Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Ислам и право представляют собой единую и неделимую сферу, а исламское богословие на протяжении всего периода существования изучало нормы исламской правовой системы и проблемы построения исламского государства.
Как пишет Мехди Санаи, «говоря об ал-фикхе (исламская юриспруденция), следует отметить, что он возник раньше других исламских дисциплин».
Сопоставляя религиозные аспекты с правом, необходимо отметить, что традиции, являющиеся основной ценностью религии, крайне неподвижны, часто враждебны к любым нововведениям, в то время как право динамично в своем развитии.
Так, нераздельность ислама с бытом, традициями и правом привела к тому, что первые два элемента в течение столетий стали в значительной степени доминировать над правом.
Данное обстоятельство в мусульманских странах сильно затормозило развитие права и государства и лишило динамики жизнь общества.
Известно, что построение и развитие любого государства, и в частности, основанного на мусульманской правовой системе, невозможно без развития и совершенствования норм права.
Нельзя не согласиться с Мусой Бигиевым, утверждавшим, что «свобода и широта исламского шариата, призванного оказывать решающее воздействие на прогресс человеческого жизнеустроения, оказались сильно ограниченными и скованными. Мусульманская наука фикха – исламское право в наши дни остается таким же, каким оно было тысячу лет тому назад». Муса Бигиев справедливо отмечал, что мусульманское право для прогрессивного развития государства не является «самым удобным и приспособленным для человечества совершенным законом», а в «книгах мазхабов по фикху ответы и способы решения вопросов и проблем, которые ежедневно из века в век возникают в жизни человека», отсутствуют .
Творческая пассивность мусульманских богословов вплоть до начала XX века «привела к тому, что исламское право, в котором М. Бигиев видел богооткровенческую основу социального и духовного прогресса человечества, не смогло стать достоянием мировой цивилизации» .
В связи с этим Бигиев призывал ученых к совершенствованию мусульманской правовой системы. Он задавался вопросом: «Почему ни одно из мусульманских государств, заявляющих, что стало на путь цивилизованного развития, не управляется посредством шариатских законов?»
В данном вопросе таилось скрытое обращение к младотурецкому правительству, вставшему во главе Османской империи в результате революции 1908 года после свержения султана Абдул-Хамида II и восстановления конституции.
Стоит отметить, что Муса Бигиев выявлял и на теоретическом уровне предлагал пути решения проблем государства и права в мусульманской правовой системе.
Так, он указывал на нерешенность таких глобальных правовых вопросов, как права человека и личности, управление государством, разработка современного законодательства. Он выявлял недостатки в уже существующем исламском праве, отмечая, что «в некоторых главах правоведческих трудов имеются также и невыполнимые указания, которые противоречат принципу справедливости», сделал вывод о том, что «недостатки проистекают из методологии фикха» . Тем самым он призывал мусульманских ученых совершенствовать методологию исламского права, как это делали мусульманские богословы и правоведы в период расцвета ислама.
Муса Бигиев, например, предлагал следующее решение накопившихся в исламском праве проблем: «Во-первых, требуются искренние и свободные факихи, обладающие современными знаниями и владеющие необходимыми науками. Во-вторых, требуется новый труд по методологии права, в котором в полном и наилучшем виде были бы изложены правовые цели Писания и Сунны, первичные и вторичные потребности человеческого бытия, источники права и законов, текстовые доказательства к правовым положениям, не ограниченные рамками мазхабов, и приведены взгляды таких муджтахитов, как имам Абу Ханифа, имам Малик, имам Шафии и имам Ахмад, на исламский шариат и человеческую жизнь» .
Как отмечает А.Н. Юзеев, Бигиев «полагал, что такие основоположения фикха, как Коран, Сунна, иджма и кияс, должны быть переосмыслены с точки зрения их современной общественной значимости и нужд людей. Согласно его взглядам, иджма и кияс утрачивают свою действенность и силу ввиду оторванности от жизни общества и невозможности применения в настоящее время» .
В последних публикациях Бигиев подчеркнул ключевые проблемы неравноправия полов, сложившиеся во всех сферах отраслевого законодательства – семейного, гражданского, наследственного, процессуального. Он рассмотрел вопросы, которые возникали в странах мусульманского мира, такие, как права женщины, семейные правоотношения, бракоразводный процесс, наследование, процессуальные права и другие.
