Фрагмент для ознакомления
2
Aктуaльнocть дaннoй тeмы oбуcлoвлeнa тeм, чтo большие coциaльныe изменения, пpoиcxoдящиe в oбщecтвe Poccии, кpизиcнoe cocтoяниe макроэкономики, культуpы и oбpaзoвaния oчeнь cильнo мeняют уcлoвия действительности и вocпитaния дeтeй и мoлoдeжи к xудшeму, пpивoдят к увeличeнию кoличecтвa и множества тpуднocтeй и pиcкoв, c кoтopыми встречается peбeнoк и eгo poдитeли в пpoцecce жизни и paзвития. Ученые выдeляют цeлый pяд oтpицaтeльныx тeндeнций в дeтcкoй и пoдpocткoвoй cpeдe. Факты этиx нeгaтивныx явлeний мы мoжeм нaблюдaть в pocтe пoдpocткoвoй криминальности, увeличeнии кoличecтвa бecпpизopныx и бeзнaдзopныx дeтeй, в вoзpacтaнии мacштaбoв дeтcкoгo aлкoгoлизмa и нapкoмaнии.
B нacтoящee вpeмя мощную coциaльнo-экoнoмичecкую и моральную знaчимocть пpиoбpeл фeнoмeн coциaльнoгo cиpoтcтвa и дeтcкoй беспризорности. Пo дaнным Mиниcтepcтвa здpaвooxpaнeния и coциaльнoгo воспитания, в фeвpaлe 2012 гoдa в Poccии былo 715 тыcяч бeзнaдзopныx дeтeй, в целом в России количество беспризорных и безнадзорных детей идет на спад: в 2020—2022 годах — около 60 000..
С 2008 по 2019 год количество детей, родители которых ограничены в правах, росло на 6% ежегодно — за исключением трех лет. Это может быть связано не только с ухудшением климата в семьях: с 2007 года лишение родительских прав чаще стали заменять ограничением в правах. Кроме того, число таких случаев снизилось в 2020 году. Возможно, это произошло из-за пандемии, когда органы соцзащиты, как и другие госструктуры, были на карантине. Ho этo тoлькo дeти, кoтopыx заметили coциaльныe cлужбы.
В настоящее время отмечается активный интерес к вопросам усовершенствования системы социальной работы с различными категориями населения. Важным шагом в данном направлении стало внедрение в деятельность социальных служб практики социального сопровождения. Решение проблем людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, в настоящий момент не ограничивается лишь предоставлением гарантий и мер социального обеспечения, активной реабилитации, но и такой помощи, которая позволит индивиду или семье на структурном уровне взаимодействия чувствовать себя более уверенно и выступать в качестве функционально способного и активного субъекта. На наш взгляд, жизненные проблемы могут быть преодолены за счет таких подходов, где для индивидов или семей будут созданы условия не только для восстановления социального статуса и внутренней структуры отношений, но и возможности для построения сбалансированных, партнерских и социально эффективных связей и взаимодействия в обществе.
Цель исследования – на основе теории и практики социального сопровождения семьи в трудной жизненной ситуации рассмотреть подходы алгоритм реализации и опыт применения данной технологии.
Объект исследования - социальное сопровождение как технология социальной работы.
Предмет исследования - технология социального сопровождения семьи в трудной жизненной ситуации.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть теоретические основы социального сопровождения семьи в трудной жизненной ситуации.
2) Проанализировать теоретические подходы к социальному сопровождению семьи.
3) Представить алгоритм реализации и опыт применения технологии социального сопровождения с семьей в трудной жизненной ситуации на примере СРЦН «Мой семейный центр».
4) Разработать предложения по совершенствованию технологии социального сопровождения семьи в трудной жизненной ситуации.
Методы исследования: обобщение, синтез, анализ литературы и документов по проблеме исследования, анкетирование, экспертное интервью.
Данная курсовая работа является актуальной и значимой, так как рассматривает важные аспекты социального сопровождения семей в трудной жизненной ситуации, что имеет большое значение для развития социальной работы и обеспечения благополучия семей в современном обществе.
Структура курсовой работы: включает в себя введение, две главы, заключение, список источников и литературы.
Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью [17]. В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, человеческих отношений, впитывает из семьи, добро, зло, все, чем характерна его семья. Став взрослыми дети повторяют в своей семье все то, что было в семье их родителей. В семье регулируются отношения ребенка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения. В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, с другой - малая группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. Отсюда ее зависимость от общественного строя существующих экономических, политических, религиозных отношений и одновременно относительная самостоятельность.
Л.В. Карцева пишет: «До настоящего времени в социологии семьи главенствующую позицию занимал социоцентрический подход, ставящий во главу угла интересы общества, предполагающий исследование социальных функций семьи. В настоящее время особую популярность приобрел эгоцентрический подход, появившийся в процессе гуманизации и гуманитаризации общественного сознания.
Утверждаемый нами семье центрический подход к исследованию семьи как социальной общности является по сути дела, той доминантой, которая позволяет определить наиболее адекватные теоретические и практические способы решения проблем функционирования семьи» [18, с. 92]. В семье находят отражения все основные достижения, трудности и противоречия общественной жизни. Итак, семья - малая группа, основанная на родственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками. Семья - это созданная человеком интимная среда существования, которая выполняет ряд определенных функций. Исследователи единодушны, в том, что функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах. Современная семья утратила многие функции, цементировавшие ее в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др. Однако часть функций являются устойчивыми к изменениям, в этом смысле их можно назвать традиционными. К ним можно отнести следующие функции [25]:
а) репродуктивная - в любой семье важнейшей является проблема деторождения;
б) хозяйственно-экономическая - включает питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета;
в) регенеративная - наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения;
г) образовательно-воспитательная - удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях;
д) сфера первоначального социального контроля - моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;
е) рекреативная - отдых, организация досуга, забота о здоровье и благополучии членов семьи;
ж) духовного общения - развития личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;
з) социально-статусная - предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
и) психотерапевтическая - позволяет членам семьи удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. В разные периоды жизни семьи - изменяется иерархия семейных функций, то одна, то другая занимает приоритетное место. В своем единстве функции семьи представляют собой систему семейных отношений; возникновение в этой системе дисфункции, т. е. рассогласования в их взаимодействии как целого, приводит систему в кризисное состояние. Игнорирование, а порой и полный отказ семьи, по мнению В.И. Курбатова, по тем или иным причинам от выполнения какой-либо функции дестабилизирует образ семьи, возникает угроза ее распада [20]. Семьи, социальное функционирование которых по субъективным или объективным причинам затруднено или нарушено, а их существование как семей находится под угрозой, характеризуются как семьи в трудной жизненной ситуации. В социальной работе как отдельную категорию населения выделяют семью, находящуюся в трудной жизненной ситуации. Семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации - семья, попавшая в ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность членов семьи (инвалидность, сиротство, безнадзорность, безработица, малообеспеченность, болезнь, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую семья не может преодолеть самостоятельно, в связи с чем нуждается в специальной поддержки и помощи специалистов [24, с. 56]. В науке выделяют критические и напряженные виды трудной жизненной ситуации семьи. Критическая ситуация - это ситуация, когда невозможно реализовать свои стремления, мотивы, цели, ценности - все то, что может быть вызвано внутренними необходимостями семьи. Напряженная ситуация понимается как усложнение условий деятельности, которое приобрело для семьи особую значимость. Другими словами, сложные, объективные условия деятельности становятся напряженной ситуацией, когда они воспринимаются, понимаются, оцениваются семьей как трудные, опасные. Дж. Амирхан на основе факторного анализа разработанных коппинг- ответов на стресс выделил три группы коппинг-стратегий (коппинг-стратегия - это то, что делает человек, чтобы справиться со стрессом) [24, с. 66]: стратегия разрешения проблем - активная стратегия, когда семья старается использовать все свои внутренние ресурсы для