Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современные условия жизни, несомненно, влияют на идейную составляющую традиционного народного танца, его отдельные формы и взаимодействия между ними. Необходимость всецело понимать, что возврат к прошлому, к традициям и его культуре не означает его слепое копирование, механическое повторение, дословное использование. Прошлое переосмысливается, включается в современный контекст с учетом новых культурных параметров, в том числе его художественно-технологических инноваций. Традиционная культура старого и нового времени уживаются рядом, оказывают влияния друг на друга, расширяя и развивая творческие рамки русского народного танца. Процессы, связанные с научно-исследовательской и культурной деятельности в русском традиционном танце, является сильнейшим воспитательным феноменом и оказывает огромное эмоциональное воздействие на личность. В этой связи в современных социокультурных условиях проблема сценической интерпретации народного танца является весьма актуальной, представляет большой интерес и требует дальнейшего серьезного изучения.
Одной из приоритетных задач государственной политики в области воспитания является воспитание детей в духе уважения к человеческому достоинству, национальным традициям и общечеловеческим достижениям. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Одной из главных задач педагога является создание условий для развития умения чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, уважения к труду, любовь к родному дому, семье, к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления им глубоко еще не осознаны, но пропущенные через детское восприятие, в дальнейшем они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Русский народ на протяжении веков создавал свою культуру, и опыт передавал «изустно и действенно» из поколения в поколение. Большие потенциальные возможности нравственно - патриотического воздействия на чувства, настроения ребенка, заключаются в русской народной музыке, в познании фольклора, играх, танцах. Танец — это своеобразное видение мира, его открытие художественными средствами, это жизнь народа в миниатюре.
Степень научной разработанности темы. Народный танец является компонентом художественной культуры, в том числе профессиональной хореографической культуры и через неё включен во всю культурную традицию. Важный вклад в изучение и понимание культуры внесли труды таких философов, культурологов, антропологов, как М. М. Бахтин, В. С. Библер, К. Гирц, А. Крёбер, Д. С. Лихачев, Ю. М. Лотман. В исследовании хореографической культуры как подсистемы художественной культуры необходимо отметить работы М. С. Кагана, Н. А. Догоровой, И. В. Степанюк, Н. А. Терентьевой.
Известный балетмейстер К. Голейзовский анализирует фольклорный русский танец по следующим разделам: Обряды, игрища, праздники, гуляния; игры, хороводы; колени и танцы. Интересную классификацию с точки зрения истории формирования Российскую традиционную культуру предлагает исследователь Г. Богданов. Он выделяет три жанра – бытовая, обрядовая и сценическая хореография.
Объект исследования: народный танец в эстетическом воспитании личности.
Предмет исследования: Многофункциональность народного танца и его роль в нравственно-эстетическом воспитании.
Цель исследования: изучить многофункциональность народного танца и его роль в эстетическом воспитании личности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть народный танец как важная составляющая хореографической культуры.
2. Выделить роль танца в нравственно-эстетическом воспитании.
3. Рассмотреть эстетическое развитие участников творческого хореографического коллектива.
4. Изучить особенности популяризация русского народного танца в хореографическом коллективе в современных условиях.
5. Предложить рекомендации по воспитательной работе в хореографическом коллективе.
Актуальность и теоретическая значимость исследования заключается в том, что изучение и анализ данной темы позволит раскрыть многофункциональность народного танца и оценить его роль в эстетическом воспитании, а также в систематизации психолого-педагогической и методической литературы по данной теме.
Практическая значимость работы заключается в том, что рекомендации по воспитательной работе в хореографическом коллективе могут быть использованы педагогами для совершенствования учебного процесса по народному танцу.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по темам исследования, синтез, сравнение, описание.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
1 Народный танец как важная составляющая хореографической культуры
1.1 Функции народных танцев
Изменения в обществе и экономической сферы жизни оказали влияние на ценностные ориентации как в социуме в целом, так и в образовательном процессе. Основными задачами данного процесса является получение компетенций, условий для развития подрастающего поколения, которое создает среду для реализации способностей и культурного потенциала, а также уделяет особое внимание подготовке человека к жизни, его эмоционально-психологическому климату и социокультурной адаптации. Умственное развитие человека, приобретение его интеллекта невозможно назвать многогранным становлением личности. Чтобы добиться гармонии в воспитании человека с рождения, необходимо тщательно заботиться о его моральном и культурно-духовном формировании, а также о чувственно-мысленной стороне его душевного склада.
