Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в современных условиях развития общества важными задачами воспитания становятся условия всесторонне развитой, креативной и реализующей личности. Творческая деятельность играет решающую роль в этом процессе, поскольку она стимулирует развитие таких понятий, как самостоятельность, инициативность, способность к нестандартному мышлению и решению сложных задач. В условиях происходящих изменений и быстрого технологического прогресса общество от человеческой гибкости, адаптивности и навыков требует поиска креативных решений, что невозможно без развития креативных способностей [6]. Одной из ключевых проблем современной системы развития является недостаточное внимание к индивидуальному подходу в уходе за личностью через художественную деятельность. Формирование через творчество позволяет более глубоко раскрыть внутренний потенциал ребенка, помогает ему выразить свои мысли, эмоции и атмосферу. Это особенно важно в условиях, когда традиционные методы не всегда справляются с формированием современной и социально-активной личности [9]. Исследование методов и технологий, способствующих взращиванию личности в инновационной деятельности, позволяет разрабатывать более эффективные образовательные программы и подходы.
Цель исследования: обучить влиятельной креативной деятельности по воспитанию личности и разработать эффективные методы и подходы, способствующие развитию личностных качеств через творческую деятельность.
Задачи исследования:
1.Проанализировать теоретические подходы к пониманию художественной деятельности в развитии личности
2.Изучить и систематизировать современные педагогические технологии и методы, направленные на формирование личности через творческую деятельность.
3.Провести опытно-экспериментальную работу по повышению эффективности, методической деятельности в процессе воспитания и профессиональных изменений, произошедших в личностном развитии участников эксперимента.
Объект исследования: процесс воспитания личности в условиях художественной деятельности.
Предмет исследования: методы и технологии, направленные на развитие личности посредством креативной деятельности, а также их влияние на ключевые личностные качества.
Гипотеза исследования: если в процессе воспитания использовать творческую деятельность в качестве основного инструмента, то есть способствовать развитию таких личностных качеств, как самостоятельность, инициативность и креативное мышление, то это повышает уровень личностного развития и самореализации учащихся.
Методы исследования: в ходе проведенных исследований были теоретические методы, такие как анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по теме воспитания личности. Практическими методами стали диагностические методики, анкетирование, наблюдение и эксперименты, проводимые на базе школы №155 в г. Самара, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
Степень проработанности проблемы. Вопрос воспитания и развития личности остается актуальным в современных исследованиях, что подтверждается обширной литературой по данной теме. Изученные материалы свидетельствуют о необходимости внедрения инновационных подходов в образовательный процесс. В частности, исследования, проведенные на международных конференциях и форумах, подчеркивают важность культурно-досуговой деятельности как средства формирования творческой личности [14]. Разнообразные подходы к педагогическому образованию и методам обучения, описанные в работах [8; 15], свидетельствуют о стремлении адаптировать учебные программы к современным требованиям. Важно отметить, что исследования также охватывают проблемы художественно-эстетического образования в контексте социокультурных вызовов [11] и акцентируют внимание на значении проблемного обучения как способа активизации учебного процесса [9]. Все это подчеркивает, что воспитание личности требует системного подхода и глубокого анализа актуальных проблем в сфере образования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Предложения и особенности творческой деятельности в воспитании личности
Художественная деятельность является ведущей частью воспитания личности, способствующей всестороннему развитию человека. В психолого-педагогической науке под креативной сферой понимают процесс создания чего-то нового, оригинального, который включает в себя элементы определения, воображения и нестандартного мышления. Салтыкова Г.М. отметила [12], что оригинальность важна не только для развития интеллекта, но и формирования эмоциональной и волевой сферы личности. Оно помогает детям и подросткам выражать свои внутренние чувства, мысли и чувства через искусство, музыку, литературу или любые другие виды деятельности [1]. Важным параметром творческой деятельности является ее способность стимулировать когнитивные процессы, такие как анализ, и синтез. В таком процессе учащиеся учатся видеть нестандартные решения, что развивает их способность к критическому и креативному мышлению. Кроме того, креативность способствует самостоятельному развитию, так как оно от человеческого проявления инициатив и требует ответственности за конечный результат.
