Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Русский язык» как один из основных предметов школьного образования имеет большое потенциальное значение для общекультурного и интеллектуального развития и практической деятельности учащихся. В свете положений Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования «Русский язык» как школьный предмет предполагает большие возможности для реализации новых целей начального образования, достижения не только учебных, но и метапредметных и личностных результатов.
Однако наблюдения учителей в последние годы показывают, что в младших классах увеличивается число детей, испытывающих определенные трудности в обучении. Часто дети испытывают трудности в освоении своей первой языковой системы, особенно письменной речи. В письменных работах, например, в сочинениях, заметны орфографические, грамматические и синтаксические ошибки. Снижение качества сочинений – одна из центральных проблем педагогики начальной школы. В связи с этим широко используются новые методы обучения, отвечающие потребностям современной школы, и обновляются уже зарекомендовавшие себя методики преподавания.
Диктант как тип упражнения в рамках изучения русского языка прочно вошел в школьную практику наряду с анализом, выбором, редактированием, сочинением, переписыванием и пересказом примеров предложений (объяснение) и созданием связных текстов (сочинение).
В последние годы все большее распространение получает новейший вариант этого метода - творческий диктант, который является действенным средством формирования личностных и предметных универсальных учебных действий (УУД) как средство проверки не только орфографических и пунктуационных знаний, но и других коммуникативных умений.
Творческий диктант – такой вид работы, при котором орфографические умения и навыки становятся коммуникативно определенными, коммуникативно значимыми. Сегодня ученые-орфографисты М.В. Ушаков, Т.А. Ладыженская и М.Т. Баранов понимают под творческим диктантом такую запись текста, при которой обучающиеся вставляют в текст слова или словосочетания той или иной грамматической категории или заменяют одни грамматические формы слов другими, близкими по значению, в результате чего текст изменяется и обогащается подробностями.
Так, объект исследования – творческий диктант.
Предмет исследования – значение творческого диктанта в развитии речи школьников.
Цель работы – рассмотреть понятие творческого диктанта и определить его роль в развитии речи школьников.
Задачи исследования:
-рассмотреть понятие творческого диктанта;
-рассмотреть виды творческих диктантов при изучении орфографии;
-рассмотреть творческий диктант как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию речи учащихся на уроках русского языка в 5–6 классах;
-выявить особенности методики проведения творческого диктанта на уроках русского языка в 5 классе.
Методы исследования: анализ и обобщение материалов источников, соответствующих теме исследования.
Теоретической основой стали работы следующих ученых: Балашовой Т.ЮБ., Борисовой Л.В., Вакулиной Н.Е., Ладыженской Т.А., Панова Б.Т., Первухиной Е.В. и др.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения материалов исследования в рамках преподавания методики преподавания русского языка для студентов вузов филологического направления.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список литературы.
ГЛАВА 1. ТВОРЧЕКИЙ ДИКТАНТ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
1.1. Понятие творческого диктанта
Термин «творческий диктант» в методической науке интерпретируется по-разному. Так, С.П. Редозубов и Н.С. Поздняков полагали, что это такой вид упражнений, в которых обучающиеся составляют и записывают предложения с данными словами.
По А.В. Текучеву творческий диктант – собирательное наименование разнообразных упражнений творческого характера, при этом как подвид творческого характера анализируется и самодиктант, который «подготавливает к самостоятельному изложению, просит от ученика находчивости в использовании им стилистических навыков» [8, с. 36].
К такому взгляду близка позиция М.Р. Львова, который причисляет к творческим диктантам разные упражнения, которые требуют в соответствии с изучаемой грамматико-орфографической темой производить подбор и разбор слова, составлять с ними предложения и связные тексты на конкретную тему (при этом слова используются как в исходной, так и в заданной форме). Обычно прочитанный текст подвергается разбору, выделяются обязательные для употребления слова, затем обучающиеся дописывают текст вольно, творчески – но отмеченные слова должны быть использованы. Таким образом, творческий диктант имеет много общего с изложением по опорным словам, со свободным диктантом.
Т.А. Ладыженская и М.Т. Баранов относят к творческому диктанту такую запись текста, при которой обучающиеся вводят в него обозначенные слова или словосочетания или заменяют одни формы слов другими, в результате чего диктуемый текст увеличивается. Работа по орфографии при написании творческого диктанта ориентирована в первую очередь на усвоение вставляемых слов [16, с. 123].
