Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы применения запрещенных средств и методов ведения войны, наличия и у сторон конфликта права выбора, в том числе, к каким средствам они могут прибегнуть для достижения поставленной ими военной цели, являются одними из самых острых в современном международном уголовном праве, ввиду того, что во-первых, затрагивают интересы огромного количества людей, которые невольно становятся участниками происходящих событий, предотвратить которые или повлиять на ход которых они никак не могут, при этом любые военные действия нарушают фундаментальные естественные права человека, во – вторых, по причине того, что практически весь мир сегодня постоянно сотрясают локальные, региональные вооруженные конфликты (Сирия, Ливан, Израиль, Украина).
Нарушение принципов гуманности, закрепленных в нормах международного гуманитарного права, приводит к огромным ничем не оправданным и не обоснованным человеческим жертвам, гибели мирного населения, разрушению инфраструктуры и длительным неблагоприятным, а иногда губительным последствиям для всего мирового сообщества. Любой вооруженный конфликт в современном мире в любой его точке сегодня сопровождается применением запрещенных видов оружия, методов ведения войны, и главное нарушением прав гражданских лиц. Уголовно-правовой анализ данной проблемы необходим для совершенствования механизмов привлечения виновных к ответственности и предупреждения таких преступлений в будущем .
Научная значимость исследования обусловлена необходимостью анализа и систематизации норм, регулирующих уголовную ответственность за применение запрещенных средств и методов ведения войны, а также выявления существующих пробелов в международном и национальном законодательстве. Практическая значимость состоит в разработке рекомендаций по повышению эффективности применения уголовно-правовых норм, а также в уточнении механизмов реализации положений международного права на национальном уровне.
Цель исследования состоит в проведении комплексного уголовно-правового анализа применения запрещенных средств и методов ведения войны, а также выявлении путей, способов совершенствования правового регулирования и механизма уголовного преследования виновных лиц.
Для достижения поставленной цели необходимо изучить историко-правовые аспекты установления мировым сообществом запрета применять запрещенные средства и использовать запрещенные методы ведения войны, проанализировать действующие международные и национальные правовые нормы, регламентирующие вопросы привлечения к уголовной ответственности лиц, виновных в совершении подобного рода преступлений, особое внимание уделяя при этом вопросам квалификации преступлений, связанных с применением запрещенных средств и методов ведения войны, существующим особенностям квалификации, изучить существующую правоприменительную практику, в том числе, судебные акты, принятые международным трибуналом, а также национальными судами, представить предложения по совершенствованию норм и требований действующего уголовного законодательства и правоприменительной практики.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе предотвращения, выявления и пресечения применения запрещенных средств и методов ведения войны, предметом - нормы международного и национального уголовного права, регламентирующие вопросы привлечения к ответственности виновных лиц за совершение таких преступлений, а также практика их применения.
Нормативную базу для исследования составляют международные нормативные акты, такие как Женевские конвенции 1949 года и Дополнительные протоколы к ним 1977 года; Гаагские конвенции 1899 и 1907 годов; Конвенция о запрещении химического и биологического оружия; Римский статут Международного уголовного суда 1998 года, положения уголовного законодательства Российской Федерации и других стран.
Данная тема активно обсуждается в международно-правовой и уголовно-правовой литературе. Работы таких авторов, как А.В. Наумов,
И.И. Лукашук, О.О. Кулькова, а также зарубежных исследователей, внесли значительный вклад в развитие данной области. Однако дискуссионными остаются вопросы квалификации таких преступлений, определения границ применения норм международного гуманитарного права, а также их взаимодействия с нормами национального законодательства других стран.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. В первой главе рассматриваются теоретико-правовые основы применения запрещенных средств и методов ведения войны. Во второй главе проводится уголовно-правовой анализ норм международного и национального права. Третья глава посвящена практическим аспектам квалификации преступлений, практике судопроизводства и разработке рекомендаций.
Заключение содержит обобщение результатов исследования и предложения по совершенствованию уголовного законодательства.
Глава I. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПРИНЦИПОВ И НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА
1.1. Развитие международного гуманитарного права
Международное гуманитарное право представляет собой совокупность норм, направленных на смягчение последствий вооруженных конфликтов. Одним из его важнейших принципов является запрет на выбор методов и средств ведения войны, который имеет целью защиту гражданского населения, объектов гражданской инфраструктуры и окружающей среды от чрезмерных разрушений и страданий.
Первые ограничения в отношении методов ведения войны можно найти в древних культурах (например, в кодексе Хаммурапи, законах Ману, а также в исламском праве). Данные нормы имеют скорее этический и религиозный характер.
Первые правила запрещали массовое уничтожение гражданских объектов, убийство пленных и жестокое обращение с пленными.
Первым этапом в процессе создания основ международного гуманитарного права стало принятие Первой Женевской конвенции в
1864 году, определившей основополагающие принципы осуществления защиты раненых и больных в период боевых действий.
Далее в 1899 и 1907 годах следует принятие Гаагских конвенций, установивших нормы ведения войны, включая запреты на применение сторонами ядовитого оружия и безразборочных бомбардировок.
После окончания Первой мировой войны последовало принятие и подписание Женевского протокола 1925 г., согласно которому установлен запрет на использование химического и биологического оружия.
После окончания Великой Отечественной войны, Второй мировой войны в 1949 году приняты Четыре Женевские конвенции, которые детализировали процесс осуществления защиты гражданского населения, военнопленных, раненых и больных.
