Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Обсуждаемый вопрос очень актуален в наше время, поскольку государство прямо или косвенно влияет на экономический баланс страны, обеспечивая замедление инфляции и стабильность. Независимо от того, как правительство участвовало в развитии экономики и как она регулировалась, без этого было невозможно вести бизнес на должном уровне.
Государство может влиять по-разному: юридическим и финансовым. Регулируя правила игры и движение денег на рынке и поддерживая предпринимателей в хорошем состоянии, государство обеспечивает необходимую дисциплину частному сектору. Степень его влияния определяется, прежде всего, степенью развития сферы предпринимательства. Одним из наиболее важных вопросов макроэкономики является вопрос экономического роста и его скорости в свете последних событий, связанных со специальной военной операцией России на Украине и введением антироссийских санкций в 2022 году.
Целью исследования является анализ эволюции антимонопольной политики в политику защиты конкуренции.
На основании поставленной цели, были определены следующие задачи исследования, являющиеся, по сути своей, структурными элементами курсовой работы:
изучить понятие и сущность рыночной экономики;
рассмотреть содержание государственного регулирования;
рассмотреть причины государственного вмешательства в рыночную необходимость государственного регулирования рыночного механизма;
описать методы и функции государственного регулирования рыночного механизма;
рассмотреть пределы государственного вмешательства в экономику;
определить направления регулирования рыночного механизма и эффективности производства.
Объект исследования – рыночный механизм.
Предмет исследования – процесс регулирования рыночного механизма в современной экономике.
Теоретической основой при написании работы послужили научные труды следующих авторов: А.М. Даурбеков, Л.М, Анохин, И.Н. Никулина, М.Ю. Малкина, С.Г. Серяков.
Информационные источники: нормативно-правовые акты, интернет-ресурсы.
Структура работы: введение, три главы, раскрывающие вышеописанные задачи, заключение и список использованной литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
1.1. Понятие и сущность рыночной экономики
Рынок - это совокупность экономических отношений, связанных с отношениями между производителем и потребителем, обменом ресурсами и торговлей. Продавец показывает свой товар, а покупатель оценивает его. В этом случае товарами в рыночной экономике могут быть не только товары или услуги, но и земля, рабочая сила, капитал и другие ресурсы. В качестве изменения стоимости используются валюта и другие финансовые активы - акции компаний, депозиты и т.д. Разные компании или государства могут выступать в качестве продавцов и покупателей .
В связи с этим на рынке существует множество классификаций, таких как:
1. по объектам рыночных отношений: рынки товаров и услуг, рынки труда, рынки ценных бумаг, рынки земли и другие;
2. в разбивке по объему продаж: оптовая и розничная торговля;
3. по региональным характеристикам: местный, региональный, национальный, мировой;
4. связанные с законом: законные и теневые;
Рыночная экономика - это экономическая модель, основанная на добровольном обмене ресурсами между продавцами и покупателями с учетом законов спроса и предложения. Только при соблюдении различных условий возможно свободное взаимодействие между производителями и потребителями. Основные характеристики рыночной экономики:
1. частная собственность
Рыночная экономика немыслима. Нет права на частную собственность. Она позволяет покупателям покупать товары и пользоваться тем фактом, что производители их продают.
2. Свобода торговли
Предпринимательство - это независимая деятельность, в которой люди стремятся получать прибыль. Осуществление корпоративной деятельности может осуществляться как в организованной форме, так и без организованной формы. Любая предпринимательская деятельность связана с риском.
Основные формы предпринимательской деятельности:
Индивидуальный предприниматель (ИП) - подвергает риску все свое имущество.
Товарищество - совместное управление двумя или более людьми. Все члены товарищей также несут ответственность за свое имущество.
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) - это хозяйственная компания, капитал материнской компании которой разделен на акции. Участники рискуют вкладами в свои акции.
