Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В условиях современного мира, характеризующегося глобализацией и многокультурностью, особую значимость приобретает вопрос формирования эффективного воинского коллектива, способного успешно выполнять стоящие перед ним задачи. Многонациональный состав вооружённых сил Российской Федерации — это не только одно из проявлений разнообразия, но и важный фактор, оказывающий влияние на моральный дух, взаимодействие и боеспособность подразделений. Сплочение многонационального воинского коллектива становится ключевой задачей для офицеров, которые должны учитывать культурные, этнические и социальные особенности своих подчиненных.
Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена необходимостью глубокого изучения форм и методов работы офицера по изучению и сплочению многонационального воинского коллектива. Эффективное взаимодействие между военнослужащими различных национальностей требует от командиров не только профессиональных навыков, но и высоких компетенций в области межкультурной коммуникации, психологии и социологии. Объективное понимание различий и совместимость культур позволяют офицерам выступать не только как руководители, но и как специалисты, способствующие созданию гармоничной атмосферы в подразделении[ Герасимов В.В., Коробейников М.П. Психология военного управления в условиях межнационального взаимодействия. - М.: Воениздат, 2022. - 400 с.].
Целью данной работы является анализ существующих форм и методов работы офицера по изучению и сплочению многонационального воинского коллектива. В работе будут рассмотрены теоретические аспекты, определяющие специфику многонациональной среды в армии, проанализированы практические подходы к сплочению солдат, а также выработаны рекомендации по улучшению работы офицеров в этой области.
Целью работы является изучение форм и методов работы офицера по изучению и сплочению многонационального воинского коллектива.
Объектом работы является формы и методы работы офицера по изучению и сплочению многонационального воинского коллектива.
Предметом работы является формы и методы изучения и сплочения многонационального воинского коллектива.
В соответствии с целью исследования был сформулирован ряд задач работы:
1. Раскрыть сущность, цели и задачи работы офицера по изучению и сплочению многонационального воинского коллектива;
2. Определить особенности работы офицера по изучению и сплочению многонационального воинского коллектива;
3. Охарактеризовать условия работы офицера по изучению и сплочению многонационального воинского коллектива;
4. Проанализировать особенности морально-психологической подготовки военнослужащих, призванных по призыву для прохождения срочной службы в пограничных органах федеральной службы безопасности.
Таким образом, данное исследование направлено на формирование представлений о необходимых методах работы с многонациональным воинским коллективом и создании рекомендации по эффективному управлению таким коллективом для повышения его сплоченности и боеспособности. В условиях постоянных изменений, происходящих в современной армии, освоение этих методов становится важным элементом подготовки офицеров к выполнению задач, стоящих перед вооруженными силами.
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования и изучения многонационального воинского коллектива
1.1. Теоретические аспекты формирования многонационального воинского коллектива
В современных геополитических условиях, характеризующихся возрастающей динамикой и многообразием вызовов и угроз, вопросы укрепления обороноспособности государства приобретают первостепенное значение. Важнейшим фактором обеспечения боеготовности и эффективности Вооруженных Сил выступает сплоченность воинских коллективов, их способность слаженно и эффективно решать поставленные задачи в любых условиях.
Повышение роли многонациональных воинских коллективов подразделений обусловлено возрастанием значения охраны рубежей страны, повышением гражданской ответственности со стороны каждого воина и всего воинского коллектива. В целом также за конечные результаты пограничной службы, за эффективное использование технических средств и оружия, необходимостью создания условий для творческого ратного труда личного состава в условиях осложнения оперативно-служебной обстановки на государственной границе и в пограничных районах ряда регионов[ А. Кулеба. Уставные правила взаимоотношений между военнослужащими – важнейшее условие сплоченности и боевой слаженности воинского коллектива. Информационно-методический материал для проведения занятий в системе общественно-государственной подготовки с военнослужащими. Ориентир. № 2. 2017 г. С. 51-59.].
