Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена современной тенденцией переориентации на улучшение благосостояния человека в окружающей его среде одновременно со снижением антропогенного воздействия на окружающую среду. На современном этапе общественного развития развитые страны придают большое значение адаптации и внедрению принципов устойчивого развития, формулируют "зеленую" экономическую модель и внедряют показатели ESG в бизнес-секторе, развивают регионы. При новом способе ведения бизнеса самое важное - это не конкуренция за прибыль, а забота об окружающей среде и людях. Переход к экологически чистому производству и установление корпоративной социальной ответственности являются одними из главных тенденций международной экономической повестки дня на сегодняшний день. Коммерческая деятельность оказывает все большее влияние на окружающую среду и качество жизни людей. Поэтому необходимо сформулировать эффективный национальный механизм управления коммерческой деятельностью в рамках достижения показателей устойчивого развития региона. В связи с этим особый интерес представляет рассмотрение эффективности функционирования существующих механизмов взаимодействия государства и предприятий Российской Федерации, которые используются для реализации целей устойчивого развития.
Объектом исследования является стратегическое управление развитием территорий.
Предметом исследования являются инструменты и механизмы взаимодействия власти и бизнеса, направленные на стратегическое развитие территорий (на примере Владимирской области).
Целью исследования является анализ стратегического управления развитием территорий на основе взаимодействия власти бизнеса и общества Владимирской области.
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие, сущность и виды территорий.
2. Представить взаимодействие бизнеса и государства как основа устойчивого развития региона. .
3. Рассмотреть социально-экономическую характеристику Владимирской области.
4. Провести анализ и оценку эффективности взаимодействия власти и бизнеса в части развития малого и среднего предпринимательства Владимирской области.
В работе использовались методы-монографический, экономико-статистический, графический.
Основу работы составили публикации в научных журналах, научная литература, нормативно-правовые акты по вопросам развития территорий, статистические данные, опубликованных на официальных информационных ресурсах (прежде всего, на портале Правительства Владимирской области). При изучении данной темы применялись способы теоретического метода: анализа, синтеза, классификации и анализа научной литературы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты управления развитием территорий на основе взаимодействия власти бизнеса и общества
1.1. Понятие, сущность и виды территорий
Территория (лат. territorium, от terra – земля, страна), часть земной поверхности, имеющая определенные границы и присущую ей природу, а также имущество и ресурсы, созданные в результате деятельности человека. Она характеризуется наличием особого вида ресурсов - ареала (площади), особенностью географического положения, определенным типом (разновидностью) природного ландшафта, степенью экономического развития и способностью выполнять основную роль в деятельности человека в космосе. Административно-территориальные единицы во многих зарубежных странах также называются территориями.
Согласно Конституции России, наша территория делится на следующие государственные территориальные образования: государство в целом, субъекты Федерации, муниципальные образования. Таким образом, территориальная организация этих государственных территориальных образований имеет общие характеристики. Прежде всего, речь идет о понятии "территория", связанном с общественными отношениями государственно-управленческого характера. В этом смысле необходимо в основном говорить о территории как о символе страны, и далее следуют соответствующие символы территориальной организации федеральных и муниципальных органов власти .
Виды территории:
1. Государственная территория – частью земли, а ее недра и воздушное пространство принадлежат суверенитету определенной страны;
2. Международная территория – это территория, которая не подпадает под суверенную юрисдикцию какой-либо страны. Эта территория используется совместно всеми странами, и на нее распространяются общепризнанные принципы и нормы международного права;
3. Территория со смешанным режимом – это территория (международные реки, проливы и т.д.), которая соответствует как нормам международного права, так и нормам национального законодательства прибрежного государства.) Действуют в одно и то же время.
Давайте рассмотрим решение этой проблемы, отраженное в юридической литературе. По словам В.С. Якушева, территория страны - это пространство, на которое распространяется ее юрисдикция.
Существуют и другие, более подробные определения, особенно С.С. Алексеев связывал территориальную организацию населения с осуществлением публичной власти на территории соответствующего государственного территориального образования.
В.Е. Чиркин писал о верховенстве государства и территориальном превосходстве возникающей в результате власти; отметив, что «территориальное превосходство проявляется в суверенитете народа на его территории», автор указал, что этот высший статус проистекает из того факта, что нет другой высшей власти, которая могла бы установить или ограничить его власть. Россия давно высказывала свое мнение по этому вопросу. В конце девятнадцатого века приоритетной была концепция, что территория, занятая народом, является «самым важным фактором для развития страны».
