Фрагмент для ознакомления
2
Яркий признак современности – смешение культурных, этнических традиций в результате развития демографических, научно - технологических, информационных и политических процессов. Этим объясняется всевозрастающий интерес научного сообщества к проблемам толерантности.
Современное общество развивается в условиях процессов интеграции и глобализации. Возрастает мобильность населения, большинство стран превращаются в поликультурные и поликонфессиональные сообщества. Процесс взаимодействия и взаимопроникновения культур носит порою болезненный и конфликтный характер. Поэтому гармоничное развитие таких сообществ возможно только на основе признания равноправия и равноценности самых разных культур и религий, проведения политики толерантности.
В настоящее время перед всеми педагогами встает вопрос обеспечения формирования толерантных качеств личности в процессе обучения в школе. В современной социокультурной ситуации школа должна стать местом, где создаются благоприятные условия привития всем учащимся уважения к своей культуре и культурам других народов, поскольку именно в учебно-воспитательном процессе должны создаваться ситуации толерантного общения: культурного, межличностного, межнационального.
Толерантность — это принятие и правильное понимание богатого многообразия культур мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. В стенах школы должно происходить воспитание гражданина, готового и способного воспринимать личность другого, уважать его свободу, уметь сострадать, сочувствовать и прощать. Педагоги должны системно и постоянно работать над формированием таких качеств личности как уважение к другим и принятие многообразия мира при сохранении своей идентичности.
Уроки истории способствуют формированию этих качеств личности, если целенаправленно, из урока в урок нести в класс идеи толерантности и терпимости.
Анализ различных педагогических исследований позволил обозначить середину 2000-х годов как время начала изучения проблемы формирования толерантности школьников. В её контексте поднимались вопросы формирования толерантных отношений в пространстве общеобразовательной школы (Т.Ю. Артюхова, А. Гурьянов, А.Е. Дружинина, А.Ю. Калитова), выявления особенностей применения различных средств формирования толерантности школьников (И. Егорова, А. Коновалова, Р. Максудов, Н.А. Платонова и др.), анализа возможностей образовательных программ в деле профилактики и предотвращения агрессии в отношениях детей (Н.А. Коваленко, В.Н. Касаткин и др.). Изучением проблемы формирования толерантности подростков занимались С.К. Бондырева, Е.Г. Виноградова, В.Н. Касаткин, П.В. Степанов, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, и др.
Обращая внимание на формирование толерантности школьников, мы изучаем данный процесс в аспекте педагогической науки, и рассматриваем его как процесс специально организованный учителем-классным руководителем в образовательном учреждении.
Степень изученности проблемы. Исследованию феномена толерантности посвящены труды А.Г. Асмолова, Ю.А. Ищенко, А.Т. Кинкулькина, Е.Ю. Клепцовой, A.В. Никольского, которые являются основоположниками педагогики толерантности. Ими изучены психолого-педагогические условия складывания толерантности у учащихся, разработаны основные методы и средства, способствующие повышению эффективности педагогической работы по созданию условий для формирования толерантной личности.
В советской педагогической науке господствовало представление о том, что основной формой организации учебно-воспитательной работы по истории в школе является урок, о чем свидетельствуют работы B.Н. Бернадского, А.А. Вагина, С.В. Иванова, В.Г. Карцова, П.С. Лейбенгруба. Важность их работ состоит в разработке классификации типов уроков истории с учетом ведущего метода, характера учебной деятельности, дидактических целей. В трудах данных авторов, так же как и в трудах Г.И. Годера, П.В. Горы, необходимость использования элементов ролевого моделирования и беседы на уроке связывается с позитивным влиянием на формирование исторического мышления и эмпатических навыков и умений у школьников.
Исследования советских методистов стали базой для развития на их основе идей внедрения активных методов обучения и диалогового взаимодействия в поурочной практике, модификации форм организации обучения истории и обществознанию в современной школе, что отражено в работах Л.А. Агафоновой, Ю.С. Ануфриевой, М.Н. Васяевой, Н.И. Зосимовой, А.В. Никольского, О.Н. Мачехиной, М.Т. Студеникина.
