Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Использование игровых приемов в обучении школьников на уроках английского языка является актуальной проблемой современной методики преподавания иностранных языков.
Игра как один из эффективных методов обучения позволяет повысить мотивацию учащихся, активизировать их познавательную деятельность, создать благоприятную эмоциональную атмосферу на уроке, а также способствует более прочному усвоению языкового материала.
В условиях реализации ФГОС, ориентированных на развитие личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся, использование игровых приемов становится особенно актуальным, поскольку они позволяют не только формировать языковые навыки и умения, но и развивать универсальные учебные действия школьников.
Несмотря на признание важности применения игровых технологий в обучении английскому языку, в практике работы многих учителей они используются недостаточно систематично и эффективно, что связано с недостаточной разработанностью методических рекомендаций по использованию игровых приемов на различных этапах урока, отсутствием четких критериев оценки их результативности, а также недостаточной готовностью педагогов к применению игровых технологий.
Таким образом, возникает необходимость более глубокого изучения теоретических основ и практических аспектов использования игровых приемов в обучении английскому языку.
Степень разработанности проблемы. Теоретические и методические основы применения игровых технологий в обучении иностранным языкам рассматриваются в работах таких ученых, как Е.И. Пассов, Н.Д. Гальскова, И.А. Зимняя, П.К. Бабинская, В.В. Сафонова и др.
Авторы раскрывают сущность игровых приемов, их функции и классификацию, а также особенности использования игр на различных этапах урока иностранного языка.
Несмотря на наличие значительного числа публикаций, посвященных применению игровых технологий в обучении, недостаточно исследованы вопросы, связанные с разработкой и апробацией комплексов игровых приемов, ориентированных на достижение конкретных образовательных результатов на уроках английского языка.
Требует дальнейшего изучения проблема оценки эффективности использования игровых технологий в обучении школьников.
Цель исследования – теоретически обосновать и разработать методику использования игровых приемов в обучении школьников на уроках английского языка.
Задачи исследования:
1. Провести исследование и подбор литературы по проблеме применения игровых приемов в обучении школьников.
2. Охарактеризовать виды игровых приемов, используемых на уроках английского языка.
3. Разработать методику использования игровых приемов на различных этапах урока английского языка.
4. Разработать методические рекомендации по применению игровых приемов на уроках английского языка.
Объект исследования – процесс обучения в общеобразовательной школе.
Предмет исследования – игровые приемы в процессе обучения.
В работе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, обобщение педагогического опыта, наблюдение.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
В первой главе рассматриваются теоретические основы использования игровых приемов в обучении.
Во второй главе представлена методика применения игровых приемов на уроках английского языка.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ В ОБУЧЕНИИ
1.1. Понятие сущности классификации игровых приемов на уроках английского языка
Игровые приемы в обучении представляют собой специально организованные учебные ситуации, моделирующие реальность, в которых обучающиеся выступают в определенных ролях и решают игровые задачи [5, с. 145].
Игровые приемы являются одним из эффективных методов активизации познавательной деятельности учащихся, повышения их мотивации к изучению иностранного языка.
В педагогической литературе игровые приемы в обучении определяются как «вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением» [9, с. 201].
Проблема применения игровых приемов в обучении школьников является актуальной и многогранной темой, которая привлекает пристальное внимание исследователей в различных областях педагогики и психологии.
Одним из ключевых исследователей, внесших значительный вклад в изучение данной проблематики, является Д.Б. Эльконин.
В своих работах он рассматривает игру как ведущий вид деятельности ребенка, способствующий его всестороннему развитию и формированию познавательных, коммуникативных и творческих способностей [].
Эльконин подчеркивает, что игра позволяет создать благоприятные условия для активизации познавательной активности учащихся, развития их мышления, воображения и эмоционально-волевой сферы.
Схожие идеи находят отражение в трудах Л.С. Выготского, который рассматривал игру как источник зоны ближайшего развития ребенка, способствующий освоению новых социальных ролей и моделей поведения [5].
Выготский отмечал, что игровая деятельность создает оптимальные условия для развития произвольности психических процессов, что особенно важно в контексте школьного обучения.