Акционерное общество (АО) - это хозяйственное общество, капитал которого разделен на ценные бумаги (акции). Акционеры являются совладельцами компании. Они несут риск убытков в пределах стоимости своих акций.
3. конкуренция
Конкуренция - это конкуренция между производителями и потребителями. Чтобы привлечь как можно больше покупателей, производители:
сделать товары дешевле, чем другие;
улучшить качество продукции;
продвигать продукты;
создать уникальный продукт.
Здоровая рыночная экономика запрещает недобросовестные методы конкуренции, такие как контрафактные товары или распространение ложной информации о продукции конкурентов.
4. Свободные цены.
Цена на рынке должна формироваться с учетом интересов продавца и покупателя. Это зависит от двух основных показателей рыночной экономики:
спрос, то есть количество товаров, которые покупатели хотят и могут купить в течение определенного периода времени,
предложение - количество товара, которое продавец может произвести и продать по определенной цене в течение определенного периода времени.
Когда товар превышает потребности покупателя на рынке, цена падает, и продавец может обанкротиться. Если количество людей, желающих купить, превысит количество товаров на рынке, возникнет дефицит и цены на сырьевые товары вырастут. В идеальных условиях спрос должен соответствовать предложению - тогда все будут производить выгодную равновесную цену, которая позволяет производителям получать прибыль, а покупатели могут покупать продукцию, соответствующую соотношению цены и качества .
Функции рыночной экономики
1. Посредничество. Рынок - это место, где производители и потребители встречаются и ведут переговоры.
2. Спрос и предложение определяют цены на товары и услуги.
3. Информация. Рынок информирует участников об изменениях спроса и цен на сырьевые товары.
4. Изменения цен влияют на производство товаров и услуг.
5. 。 Конкуренция освобождает экономику от неэффективных компаний.
6. Демократизация экономической деятельности. Все процессы, происходящие на рынке, открыты и прозрачны для всех участников экономики.
В начале ХХ века в мире сложились две основные экономические системы - плановая и рыночная. В плановой (централизованной) экономике все производство в стране принадлежит стране. Количество и цена производимых товаров и услуг определяются правительством. Рыночная экономика требует свободного обмена товарами и услугами и свободного выбора в условиях конкуренции. Цена и количество производимой продукции зависят от соотношения спроса и предложения. В начале ХХ века рыночная система экономики оказалась очень эффективной, именно поэтому большинство стран выбрали именно этот путь экономического развития. Следует отметить, что невозможно создать здоровую рыночную экономику без вмешательства государства .
Таким образом, современная экономика представляет собой гибридную систему, сочетающую в себе характеристики свободного рынка и государственного контроля. Практика показывает, что есть две возможности для перехода от централизованной экономики к рыночной экономике:
1. Эволюционный путь (постепенный) предполагает постепенное осуществление реформ. Страна постепенно ослабляет свой контроль над ценами и производством.
2. «Шоковая терапия» - государство отпускает рынок в «свободное плавание», предоставляя ему возможность самостоятельно регулировать себя. Функция правительства по-прежнему заключается только в сдерживании инфляции, потому что без стабильной валюты развитие экономики невозможно.
Большинство стран используют последний метод, поскольку у них нет условий для проведения реформ в переходный период.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. –1993. – 19 декабря.
2. Амирджанян, М. А. Проблемы макроэкономического регулирования российской экономики / М. А. Амирджанян, Е. С. Джой / / инновационные технологии в образовании и науке: материалы международной конференции. наука.- практ. Конф. (Чебоксары, 7 мая 2017 года). В 2-х томах.: О. Н. Широков [и др.]- Чебоксары: интерактив плюс, 2017. - С. 139-141
3. Анохин, Л. М. Состояние и перспективы развития социальной рыночной экономики в России / Л. М. Анохин, Н.в. Анохина / / Вестник Челябинского государственного университета. - 2017. - №11 (366). - С. 24.