Методические аспекты деятельности учителя также исследованы в работах Е.Е. Вяземского, М.В. Кларина, Е.С. Полат, Г.К. Селевко, С.А. Смирнова и др. В них содержится характеристика приемов и способов, направленных на практическую реализацию задачи по созданию благоприятных условия для формирования толерантной личности школьников. Особую важность имеет разработанные указанными авторами алгоритмы деятельности участников образовательного процесса по эффективному внедрению дискуссионных педагогических технологий в поурочную практику.
Изучением такого аспекта толерантности, как национальная и межэтническая толерантность, занимаются В.И. Кукушин, А.А. Магометов, Г.У. Солдатова, Л.Г. Шайгерова, в чьих работах анализируются причины, спектр проявлений нетерпимого поведения по отношению к представителям некоторых этносов, определяются уровни толерантности и характеристики толерантной личности.
Цель исследования: определить педагогические условия и дидактические возможности исторического образования, обеспечивающие развитие толерантности у старшеклассников.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Рассмотреть философско-социологический аспект толерантности;
• Проанализировать психолого-педагогический аспект толерантности;
• Определить значение -педагогический аспект толерантности;
• Провести анализ содержания исторического образования как фактор формирования толерантной личности;
• Выявить национальные и религиозные мотивы формирования толерантности на уроках истории.
Объект исследования представляет собой процесс формирования толерантности у старшеклассников в ходе изучения исторических дисциплин.
Предмет исследования: педагогические технологии, при использовании которых историческое образование становится фактором формирования толерантности.
Методологическая основа исследования.
• личностно-деятельностный подход к обучению (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, А.А.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.);
• дидактическая система развивающего обучения Д.Б.Эльконина -В.В.Давыдова;
• теория формирования личности в деятельности и общении (Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, Ж.Пиаже);
• теории установки (Д.Н.Узнадзе, Ш.А.Надирашвили, В.Г.Норакидзе, А.С.Прангишвили, Ш.Н.Чхартишвили)
Методы исследования: анализ философской, культурологической, социологической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; анализ понятийно-терминологической системы педагогики толерантности; классификация.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы учителями средней школы при организации учебно-воспитательного процесса на уроках
Структура курсовой работы. Работа состоит из ведения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арабина Л.Л. Формирование толерантного поведения подростков в общеобразовательной школе: Автореф. дис. … канд. пед. наук / Л.Л. Арабина. – Пенза, 2007. – 23 с.
2. Арбузова, Е.С. Тренинг толерантности: учебно - методическое пособие / Е. С. Арбузова; Университет Российской академии образования, Новомосковский филиал. – Новомосковск, 2013. – 57 с.
3. Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. - М.,1998. - С. 3-14.
4. Баева Л.В. Толерантность: идея, образы, персоналии. Изд.дом «Астраханский университет», 2009. 217 с.
5. Бездухов В.П., Гончарова Е.Н. Опыт нравственного поведения школьников // Мир образования - образование в мире. - 2011. - № 4 (44). - С. 6-14.
6. Бездухов В.П., Жирнова Т.В. Нравственно-ценностная сфера сознания студента: диагностика и формирование: монография. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. – 201с.
7. Бондырева С.В., Колесов Д.В. Толерантность (введение в проблему). – М.: МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2003. – 240 с.
8. Бондырева С.К. Феномен толерантности в системе межличностных отношений // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сборник научно-методических статей. – М. : МПСИ; Воронеж: НПО «МОЖЭК», 2002.
9. Братченко С.Л., Миронова М.Р. Личностный рост и его критерии. // Психологические проблемы самореализации личности СПб., 1997, С.38 - 46.
10. Вольтер Ф. М. Трактат о веротерпимости//Философские сочинения. — М.: Наука, 1988. 751 с.
11. Вульфов Б.З. Воспитание толерантности: сущность и средства // Внешкольник. – 2002. – № 6. – С. 12–16.
12. Вульфов Б.З. Воспитание толерантности: сущность и средства // Внешкольник. - 2004. - № 6. - С. 12-16.
13. Вяземский Е.Е. Теория и методика преподавания истории / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М., 2003. – 384 с.
14. Гаврилова Е. Проблемы толерантности и пути их решения в школьном пространстве // Социальная педагогика. - 2010. - № 1 – С. 45 - 49.
15. Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования // Лучшие страницы педагогической прессы. – 2002. – № 5. – С. 3–9.
16. Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования / Б.С. Гершунский // Педагогика. – 2002. – №1. – С. 4.
17. Гирина, В.Н. Методические основы факультативных занятий по религиоведению / В.Н. Гирина // Религия и общество - 6 : сборник научных статей / под общ. ред. В.В. Старостенко, О.В. Дьяченко. - Могилев: МГУ имени А. А. Кулешова, 2011. - С. 167-169.
18. Гирина, В.Н.. Дидактические основания изучения религии в системе общего среднего образования Республики Беларусь / В.Н. Гирина // Религия и общество - 7: сборник научных статей / под общ. ред. В.В. Старостенко, О.В. Дьяченко. - Могилев: МГУ имени А. А. Кулешова, 2012. С. 184-186.
19. Гусейнова Э. М. Основные подходы к изучению понятия толерантности в отечественной и зарубежной науке // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 626-629.
20. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tolerance.ru/toler-deklaraciya.php
21. Котельникова Р.А. Игровой проект "Узнаем друг друга" // Наука и школа. - 2012. №3. - С. 136-139.
22. Крылова Н.Б. Очерки понимающей педагогики / Н.Б. Крылова, Е.А. Александрова. – М.: Народное образование, 2001. – 448 с.
23. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Философия, наука, цивилизация. – М., 1999. – С. 284–292.
24. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. 2. М.: Педагогика, 1983. - 320 с.
25. Лопухова Ю.В. Теоретические основы воспитания толерантности студента ВУЗа : монография. – М. : НОУ ВПО «МПСУ», 2012. – 197 с.
26. Макарова Т.В., Ларионова Г.Ф. Толерантнность и правовая культура дошкольников. Методические рекомендации. – М.: Сфера, 2008. – 80 с.
27. На пути к толерантному сознанию / под ред. А.Г. Асмолова. – М., Смысл, 2000. – 255 с.
28. Одинцова Ю. И. К вопросу о толерантности //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. – 2013. – №. 2. – С. 187-193.
29. Панов, С. В. Компетентностный подход в преподавании истории Беларуси: преемственность в реализации между средней и высшей школой / С. В. Панов // Высшая школа: проблемы и перспективы: 12-я Междунар. науч.-метод. конф., Минск, 22-23 окт. 2015 г.: в 2 ч. Ч. 1. - Минск: РИВШ, 2015. - С. 200-206.
30. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528 с.
31. Понкин И.В. Светское образование: основные понятия // Образование. – 2003. – № 4. – С. 9–38.
32. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 (ред. от 29.12.2014) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» // Правовая система «Консультант-плюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ip o/prime/doc/55070507/
33. Рожков М.И. Воспитание толерантности у школьников: учеб.-метод. пособие / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова и др. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003. – 192 с.
34. Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич – Минск: Современное слово, 2001. – 928 с.
35. Степанов П.В. Воспитание толерантности у школьников: теория, методика, диагностика. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 84 с.
36. Тишков В.А. Толерантность и согласие в трансформирующихся обществах: доклад на международной научной конференции ЮНЕСКО «Толерантность и согласие» / В.А. Тишков // Очерки теории, политики и этничности в России. – М.: Русский мир, 1997.
37. Толерантность религиозная // Смирнов М. Ю. Социология религии: Словарь. - СПб.: Изд- во С.-Петерб. ун-та, 2011. - 412 с.
38. Толковый словарь русского языка. В 4 т. / Сост. В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, Б.А. Ларин и др.; Под ред. Д.Н. Ушакова. – М.: Русские словари, 1994.
39. Хеффе О. Плюрализм и толерантность: к легитимации в современном мире // Философские науки. – 1991. – № 12. – С. 16–28.
40. Хомяков М.Б. Толерантность: парадоксальная ценность // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2003. – Т. VI. – № 4. – С. 98–112.
41. Цветкова И.В. Идея толерантности и русская культура // Философия культуры-97 // Тез. Докл. На Российской научной конференции «Человек в культуре и культура в человеке». – Самара, 1997.
42. Шустова Л.П. Формирование гендерной толерантности у старшеклассников: учебно-методическое пособие / под общ. ред. Р.Р. Загидуллина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2006. – 48 с.