Русский народный танец — это индивидуальное явление в творческом искусстве русского народа, который раскрывает многовековые традиции окрашенным эмоциональным и художественным смыслом, имеющий ясную тему и идею. По истечению стольких веков искусство русского народного танца видоизменялось и совершенствовалось.
Эпоха сменяла эпоху, за ними следовало народное творчество, что вело к изменению применения выразительных средств хореографии, а именно телесности и философии движения, разнообразия форм и жанров, этнических принципов толкования традиционной культуры, все это постепенно привело к формированию искусства танца.
К выразительным элементам танца относятся:
- непосредственные движения тела человека в пространстве, в соответствии с музыкальными и временными нормами - танцевальные движения или лексика танца;
- движения тела человека в пространстве и во времени - пантомима.
Эти составляющие на разных этапах истории танца находились в различных сочетаниях и выполняли многообразные функции в общих выразительных целях, осуществляемых ими в искусстве формирования художественно-пластической танцевальной формы.
Многие исследователи пытались определить, чем хореографическая пантомима отличается от танца, и предлагали разные варианты. Ответ на этот вопрос они искали в разных музыкальных и композиционных их свойствах, динамике и активности движений.
Наиболее четкое различие заключается в разном уровне обобщения реальной жизни пантомимой и танцем. Пантомима теснее связана с бытовой моторикой, жестами, она более узнаваема, то есть менее условна. Танец, напротив, как бы пользуется опытом осмысления жизненных событий, накопленным пантомимой. В современном развитии танцевального искусства и пантомимы, обретя силу и художественный опыт, они достигли полного синтеза. Пантомима словно окружает танец своей видимой выразительностью и четкостью моторики, а танец - силой обобщения и условностью - в это единство ассоциативной глубины и эмоциональной заразительности. Наиболее полного эффекта достигает этот синтез в лучших образцах современной сценической хореографии. В качестве примера можно привести творчество таких выдающихся балетмейстеров, как Ю. Григорович, Б. Эйфман, Е. Панфилов [10, с. 14].
Танцевальный язык — это система движений, основанная на концентрации и обобщении выразительных жестов человека. Хореографические произведения создаются из этого языка, который представляет собой совокупность выразительных средств, воплощающих коллективный образ и характер нации, а также особенности ее мышления.
Народный танец требует глубокого изучения. Цель преподавателей народных танцев в высших и средних учебных заведениях искусства и культуры - научить будущих хореографов опираться на народные традиции и расширять возможности танца с помощью режиссерских идей, танцевальных техник, которые сделают его еще более ярким.
Принцип, при котором сохраняется структурность классификации фольклорной хореографии, носит такой характер, позволяющий воссоздать те народные образы, которые могли уже быть утраченными народом. Народное творчество позволяет отразить в себе ту действительность, в которой имеется место отображению социально-бытовой функции танца.
По результатам исследований авторы делают вывод, о том, что народный танец — это система, благодаря которой человек полноценно и разносторонне развивается физически и духовно, то есть приобретает те качества, которые эмоционально влияют на эстетическое восприятие человека.
Для возникновения неподдельного интереса у исполнителя и зрителя используется многофункциональный художественный подход к освоению танцевальной культуры фольклорного танца, создается синкретичная атмосфера искусства. Создание интереса зрителя к народно-сценическому танцу считается воспитанием духовности, а качественное исполнение и заложенный нравственный компонент вызывает эстетическое удовольствие от просмотра и это является развитием личности.
Неотъемлемой частью развития многих наук (культурология, философия, социология и др.) является изучение культуры многонациональных народов. А, ввиду сложившей ситуации, что глобализация может стать причиной уничтожения этнической самобытности, при негативных раскладах некоторых национальных культур в целом, то обращение к культурам многонациональных народов является обязательным требованием для сохранения их культуры и традиций.
Еще со времен первых людей танец использовали как невербальный способ общения и передавали через него свои мысли, намерения, эмоции и чувства. В танце таится большой потенциал для полноценного художественного и морального воспитания, содержащий внутреннюю силу духа, которая раскрывает эмоциональную составляющую искусства, а также доставляет удовольствие всем участникам хореографического произведения и воспитывает духовно-нравственные ценности.
Народный танец прошел свой длительный путь развития и вобрал в себя все основные вехи истории и, что самое главное, продолжает свое активное развитие и сегодня. В каждом народном танце можно увидеть элементы, которые появлялись в разные эпохи, под влиянием различных исторических событий и отражали быт народа в разное время и при разных обстоятельствах. Именно поэтому народно-сценические танцы разных народов и национальностей так отличаются, имея при этом одинаковый принцип построения. Исходя из вышесказанного, мы видим, что народный танец имеет большое влияние на хореографию и на искусство в целом, поэтому, изучив художественные особенности народно-сценических танцев, сможем определить их влияние на эстетическое развитие личности.