С точки зрения воспитания личности, изобретательская деятельность играет ключевую роль в таких отношениях, как уверенность в своих возможностях, самоконтроль и целеустремленность. Благодаря ей, индивид учится принимать решения, справляться с трудностями, что положительно влияет на его личностное становление. Современные педагогические системы уделяют внимание новым оригинальным методам воспитания, рассматривая их как важнейший элемент в процессе подготовки учащихся к жизни в динамично меняющемся мире [4].
Фрагмент для ознакомления
3
1.Абрамова Н. А., Николашкина В. Е. Педагогическая культура преподавателя юридического вуза: Учебное пособие. — Москва: Издательство "Проспект", 2023. — 95 с.
2.Ачабаева Л. Х. Педагогическая психология: Учебное пособие. — Черкесск: Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, 2021. — 180 с.
3.Возрастные (дифференциальные) технологии социально-культурной деятельности: Учебно-методическое пособие / Белгородский государственный институт искусств и культуры. — Белгород: Белгородский государственный институт искусств и культуры, 2019. — 154 с.
4.Воспитание как стратегический национальный приоритет: международный научно-образовательный форум. Часть 4 / Уральский государственный педагогический университет. — Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2021. — 478 с.
5.Гудзенко Л. Г. Психология художественного творчества: Учебное пособие. — Минск: Белорусский государственный университет культуры и искусств, 2016. — 81 с.
6.Медведь Э. И., Киселева О. И. Педагогические основы культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие для СПО. — Издательство "Лань", "Планета музыки", 2024. — 82 с.
7.Непрерывность образования: от школы к вузу: Материалы 7-й Всероссийской научно-методической школы-семинара (г. Ульяновск, 25 октября 2023 года) / Ульяновский государственный технический университет. — Ульяновск: Ульяновский государственный технический университет, 2024. — 380 с.
8.Педагогическое образование: традиции, инновации, поиски, перспективы = Teacher education: tradition, innovation, prospecting, outlook: материалы XIII Междунар. науч.-практ. конф., 21 окт. 2022 г. / Шадринский государственный педагогический университет. — Шадринск: Шадринский государственный педагогический университет, 2022. — 858 с.
9.Проблемное обучение: прошлое, настоящее, будущее. В 3 книгах. Книга 2: Лингво-педагогические модели проблемного обучения: Монография / Нижневартовский государственный университет. — Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2019. — 310 с.
10.Проблемы физкультурного образования: содержание, направленность, методика, организация: Сборник статей по материалам IX международного научного конгресса, посвящённого 100-летию образования государственного органа управления в сфере физической культуры и спорта и 100-летию физкультурного движения в Республике Саха (Якутия), 26–28 октября 2023 года. — Якутск: Издательский дом "Среда", 2024. — 620 с.
11.Проблемы художественно-эстетического образования и воспитания в контексте социокультурных вызовов: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф., 3-4 нояб. 2023 г. / Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семёнова-Тян-Шанского. — Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семёнова-Тян-Шанского, 2023. — 182 с.
12.Салтыкова Г. М. Методика преподавания дизайна: учебник для вузов. — Москва: Издательство "Владос", 2024. — 126 с.
13.Стародубцев М. П. Современная система образования: основные направления: учебное пособие. — Санкт-Петербург: Северо-западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова, 2019. — 164 с.
14.Тимощук Н. А., Мотора Л. С. Педагогика высшей школы. Педагогическая инноватика: Учебно-методическое пособие. — Москва: Издательство "МИСИС", 2023. — 54 с.
15.Традиции и инновации фортепианной педагогики и исполнительства в непрерывном образовательном цикле Школа-Училище-Вуз: сборник научно-методических статей и разработок / Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова. — Уфа: Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова, 2024. — 80 с.