Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Современная отрасль общественного питания в России функционирует в качественно новых условиях. Проведенное разгосударствление собственности и поддержка государством малого и среднего предпринимательства привели к возникновению на внутреннем рынке значительного количества предприятий питания с небольшими объемами деятельности, а также крупных сетей отелей, ресторанов, и кафе.
Развитие общественной системы питания происходит под воздействием ряда факторов, в числе которых: дефицит собственных оборотных средств; низкий покупательский спрос населения; возрастающая конкуренция со стороны других хозяйствующих субъектов и другие.
Их совокупность оказывает влияние на темпы развития отрасли и препятствует росту уровня доходности предприятий общественного питания. Но, несмотря на выше перечисленные факторы, в настоящее время сфера общественного питания процветает и становится популярной. Уровень комфортности жизни зависит, в том числе, от того, насколько просто, быстро и недорого человек может, находясь в городе поесть, купить продукты и получить другие услуги.
Особое внимание уделяется совершенствованию технологического процесса приготовления пищи, который напрямую зависит от оптимальности функциональной схемы предприятия общественного питания. Повлияет это и на повышение качества дежурных блюд, комплексных обедов, введение в меню национальных и фирменных блюд и напитков.
Цель работы: выявить особенности истории ресторанного дела.
Задачи:
изучить историю возникновения и развития гостиничного сервиса;
приведем характеристику и особенности развития гостиничного сервиса;
проанализируем использование истории ресторанного дела с целью продвижения.
Объектом исследования является институт общественного питания. Предметом – история ресторанного дела.
В исследовании использовались следующие методы: системный; структурный; функциональный; информационный; аксиоматический; выборочный; методы синтеза и анализа.
Структура работы включает введение, три главы, заключение, список литературы.
Рассмотрим историю появления ресторанов. Так, впервые упоминания о таких предприятиях были найдены в древних манускриптах, например кодексе царя Вавилонии Хаммурапи, датируемый 1700 г. до н.э.
Известно, что I тысячелетии до н.э. таверны античной Греции выступали необходимой частью социальной и религиозной жизни общества. В то время в тавернах существовали помещения для гостей. Однако данные предприятия больше предназначались для предоставления услуг питания. Поскольку в то время активно развивалась торговля, то длительные разъезды порождали необходимость путешественников в: питании и ночлеге [12].
В связи с этим возникли предприятия, называемые постоялыми дворами.
Таверны и постоялые дворы, создавались для граждан низших сословий. Данные предприятия предлагали необходимый минимум условий для ночлега, питания и отдыха гостей.
Роль в образовании гостиниц сыграло развитие торговых связей в регионах: Ближнего Востока; Азии; Закавказье.
В перечисленных регионах проходили торговые пути, по которым проходило множество людей. При этом ночлег осуществлялся на путях передвижения.
После того, как Римская империя пала в 476 году н.э., начался следующий этап в развитии гостиниц.
В данной сфере серьезным фактором являлись религиозные традиции. Так, гостями гостиниц становились люди, осуществляющие паломничество к святым местам.
Так, в Англии рассматриваемые предприятия стали развиваться в период позднего Средневековья, Реформации. В этот период английский король Генрих VIII начал проводить секуляризацию монастырей. Так, гости не могли бесплатно останавливаться в монастырях и, были вынуждены останавливаться в частных гостиницах.
В XII–XIII веках постоялые дворы появились на Руси. Данные предприятия носили названия «ямы», располагались на расстоянии конного перехода друг от друга. В XV веке началось строительство гостиных дворов, характеризующихся тем, что в них осуществлялось:
размещение [6];
питание;
возможности совершения коммерческих операций;
объединялись меблированные комнаты;
торговые ряды;
лавки;
склады.
В Новгороде в XV–XVII вв. появились гостиные дворы под названием:
«немецкий» гостиный двор;
«голландский» гостиный двор.
В Москве:
«аглицкий» гостиный двор;
«греческий» гостиный двор;
«армянский» гостиный двор и др.
В XIII веке гостиные дворы также были образованы в следующих городах:
Витебск;
Гродно;
Брест;
Слоним.
В XV–XVI веках были построены гостиные дворы для купцов в:
Брянске;
Вязьме;
Москве.
Также стали образовываться профессиональные объединения лиц, занимавшихся таким делом. Например в 1282 г. гильдия трактирщиков была образована в городе Флоренции в Италии.
1.2. Развитие ресторанов в период Нового времени
В период Нового времени (XVI в. – начало XX в.) были открыты первые кофейни, ставшие центрами культурной и литературной жизни того времени.
В 1553 году в Париже был открыт первый ресторан «Тур д'Аржан», просуществовавший 200 лет. Особенностью его являлось то, что предприятие только лишь предоставляло питание без организации ночлега. Термин «ресторан» появился только лишь во второй половине XVIII века.
В период Великой французской революции 1789–1799 гг. по причине эмиграции французских шеф-поваров, замысел предприятий по предоставлению услуг питания распространился и в других регионах и государствах [26].