Фольклор является одним из основных способов самовыражения в области хореографического искусства, потому что его многообразие служит развитием фантазии уже профессиональных деятелей искусства. Изучение того многообразного мира танца, который присущий народам мира является одним из действительно работающих способов духовно-эстетического развития личности. Основной задачей всех деятелей хореографического искусства является сохранение традиций танцевального фольклора, а также внедрение их в народный танец [1, с. 59].
Независимо от исторического периода страны, имеется ряд требований, связанных с системой образовательных целей и задач по формированию конкретных моделей личности. Исходя из вышесказанного, хореографическое искусство в различной мере может выполнять следующие функции для достижения указанных целей:
- мировоззренческие;
- развивающие;
- информационно-образовательные;
- социально-образовательные;
- культурные;
- выразительные;
- релаксационные;
- коммуникативные;
- ценностно-гедонистические;
- адаптивные;
- оздоровительные.
Человек, изучающий хореографию, не сможет отрицать, что хореография — это искусство, которое воспитывает личность с присущей ей чувством ответственности и эмпатией. Существует много различных способов развития чувства патриотизма и гордости за свою страну и народ и изучение народной хореографии является одним из них, а также является методом сохранения национальной культуры и реализации живой связи между временами и поколениями [3, с. 21].
Изучая народные танцы, как историческое явление, это дает возможность рассмотреть хореографию, как эффективное средство воздействия на культурное саморазвитие личности с упором на развитие духовных качеств и выбор ценностей. Для определения уровня и условий жизни народа, а также уровня его культуры, этики и духовности необходимо изучить их стиль, основу их народной хореографии. Уникальность танца состоит в том, что с его помощью мы имеем возможность, ознакомится с историей народа, его культурой, нормами и правилами поведения в обществе, моральными принципами и социальными нормами, присущими каждой эпохе. И если изучить исторические этапы развития народного танца, то можно заметить, что эти нормы и создавали новые виды бытовых танцев.
Проявление любой страны в мировой культуре — это всегда две стороны медали. С одной стороны, это распространение культуры по миру, а с другой - угроза утраты культурной идентичности из-за ассимиляции с другими культурами. Чтобы избежать кризиса культурной идентичности в нашей стране, приняты ряд мер, направленных на сохранение национальных
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адаменко, С.В. Музыкальный фольклор: к проблеме воплощения сценического образа / С.В. Адаменко - Текст: электронный // Культурная жизнь Юга России. - 2022. - №4. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/muzykalnyy-folklor-k-probleme-voploscheniya-stsenicheskogo-obraza
2. Академик. Большая советская энциклопедия [Электр. ресурс]. — Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/168433 (дата обращения: 23.08.2024).
3. Антропова Л.В. Развитие выразительности в процессе обучения хореографическому искусству / Л.В. Антропова // Образование и общество. - 2021. - №4. - С. 121-124.
4. Антропова Л.В. Развитие выразительности в процессе обучения хореографическому искусству / Л.В. Антропова // Образование и общество. - 2021. - №4. - С. 121-124.
5. Богданов, Г. Ф. Методика и практика самодеятельного плясового творчества: учебно-методическое пособие / Г. Ф. Богданов. - Москва: МГИК, 2015. - 224 с.
6. Богданов, Г. Ф. Самобытность русского танца: учебное пособие / Г. Ф. Богданов. - Москва: Изд-во Московского государственного университета культуры и искусств, 2021. - 224 с.
7. Бочкарева, Н. И. Традиционная танцевальная культура и сценические формы русской хореографии в современных условиях / О. Н. Бочкарева // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXIX Междунар. науч.-практ. конф. № 10 (29). - Новосибирск: СибАК, 2023. - С. 118-127.
8. Бухвостова, Л. В. Композиция и постановка танца: курс лекций / Л. В. Бухвостова, С. А. Щекотихина. - Орел: ОГИИК, 2021. - 127 с.
9. Васильева Р.М. Формирование этнокультуры студентов в региональном вузе культуры и искусств / Р.М. Васильева - Текст: электронный // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева - 2020. - №4 (109). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-etnokultury-studentov-v-regionalnom-vuze-kultury- i-iskusstv. (дата обращения : 23.08.2024).
10. Голейзовский К. Образы русской народной хореографии /- К. Голейзовский. - М.: ИСКУССТВО, -2023, с.56
11. Гратис К. Мастера фольклора. М., Народное творчество. 2023. № 3. 18 с.