Поэтому государство не может не занимать какую-либо часть земной поверхности, и с переходом народа от кочевой жизни к оседлой постепенно закрепляется определенная территория, отдельные профсоюзы становятся местными профсоюзами, и верховенство власти начинает распространяться на всех людей, проживающих в определенной местности. территория, а власть становится более стабильной. Благодаря созданию определенной национальной территории "было создано много условий для дальнейшего развития и совершенствования национальных организаций. "Видно, что территория воспринимается этим автором как нечто само собой разумеющееся. Однако, как символ страны, для этого автора этой особенности в настоящее время не уделяется жизненно важного внимания. По мнению известного отечественного теоретика права, аналогичную позицию можно увидеть и в работах Н.М. Коркунова - автор определяет правовые особенности страны и не имеет в виду, что территориальные особенности являются отличительными чертами страны.
В то же время в работах других авторов времен монархии территориальный характер страны рассматривается как важный аспект национальных особенностей.
В частности, А.И. Ильин писал в 1915 году: "Если у страны нет составляющих ее подданных-граждан, то невозможно сформировать единое целое, значит, это невозможно без территории"; следовательно, граница территории - это пространственная граница, где заканчивается власть одной страны и начинается власть другой страны.
Территориальные сообщества также можно и нужно рассматривать в контексте социологии.
В этой связи, как считает А.В. Новокрещенов, необходимо использовать коллаборативный подход, чтобы рассматривать все сложности территориальной общины как "живого социального существования".
Поэтому, только после понимания ее внутреннего функционирования и законов развития, на этом основаны "люди". По мнению автора, территориальные общины представляют собой ряд различные связи, которые самоорганизуются в популяционном пространстве.
Концепция устойчивого развития - это реакция общества на неконтролируемые изменения окружающей среды, которые благоприятствуют развитию рынка и являются результатом неконтролируемого использования природных ресурсов.
Слово "устойчивое развитие" происходит от английского "sustainable development". Термин "устойчивость" был введен в 1970-х годах в контексте анализа экологизации экономического развития для описания экономической системы, которая отличается от традиционных систем и существует в равновесии с экосистемами. В ходе дальнейших исследований по этой теме будет определена модель устойчивой экономики.
Это вызвало широкий отклик, который привел к подготовке ряда планов и стратегий, приведших к принятию концепции устойчивого развития на Всемирной конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию в 1992 году.
Концепция устойчивого развития, изложенная в докладе "Наше общее будущее", представляет собой трехстороннюю систему, включающую экологическую, социальную и экономическую перспективы, см. рисунок 1.
Рисунок 1 – Составляющие устойчивого развития
Ключевым условием этой концепции является гармоничное развитие всех трех составляющих:
1. Экономические методы означают изменение темпов экономического роста за счет рационального использования ограниченных ресурсов и сохранения капитала. Главная цель - поддерживать рост и в то же время сохранять баланс с другими элементами.
2. Социальные методы действуют непосредственно на благо отдельных людей. Основными целями являются удовлетворение основных потребностей, защита культуры, предотвращение конфликтов и справедливое распределение выгод.
3. Экологический метод является ведущим методом обеспечения защиты глобальных природных систем и локальных экосистем. Благодаря сбалансированной основе концепции реализуется сохранение системы в возможном состоянии самовосстановления, то есть допускается возможность вторжения и частичного повреждения.
В центре внимания этой концепции находится приведение экономического развития в соответствие с требованиями охраны окружающей среды. Общепринятая концепция: "Устойчивое развитие - это стабильное развитие, которое не разрушает свою естественную основу. "Документ 1987 года "Наше общее будущее" определяет начало нового этапа экономического развития. На данном этапе экономический рост может обеспечить только социальную и экологическую стабильность. Этот документ определяет экономическое развитие как улучшение благосостояния человечества в окружающей его среде. Если баланс между охраной окружающей среды и развитием промышленного комплекса будет нарушен, невозможно будет обеспечить постепенное достижение всеми странами устойчивого развития с глобальной точки зрения.
Теоретико-методологические основы концепции устойчивого развития раскрыты в работе Х.Н. Гизатуллина и В.А. Троицкого. Конкретная ситуация взаимодействия страны и предприятия, особенно влияние Целей устойчивого развития на формирование стратегии развития предприятия, наиболее полно отражена в работах Р.Р Чугумбаева и А.В.Чадаевой, Ю.Л. Растопчиной, О.В. Серкиной и Е.И. Дороховой. Наиболее значимые аспекты взаимодействия государства и бизнеса как инструмента реализации концепции устойчивого развития описаны Стариковой Е.А. Реализация концепции устойчивого развития в рамках установления ESG-метрик и принципов ответственного инвестирования, их цели и эффективность рассмотрены в работах зарубежных авторов С. Кима и А.Юна, А. Хофнера и Т.Хебб.
Наименее проработанным аспектом является определение механизма взаимодействия между странами и предприятиями в рамках достижения целей устойчивого развития различных регионов. В работах П.Шипалан, М.Вилсон, М.Халила описаны некоторые инструменты, стимулирующие переход к экологически чистым методам производства.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - ст. 4398.