Значительный вклад в изучение применения игровых приемов в обучении внес А.Н. Леонтьев. В своих работах он рассматривал игру как ведущую деятельность дошкольного возраста, обеспечивающую переход ребенка к новым, более сложным видам деятельности, в том числе учебной [7].
Леонтьев подчеркивал, что игра позволяет моделировать различные жизненные ситуации, что способствует формированию у учащихся навыков социального взаимодействия и принятия решений.
Значительный вклад в разработку теоретических основ применения игровых приемов в обучении внесли отечественные ученые Н.Ф. Талызина, П.Я. Гальперин и В.В. Давыдов, рассматривая игру как эффективное средство активизации познавательной деятельности учащихся, способствующее развитию их творческих способностей и формированию универсальных учебных действий [11].
Зарубежные исследователи также уделяют пристальное внимание проблеме использования игровых технологий в образовании.
Ж. Пиаже в своих работах подчеркивал, что игра является важным механизмом когнитивного развития ребенка, способствующим формированию его логического мышления и интеллектуальных операций [24].
Американский психолог Э. Эриксон рассматривал игру как средство социализации ребенка, позволяющее ему осваивать различные социальные роли и модели поведения [23].
Игра в обучении выступает как средство развития личности, ее познавательных и творческих способностей, формирования коммуникативных навыков.
Игровые приемы в обучении выполняют ряд важных функций:
1. Мотивационная. Игра повышает интерес учащихся к изучаемому материалу, создает положительный эмоциональный фон, что способствует более эффективному усвоению знаний и формированию навыков [2, с. 32].
2. Обучающая. Игровые приемы позволяют закреплять и активизировать языковой материал, развивать речевые умения и навыки, а также формировать универсальные учебные действия [11, с. 30].
3. Развивающая. Игра способствует развитию познавательных процессов (внимания, памяти, мышления), творческих способностей, воображения, а также коммуникативных умений учащихся [7, с. 119].
4. Воспитательная. Использование игровых приемов в обучении способствует формированию таких качеств личности, как ответственность, дисциплинированность, умение работать в команде, соблюдать правила и т.д. [3, с. 109].
5. Диагностическая. Игра позволяет выявить уровень сформированности языковых навыков и коммуникативных умений учащихся, а также определить их индивидуальные особенности [6, с. 226].
В педагогической литературе существует множество подходов к классификации игровых приемов, используемых в обучении иностранным языкам, в том числе английскому.
Рассмотрим наиболее распространенные основания для их систематизации.
По характеру игровой деятельности игровые приемы делятся на:
- подвижные игры (физические игры, направленные на развитие двигательной активности);
- ролевые игры (имитация различных социальных ролей и ситуаций);
- деловые игры (моделирование профессиональной деятельности);
- интеллектуальные игры (направленные на развитие познавательных способностей) [5, с. 152].
По дидактическим целям игровые приемы могут быть:
- обучающие (направленные на усвоение нового материала);
- тренировочные (способствующие закреплению и автоматизации языковых навыков);
- контролирующие (позволяющие оценить уровень сформированности умений) [9, с. 215].
По характеру речевого взаимодействия выделяют:
- индивидуальные игры (выполняемые одним учащимся);
- парные игры (предполагающие взаимодействие двух участников);
- групповые игры (с участием нескольких человек) [11, с. 33].
Игровые приемы могут классифицироваться:
- по языковому материалу (фонетические, лексические, грамматические);
- по этапам урока (на этапе введения, тренировки, контроля) ;
- другим основаниям.
На уроках английского языка широко используются различные виды игровых приемов, каждый из которых имеет свои особенности и дидактические возможности.
1. Фонетические игры направлены на отработку произношения звуков, слов, интонационных моделей. Например, «Угадай слово по звукам», «Цепочка слов», «Рифмы» [2, с. 34].
2. Лексические игры. Игры, способствующие запоминанию и активизации лексического материала. Например, «Ассоциации», «Найди пару», «Крестики-нолики» [7, с. 121].
3. Грамматические игры направлены на усвоение и применение грамматических структур, такие как «Исправь ошибку», «Составь предложение», «Найди лишнее» [6, с. 228].
4. Коммуникативные игры – игры, развивающие навыки устной речи и умения вести диалог.
Например, «Интервью», «Ролевая игра», «Дискуссия» [3, с. 111].
5. Творческие игры предполагают элементы творчества и импровизации.