В 1800 рестораны стали появляться и в Англии. В Англии это предприятие стало величественным учреждением, именовавшимся:
миром высокой кухни;
высокого декорума;
высокого сервиса.
В середине XIX века появился термин меню – «a la carte» (а ля карт). Понятие подразумевало выбор любого блюдо из предложенного списка блюд.
В 1898 году в Лондоне был открыт отель «Савой», управляющим которого стал Цезарь Ритц (сегодня отели Ритц-Карлтон), шеф-поваром – Жорж Агюст Эскофье.
Цезарь Ритц и Жорж Агюст Эскофье стали первыми организаторами ресторанов при гостиницах. Жорж Агюст Эскофье - величайший кулинар своего времени. Славу он получил благодаря:
изданию справочника по кулинарии;
внедренному им бригадному подряду на кухне.
В развитии РГБ также роль сыграли гостиницы США. Первый постоялый двор в США по объективным причинам появился 1607 году. Первой таверной стала таверна, открытая в Бостоне в 1634 году.
Первая гостиница США - 70-комнатный «Сити-отель» на Бродвее в Нью-Йорке, открытый в 1794 году. В 1829 году в Бостоне был открыт отель «Тремонт» – первый в США отель, имевший статус отеля первого класса, имевший в своей структуре:
коридорного;
регистратуру (рецепцию).
Таким образом, в период XIX-XX вв. веков индустрия гостеприимства становится важной отраслью национальной экономики, вносящей свой вклад в ВВП страны.
В России в 1910 г. существовало всего 4685 частных гостиниц. Также были образованы постоялые дворы и трактиры с номерами. Популярными гостиницами были:
«Метрополь» (1897–1907 гг, Москва, собственник - Петербургское акционерное общество;
«Люкс» (основатель - московский булочник Филиппов);
Гранд-отель (владелец – купец, миллионер Корзинкин);
«Европа»;
«Париж» [29].
В н. XX века в Минске существовало 30 частных гостиниц. Часть из этих гостиницы представляли собой меблированные комнаты на 10–15 номеров. В Минске существовала тогда самая большая гостиница Северо-Западного края – гостиница «Европа», в структуре которой было 30 номеров. Также эта гостинца предлагала большой ассортимент услуг:
парикмахерская;
ресторан;
библиотека;
лифт;
автомобиль к вокзалу и др.
Таким образом, сфера РГБ зародилась еще во времена античности. Толчком к ее развитию стало развитие сферы торговли между регионами, что повлекло за собой появление большого числа странствующих лиц, которым необходимо было получить питание и ночлег.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 28.09.2010) «О техническом регулировании».
2. Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036 (ред. от 10.05.2007) «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания».
3. ГОСТ 50762-2007. Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания.
4. Ахкубекова К.М., Оломская Е.В. Особенности бухгалтерского учета в гостиничном бизнесе // В сборнике: Социально-экономические и правовые аспекты развития общества. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией М.И. Кутера. Краснодар, 2022. С. 19-25.
5. Баулина В.В., Тихонова Л.И. История развития гостиничной индустрии Москвы и московской области до начала XX века // В сборнике: Тенденции и проблемы развития индустрии туризма и гостеприимства. Материалы 6-й Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. Ответственный редактор Е. И. Мишнина. 2019. С. 99-102.
6. Всемирное культурное наследие / Архипова О.В., Волошинова М.В., Карпова Г.А., Куцубина Е.В., Кучумов А.В., Шабалин В.В., Шор Ю.М.: учебник / Санкт-Петербург, 2024.
7. Горбачева В.И. История гостиничного бизнеса // В сборнике: Образование в России и актуальные вопросы современной науки. Сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции. Пенза, 2020. С. 200-202.
8. Горюшкина Н.Е. История гостиничного дела: постоялые дворы в России XIX века // В сборнике: за нами будущее: взгляд молодых ученых на инновационное развитие общества. сборник научных статей Всероссийской молодежной научной конференции : в 4 т.. Курск, 2020. С. 324-327.
9. Горюшкина Н.Е. История гостиничного дела: трактирные заведения в России в XVIII - XIX веках // В сборнике: социально-экономическое развитие России: проблемы, тенденции, перспективы. сборник научных статей 19-й Международной научно-практической конференции. Курск, 2020. С. 137-140.
10. Горюшкина Н.Е., Волобуев В.В. Становление гостиничного дела в петровской России (1700-1725 годы) // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2022. Т. 12. № 3. С. 222-231.
11. Ковальчук А.П. Электронный образовательный ресурс "история гостеприимства" (направление подготовки 43.03.03 "гостиничное дело") // Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ RU 2022685804, 28.12.2022. Заявка № 2022684014 от 08.12.2022.
12. Козловская Н.С., Рыбалова Т.В. История развития гостиничного дела в городе Тюмень // В сборнике: Актуальные проблемы обеспечения устойчивого развития Тюменского региона. Материалы 70-й студенческой научной конференции. Ответственный редактор И.Д. Ахмедова. 2019. С. 25-31.
