выпускается только одним продавцом, тем самым данный товар или услуга являются уникальными.
Характеристика рынка монополии:
– один производитель однородного продукта;
– высокие барьеры входа-выхода на рынок;
– высокий контроль за ценами;
– отсутствие конкуренции;
– функция спроса имеет отрицательный наклон.
Существуют разные виды монополий .
Рисунок 1 - Виды монополий
Естественная монополия. Производство продукции одним производителем выходит дешевле, чем создание этой же продукции большим количеством организаций. Положительной чертой такой монополии является минимизация издержек и получение положительной экономической прибыли.
Открытая монополия. Это те производители, которые недавно вышли на рынок с новым товаром. Но в процессе деятельности появляются у них конкуренты и открытая монополия переходит в олигополию.
Закрытая монополия. Подразумевает собой то, что монопольное право компании защищено юридически, а именно законами, к примеру, патентом или авторским правом.
Есть два способа образования монополии: с помощью капитализации прибыли и путем слияния и поглощения.
Монопольное положение на рынке считается желанным для любого предпринимателя, ведь оно позволит избегать проблемы и риски, связанные с конкуренцией.
1.2. Сущность и направленность антимонопольной политики
Рыночная экономика функционирует на главных принципах свободных отношений между субъектами рынка и может дать возможность свободного вхождения на рынок новых фирм. Однако сейчас создание этого условия, которое является одним из важных факторов рыночной экономики, имеет трудности. В глобальном масштабе одной из самых острых проблем экономики считается монополизация рынка, которая имеет стойкий «иммунитет» к огромному числу приемов, она невольно влечет за собой большой ряд серьезных проблем, которые, в свою очередь, создают ощутимые барьеры для того, чтобы экономика развивалась как конкретной страны, так и всего мира в частности. Монополии «формируют» рост цен, сокращение производства и уровня качественных товаров и т.п., что наносит значимый социально-экономический ущерб.
В мировой экономике существуют три основных направления антимонопольной политики:
1. создание монополизированной отрасли конкурентной среды;
2. выработка в обществе устойчивого антимонопольного настроения и развитие не государственных гражданских институтов антимонопольного контроля;
3. прямое государственное регулирование монополизированных отраслей и предприятий.
Выбирая отдельное направление или комбинации направлений государственная власть и граждане страны должны опираться на особенности
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7578.
2. Александрова А.В. Методы исследования систем управления. Учебное пособие / А.В. Александрова. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2020. – 159 с.
3. Антиконкурентные соглашения и недобросовестная конкуренция: учебное пособие / отв. ред. С. А. Пузыревский. – Москва: Проспект, 2020. – 325 с.
4. Антиконкурентные соглашения и недобросовестная конкуренция: учебное пособие / Д. А. Гаврилов, А. Ю. Кинев, С. А. Пузыревский и др.; Министерство образования и науки Российской Федерации, Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА); под ред. С. А. Пузыревского. – М.: Проспект, 2021. – 205 с.
5. Антонов В.С. Теория конкуренции и монополий. Типология рыночных структур / В.С. Антонов. - М.: ГУ ВШЭ, 2021. – 458 с.
6. Бращин Р. М. Методы государственного регулирования естественных монополий / Р.М. Бращин // Вестник РЭА. – 2021. - №6. – С. 59-64
7. Горейко Н.А. Норма о коллективном доминировании в российской антимонопольной практике / Н.А. Горейко. – М.: Синергия, 2020. – 395 c.
8. Городов О. А. Недобросовестная конкуренция: теория и правоприменительная практика. – М.: Статут, 2020. – 452 с.
9. Дмитриева Д.М. Антимонопольная политика в области стратегических альянсов: опыт США, ЕС и России / Д.М. Дмитриева. – М.: Синергия, 2021. – 108 c.
10. Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2023 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pravdaosro.ru/wp-content/uploads/2024/04/Doklad-1-FAS-2023.pdf?ysclid=lv2almsrsa191834636.
11. Калаева Д.М. Естественные монополии в экономике России / Д.М. Калаева, Р.А. Шаховский // E-scio. - 2022. - № 6. - С. 462-468.
12. Марьина А.В. Сравнительный анализ зарубежного и российского опыта регулирования естественных монополий / А.В. Марьина, Э.Ф. Шаяхметова // Журнал У. Экономика. Управление. Финансы. - 2020. - № 2. - С. 129-135.
13. Мирзоева Э.Р. Сущность монополии как рыночной структуры / Э.Р. Мирзоева // Современная экономика. - 2022. - С. 6-9.
14. Недобросовестная конкуренция: учебно-практическое пособие / О. А. Городов, А. В. Петров, Н. А. Шмигельская; под ред. О. А. Городова. – М.: Юстицинформ, 2020. – 387 с.
15. Официальный сайт ФАС России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fas.gov.ru/.
16. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru.
17. Солодуха Т.А. Понятие и виды естественной монополии / Т.А. Солодуха // Modern science. - 2021. - № 7-1. - С. 117-120.
18. Шайхеев, Т.И. Нарушение антимонопольного законодательства путем установления монопольно высоких и монопольно низких цен // Закон. – 2019. – № 5. – С. 153-160.
19. Экономическая теория. Экспресс курс / Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной, А.Ю. Юданова. – М.: КноРус, 2019. - 608 с.
20. Экономическая теория: учебник / Под. Ред. Гукасьян Г.М., Маховиковой Г.А., Амосовой В.В. – 2-е изд. – М.: Эксмо, 2021. – 736 с.