Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В наше время появляется тенденция к увеличению количества детей дошкольного возраста с различными нарушениями речевого развития. Как отмечает Р. Е. Левина, недостатки речевого развития проявляются в нарушении звукопроизношения, затрагивают процессы фонемообразования и выражаются не только в дефектах произношения, но и в затруднениях звукового анализа. Благодаря полноценному речевому общению происходит социальный контакт между людьми, речевая деятельность ребенка способствует гармоничному и правильному развитию высших форм познавательной деятельности. Преимущественно речевые нарушения являются следствием органических поражений центральной нервной системы в перинатальном периоде.
Актуальность – речевое развитие остается одним из наиболее актуальных проблем в дошкольном возрасте. Задержки или препятствия в развитии языка ребенка отражаются на его деятельности и поведении. Дети, которые не могут хорошо говорить, осознают свои недостатки, становятся тихими, застенчивыми и нерешительными и испытывают трудности в общении с другими людьми.
Изучением словарного запаса детей с общим недоразвитием речи и созданием методов его совершенствования занимались такие отечественные ученые как Г. А. Волкова, Т.В. Куликова, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина,
Е. М. Мастюкова, В. И. Селиверстов, Н. В. Серебрякова, Т. А. Ткаченко,
Т. Б. Филичева. Г.В. Чиркина и др.
Недоразвитие языковых средств может привести к снижению уровня общения и психологических особенностей (нерешительность, замкнутость, отстраненность, застенчивость), что может привести к специфическим особенностям общего и речевого поведения (трудности в слушании, ограниченный контакт, отсроченное участие в ситуациях общения, трудности в ведении беседы) и повлиять на снижение умственной активности. [29]
Цель данной работы – изучить особенности пассивного словарного запаса детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования – пассивный словарный запас детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет – особенности пассивного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи:
•Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме развития пассивного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.
•Узнать специфику пассивного словаря дошкольников с общим недоразвитием речи.
•Проанализировать Федеральную адаптированную основную общеобразовательную программу дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
•Раскрыть организацию проведения констатирующего эксперимента дошкольников с общим недоразвитием речи
•Провести констатирующий эксперимент.
•Проанализировать результаты констатирующего эксперимента.
Глава 1 Теоретические аспекты изучения формирования словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи
•Развитие речи в онтогенезе
Развитие словаря ребёнка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи. [14, 3c]
В словарном запасе детей рано появляются слова с четкими значениями, затем слова общего характера. Развитие речи в процессе развития определяется развитием представлений ребенка о действительности. Важное значение для формирования речи, в том числе для обогащения словарного запаса, является речевая активность взрослых и их общение с ребенком.
К концу первого года жизни и в начале второго года языковая стимуляция постепенно становится более интенсивной. На ранних стадиях реакция на языковые стимулы принимает форму ориентировочного рефлекса (поворот головы, фиксация взгляда).
В последствии этот ориентировочный рефлекс становится основой для вторичных рефлексов на вербальные стимулы. Именно в этот период в первые появляется непроизносимая речь. Это так называемые "лепетные слова", фрагменты услышанных ребенком слов, состоящие в основном из ударных слогов ("мока" – молоко, "бака" собака.
На этом этапе слово еще не имеет грамматического значения. Предлоги на этой стадии представляют собой либо команды (дай, на), либо указывают (там), либо называть предмет (киса) или действие (бай).
Затем, в возрасте от полутора до двух лет, сложные слова разделяются на части и различные комбинации (Катя бай). В этот период словарный запас ребенка быстро растет и к концу второго года достигает примерно 300 частей речи.
Первый этап языкового развития ребенка представляет собой разновидность условного рефлекса: в возрасте от 1,5 до 2 лет ребенок переходит от пассивного усвоения слов к активному усвоению словарного запаса.
В процессе формирования словарного запаса значение слов становится более ясным. Вначале слова многозначны, а их значения неоднозначны. Одно и то же слово может означать вещь, атрибут или действие. Параллельно с этим развивается структура значения слова.
Слова также приобретают различные значения в зависимости от интонации.