2. Постановление администрации области от 24.06.2016 № 541 «О государственной программе Владимирской области «О мерах по повышению информированности населения о социально-экономическом развитии Владимирской области».
3. Постановление Губернатора области от 17.12.2013 № 1390 «О государственной программе Владимирской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области».
4. Постановление Губернатора области от 05.11.2013 № 1254 «О государственной программе Владимирской области «Развитие малого и среднего предпринимательства во Владимирской области».
5. Абрамов, В. С. Стратегический менеджмент : учебник и практикум для вузов / В. С. Абрамов, С. В. Абрамов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 435 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09524-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535382 (дата обращения: 29.10.2024).
6. Администрация Владимирской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://avo.ru/ (дата обращения: 09.10.2024).
7. Азанова, О. Ю. Особенности стратегического планирования: муниципальный уровень / О. Ю. Азанова. // Молодой ученый. — 2021. — № 18 (360). — С. 159-161.
8. Аналитика - национальный центр ГЧП // URL: https://pppcenter.ru/analitika/ (дата обращения: 09.10.2024).
9. Антипин, И.А., Власова Н.Ю. Стратегическое планирование развития территорий в условиях неопределенности // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 12-1. – С. 5–10
10. Измайлова, М.А. Реализация ESG-стратегий российских компаний в условиях санкционных ограничений // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2022. – Т. 13. № 2. – С. 185–201.
11. Исаев, Д. В. Корпоративное управление и стратегический менеджмент. Информационный аспект / Д.В. Исаев. - М.: Высшая Школа Экономики (Государственный Университет), 2024. - 220 c.
12. Итоги социально-экономического развития Владимирской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://avo.ru/itogi-social-no-ekonomiceskogo-razvitia (дата обращения: 09.10.2024).
13. Казакова, Н. А. Современный стратегический анализ : учебник и практикум для вузов / Н. А. Казакова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 453 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17949-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536176 (дата обращения: 29.10.2024).
14. Липина, С.А., Старцева О.П. Новые возможности финансирования проектов устойчивого развития городов России // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – Т. 11. № 4. – С. 1755–1772.
15. Лаффах, А.М. Анализ международного опыта по имплементации ESG принципов в условиях крупнейших городских агломераций // Финансовые рынки и банки. – 2023. – № 6. – С. 200–204.
16. Лапыгин, Ю.Н., Караман К.С. Стратегия экономической безопасности муниципального образования с позиций ESG-принципов // Управленческое консультирование. – 2023. – № 6 (174). – С. 46–55.
17. Марголин, А. М., Вякина И. В. Риски, вызовы и механизмы ESG-трансформации систем управления // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2022. – Т. 13. № 3. – С. 352–368.
18. Мурзаков, В.Г. Стратегическое партнерство региональной власти и бизнеса: эффекты интеграции // Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2024. – № 4. – С. 58–63.
19. Министерство экономического развития и промышленности Владимирской области. АНО «Агентство развития Владимирской области». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://investvladimir. agency/. (дата обращения: 09.10.2024).
20. Отварухина, Н. С. Стратегический менеджмент : учебник и практикум для вузов / Н. С. Отварухина, В. Р. Веснин. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 328 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16797-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/531717 (дата обращения: 29.10.2024).
21. Панов, А. И. Стратегический менеджмент / А.И. Панов, И.О. Коробейников. - М.: Юнити-Дана, 2020. - 244 c.
22. Попов, С. А. Актуальный стратегический менеджмент. Видение. Цели. Изменения. Учебно-практическое пособие / С.А. Попов. - М.: Юрайт, 2021. - 448 c.
23. Попов, С. А. Стратегический менеджмент: актуальный курс : учебник для вузов / С. А. Попов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 481 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09665-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535943 (дата обращения: 29.10.2024).
24. Правительство Владимирской области «Итоги социально-экономического развития». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://avo.ru/itogi-social-no-ekonomiceskogo-razvitia (дата обращения: 09.10.2024).
25. Скачков, Н.Г. ESG-факторы в системе корпоративного и социального риск-менеджмента как инфраструктурный компонент трансграничного бизнеса // Lex Russica. – 2022. – № 9 (190). – С. 20–32.
26. Торгово-промышленная палата Владимирской области «Региональный инвестиционный стандарт. Алгоритмы действий инвестора». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vladimir.tpprf.ru/ru/ news/512266/. (дата обращения: 09.10.2024).
27. Уколов, В.Ф. Взаимодействие бизнеса и государства в регионе [Электронный ресурс] / В.Ф. Уколов, Д.А. Розенков. - Режим доступа: www.koism.rags.ru/publ/download.php
28. Е.Я. Виттенберг «Социальная ответственность: власть и бизнес» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-otvetstvennost-vlast-i-biznes.