Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность этических аспектов кадровой работы является одной из ключевых тем современной организации. В эпоху информационной открытости и социальной ответственности этика становится основным критерием оценки деятельности не только отдельных сотрудников, но и компании в целом. Для руководителей и HR-специалистов учет этических норм при найме, обучении и управлении персоналом становится неотъемлемой частью их профессиональных обязанностей.
Этические аспекты кадровой работы включают в себя множество элементов, начиная от честности в проведении собеседований и заканчивая справедливым отношением к каждому сотруднику. Прозрачность и честность во всех этапах трудового процесса не только создают положительный имидж компании, но и помогают привлекать и удерживать талантливых специалистов, которые ценят профессиональную и этическую стабильность.
Важным моментом является соблюдение конфиденциальности личных данных сотрудников, что особенно актуально в условиях увеличения объема собираемой информации и усиления законодательных норм в этой сфере. Этические нормы требуют, чтобы информация использовалась исключительно в целях, необходимых для выполнения рабочих обязанностей, и защищалась от несанкционированного доступа.
Кроме того, соблюдение принципов равенства и недискриминации на рабочем месте также относится к актуальным этическим вызовам. Создание инклюзивной рабочей среды, где сотрудники разных рас, гендеров и культур могут работать с равными возможностями и уважением, способствует укреплению корпоративной культуры и повышению эффективности работы команды.
Таким образом, этическое поведение в кадровой работе является основой для формирующихся доверительных отношений в коллективе, укрепления позитивного имиджа компании и устойчивого развития бизнеса. Успешная интеграция этических принципов в кадровые процессы позволяет компаниям не только соответствовать современным требованиям, но и создавать условия для устойчивого роста и социальной ответственности.
Степень разработанности проблемы. Изучение этикета рассматривается в работах Р. К. Камерона, Э.А. Капитонова, А. Книгге, А.С. Ковальчука, К. Нордстрема, Д. Льюиса Ричарда, Т.Н. Персиковой.
Некоторые аспекты этикета нашли свое отражение в трудах (многие из которых стали классическими) таких зарубежных и отечественных авторов, как Д. Белл, П. Бергер, П. Бурдье, И. Гофман, М.С. Каган, И.С. Кон, П. Козловски, Д.С. Лихачев, Т. Лукман, Э.С. Маркарян, В.М. Межуев, М.К. Петров, Е. Финк, Э. Фромм, Ю. Хабермас, Й. Хейзинга, О. Шпенглер и др.
В работе будет использована литература таких авторов как: Т. П. Авдулова, Т. Ю. Базаров, И. В. Васильева, Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова, О. А. Горленко, Д. В. Ерохин, Т. П. Можаева и др.
Объект исследования – этические аспекты кадровой работы.
Предмет исследования – этика деловых отношений в технологии управления персоналом.
Цель исследования – изучить этические аспекты кадровой работы.
Задачи исследования:
изучить сущность и содержание этики как системы нравственных требований и норм поведения;
раскрыть основные этические нормы деловых отношений, их особенности в воинских коллективах;
рассмотреть этические нормы регулирования отношений на различных этапах кадровой работы;
выявить этические проблемы, возникающие в кадровой работе, и пути их разрешения.
Теоретико-методологическая база исследования. В основу работы положен культурологический, психологический и социальный подход. Его специфика состоит в определении позиции или концептуальной рамки, позволяющей устанавливать функции, значение, условия необходимости изучаемых объектов.
В качестве теоретического источника исследования были привлечены также работы отечественных и зарубежных авторов, непосредственно занимающихся данной темой.
Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы.
1. Сущность и содержание этики как системы нравственных требований и норм поведения
Этика (с греческого ethika, от слова ethos – обычай) – это область философии, которая занимается изучением морали, её развития, правил и значения в обществе. Считается одной из древнейших теоретических дисциплин, частью философии. Термин «этика», предложенный Аристотелем, используется для обозначения философского учения о морали и нравственности [12, с. 52].