Поэтому творческий диктант можно считать одним из видов диктантов. Этому виду работы присущи черты поисково-исследовательской деятельности. Здесь наряду с воспроизведением ранее накопленных знаний важную роль играют интуиция, смекалка и инициатива, заставляющие учащихся взглянуть на орфографический материал с новой стороны и использовать его в новых языковых ситуациях. Учить учащихся применять орфографические правила в условиях творческого письма следует постепенно, не ставя их перед необходимостью работать с большим количеством орфографических правил в сложных условиях.
Диктанты с различными диктантами в зависимости от содержания (творческие диктанты) играют большую роль в процессе формирования и развития базовых компетенций учащихся (языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой).
Диктанты с творческими заданиями учат школьников распределять свое внимание, свободно использовать в речи изученные категории, закрепляют орфографические навыки. Такие диктанты не пишутся дословно и требуют активной умственной деятельности со стороны ученика.
Существует два вида творческих диктантов: творческий диктант на вставку и замену слов и словосочетаний. На наш взгляд, наиболее интересным видом творческого диктанта является творческий диктант на вставку слов и словосочетаний. Суть творческого диктанта на вставку направлена на связь между грамматикой и структурой предложения. Поэтому данный вид диктанта содержит наилучшие возможности для раскрытия стилистической функции грамматических категорий и оказывает решающее влияние на формирование языковой компетенции учащихся. В основу исследования творческого диктанта мы положили идею стилистического эксперимента А.М. Пешковского – Л.В. Щербы.
Стилистический эксперимент содержит богатейший потенциал для развития речи учащихся и совершенствования их творческих работ. Творческие диктанты, на наш взгляд, помогают связать воедино грамматику и стилистику, грамматику и развитие речи на уроках русского языка. Подобно стилистическим экспериментам, творческий диктант рассматривает различные варианты слов, выявляет отдельные оттенки их лексического значения и производит замену этих слов в тексте, завершаясь созданием наиболее удачных текстов [16, с. 123].
Таким образом, потенциал стилистического экспериментирования применим к творческому диктанту и должен быть использован при подготовке и проведении диктанта. Известно, что в процессе создания связных текстов учащиеся должны пройти через этапы обучения. Творческий диктант может сыграть такую роль.
Итак, творческий диктант – это тоже стилистический эксперимент А.М. Пешковского – Л.В. Щербы, только проводимый на уровне обучения связным текстам. В свете этого творческий диктант можно определить как вид грамматической и стилистической практики, в ходе которой создаются частично независимые предложения (на заданной основе) с целью выявления стилистических функций грамматических категорий.
Сначала обучающиеся работают над проверкой правописания вставленных слов, одновременно внося грамматические, орфографические и стилистические изменения в каждое предложение по указанию преподавателя.
Творческий диктант требует теоретических знаний и заставляет обучающихся задуматься над выбором слов и выражений. Тексты диктантов должны быть интересными и легкими для понимания учениками. Понимание текста требует не только его содержания, но и соблюдения норм литературного произношения во время диктанта. При подготовке к уроку учитель заранее делит текст на части, намечает, на какие части нужно сделать акцент в аудиозаписи, продумывает паузы и ударения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алиева М. А., Успанова Х. Л. Использование творческих работ как средство развития связной речи учащихся //Педагогическая деятельность как творческий процесс. – 2019. – С. 36–42.
2. Балашова Т.Ю. Творческий диктант на уроках развития речи //Рус. яз. в шк. – 1996. – № 2. – С. 17–21
3. Бобровская Г. В. Обогащение словаря младших школьников //Начальная школа. – 2002. – №. 6. – С. 76–79.
4. Бостанова С. А. Творческие диктанты, методика их проведения //МОЛОДЕЖЬ. НАУКА. ОБРАЗОВАНИЕ. – 2020. – С. 91–95.
5. Борисова, Л. В. Творческий диктант как один из видов грамматико–стилистических упражнений по развитию речи учащихся на уроках русского языка в 5–6 классах / Л. В. Борисова, Т. В. Яковлева. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2018. – № 12 (198). – С. 148–151. – URL: https://moluch.ru/archive/198/48945/ (дата обращения: 10.10.2024).