Повышение роли воинских коллективов в жизни и деятельности пограничных органов объективно требует от офицеров совершенствования педагогического мастерства, формирования готовности управлять социально-психологическими процессами в подразделении.
Многонациональный характер воинских формирований, являющийся отражением многообразия культур и этносов современного общества, привносит в процесс формирования коллектива дополнительные особенности. С одной стороны, этническое разнообразие может выступать ресурсом, способствуя расширению кругозора, развитию толерантности и взаимопонимания. С другой стороны, различия в языке, традициях, менталитете могут стать источником коммуникативных барьеров, непонимания, а в некоторых случаях – и межнациональной напряженности.
В данном разделе будут рассмотрены теоретические аспекты формирования многонационального воинского коллектива, которые позволят глубоко проанализировать специфику его становления и выявить ключевые факторы, влияющие на его сплоченность и боеспособность. Особое внимание будет уделено:
- Сущности и особенностям многонационального воинского коллектива.
- Роли межнациональных отношений в процессе формирования коллектива.
- Влиянию социально-психологических факторов на сплоченность многонационального воинского коллектива.
- Теоретическим моделям и подходам к формированию эффективного многонационального воинского коллектива.
Осмысление теоретических основ формирования многонациональных воинских коллективов, представленных в данном разделе, является необходимым условием для разработки практических рекомендаций, направленных на повышение их боеготовности и укрепление морально-психологического климата.
В условиях современного мира, характеризующегося глобализацией и миграционными процессами, проблема формирования эффективных многонациональных воинских коллективов приобретает особую актуальность. Успешное выполнение боевых задач в армии все чаще зависит от слаженности действий военнослужащих разных национальностей, их способности к взаимопониманию и сотрудничеству.
Многонациональный воинский коллектив - это сложное социальное образование, представляющее собой группу военнослужащих разных национальностей, объединенных едиными целями, задачами, уставом и воинской дисциплиной. Особенностью такого коллектива является его этническая гетерогенность, которая, с одной стороны, выступает фактором обогащения опыта, знаний и навыков, а с другой стороны, может стать источником межличностных и межгрупповых конфликтов.
Факторы, влияющие на формирование многонационального воинского коллектива:
- Социально-политические факторы: национальная политика государства, межэтнические отношения в обществе, уровень толерантности и патриотизма.
- Социально-психологические факторы: особенности национального характера, менталитета, ценностных ориентаций, стереотипов и предрассудков.
- Организационно-служебные факторы: система комплектования воинских подразделений, специфика службы и боевой подготовки, стиль руководства командира.
Принципы формирования многонационального воинского коллектива:
- Принцип равноправия и уважения к национальным особенностям.
- Принцип приоритета общевоинских ценностей и норм.
- Принцип взаимопомощи и сотрудничества.
- Принцип толерантности и профилактики межнациональной розни.
Этапы формирования многонационального воинского коллектива:
- Этап адаптации: знакомство военнослужащих разных национальностей, освоение ими воинских традиций и норм поведения.
- Этап сплочения: формирование чувства общности, доверия и взаимопонимания между военнослужащими.
- Этап консолидации: достижение высокого уровня сплоченности, единства взглядов и ценностных ориентаций.
Роль командира в формировании многонационального воинского коллектива:
- Командир играет ключевую роль в создании благоприятного морально-психологического климата, основанного на уважении к представителям всех национальностей.
- Он должен обладать высокой педагогической компетентностью, уметь разрешать межличностные конфликты, формировать у подчиненных чувство патриотизма и интернационализма.
Многонациональный воинский коллектив – это сложная социальная общность, представляющая собой организованную группу военнослужащих различных национальностей, объединенных едиными:
- Целями и задачами, вытекающими из предназначения Вооруженных Сил.
- Уставом, определяющим общие правила и нормы поведения.
- Воинской дисциплиной, обеспечивающей организованность и управляемость.