12. Григорьева, Е.И. Опыт приобщения студенческий молодежи к основам народной художественной культуры/ Е.И. Григорьева.-Текст: электронный // Социально-экономические явления и процессы. - 2024. - №12. С.56
13. Гусев, Г. П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала / Г. П. Гусев. — Москва: ВЛАДОС, 2023. — 208 с.
14. Еникеева, А.Р. Этно-художественное воспитание как важнейшее направление современного образования / А.Р. Еникеева // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2018. - № 2. - С. 131-134.
15. Иванова, Т.В. Современные формы приобщения молодежи к народной культуре / Т.В. Иванова // Диалоги о культуре и искусстве: материалы X Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). - Пермь: Пермский государственный институт культуры, 2020. - С. 73-76.
16. Ишкин Б.С. «Проблемы сохранения традиционной русской танцевальной культуры» // Учебное пособие. 2022. - 56 с.
17. Карпенко В.Н., Карпенко И.А., Багана Ж. Народный танец: монография. М.: ИНФРА-М, 2016. 306 с.
18. Карпенко В.Н., Карпенко И.А., Горковец С.И. Фольклорный танец и его влияние на развитие личности участников хореографических коллективов // Международный научно-исследовательский журнал. 2018. № 1. С. 24 - 26.
19. Картавцева М.Т. Эстетическое воспитание детей на материале русского музыкального фольклора // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 3 (71). 243 с.
20. Меньчиков Г.П. Неосознаваемое в структуре духа человека / Г.П. Меньчиков - Казань: Познание, 2022. - 381 с.;
21. Михайлова К. Проблемы освоения народной хореографической культуры // Портал: Танцевальная Россия. [Электронный ресурс], режим доступа: http://dancerussia.ru/publication/257.html//, (дата обращения: 23.08.2024).
22. Михайлова М.А. Поем, играем, танцуем дома и в саду / М.А. Михайлова, Е.В. Горбина. - Ярославль, 2019. - 254 с.
23. Муллер, А.И. Приобщение молодежи к культурным традициям - условие устойчивости общества / А.И. Муллер, Н.В. Попова.- Режим доступа : https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/84011/1/978-5-7996- 2533-7_2018_037.pdf (дата обращения : 23.08.2024).
24. Никитин В.Ю. Проблемы организации детского любительского хореографического творчества на современном этапе развития досугово деятельности // Вестник МГУКИ, 2017. - №5 (79) с. 174-185.
25. Нургаянова Н.Х. Традиционные праздники как форма приобщения учащейся молодежи к этномузыкальной культуре народов Поволжья / Н.Х. Нургаянова Л.А. Ахметова // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2016. - № 3. - С. 95-98.
26. Панькин, А.Б. Формирование этнокультурной личности: учебное пособие / А.Б. Панькин; Московский психолого-социальный институт. - Москва: МОДЭК, 2022. - 280 с.
27. Попова Е.Н. Проблема сохранения и развития национальных историко-культурных традиций в народно-сценическом танце // Национальное культурное наследие России: региональный аспект. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией С.В. Соловьевой, 2017. С. 480-486.
28. Пуртова Т. В. Танец на любительской сцене (ХХ век: достижения и проблемы) // Монография. - М.: ГРДНТ, 2016. - 168 с.
29. Рудцкой А.А. Педагогическая и учебно-воспитательная работа в хореографическом коллективе и её роль в формировании творческой активности детей, обучающихся в дополнительном образовании / А.А. Рудцкой [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lddshi.mo.muzkult.ru/media/2021/03/14/1246565441/referat_Rudczkogo_AA.pdf(дата обращения: 23.08.2024).
30. Русская народная хореография и ее актуальные проблемы. Информационный портал // [Электронный ресурс], режим доступа: https://www.zachetik.ru/136286, (дата обращения: 23.08.2024).
31. Ткаченко, Т. С. Народный танец / Т. С. Ткаченко. - Москва, 1967. - 227 с.
32. Фоменко, И.М. Народный танец: вопросы теории и практики: учебное пособие: 2 ч. / И. М. Фоменко, К. В. Гладышев. — Орел: ОГИК, 2018. — Ч. 2. — 197 с.
33. Чечина Ж.В. Проблемы организации образовательного процесса на уроке хореографии / Ж.В. Чечина // Вестник МГУКИ. - 2020. - №5. - С. 185-188.
34. Чечина Ж.В. Проблемы организации образовательного процесса на уроке хореографии / Ж.В. Чечина // Вестник МГУКИ. - 2022. - №5. - С. 185-188.