Проблематике мусульманского семейного законодательства в его трудах отведено отдельное место. О роли женщины в государстве он писал следующее: «Если достоинство женщин не обеспечивается наравне с силою мужчины, тогда семья не будет крепкой и здоровой. Если семья не здорова, тогда и государство не может быть могучим, а нация – сильной. Это абсолютная истина, как и то, что дважды два – четыре» .
Бесспорно, что низкий уровень правовой культуры в мусульманских государствах, наслаивавшийся веками, становился первопричиной ограничения прав женщин.
Сегодня мусульмане, проживающие в светских странах и немусульманском обществе, для сохранения своей религиозной идентичности нуждаются в получении правовых ответов с позиций фикха (исламского права) на встающие перед ними вопросы и проблемы.
1. Религиозные правовые системы. Мусульманское и исламское право
Все существующие на сегодняшний день правовые системы отличаются друг от друга, прежде всего, в силу того, что каждая из них основана и отражает культурные, исторические, и социальные особенности каждой страны.
Основные правовые системы: романо-германская, англосаксонская, религиозная, и смешанная системы права, имеют свои собственные абсолютно принципы и подходы к правоприменению.
Романо-германская правовая система, также известная как континентальная, является одной из наиболее распространенных в мире. Используется, в частности, во Франции, Германии, Италии и Испании. Её основу составляет кодифицированное право - свод законов, систематизированных в кодексах. Судьи в ней играют менее активную роль в создании права в сравнении с англосаксонскими странами. Решения судов, как правило, не создают прецедентов, обязательных для исполнения в будущих делах, что является главным отличием континентальной системы права от англосаксонской.
Англосаксонская правовая система, или система общего права, доминирует в таких странах, как Великобритания, США, Канада и Австралия. Право в ней развивается с использованием судебного прецедента. Судьи оказывают колоссальное влияние на ее развитие, решения судов высших инстанций становятся обязательными для судов нижестоящих инстанций, приобретают силу закона. Прецедент, или «stare decisis», является основой англосаксонской правовой системы и обеспечивает ее гибкость и высокую степень адаптивности к вновь возникающим реалиям, социально-экономическим условиям. Прецедентное право - это отличительная и главная особенность данной правовой системы: решения судов, принятые по конкретным делам являются основой для принятия решений при последующем рассмотрении аналогичных дел. При этом, судьи очень свободы в толковании закона и применении его к конкретным обстоятельствам конкретного дела, в силу чего система очень оперативно адаптируется к меняющимся условиям жизни. Договор в англосаксонской правовой системе имеет для сторон силу закона. Так называемое «контрактное» право регулирует широкий круг отношений, от коммерческих сделок до семейных договоренностей.
Смешанные правовые системы своего рода феномен, в них элементы используются элементы различных правовых систем.
Чаще всего подобный симбиоз возможен при использовании романо-германской и англосаксонской правовых систем. Главная особенность синтез, смешение традиций: объединение кодифицированного и прецедентного права. Как результат система становится гибче, быстрее адаптируется к любым возможным изменениям. Источники права очень многообразны, кроме закона и прецедента, используются религиозные нормы, обычаи и другие возможные источники.
Такие смешанные правовые системы используются в Шотландии, Южно – Африканской Республике, Индия, многие страны Латинской Америки. Возникли такие смешанные правовые системы в силу исторических причин и событий - колонизация, миграция, влияние завоевателей на завоеванные территории и проживающих на них народы, ассимиляция, насильственное порабощение и т.п., культурное взаимодействие обмен культурными и правовыми традициями, как результат потребность адаптироваться, приспособиться к изменившимся условиям.
Наличие смешанных правовых систем наглядно демонстрирует и подтверждает тот факт, что право не статично, оно динамично, постоянно развивается и изменяется, совершенствуется.
Наконец религиозные правовые системы, в частности, такие как исламское право, основанные на религиозных догматах, используются в таких странах как Саудовская Аравия, Иран, Пакистан, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн, Йемен, Судан, Ливия, Египет, Алжир, Марокко, Иордания, Сирия. Турция, Тунис. В этой системе закон неотделим от