Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ
3
Глава 1. ТРЕНИРОВОЧНАЯ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СПРИНТЕРСКОЙ БЕГЕ
5
1.1. Классификация соревнований
5
1.2. Основные документы планирования и проведения соревнований
5
1.3. Средства и методы спортивной тренировки
8
1.4. Виды подготовки спортсменов
12
1.4.1 Спортивно-техническая подготовка
12
1.4.2. Тактическая подготовка спортсменов
14
1.4.3. Силовая подготовка
15
1.4.4. Скоростная подготовка
17
1.4.5. Методика развития выносливости
22
1.4.6. Методика развития гибкости
25
1.4.7. Психологическая подготовка
26
Глава 2. СТРУКТУРА МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ В СПРИНТЕРСКОМ БЕГЕ
29
2.1. Содержание многолетней тренировки, оптимальный возраст для спортивных достижений
29
2.2. Этапы спортивной подготовки
33
2.3. Сенситивные периоды развития физических качеств и техники спортивных достижений
34
2.4 Нагрузка и отдых как компоненты тренировочной деятельности
37
2.5. Система восстановительных мероприятий и профилактика травматизма
37
2.6. Спортивная ориентация и отбор в системе многолетней тренировки
38
2.7. Внетренировочные факторы спортивной тренировки квалифицированных спортсменов
40
ВЫВОДЫ
44
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
45
ЛИТЕРАТУРА
46
Фрагмент для ознакомления
2
Спринтерский бег – один из самых простых и популярных видов легкой атлетики. Высокие результаты в этом виде спорта зависят от природного таланта. Подтверждением этому являются стабильно высокие достижения и многочисленные мировые рекорды американских и ямайских спринтеров, таких как Асафа Пауэлл, Джастин Гэтлин и Усэйн Болт. Наряду со столь внушительным списком известных зарубежных спринтеров, из спринтерской отечественной школы у нас есть двукратный олимпийский чемпион и призер Олимпийских игр В.Ф. Борзова. Поэтому, чтобы конкурировать на равных российские спринтеры должны на максимальном уровне реализовать высокий природный и двигательный потенциал. Важно дальнейшее совершенствование системы многолетней подготовки легкоатлетов-спринтеров, повышение уровня научно-методической подготовки тренеров по легкой атлетике.
Цель работы заключается в обобщении данных научно-методической литературы, посвященной системе подготовки спортсменов в спринтерском беге.
В соответствии с поставленной целью в работе были использованы следующие задачи:
Изучить структуру тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов в спринтерском беге;
Выявить особенности построения многолетнего тренировочного процесса в спринтерском беге;
Разработать практические рекомендации по применению тренировочных средств в системе подготовки спортсменов в спринтерском беге.
Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе был использован метод анализа и обобщения данных научно-методической литературы. В процессе использования данного метода нами были изучены теоретико-методические особенности построения спортивной подготовки в спринтерском беге.
Практическая значимость исследования усматривается в возможности использования отдельных материалов в тренировочном процессе при подготовке спортсменов в спринтерском беге.
Глава 1. ТРЕНИРОВОЧНАЯ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СПРИНТЕРСКОМ БЕГЕ
Классификация соревнований
Соревнования являются логическим продолжением учебно-тренировочного процесса. Они планируются с учетом последовательности, преемственности и оптимального количества.
Соревнования можно разделить на основные и вспомогательные. В соответствии с требованиями единой спортивной классификации по их результатам определяются спортивные качества и определяются имена победителей или чемпионов.
Основные виды соревнований предусмотрены единым спортивным календарем. Календарь соревнований составляется для всех возрастных групп.
Соревнования проводятся с целью определения официальных квалификационных разрядов.
Классификация соревнований в спринтерском беге включает следующие дисциплины:
- Официальные дистанции на открытых стадионах: 100 метров, 200 метров, 400 метров.
- Официальные дистанции в помещении: 60 метров, 400 метров.
- Нестандартные дистанции спринтерского бега, как правило, составляют 30, 50, 150, 300, 500 метров.
Также к спринтерским дисциплинам относят эстафеты, которые проводятся на летних и зимних стадионах. В официальную программу входят 4×100 и 4×400 метров.
Основные документы планирования и проведения соревнований в спринтерском беге
Основные документы планирования и проведения соревнований в спринтерском беге:
- Календарь соревнований. Составляется на год для каждой группы с учётом возраста, пола и квалификации участников.
- Положение о соревнованиях. Основной документ, который определяет характер соревнований, порядок их проведения, цель и задачи, условия зачёта, систему оценки результатов. Его составляет организация, проводящая соревнования, её секция или федерация лёгкой атлетики.
- Главная судейская коллегия. Назначается коллегией судей соответствующей федерации для проведения соревнований и состоит из главного судьи, главного секретаря, их заместителей и помощников (в зависимости от ранга соревнований).
Некоторые разделы положения о соревнованиях:
Первый раздел. Указывает цель и задачи соревнований.
Второй раздел. Оговаривает место и время проведения соревнований, дни приезда и отъезда спортсменов.
Третий раздел. Определяет руководство соревнованием.