Основные компоненты значения слова выделяются следующим образом:
1. индикативный компонент, т.е. отражение характеристик индикативного слова (стул - конкретный предмет) в значении слова;
2. понятийный компонент, т.е. лексико-семантический компонент, формирование понятий, отражение семантикой связей слов;
3. семантический компонент, отражающий чувства говорящего по отношению к слову;
4. контекстуальный компонент значения слова (теплый зимний день, теплый летний день). [11, 22c]
Значение слов не меняется в течение онтогенеза, оно развивается. Л. С. Выготский говорил, что «В тот момент, когда ребёнок впервые усвоил новое слово, развитие слова не закончилось, оно только началось; оно вначале является обобщением самого элементарного типа и только по мере своего развития переходит от обобщения элементарного типа все высшим типам обобщения, завершая этот процесс образованием подлинных и настоящих понятий».
Другими словами, устанавливается связь между конкретным объектом (денотатом) и его обозначением. Понятийные элементы значения слова усваиваются позже, по мере того как ребенок осваивает операции анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Постепенно они приобретают контекстуальное значение слова.
По мнению А. Р. Лурии, на начальном этапе на формирование ассоциаций "слово-объект" влияют условные и ситуативные факторы, но впоследствии они перестают играть роль в этом процессе. Развитие связи между языковыми символами и реальностью является центральным процессом в формировании языковой деятельности в онтогенезе.
На начальном этапе познания ребенком слова он еще не способен усвоить это слово в его "взрослом" значении. Существует феномен неполного усвоения значения слова. Первоначально дети воспринимают слова как названия конкретных объектов, а не как названия классов объектов. На ранних стадиях развития языка объектная референция слова зависит от ситуации, жеста, имитации и интонации, и слово приобретает диффузное значение. Например, ребенок может назвать плюшевого мишку плюшевой перчаткой, потому что он похож на плюшевого мишку (смысл слова "растягивается").
По мере развития словарного запаса дети узнают новые слова в процессе общения со взрослыми, уточняя их значения и изменяя употребление старых слов, постепенно сужая "растяжку" значений слов.
Л.П. Федоренко выделяет несколько степеней обобщения по значению слова
0 степень – имена собственные и названия отдельных предметов; дети в возрасте от 1 до 2 лет учатся, ассоциируя слова только с конкретными предметами. Поэтому название предмета является для них именем собственным, как и имя человека.
1 степень – к концу второго года жизни дети начинают понимать общие названия (существительные) для однородных предметов, действий и свойств.
2 степень – к 3 годам дети начинают усваивать слова, обозначающие общие понятия (например, одежда, мебель), и передавать общие названия предметов, свойств и действий (муха, краснота) в форме существительных.
3 степень – к 5-6 годам дети учат слова, обозначающие общие понятия (фрукты: яблоко, груша, банан), и в большей степени обобщают обобщенные слова 2-ой степени.
4 степень – к периоду полового созревания приобретают и понимают слова, обозначающие предметы, признаки и условия. [14,8-9c]
В литературе по развитию и росту словарного запаса имеются значительные различия, поскольку существуют индивидуальные различия, зависящие от условий жизни и воспитания ребенка, рассмотрим подробнее развитие словаря у детей по данным Е. А. Аркиной в таблице 1.
Таблица 1
Развитие словаря у детей по данным Е. А. Аркина
Возраст Количество слов
1 год 9 слов
1 год 6 мес. 39 слов
2 года 300 слов
3 года 6 мес. 1110 слов
4 года 1926 слов
С каждым этапом взросления ребенка видим, что и количество слов увеличивается.
Рассмотрим подробнее развитие словаря у детей по данным А. Штерна в таблице 2.
Таблица 2
Развитие словаря у детей по данным А. Штерна
Возраст Количество слов
1,5 года 100 слов
2 года 200 - 400 слов
3 года 1000 – 1100 слов
4 года 1600 слов
5 лет 2200 слов
С каждым годом взросления ребенка видим, что количество слов значительно увеличивается.
Рассмотрим подробнее развитие словаря у детей по данным А. Н. Гвоздева, словарь четырехлетнего ребенка.
Таблица 3
Развитие словаря у детей по данным А. Н. Гвоздева.