13. Колупаева Е.Г. Преемственность в обучении иностранному языку (на примере направления подготовки «гостиничное дело») // В сборнике: Иностранные языки в экономических вузах России. Всероссийский научно-информационный альманах. Санкт-Петербург, 2022. С. 121-126.
14. Копылова Д.А. Тренды ресторанного бизнеса // В сборнике: Туристический, гостиничный и ресторанный бизнес: инновации и тренды. Материалы региональной научно-практической конференции. Под редакцией Н.Е. Горюшкиной, С.А. Никифорова. 2020. С. 89-96.
15. Крецу О.Г. Советский сервис в нач. 1960-х - нач. 1990-х гг.: историография вопроса // Северные Архивы и Экспедиции. 2021. Т. 5. № 2. С. 113-119.
16. Ланцова М.В. История развития гостиничного бизнеса в России // В сборнике: туристический, гостиничный и ресторанный бизнес: инновации и тренды. материалы региональной научно-практической конференции. 2019. С. 208-213.
17. Лихоманова А.А. Развитие гостиничного дела в г. Рыбинске на рубеже XIX-ХХ вв.: источниковедческий обзор // В сборнике: Трефолевские чтения. Сборник материалов IX всероссийской научно-практической конференции. Ярославль, 2024. С. 106-114.
18. Любецкая Т.Р. Барное дело / для использования в образовательном процессе образовательных организаций, реализующих программы высшего образования по направлению подготовки «Технология продукции и организация общественного питания» (уровень бакалавриата) / (2-е изд.) Москва, 2019.
19. Любецкая Т.Р. Барное дело / Учебник для бакалавров / (3-е изд.) Москва, 2020.
20. Любецкая Т.Р. Барное дело: учебник для бакалавров / (4-е изд.) Москва, 2022.
21. Любецкая Т.Р. Барное дело: учебник для бакалавров / (5-е издание) Москва, 2024.
22. Маруласова А.А. Краткая история явления рекламы и функции её использования на примере гостиничного дела // В сборнике: Международные научные студенческие чтения - 2024. Сборник статей II Международной научно-практической конференции. Петрозаводск, 2024. С. 256-262.
23. Пешков А.М. История зарождения и перспективы развития ресторанного дела в Курской области // В сборнике: Туристический, гостиничный и ресторанный бизнес: инновации и тренды. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Курск, 2024. С. 74-77.
24. Пятовский А.А. История становления и развития туристской отрасли кемеровской области (1943 - 2010-е гг.): диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский Томский государственный университет". 2019.
25. Ромашкина О.П., Красноженова Г.Ф. История и методология гостиничной деятельности: для студентов, обучающихся по направлению подготовки магистратуры 43.04.03 «Гостиничное дело» / Том Часть 1 Гостеприимство в прединдустриальную эпоху. Ставрополь, 2019.
26. Саляхова Е.И. Визуальная история как инструмент продвижения образа ресторана в социальных сетях // В сборнике: Журналистика и медиакоммуникации в цифровой среде - 2024. Сборник научных трудов III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Москва, 2024. С. 233-237.
27. Сергеева Е.С. История гостиничного дела (региональный аспект) // В сборнике: Новые технологии - нефтегазовому региону. Материалы Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. В 2-х томах. Отв. редактор В.А. Чейметова. Тюмень, 2023. С. 161-165.
28. Скрипник А.С. Декреты советской власти как исторический источник по развитию гостиничного дела в Крыму // В сборнике: Здоровьесбережение в повседневной жизни: история и современность = Health saving in everyday life: history and modernity. Материалы международной научной конференции. В 2-х томах. Санкт-Петербург, 2024. С. 46-49.
29. Скрипник А.С. Реклама как исторический источник по истории развития гостиничного бизнеса в дореволюционном Крыму // В сборнике: Документ в современном обществе. Материалы VI межрегиональной научно-практической конференции с международным участием для учащихся общеобразовательных организаций и обучающихся среднего профессионального и высшего образования. Под общей редакцией Н. Д. Борщик. 2020. С. 115-118.
30. Третьякова Т.Н., Самойленко Е.И. География брендов гостиничной цепи Marriott и перспективы развития в РФ // В сборнике: Современное состояние и потенциал развития туризма в России. Материалы XVI Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Е.В. Кулагиной. 2019. С. 35-39.
31. Хисамутдинов А.А., Бай С. Языки "модерна" (харбинская гостиница "Модерн" в истории российско-китайских культурных отношений) // Проблемы Дальнего Востока. 2023. № 2. С. 134-146.
32. Шелаева А.А. Петербургский ресторан как явление культуры // В сборнике: питейное дело и трезвенническое движение в России с древнейших времен до наших дней. Сборник материалов Международной научной конференции. Санкт-Петербург Москва, 2022. С. 468-475.