Таким образом, мораль и нравственность относятся к явлениям социальной жизни, а этика выступает их теоретическим анализом. Она берется за решение жизненных вопросов, таких как справедливость и несправедливость, хорошее и плохое, честность и бесчестность, но её основные категории – добро и зло, их происхождение, взаимодействие и борьба. Этика фокусируется на двух основных вопросах: идеи того, что должно быть, где анализируются нравственные идеалы и вопрос о способности творить добро; а также на анализе конкретных норм поведения, поступков и нравов – это нормативная этика. В качестве теоретической философской дисциплины этика имеет многоступенчатую и сложную структуру. В неё входят разнообразные этические учения в рамках философских направлений, таких как экзистенциализм, феноменология, персонализм и другие; теории, рассматривающие логику морального дискурса; принципы моральных ценностей (аксиологический аспект); дескриптивная этика, изучающая нравы в разных обществах; проблемы морали и социального управления; этическая сторона науки, бизнеса, биоэтики и других сфер.
Содержание и форма этики определяются тремя константами: сущностью морали как объекта изучения; методами её теоретического анализа и описания в культурно-социальной среде; а также основными философскими парадигмами (восточной, западной, российской).
При развитии этических теорий философы столкнулись с серьёзными трудностями в унификации терминологии, так как разные теории считали ключевыми различные, порой неопределённые, субъективные или противоречивые понятия (например, добро и зло, смысл жизни и подобное).
Кроме того, поскольку этика исследует личную мораль, связанную с защищёнными подсознательными механизмами, глубинный анализ осложняется из-за срабатывающей психологической защиты, затрудняющей мысленный и критический разбор подсознательных установок. Религиозные этические системы обычно характеризуются тем, что в религиях с персонифицированным Богом именно Бог становится объектом морали, а базовыми являются нормы, предъявляемые религией как божественные. Этические нормы общественных отношений, как система обязанностей перед обществом, могут дополняться (или сменяться) божественной этикой – системой обязанностей перед Богом, что иногда вызывает конфликты, вплоть до социального или даже массового уровня, с общественной моралью [9, с. 44].
Этика играет значимую роль в философии как принцип, обретающий смысл, где аксиология морали возвышается до уровня общечеловеческих ценностей, обогащая трактовку истины, красоты и веры. В наше время, как мораль проникает во все аспекты, этические компоненты можно выделить в каждой науке в рамках современного комплексного знания.
В истории этики прослеживаются эпохи и философские школы, которые делали упор на этических вопросах. Проблемы морали отражены в работах практически каждого известного философа. Нравственные взгляды представлены различными стилями исследований: от дескриптивного и проблемного до морализаторского и метафизического, от эмпирического и теоретического до эссеистического и модельного, художественного и научного, прилюдного и программного. Этика конца второго тысячелетия бережно хранит традиционные взгляды на мораль, открывая при этом новые гуманистические перспективы.
Тем не менее, основной проблемой современного состояния этики как науки является почти полное отсутствие методологически вдумчивых и объективных исследований этического мировоззрения.
2. Основные этические нормы деловых отношений, их особенности в воинских коллективах
Во все времена общество различало добро и зло, определяя свою мораль. Этим вопросам занимается этика, которая изучает развитие этих понятий. В центре этики находится мораль, представляющая собой систему нравственных отношений, мотивов, чувств и сознания. Мораль задает границы поступков и взаимодействий в обществе [11, с. 143].
Конкретные элементы этих систем (нормы, стандарты, правила, требования) зависят от этапа развития общества, от его понимания добра и зла, от трактовки высшего блага. Оно может включать политические, экономические, социальные, религиозные и другие концепции, которые могут принимать различные формы, как, например, капиталистическая мораль в политике или мораль социально-рыночной экономики в экономике. Исследование развития морали в разные исторические периоды показывает, что общество имело различные мышления, мировоззрения и духовные ценности.
В современном российском обществе выдвигаются новые требования к личности, её морали и поступкам. Этика как наука играет ключевую роль: ей необходимо анализировать нравственное состояние общества, выявлять причины и предлагать решения для обновления моральных ориентиров. Различают общечеловеческую (универсальную) и профессиональную этику. Профессиональная этика разрабатывает нормы и стандарты, специфичные для конкретных видов деятельности, формируя кодекс поведения и отношения, которые считаются оптимальными для выполнения обязанностей в разных профессиональных областях, будь то производство продукции или предоставление услуг.