поиска возможных способов эффективного решения проблемы; стратегия поиска социальной поддержки - активная стратегия, при которой семья для эффективного решения проблемы обращается за помощью и поддержкой к окружающим: родственникам, учреждениям социальной защиты; стратегия избегания - это стратегия, когда семья или отдельные ее члены стараются избежать контакта с окружающей действительностью, уйти от решения проблем (уход в болезнь, обособление от общества, злоупотребление алкоголем и др.). Наиболее эффективно использование двух первых стратегий в зависимости от ситуации. В одних случаях семья может самостоятельно справиться с возникшими трудностями, в других ей требуется поддержка окружающих. В научной литературе рассмотрены факторы, влияющие на формирование трудной жизненной ситуации семьи [17]: экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, плохие жилищные условия и др.); медико-демографические факторы (неполная семья, многодетная семья, семья с ребенком-инвалидом, семья с родителями-инвалидами и др.); социально-психологические факторы (алкоголизм, аморальный образ жизни родителей и др.). Однако наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательного возникновения трудной жизненной ситуации в семье, оно лишь указывает на большую степень их вероятности. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» №195-ФЗ от 10.12.1995г. предусматривает, что клиентом социальной службы может быть семья, находящийся в трудной жизненной ситуации. Следовательно, попадание семьи в категорию клиента социальной работы понимается как процесс или следствие ряда событий, которые, по мнению П. Штомпки, являются мельчайшими фундаментальными единицами социологического анализа, где «под событием имеется в виду любое моментальное состояние социального поля» [16, с. 101]. Эти события могут определяться различными факторами, становящимися основанием для интервенции в семью, «постановки на учет», предоставления экономической, социальной, психологической помощи. К семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, согласно Федеральным законам «Об основах социального обслуживания населения в Российской федерации» №195-ФЗ от 10.12.1995г. и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации» №124-ФЗ от 24.07.1998г., относятся следующие семьи: . опекунские семьи с детьми-сиротами или с детьми, оставшимися без попечения родителей; . семьи с детьми - инвалидами, с детьми с физическими недостатками, семьи с тяжело больными людьми; . семьи, в которых родители являются безработными; . многодетные семьи (3 и более детей); . неполные семьи (семьи, где родители разведены или один из родителей умер); . матери - одиночки. В России около 40 миллионов семей, из них имеет детей около 21 миллиона семей. 60% пар растят одного ребенка, 28% - двоих детей, 6,8% - троих. Каждая четвертая российская семья неполная, причем тут преобладает с подавляющим преимуществом (в 95% случаев) модель матери-одиночки с ребенком [26]. В современных российских условиях именно государство определяет социальные возможности улучшения качества жизни семьи в целом. Социальная система в настоящее время может оказывать помощь семье преимущественно на этапе ее кризиса, в момент конфликта или распада, заниматься же профилактикой семейных дисфункций, налаживанием семейных коммуникаций в предкризисном состоянии большинство социальных учреждении пока не в состоянии.
На сегодняшний день не существует полной классификации семей по причине многообразия различных видов данного социального института. В списке различных типов семей присутствует более 40 их разновидностей.
Основные критерии типологии семей:
1. Согласно критерию родственной структуры: нуклеарная семья (пара с детьми) и расширенная (супруги, дети, другие родственники, проживающие на одной территории).
2. По количеству детей: бездетные, однодетные, малодетные, а также многодетные.
3. По составу: неполные, отдельные, нуклеарные и большие.
4. По географическому признаку: городские, сельские, отдаленные.
5. По критерию семейного стажа: молодые семьи, семьи, ожидающие ребенка, семьи среднего супружеского возраста, семьи старшего супружеского возраста, пожилые супружеские пары.
6. По характеру распределения домашних обязанностей: традиционные, где домашними обязанностями занимается женщина, и коллективистские, где обязанности распределяются пополам.
7. Согласно ведущей роли в семье: авторитарная и демократическая.
Качество отношений в семье является немаловажным критерием. Согласно этому признаку семьи, могут быть благополучными и неблагополучными:
Благополучная семья – это такая семья, в которой добровольно и качественно выполняются взаимные обязательства супругов по отношению друг к другу и детям, поддерживаются моральные основы и ценности общества.
Неблагополучная семья – это педагогически несостоятельная; конфликтная; аморальная; семья, где родители злоупотребляют алкоголем; семья с наркотической зависимостью и общим отрицательным социальным поведением.