6. Бородина О. С. Диктанты творческого характера как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся //С 23 Сборник научных статей по материалам Съезда преподавателей русского языка в Южном федеральном округе/под ред. АГ На. – С. 50.
7. Вакулина, Н. Е. Диктант как прием обучения орфографии, пунктуации, развития речи учащихся: учеб.–метод. пособие / Н. Е. Вакулина. – М.: ФЛИНТА, 2012. – 113 с
8. Василенко П. Г., Бегидова С. Н., Манжос Л. В. Развитие художественно–творческих способностей, обучающихся стилизованному декоративному рисованию//Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3. Педагогика и психология. 2015. Вып. 3 (162). С. 36–43.
9. Граф, Т. А. Творческий диктант в системе правописно–речевых работ по русскому языку / Т. А. Граф // Наука и общество: взгляд молодых исследователей: мат–лы восьмой Всерос. науч. конф. шк–ков и студентов с междунар. участием (Абакан, 27–28 ноября 2014 г.) / под ред. Л. А. Чиколаевой. – Абакан: Изд–во ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2014. – С. 100–101
10. Джальмамбетова И. П. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ДИКТАНТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ //Sciences of Europe. – 2020. – №. 51–3 (51). – С. 43–45.
11. Долгушина Ю. А. Диктант в формировании орфографических навыков у младших школьников //Стратегии развития дошкольного и начального образования в эпоху модернизации. – 2018. – С. 234–240.
12. Еськова А. К., Ишкильдина З. К. Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы //ББК 1 Р76. – 2018. – С. 174.
13. Комиссарова Л.Ю. Формирование орфографической зоркости у учащихся V класса на основе опознавательных признаков орфограмм / Л.Ю. Комиссарова // Русский язык в школе. – 1995. – №4. – С. 13–16
14. Коцыб Е. В. Творческие диктанты на уроках русского языка как средство формирования личностных универсальных учебных действий //Слово. Предложение. Текст. Коммуникация. – 2017. – С. 240–246.
15. Ладыженская Т.А. Практическая методика русского языка: 5 кл. Кн. для учителя / Т.А. Ладыженская, Л.М. Зельманова. – М.: Флинта, 1999. –320 с.
16. Ладыженская Т. А. и др. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1 //М.: Просвещение. – 2012. – С. 30.
17. Лебедева Г.В. Диктант и развитие памяти / Г.В. Лебедева // Русский язык в школе. – 1995. –№6. – С.43–47.
18. Малоземова С. А. Творческий диктант на уроках русского языка в начальных классах //Актуальные проблемы образования в период детства: электронный сборник. – С. 177.
19. Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка: Пособие для учителя. М., 1986. – С. 44.
20. Первухина, Е. В. Формирование личностных универсальных учебных действий в процессе лингвостилистического анализа текстов–образцов на уроках русского языка и литературы / Е. В. Первухина // VIII Кирилло–Мефодиевские чтения «Славянское слово в контексте времени. Межвузовский сборник научно–методических статей. – Ишим, 2016. – С. 187–192.
21. Плотникова О. В. Использование творческих диктантов на уроках русского языка для совершенствования орфографических и речевых навыков учащихся //ББК 74.584. 26 Т30. – 2015. – С. 69.
22. Попова, Е. А. Прецедентные тексты региональной направленности на уроках русского языка / Е. А. Попова // Известия Воронежского государственного педагогического университета. – Воронеж, 2015. – С. 219–221
23. Стрельникова С. А. Творческий диктант как средство формирования речевых навыков учащихся //Наука через призму времени. – 2019. – №. 3. – С. 44–47.
24. Тикунова Л. И., Игнатьева Т. В. Диктанты и творческие работы по русскому языку. – 2004. – С.47–49.
25. Толстых Э. Ю. Диктант с изменением текста как форма работы, направленная на формирование разных групп УУД //Вестник научных конференций. – ООО Консалтинговая компания Юком, 2020. – №. 12–3. – С. 128–129.
26. Флеров В.А. Свободное слово //Свободное воспитание. – 1913. – №3. – С.37.