Ключевые особенности:
- Этническая гетерогенность: наличие представителей разных национальностей является неотъемлемым признаком и важнейшей характеристикой.
- Двойственность влияния: многонациональность может выступать как фактор:
- Позитивный: обогащение коллектива опытом, знаниями, традициями разных культур, повышение адаптивности и устойчивости к стрессам.
- Негативный: риск возникновения межличностных и межгрупповых конфликтов на почве этнических различий, предрассудков, ксенофобии.
- Специфика формирования: требует от командования особого внимания к вопросам:
- Уважения национальных традиций и обычаев.
- Профилактики межэтнической напряженности.
- Воспитания толерантности и патриотизма.
Отличия от других воинских коллективов:
- Многообразие культурных норм и ценностей: требует учета особенностей менталитета, традиций, религиозных взглядов представителей разных национальностей.
- Языковой барьер: может затруднять коммуникацию и взаимодействие между военнослужащими.
- Повышенный риск социальных конфликтов: требует от командования профилактических мер и навыков разрешения конфликтных ситуаций.
В современных реалиях многонациональные воинские коллективы становятся все более распространенными. Понимание особенностей их формирования и функционирования необходимо для:
- Обеспечения боеготовности: сплоченный коллектив, независимо от национального состава, действует эффективнее.
- Сохранения стабильности: профилактика межнациональных конфликтов внутри армии способствует общественной стабильности.
- Формирования гражданской идентичности: служба в многонациональном коллективе способствует формированию чувства патриотизма и интернационализма.
Многонациональный воинский коллектив - это сложная, динамичная система, требующая грамотного управления и внимания к вопросам межнационального взаимодействия[ Абрамов А.Ю. Культурные ценности как фактор формирования сплоченности воинского коллектива // Военная мысль. - 2019. - № 1. - С. 78-84.].
Многонациональные группы, в том числе и воинские коллективы, обладают рядом специфических социально-психологических особенностей, которые отличают их от гомогенных групп:
1. Культурное разнообразие:
- Различия в ценностях, нормах, традициях и стереотипах: представители разных культур могут иметь различные представления о дисциплине, субординации, коллективизме, способах выражения эмоций и др.
- Языковые барьеры: затрудняют коммуникацию, порождают недопонимание, могут приводить к социальной изоляции отдельных членов группы.
- Различия в невербальном поведении: жесты, мимика, дистанция общения могут трактоваться по-разному представителями разных культур.
2. Социально-психологический климат:
- Повышенный потенциал конфликтов: обусловлен столкновением разных культурных норм, предрассудков, стереотипов, борьбой за статус и ресурсы.
- Формирование субгрупп по этническому признаку: может приводить к межгрупповой конкуренции, снижению сплоченности и эффективности деятельности коллектива.
- Влияние этнических стереотипов: предвзятые мнения о представителях других национальностей могут сказываться на взаимодействии, оценке личных и деловых качеств.
3. Особенности формирования групповой идентичности:
- Двойная идентификация: члены группы идентифицируют себя как с коллективом в целом, так и со своей этнической группой.
- Сложности формирования чувства «мы»: требуется больше времени и усилий для преодоления культурных барьеров и формирования чувства общности.
- Роль лидера: лидер, способный преодолевать межкультурные различия, создавать атмосферу уважения и доверия, играет ключевую роль в сплочении группы.
4. Потенциальные преимущества многонациональных групп:
- Расширение кругозора и опыта: взаимодействие с представителями других культур обогащает знаниями, расширяет кругозор, способствует развитию толерантности.
- Разнообразие подходов и решений: многообразие точек зрения и культурных перспектив способствует поиску креативных решений, повышению эффективности деятельности.
- Укрепление межэтнического взаимопонимания: успешное взаимодействие в группе способствует разрушению стереотипов, формированию толерантного отношения к представителям других культур.