4. Буданов В. модернизация российской экономики и развитие человеческого потенциала. Общество и экономика. - 2015. - Порядка 11-12. - С. 20-35.
5. Государственное регулирование народного хозяйства: Учебник / Под ред. Н. а. Платонова и др. - М.: Альфа-М, 2016. - 653 с.
6. Грибов, В.Д. Экономика предприятия. / В.Д. Грибов. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 336 с.
7. Гурков, И. Проблемы конкурентоспособности экономики России / И. Гурков // Маркетинг. – 2015. – № 1. – с. 13-15
8. Даурбеков, А. М. модернизация российской экономики в современных условиях: проблемы и перспективы / А. М. Даурбеков, Х. М. Даурбеков, З. В. Кациев / / актуальные направления научных исследований: перспективы развития: материалы II Международной конференции. наука.- практ. Конф. (Чебоксары, 16 июля 2017 г.) / редколлегия.: О. Н. Широков [и др.]- Чебоксары: ЦНС "интерактив плюс", 2017. - с. 253-255
9. Макроэкономика. Продвинутый уровень: учебник / Ю. Черемных; Московский государственный университет им. их. М. В. Ломоносова (МГУ). - М.: ИНФРА-М, 2020. - 844 с.
10. Макроэкономика: Учебник / И. Н. Никулина. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 553 с.
11. Макроэкономика: Учебное Пособие / М. Ю. Малкина. - М.: научный центр ИНФРА-М, 2016. - 395 с.
12. Макроэкономика: учебное пособие / С. Г. Серяков; Всероссийская академия внешней торговли. - М.: Мастер: ИНФРА-М, 2020. - 416 с.
13. Н. И. Базылев, С. П. Гурко, М. Н. Базылева и др.. Экономическая теория: пособие для учителей., аспиранты и стажеры. - 4-е изд., стереотип. — Меганьютон.: Книжный Дом; Эко-Перспектива.2016. - 637 с.
14. Олевский, Г. Интернационализаация предпринимательства и национальная конкурентоспособность / Г. Олевский // Мировая экономика и международные экономические отношения. – 2016. – №12. – с. 17-26.
15. Портер, Майкл. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов/ Майкл Портер. – М.:Альпина Паблишер, 2015. – 456 c.
16. Радзиевская Т.В. Механизм государственного регулирования российской экономики: сущность, формы, эффективность / Под ред. В.В. Гаврилова. – М.: Экономика, 2021. – 285 с.
17. Радзиевская Т.В. Сущность и содержание государственного регулирования развитых и переходных экономик // Российское предпринимательство. – 2014. – №12 (258). – с. 103–111.
18. Сагателян А. В. особенности механизма государственного регулирования экономики / / инновационные технологии в науке и образовании: материалы VIII Международной конференции. наука.- практ. Конф. (Чебоксары, 23 Сент. 2016) редакционная коллегия/.: О. Н. Широков [и др.]- Чебоксары: интерактив плюс, 2016. - № 8. - с. 285-291.
19. Седова Н.В. Государственное регулирование энергетической безопасности (региональный аспект) // Вестник Томского государственного университета. – 2015 – №3 (31). – с. 55-59.
20. Спиридонов, И.А. Международная конкуренция и Россия: учебное пособие / И.А. Спиридонов. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 286 с.
21. Тихомирова А. А. влияние государства на процессы обеспечения экономической безопасности / / экономика и управление: проблемы, тенденции, перспективы развития: материалы V Международной конференции. наука.- практ. Конф. (Чебоксары, 3 Февраля. 2017) / редколлегия.: О. Н. Широков [и др.]- Чебоксары: интерактив плюс, 2017. - № 2. с. 184-187.
22. Франк, Р. Х. Макроэкономика и поведение / Р. Х. Франк. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 696 с.
23. Чуйкин, А.М. Стратегическая конкурентоспособность организации в знаниевой экономике / А.М. Чуйкин // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2015. – №3. – с. 114-124.