Фрагмент для ознакомления
2
В истории развития психологической мысли систематизированные теории представлений сформировались в начале ХХ в., но интерес и многочисленные мировоззренческие суждения о различных представлениях о человеке были встречены уже философами древности, учеными Нового времени. Многие отечественные и зарубежные психологи и социологи указывают на важность изучения личных представлений об окружающей действительности с начала ХХ в.
В современной отечественной социальной психологии социальные представления изучаются как одно из функционально образующих социальное мышление процедур такими учеными, как К.А. Абульханова-Славская, Г.М. Андреева, В.Н. Брушлинский.
Как феномен «социальные представления» - это образы, отражающие совокупность смыслов и личностных значений (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев). Образы - это системы отсчета, которые позволяют интерпретировать и понимать происходящее. Следует отметить, что "социальные представления" также служат категориями, которые служат для классификации обстоятельств, явлений, явлений и индивидов, с которыми сталкивается человек. Кроме того, «социальные представления» также являются теориями, которые можно использовать для принятия решений о них. Часто в конкретной реальности нашей жизни в обществе они служат всему этому одновременно.
Социальное представление обозначает определенную форму знания - знание здравого смысла, форму социального мышления, тип практического мышления, направленного на общение, понимание и освоение социальной среды, которая является материальной и идеальной.
Подход к пониманию социальных представлений можно определить как систему социально-психологических взглядов, включающую теоретические положения и эмпирические разработки, касающиеся закономерностей функционирования структур обыденного сознания в современном обществе. Изучение социальных представлений в развитии психологии (зарубежной и отечественной) можно разделить на два этапа: изучение социальных представлений во французской школе; исследование социальных представлений как метода социального мышления, ключевым понятием которого является термин «социальное представление», заимствованный С. Московичи из социологической доктрины Э. Дюркгейма.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абульханова К.А Российский менталитет: кросскультурный и типологический подходы // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики / РАН, Ин-т психологии; Под ред. К.А. Абульхановой и др. М.: ИП РАН, 1997. С. 7–37.
2. Андреева, Г. М. Психология социального познания : учеб. пособ. I Г. М. Андреева. - М. : Аспект-пресс, 2004. - 288 с.
3. Емельянова Т.П. Социальное представление — понятие и концепция: итоги последнего десятилетия // Психологический журнал. 2001. Т. 22. No. 6. С. 39–47.
4. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление // Общая психология: тексты / Под ред. В.В. Петухова. М.: УМК «Психология», Московский психолого-педагогический университет, 2005. С. 158–167
5. Московиси, С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс / С. Московиси; пер. с фр. Т. П. Емельянова. - М.: Центр психологии и психотерапии, 1998. - 480 с.
6. Рубинштейн С.Л. Основы психологии. М., 1935
7. Современная психология: состояние и перспективы исследований. Часть 3. Социальные представления и мышление личности". М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2002, с. 88-103.
8. Харламенкова Н.Е. Анализ одной из стратегий самоутверждения личности в ракурсе проблемы «Я и другой» / Проблема субъекта в психологической науке. М.: «Академический проект», 2000. С. 314-320.