I и II Протоколы 1977 года к Женевским конвенциям уточняют ранее установленные запреты на средства и методы ведения войны, включая меры по защите природной среды.
В 1980 году принята Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, регулирующая использование зажигательного оружия, мин, ловушек и других видов вооружений.
Сегодня мировое сообщество, любой его член, являясь участником вооруженного конфликта обязаны действовать согласно и в соответствии, в первую очередь, с принципом гуманности, то есть, исходя из того, что использование оружия и методов ведения войны, которые вызывают излишние страдания (например, химического и биологического оружия, зажигательных боеприпасов), недопустимо.
Далее следует принцип избирательности. Очевидно, что соблюдение данного принципа в точном соответствии с его требованиями фактически является условием, обеспечить выполнение которого невозможно, даже применяя высокоточное оружие. Избежать жертв среди мирного населения так или иначе не удастся. Также не разрешенным является вопрос о том, каким образом необходимо действовать в случае, если противник использует объекты гражданского назначения для достижения собственных военных целей. Собственноручно по собственной воле и инициативе, одна сторона, налагая и устанавливая для себя правовые запреты и ограничения, рискует утратить стратегическую инициативу, что неминуемо ведет к росту потерь с его собственной стороны, а военные, действуя с оглядкой на установленные ограничения, лишены возможности эффективно решать поставленные перед ними войсковые задачи. А учитывая то обстоятельство, что противник может действовать недобросовестно, игнорируя любые запреты и ограничения, возникает вопрос насколько гуманно по отношению к собственному населению и военнослужащим действовать с соблюдением установленных запретов, в условиях, когда противник их нарушает?! Всегда ли оправданно с точки зрения здравого смысла соблюдение данного принципа избирательности? Возможно иногда требуется принятие и реализация более жестких решений для того, чтобы обеспечить защиту собственных стратегических интересов?!
В – третьих, принципом пропорциональности, то есть, военные действия не должны наносить ущерб несоразмерный достигнутым военным целям.
И наконец, соблюдать установленный прямой запрет на использование запрещенных средств, то есть, таких видов вооружения, как химическое, биологическое, ядерное оружие, а также методов, следствием применения которых являются неизбирательные разрушения.
Учитывая существующие современные реалии, уровень развития науки и техники, современных высоких технологий, которые могут быть использованы в военных целях, международное, гуманитарное право, отдельные его положения остро нуждаются в пересмотре, а скорее дополнении ранее принятых международным сообществом норм и запретов . Появились принципиально новые виды оружия, такие как кибероружие, которое может оказывать тотальное разрушительное воздействие на гражданскую инфраструктуру .
Практически любые вооруженные конфликты носят гибридный характер, крайне сложно идентифицировать комбатантов и некомбатантов, отличить лиц прямо задействованных, принимающих участие в вооруженном конфликте в составе вооруженных сил одной из сторон, от лиц, не причастных к ведению боевых действий. При чем в современных условиях может быть совершенно не важна ни половая, ни национальная принадлежность, ни возраст. Ни что не может служить определяющим признаком.
Практически любая из сторон конфликта привлекает к участию в нем «частные военные компании» и нерегулярные вооруженные формирования.
Любая из противоборствующих сторон, не важно со стороны государств и негосударственных субъектов, допускает те или иные нарушения, в частности, применяя тактику, не учитывающую вышеприведенные принципы пропорциональности и различия, зачастую используют гражданские объекты в военных целей.
Несмотря на развитие нормативной базы, эффективное применение норм международного гуманитарного права сталкивается с рядом трудностей, их нарушением и игнорированием, включая появление и использование новых технологий и методов ведения войны. В этой связи требуется укреплять и совершенствовать не только систему правового регулирования, но и международного сотрудничества в области мониторинга и преследования нарушений .
1.2. Общепризнанные принципы и нормы международного права, регламентирующие вопросы ограничения методов войны, ратифицированные Российской Федерацией
Российская Федерация является участником множества международных договоров и соглашений, которые ограничивают методы и средства ведения войны в соответствии с нормами международного гуманитарного права. Российской Федерацией ратифицированы и строго соблюдаются такие основополагающие принципы международного гуманитарного права как принцип разграничения, согласно которому запрещается нападать на гражданские объекты и гражданское население, боевые действия должны быть направлены исключительно против военных целей.
Российская Федерация является участником главных международных соглашений, регулирующих правила ведения вооружённых конфликтов и обеспечивающих защиту гражданского населения.
Ратифицирована Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны 1907 года. Стороны договорились о том, ни один из участников конфликта не обладает ничем не ограниченным правом выбирать средства ведения войны и нанесения вреда противнику. Ни одна из противоборствующих сторон не вправе заявлять о том, что будет действовать беспощадно, самое главное, стороны лишены права использовать оружие, которое может причинить излишние страдания (ст. 23 Гаагской Конвенции). Страны-участницы также определили, что военные законы применимым и распространяют свое действие не только на военнослужащих регулярных войск, но и ополченцев и добровольческие отряды, при условии, что действуют они на основе единоначалия, имеют знаки отличия, свидетельствующие о принадлежности к той или иной вооружённой группе, не скрывают факт наличия, ношения и готовности применить оружие, руководствуются в своих действиях законами и обычаями войны.
Конвенция о запрете или ограничении применения конкретных видов обычного оружия (1980 г.) и её протоколы, устанавливает запрет в применении применения мин, мин-ловушек, зажигательного оружия и других устройств.
Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 года, также