Четвёртый раздел. Указывает организации и участников, которые имеют право участия в соревнованиях (с указанием возраста и спортивной квалификации)
Способы организации и проведения соревнований в спринтерском беге:
- подготовка места проведения. В соревнованиях 2-3 уровня стадион должен иметь 6 беговых дорожек внутри круга, а в 1 уровня должно быть 8 дорожек в круге и 10 отдельных дорожек на финише. Финишная линия одинакова для всех дистанций и состоит из 5 квадратов размером 1х1,5 м. На общей дорожке стартовая линия определяется таким образом, чтобы все участники должны были преодолеть одинаковое расстояние от стартовой линии до линии перехода к внутренней броке. В спринтерском беге участники занимают места строго на своих дорожках.
- старт. В спринте применяется низкий старт с использованием стартовых колодок. 3 На соревнованиях, где не применяется аппаратура контроля фальстарта, участникам разрешено стартовать с низкого старта с использованием стартовых колодок или без колодок, а для соревнований второго и третьего уровней участникам отдельных возрастных групп — также из положения стоя.
- начало забега. Судья-стартер подаёт команду «На старт!». По ней участники без промедления должны подойти к линии старта и занять стартовые позиции позади неё. Убедившись в готовности участников, судья-стартер подаёт команду «Внимание!», по которой участники должны сразу же принять наиболее удобное положение для начала бега и прекратить всякое движение. После принятия стартового положения и прекращения движения всеми участниками судья-стартер даёт стартовый сигнал.
- определение результатов. Время прохождения дистанции каждым участником определяет команда судей-хронометристов. В конце судейская бригада определяет порядок прибытия участников после пересечения финишной линии и сцены между участниками для корректировки предварительных результатов. В завершение секретарь записывает результаты в протокол соревнований и передает его в секретариат.
Спортсмены, отобравшиеся по результатам квалификационного забега, принимают участие в раундах на выбывание (четвертьфинал, полуфинал и финал). Примерное время прохождения каждой из трасс в раундах на выбывание составляет 6-8 минут. Для каждого раунда следует использовать новую трассу (Таблица 1).
Таблица 1
Особенности организации соревнований на выбывание
Для разных классов можно использовать одну и ту же трассу. Четвертьфинал разделен на 6 забегов, в каждом из которых принимают участие 6 спортсменов. Максимальное число участников четвертьфинала – 36 спортсменов. Трое сильнейших проходят в полуфинал, а из полуфинала в финал проходят двое сильнейших
Средства и методы спортивной тренировки в спринтерском беге
Спортивная подготовка в спринтерском беге, как и в других видах спорта, включает в себя два главных компонента: физическая подготовка, подразделяющаяся на общефизическую (ОФП) и специальную (СФП) и спортивно-техническая.
Фрагмент для ознакомления
3
Аникина Т. А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена / Т. А. Аникина, Т. Л. Зефиров и др. – Казань : КФУ, 2013. - 166 с.
Ашмарин Б. А. Теория и методики физического воспитания : Учеб. для студентов вузов / Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, З. Н. Вяткина и др. ; под ред. Б. А. Ашмарина. – М. : Просвещение, 2015. – 287 с.
Бундзен П.В. Современные тенденции в развитии технологий психической подготовки спортсменов / П. В. Бундзен // Ежегодный научный вестник ГАФК им. П.Ф. Лесгафта–Санкт Петербург, 2000. – С. 40-44.
Васильев Г.Ф. Системная функциональная подготовка – путь к личному рекорду спортсмена / Г.Ф. Васильев, Г.И. Савин.// Моделирование спортивной деятельности в искусственно созданной среде (стенды, тренажеры, имитаторы): (материалы конф.).– Москва, 1999. – С. 265-268.
Гильмутдинов Д.А. Некоторые особенности подготовки юных футболистов 10-12 лет / Д.А. Гильмутдинов, М.А. Родин. // ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет.– Кемерово, 2014.
Гриндлер К. Техническая и тактическая подготовка / Пер. с нем. В.П. Котелкина. М: Физкультура и спорт, 2006. - 252 с.
Евсеев Ю. И. Физическая культура / Ю.И. Евсеев. – 3-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 382 с.
Железняк Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. для студентов вузов / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2005. – 272 с.
Зимкина Н. В. Физиологическая характеристика и методы определения выносливости в спорте / Н.В. Зимкина. – М. : Физкультура и спорт, 2002.
Золотарев А.П. Подготовка спортивного резерва в футболе / А.П. Золотарев. - Краснодар, 2017. - 76 с.
Золотарев А.П. Методика совершенствования и контроля координационных способностей юных футболистов в условиях скоростных передвижений: Методическое пособие / А.П. Золотарев, А.И. Шамардин. - Волгоград: ВГИФК, 2019. - 32 с.
Кенеман А. В. Теория и методика физического воспитания / А. В. Кенеман. − М. : Сфера, 2002.
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. – M.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
Монаков Г.В. Техническая подготовка / Г.В. Монаков. - М.: «Офсет», 1995. - 128 с.
Мохан Р. Биохимия мышечной деятельности и физической тренировки / Р. Мохан, М. Глессон, П. Гринхафф. – Киев.: Олимпийская литература, 2016. – 296 с.
Никитушкин В.Г. Методы отбора в игровые виды спорта / В.Г. Никитушкин, В.П. Губа. - М.: ИКА, 1998. -288 с.
Система подготовки спортивного резерва / Под общей редакцией Никитушкина В.Г. М., 1994. - 312 с.
Спирин В.К. Цикличность как принцип планирования учебного материала по предмету «Физическая культура / В.К. Спирин // Физическая культура в школе, 2014. – № 6.
Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. М.: Физическая культура и спорт, 1987. - 128 с.
Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов вузов / Ж.К. Холодов, В. С.Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 480 с.