Многообразие в военной среде – это не просто данность современного мира, но и фактор, обладающий значительным потенциалом для повышения эффективности армии. Речь идет не только об этническом многообразии, но и о разнообразии культурном, гендерном, опыте и навыках военнослужащих.
1. Преимущества многообразия:
- Расширенный оперативный потенциал: Разнообразие культурных знаний и языковых навыков позволяет армии:
- Эффективнее взаимодействовать с местным населением в ходе международных операций.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1.Абакумов С.А., Кушнирук И.А. Формирование толерантной личности военнослужащего в поликультурной среде. - М.: Военный университет, 2019. - 200 с.
2.Барышников К.В., Гончаров С.В. Основы военно-социальной работы в многонациональной среде. - СПб.: ВАС, 2020. - 320 с.
3.Бондарев Р.В., Дружинин В.В. Социально-психологическая адаптация военнослужащих разных национальностей. - М.: ВУ, 2021. - 180 с.
4.Вяткин Б.А., Сидоров В.И. Культура межнационального общения в воинском коллективе. - М.: Юстиция, 2018. - 256 с.
5.Герасимов В.В., Коробейников М.П. Психология военного управления в условиях межнационального взаимодействия. - М.: Воениздат, 2022. - 400 с.
6.Ермолаев С.А., Марченко Т.А. Военно-профессиональная адаптация и сплочение многонационального воинского коллектива. - СПб.: Питер, 2023. - 304 с.
7.Абрамов А.Ю. Культурные ценности как фактор формирования сплоченности воинского коллектива // Военная мысль. - 2019. - № 1. - С. 78-84.
8.Белоусов Р.С. Особенности мотивации военнослужащих разных национальностей // Социологические исследования. - 2020. - № 10. - С. 120-128.
9.Волков А.В. Роль командира в формировании благоприятного социально-психологического климата в многонациональном воинском коллективе // Военно-социологические исследования. - 2021. - № 3. - С. 56-63.
10.Григорьев Д.В. Профилактика межнациональных конфликтов в воинском коллективе: опыт и проблемы // Военно-гуманитарный вестник. - 2022. - № 2. - С. 44-51.
11.Елисеев А.Г. Особенности организации воспитательной работы с военнослужащими разных национальностей // Вестник Военного университета. - 2018. - № 4. - С. 112-118.
12.Журавлев А.Л. Социальная идентичность и межгрупповое взаимодействие в условиях многонационального воинского коллектива // Психологический журнал. - 2019. - № 3. - С. 80-88.
13.А. Кулеба. Уставные правила взаимоотношений между военнослужащими – важнейшее условие сплоченности и боевой слаженности воинского коллектива. Информационно-методический материал для проведения занятий в системе общественно-государственной подготовки с военнослужащими. Ориентир. № 2. 2017 г. С. 51-59.
14.Кулеба А.Б. «Формы и методы работы офицера по изучению военнослужащих и воинских коллективов. Сплочение многонационального воинского коллектива. Работа с асоциальными микрогруппами в подразделении» Журнал «Армейский сборник» № 8 – 2022 г. С. 131-142.
15.Петров С.И. Педагогические условия формирования толерантности у курсантов военного вуза в процессе обучения: дис. … канд. пед. наук. - Москва, 2019. - 200 с.
16.Министерство обороны Российской Федерации. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://mil.ru/ (дата обращения: 28.10.2024).
17.Военно-социологический центр Вооруженных Сил Российской Федерации. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://vscc.ru/ (дата обращения: 29.10.2024).
18.Портал психологической помощи военнослужащим. [Электронный ресурс].
19. Аронсон Э., Прайт Дж. Психология социальных отношений. - СПб.: Питер, 2020. - 560 с.
20. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл, 2021. - 352 с.
21.Мясищев В.Н. Психология отношений. - М.: Институт практической психологии, 2019. - 356 с.
22.Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Прогресс, 2020. - 480 с.
23.Фрейд З. Психология бессознательного. - М.: АСТ, 2022. - 544 с.