Например, «Сочини историю», «Инсценировка», «Рекламный ролик» [12, с. 26].
Таким образом, игровые приемы в обучении представляют собой специально организованные учебные ситуации, моделирующие реальность, в которых обучающиеся выступают в определенных ролях и решают игровые задачи, и могут быть классифицированы по различным основаниям: характеру игровой деятельности, дидактическим целям, характеру речевого взаимодействия, языковому материалу и др.
Применение разнообразных видов игр позволяет комплексно решать задачи обучения, развития и воспитания школьников в процессе изучения английского языка.
1.2. Психолого-педагогические особенности применения игровых приемов в обучении школьников
Использование игровых приемов в обучении школьников обусловлено их возрастными и психологическими особенностями.
Для младших школьников (1-4 классы) игра является ведущим видом деятельности, поэтому применение игровых технологий на уроках английского языка способствует более эффективному усвоению учебного материала [9, с. 212].
В этом возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление, поэтому игровые ситуации, включающие яркие визуальные образы и элементы соревновательности, вызывают у них живой интерес и высокую мотивацию.
Для подростков (5-9 классы) характерно стремление к самостоятельности, познанию окружающего мира, поиску своего места в социуме.
Применение игровых приемов на уроках английского языка позволяет удовлетворить эти потребности, предоставляя возможность для самореализации, творческого самовыражения, а также развития коммуникативных навыков в безопасной игровой среде [11, с. 32].
Игровые технологии способствуют формированию у подростков следующих качеств:
- ответственность;
- умение работать в команде;
- критическое мышление.
На старшем этапе обучения (10-11 классы) игровые приемы также могут применяться, но их роль несколько снижается по сравнению с предыдущими возрастными группами.
Старшеклассники характеризуются более развитым абстрактным мышлением, способностью к самоанализу и рефлексии, поэтому на данном этапе обучения игровые технологии используются преимущественно для закрепления и активизации языкового материала, а также развития коммуникативных умений в ситуациях, приближенных к реальным [5, с. 150].
Одним из важнейших факторов, определяющих эффективность применения игровых приемов в обучении школьников, является их мотивационная составляющая.
Игра как вид деятельности, основанный на добровольности, соревновательности и эмоциональной вовлеченности, способствует повышению внутренней мотивации учащихся к изучению английского языка [2, с. 33].
Использование игровых технологий на уроках английского языка позволяет удовлетворить ряд важных потребностей школьников:
- Потребность в познании и достижении успеха. Игровые ситуации, предполагающие решение проблемных задач, вызывают у учащихся интерес и желание проявить свои знания и умения [7, с. 120].
- Потребность в общении и взаимодействии. Групповые игры способствуют развитию коммуникативных навыков, умения сотрудничать, принимать решения, аргументировать свою позицию [6, с. 227].
- Потребность в самореализации и творчестве. Игровые приемы, предполагающие элементы творчества и импровизации, позволяют учащимся проявить свои индивидуальные способности [3, с. 110].
- Потребность в эмоциональном комфорте. Игровая форма обучения создает благоприятную психологическую атмосферу на уроке, снижает тревожность и напряжение, связанные с изучением иностранного языка [12, с. 25].
Таким образом, использование игровых приемов в обучении школьников обусловлено их возрастными и психологическими особенностями.
Игра как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте, стремление к самостоятельности и самореализации у подростков, а также потребность в познании и общении на старшем этапе обучения определяют высокую мотивационную ценность игровых технологий в процессе изучения английского языка.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897).
2. Агеева, М. В. Особенности использования игровых методов в обучении английскому языку / М. В. Агеева // В мире научных открытий: материалы XVI Международной научно-практической конференции: сборник научных трудов, Таганрог, 30 июня 2015 года / Центр научной мысли; научный редактор И.А. Рудакова. – Таганрог: Издательство «Перо», 2015. – С. 31-34.
3. Ахтямова, Н.Н. Использование игровых технологий при обучении фразеологии немецкого и английского языков/ Н.Н. Ахтямова // Современная наука и молодые учёные: сборник статей VIII Международной научно-практической конференции, Пенза, 12 января 2022 года. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2022. – С. 108-110.
4. Бочкарева Т.А. Игровые технологии на уроках английского языка // Вестник науки и образования. – 2020. – №4-1 (82).
5. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – 6-е изд., стер. – М.: Академия, 2019. – 336 с.
6. Глухова, Е. А. Игровые технологии на уроках английского языка / Е. А. Глухова // Вузовская наука в современных условиях: Сборник материалов 56-й научно-технической конференции. В 2-х частях, Ульяновск, 24–29 января 2022 года. Том Часть 2. – Ульяновск: Ульяновский государственный технический университет, 2022. – С. 225-228.
7. Дуйсенгалиева, А. Д. Применение игровой методики в изучении английского языка / А. Д. Дуйсенгалиева. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2022. – № 28 (423). – С. 118-120.
8. Дурнова, А. Н. Игра как активный метод обучения иностранному языку / А. Н. Дурнова // Евсевьевские чтения. Серия: Лингвистика и методика: междисциплинарный подход [Электронный ресурс]: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых ученых «54-е Евсевьевские чтения», 28-29 марта 2018 г. / редкол.: Л. Е. Бабушкина (отв. ред.) [и др.]; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2018. – С. 13-17.
9. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. – 2-е изд., доп., испр. и перераб. – М.: Логос, 2018. – 384 с.
10. Калинина, И. Г. Игровые технологии на уроках английского языка / И. Г. Калинина // Современные научные исследования и разработки. – 2017. – № 9(17). – С. 205-208.
11. Козьяков, Р. В. Теоретические основы использования игровых технологий в обучении в школе / Р. В. Козьяков, И. А. Лапшова // Вестник ГГУ. – 2018. – № 6. – С. 28-34.
12. Кудрявцева, О. В. Использование игровых технологий для развития навыков говорения на уроках английского языка в среднем звене / О. В. Кудрявцева, Е. П. Кузнецова // Юный ученый. – 2015. – № 2 (2). – С. 24-26.
13. Лосева, Т. В. Использование игровых ситуаций на уроках английского языка / Т. В. Лосева // Молодой ученый. – 2015. – № 24 (104). – С. 992-995.
14. Митина, Т. С. Говорение и его роль в практическом овладении иностранным языком на этапе начального общего образования / Т. С. Митина // Молодой ученый. – 2023. – № 45 (492). – С. 110-112.
15. Поняева, Н. В. Использование игровых методов для совершенствования навыков устной речи на уроках английского языка / Н. В. Поняева // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. – 2017. – № 3. – С. 10.
16. Попова, Е. С. Использование игр и игровых приемов в процессе обучения английскому языку в начальной школе / Е. С. Попова // Теория и практика современной науки. – 2015. – № 2(2). – С. 151-155.
17. Придворева, И. Г. Использование лексических игр на уроке английского языка на среднем этапе обучения / И. Г. Придворева, Е. Г. Татарникова // Молодой ученый. – 2022. – № 48 (443). – С. 429-431.
18. Проскурина М.Е. Применение игровых технологий в обучении говорению на уроках английского языка в начальной школе // Вестник науки. – 2023. – №6 (63).
19. Терехина Н. В. Использование игровых методов и приемов на уроках английского языка как способ повышения мотивации к обучению // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № S13. – С. 72–78.
20. Тимофеева, П. В. Интерактивное обучение грамматике английского языка на основной ступени школьного образования / П. В. Тимофеева // Исследования молодых ученых: материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2020 г.). – Казань: Молодой ученый, 2020. – С. 58-60.
21. Хасанова, Ш. Теоретические основы использования игровых приемов на уроках иностранного языка в средней школе / Ш. Хасанова // Синергия Наук. – 2021. – № 55. – С. 671-676.
22. Янсукова, С. Р. Педагогическое взаимодействие: использование игрового метода в обучении английскому языку / С. Р. Янсукова, М. Я. Эльжуркаева // Молодежь и наука: проблемы современной филологии и методики преподавания иностранных языков: Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции, Грозный, 30 апреля 2022 года. – Грозный – Махачкала: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство АЛЕФ»; ЧЕЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, 2022. – С. 203-208.
23. Erikson E.H. Childhood and Society. – New York: W.W. Norton & Company, 1963. – 445 p.
24. Piaget J. The Psychology of the Child. – New York: Basic Books, 1969. – 174 p.