Словарь четырёхлетнего ребёнка
Часть речи Количество % в словаре
существительные 50,2 %
глаголы 27,4 %
прилагательные 11,8 %
наречия 5,8 %
числительные 1,9 %
союзы 1,2 %
предлоги 0,9 %
междометия и частицы 0,9 %
По данным таблицы видим, что у четырехлетнего ребенка количество слов в процентах находится на минимуме у таких частей речи как: предлоги, междометия и частицы (0,9%), а на максимуме у такой части речи как существительное (50,2%).
По мере развития мышления и речи детей их словарный запас не только обогащается, но и систематизируется, т.е. упорядочивается. Слова классифицируются по определенным семантическим полям. Семантическое поле – это объединение слов на основе общих семантических признаков, функциональное образование. Это относится не только к группировке слов в семантические поля, но и к распределению лексики внутри семантического поля. Ядро семантического поля состоит из наиболее частотных слов с ярко выраженными семантическими признаками.
Формирование словарного запаса детей тесно связано с процессом словообразования. Лексический уровень языка – это совокупность лексических единиц, которая является результатом действия и механизма словообразования. Механизмы детского словообразования связаны с формированием языковых обобщений, явлением обобщения и формированием системы словообразования. В отсутствие уже существующих слов дети "придумывают" их по определенным, заранее усвоенным правилам, что и проявляется в детском словотворчестве. Суть "обобщения" заключается в том, что похожим явлениям можно дать похожие названия (заячий – лисячий, слонячий, белячий). Это явление возможно потому, что ребенок, анализируя речь других, выбирает из языка определенные морфемы и связывает их с определенными значениями. Так, выделив морфему – «ниц», из слова мыльница, сахарница, конфетница, ребёнок соотносит эту морфему со значением посуды. И в соответствии с этим значением ребёнок образует слова – сольница.
Другой механизм словообразования стоит за такими неологизмами, как "народная этимология" (копать – лопать, лопатка – копатка, вазелин – мазелин). Это говорит о том, что в сознании ребенка функционирует система связей между лексическими словами и начинает формироваться парадигма словообразования.
1.2 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи
Исследователи в области психологии и логопедии давно обнаружили тесную взаимосвязь между речью и распространенными психологическими симптомами: познавательной, личностной, поведенческой сферы
(А. Р. Лурия, Н. А. Власова и др.). Поэтому языковые расстройства обычно сопровождаются нарушениями в организации когнитивных психических процессов, развитии личности и поведении.
Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности.
Для детей с ОНР характерны:
•Позднее начало речи (3-4 года);
•Значительно низкий словарный запас;
•Значительная неграмматичность (например, смешанный регистр, несогласованность, отсутствие предлогов);
•Дефекты произношения (все типы);
•Ритм языка – нарушение структуры слога;
•Трудности в расширении простых предложений или составлении сложных предложений. [8,11с]
В настоящее время существует четыре уровня развития речи, отражающие состояние всех компонентов языковой системы у детей, речь которых в целом не развита. (Т. Б. Филичева).
На первом уровне развития языка, языковые средства ребенка ограничены и состоят из имитации, звукоподражания и лепета, а активный словарный запас невелик. Речь сопровождается жестами и мимикой. Тот же лепет характеризуется многозначностью используемых слов, когда они описывают различные предметы или явления. Названия предметов могут заменяться названиями действий и наоборот. В активной речи преобладают не инфлектированные корневые слова. Пассивный словарный запас более многочисленный, чем активный, но крайне ограниченный. Слабое понимание категорий числа, времени, рода и падежа существительных и глаголов. Звукопроизношение диффузное. Фонологическое развитие незрелое. Ограниченная способность воспринимать и воспроизводить слоговую структуру слов.
На втором уровне развития языка, языковая активность детей возрастает. Активный словарный запас расширяется за счет повседневной тематической и глагольной лексики. Также могут использоваться местоимения, союзы и иногда простые предлоги. У ребенка уже есть простые предложения без предлогов в самостоятельных высказываниях. Имеются значительные ошибки в использовании грамматических конструкций, отсутствие согласования между прилагательными и существительными и смешанный падеж. Пассивный словарный запас ограничен, словарь предметов и слов, связанных с трудовой деятельностью взрослых, растительным и животным миром, не сформирован, но понимание устной речи достаточно развито. Знания основных цветов, а также оттенков цвета отсутствуют.