Всякое профессиональное взаимодействие должно соответствовать установленным этическим стандартам и нормам, освоение которых зависит от множества факторов. Эти факторы можно разделить на две категории:
первая категория включает личные этические убеждения, нормы и оценки, которые человек усваивает с рождения, представляя собой внутренний моральный кодекс, с которым он живет и работает, независимо от своей должности и видов деятельности;
вторая категория содержит нормы и стандарты, поступающие извне: внутренние правила компании, этический кодекс организации, устные распоряжения руководства, профессиональные этические стандарты.
Оптимальной является ситуация, когда личные представления о том, что допустимо и что нет, совпадают с внешними профессиональными стандартами, так как несовпадение, полное или частичное, может привести к трудностям разной степени сложности при освоении и реализации этических правил, чуждых собственным моральным взглядам.
Этика деловых отношений представляет собой профессиональную этику, регулирующую взаимодействие между людьми в бизнес-сфере.
Рассмотрим базовые принципы, нормы и требования, составляющие основу деловой этики.
Принципы – это обобщенные концепции, направляющие действия и поведение людей, позволяя им правильно формировать своё отношение к окружающему [2, с. 52].
Применительно к деловой этике это звучит так: принципы профессиональной этики предоставляют сотруднику в любой компании концептуальную основу для принятия решений, действий и взаимодействия.
В мировом бизнес-сообществе существует консенсус относительно того, какой принцип должен быть в основе этического кодекса как для отдельных сотрудников, так и для организаций. Установленная норма, часто именуемая «золотым стандартом», заключается в следующем: в рамках служебных обязанностей воздерживаться от действий по отношению к подчинённым, начальству, коллегам, клиентам и прочим, которых бы не хотелось испытывать на себе.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авдулова, Т. П. Психология управления : учебник и практикум для вузов / Т. П. Авдулова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 231 с.
2. Базаров, Т. Ю. Психология управления персоналом : учебник для вузов / Т. Ю. Базаров. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 390 с.
3. Базаров, Т. Ю. Психология управления персоналом : учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. Ю. Базаров. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 386 с.
4. Васильева, И. В. Психодиагностика персонала : учебное пособие для вузов / И. В. Васильева. – 2-е изд., стер. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 120 с.
5. Васильева, И. В. Психотехники и психодиагностика в управлении персоналом : учебное пособие для среднего профессионального образования / И. В. Васильева. – 2-е изд., стер. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 120 с.
6. Водопьянова, Н. Е. Психология управления персоналом. Психическое выгорание : учебное пособие для вузов / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 299 с.
7. Горленко, О. А. Управление персоналом : учебник для вузов / О. А. Горленко, Д. В. Ерохин, Т. П. Можаева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 211 с.
8. Консультирование и коучинг персонала в организации : учебник и практикум для вузов / Н. В. Антонова [и др.] ; под редакцией Н. В. Антоновой, Н. Л. Ивановой. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 370 с.
9. Кочеткова, А. И. Прикладная психология управления : учебник и практикум для вузов / А. И. Кочеткова, П. Н. Кочетков. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 437 с.
10. Культура труда руководителя социальной службы : учебник для вузов / М. В. Воронцова, В. Е. Макаров, Ю. С. Моздокова, Я. В. Шимановская. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 287 с.
11. Маслова, В. М. Управление персоналом : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. М. Маслова. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 451 с.
12. Мехтиханова, Н. Н. Управление персоналом: психологическая оценка персонала : учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. Н. Мехтиханова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 195 с.
13. Мехтиханова, Н. Н. Психологическая оценка персонала : учебное пособие для вузов / Н. Н. Мехтиханова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 195 с.
14. Психология управления персоналом : учебник для вузов / Е. И. Рогов [и др.] ; под общей редакцией Е. И. Рогова. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 350 с.
15. Управление персоналом : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. А. Литвинюк [и др.] ; под редакцией А. А. Литвинюка. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 461 с.