Характерны серьезные нарушения структуры слога и звукового наполнения слов. У детей отмечается фонологическая недостаточность (большое количество несформированных звуков).
Третий уровень развития речи характеризуется наличием развернутых фразовых глаголов, которые содержат недоразвитые элементы лексики, грамматики, речи и фонологии. Они так же пытаются использовать сложные предложения. Словарный запас ребенка включает все части речи. Может не понимать точного лексического значения слов. Появляется способность образовывать первые слова. Они присоединяют маленькие слова к существительным и прилагательным и приставляют глаголы для образования от глагольных существительных. Образование прилагательных от существительных затруднено. Все еще допускаются множественные неграмматические выражения. Предлоги иногда используются неправильно, есть ошибки в связи прилагательных и числительных с существительными. Произношение характеризуется не дифференцированными звуками, а замена может быть неустойчивой. Нарушения произношения проявляются в виде искажения, замены и смешения звуков. Произношение слов со сложной слоговой структурой становится более устойчивым; трех- и четырехсложные слова могут повторяться как у взрослых, но искажаются в потоке речи. Понимание языка близко к норме, но отмечается плохое понимание значения слов, выраженных приставками и суффиксами.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1.Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. М: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2002. – 320с.
2.Алексеева, М. М., В. И. Яшина. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1997. – С. 23-29
3.Алябьева, Е.А. Развитие глагольного словаря у детей с речевыми нарушениями : [методическое пособие] / Е. А. Алябьева. - Москва : Творческий центр Сфера, 2011. - 64 с.
4.Ахутина Т.В., ФотековаТ.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. – М.: АРКТИ, 2002. – 136с.
5.Баранова М. Г. Речевые развлечения в детском саду // Логопед. 2012. № 10. С. 54-56.
6.Веракса П.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. «От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования» - М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2010 – 312с;
7.Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 144 с.
8.Т.Н. Волковская Г.Х. Юсупова Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. Москва 2014 – 85с.
9.Выготский Л.С.// Избранные психологические исследования.
10.Глухов, В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи. Учебное пособие / В.П. Глухов. – М.: Секачев В. Ю., 2014. – 232 c.
11.Глухов В. П. Онтогенез речевой деятельности. Курс лекций. 2017 – 170с.
12.Жукова Н.С. Формирование устной речи. – М., 1994
13.Исаева Т.И. Особенности формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня на логопедических занятиях // Школьный логопед. – 2006. – №4. – С. 17-30.
14.Лалаева Р. И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – СПб.: СОЮЗ, 1999. – 160 с;
15.Логинова, В. И. Формирование словаря. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] /В. И. Логинова;под ред. Ф. А. Сохина.– М. : Просвещение, 1979. – 223 с.
16.Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. проф. Г.Ф. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2003, 240 с.
17.Правдина О. В. Логопедия. / Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: "Просвещение", 1973. - с. 272 с ил.
18.Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003 – 287с.
19.Тихеева, Е. И. Развитие речи детей. - М.: «Просвещение», 1981, 122с.
20.Ткаченко, Т.А. Учим говорить правильно. М.И. ГНОМ и Д, 2002,140 с.
21.Ткаченко, Т.А. Формирование лексико–грамматических представлений у детей с ОНР. М., И. ГНОМ и Д 2001, 44 с
22.Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 240с.
23.Ушакова, О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Владос, 2004. - С. 180-181, 196-199.
24.Ушакова, О. С. Развитие речи в дошкольном детстве как педагогическая проблема / О. С. Ушакова // Педагогическое образование и наука. - 2011. - № 12. - с. 5.
25.Филичева, Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. - М.: Дрофа, 2009. – 192 c.
26.Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста практическое пособие. Библиотека логопеда-практика, 5-е издание И АЙРИС ПРЕСС., Москва 2008 – 212с.
27.Филичева Т. В., Туманова Т. В., Чиркина Г. В. «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи.» М.: 2008 – 76с.
28.Филичева Т. В., Туманова Т. В., Чиркина Г. В. «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно- методические рекомендации.» М.: – 2009 – 189с.
29.Филичева Т. Б. Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М., 1991 – 44с.
30.Филичева Т.Е. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1999. – 314с.
31.Чистякова, И.А. 33 игры для развития глагольного словаря дошкольников / Чистякова И.А. – М.: Каро, 2005. 37с.