Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время в отечественной системе образования ведётся активная система социокультурного воспитания подрастающего поколения. Это связано со снижением общей культуры молодёжи, падением нравственности и культурного воспитания. Стремительное развитие различных информационных технологий не приводят к качественному изменению личности, так как многие дети становятся зависимы от Интернета и не получают от него удовольствия.
В таких условиях все больше возрастает интерес государства к привлечению внимания детей к различным социокультурным мероприятиям. Действующая система школьного воспитания не способна в должной мере решить задачу воспитания молодёжи. В связи с этим интерес заслуживают учреждения социально-культурной деятельности.
Социально-культурные учреждения имеют широкий потенциал в воспитании подрастающего поколения. Вариативность образовательно-воспитательных программ помогает работать с детьми разных возрастов, а также молодёжью и взрослыми.
Социально-культурные учреждения позволяют решать одну из сложных задач воспитания – организация досуговой деятельности молодёжи. Это позволяет максимально охватить детей, задействовать и раскрыть их таланты.
Степень разработанности проблемы исследования. Принципы организации досуговой деятельности и клубной работы отражены в научных трудах А. Д. Жаркова, В. М. Чижикова и др.
В разное время ученые, теоретики и практики клубной работы, организаторы, лидеры и активисты клубов пытались выяснить, что же такое клуб: учреждение или объединение, социальный институт или социальная группа. Среди них можно назвать имена таких российских ученых, как В. В. Туев, А. В. Сасыхов, Ю. А. Стрельцов, В. Е. Триодин, М. А. Ариарский, А. С. Запесоцкий, Л. Л. Новикова, В. Э. Хазанова, Н. Ф. Максютин, В. В. Полукаров и др.
В связи с вышеизложенным и ориентируясь на политику государства в сфере образования, учреждения социально-культурной деятельности могут позволить решить многие воспитательные задачи. Социально-культурная деятельности в своей основе базируется на общих принципах педагоги, а это значит имеет большой педагогический потенциал в воспитании и обучении детей.
Актуальность темы исследования объясняется растущей ролью социально-культурных учреждений в работе с детьми и молодёжью, что определяет необходимость выявления педагогических особенностей организации их работы.
Цель исследования – проанализировать социально-культурную деятельность как педагогическую систему.
Объект исследования – социально-культурная деятельность.
Предмет исследования – педагогическое особенности социально-культурной деятельности.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что социально-культурные учреждения имеют свойственны образовательному учреждению
Задачи исследования:
1. Определить цели и задачи воспитания детей и подростков в социально-культурной деятельности;
2. Обозначить задачи и охарактеризовать культурно-досуговые учреждения;
3. Определить основные направления работы клубного учреждения с детьми и подростками;
4. Выявить особенности работы социально-культурного учреждения;
5. Разработать рекомендации по совершенствованию работы клубного учреждения с детьми и подростками.
Теоретико-методологические основы исследования. В работе были использованы труды исследователей в области:
- особенностей организации досуговой деятельности (Л.С. Жаркова, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильникова и др.);
- особенностей работы клубных учреждений в работе с населением (А. Демченко, А.В. Каменец, М.А. Койнов, С.В. Королев и др.).
Методы исследования:
- теоретические - сбор, анализ, синтез, сравнение, обобщение литературы по теме исследования;
- эмпирические: анализ отчетной документации; анкетирование, качественная и количественная обработка данных, метод наглядного представления.
База исследования:
Практическая значимость результатов данного исследования рассматривается в возможности учета рекомендаций повышения работы клубного учреждения с детьми и подростками.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы и электронных ресурсов, приложение.
Глава 1. Теоретические основы организации социально-культурной деятельности
1.1 Задачи и характеристика социально-культурных учреждений в работе с детьми и подростками
Целью социально-культурных учреждений является создание благоприятных условий для развития творческого потенциала, духовно-нравственного самоопределения личности, сохранения и распространения культурного наследия .
Задания:
- удовлетворение потребности народа в сохранении и развитии традиционного народного творчества, особого искусства, иных самостоятельных творческих инициатив и общественно-культурной деятельности народа;
- создание условий для организации культурных праздников и. отдых для детей и взрослых;
- социально-культурные, образовательные, оздоровительные, развлекательные, услуги для детей и взрослых;
- поддержка и развитие самобытных национальных культур, народных художественных промыслов;
- развитие форм организации культурного отдыха с учетом потребностей детей и взрослых .
Социально-культурные учреждения можно классифицировать по следующим пяти признакам:
- по форме собственности;
- по основным направлениям деятельности;
- по результату деятельности;
- по способу хозяйственной деятельности;
- по способу финансирования .
Большинство социально-культурных учреждений являются государственными или муниципальными организациями, а их организаторами являются государственные органы или муниципалитеты. Также социально-культурные учреждения могут быть частными, и тогда их учредителями являются юридические и физические лица. Примером такого учреждения может быть продюсерский центр .
По основным направлениям деятельности учреждения культуры можно классифицировать по следующим видам:
- культурное просветительство и художественное творчество (деятельность архивов, специальных учебных заведений, театров, профессиональных художников и т.д.);
- отдых и развлечения (занимаются в основном организации досуга) .
Исходя из разнообразия результатов деятельности, социально-культурные учреждения классифицируются:
- на производящие материальные продукты (художественные студии, мастерские, фабрики сувениров, мастерские по изготовлению музыкальных инструментов и др.);
- на оказывающие материальные услуги (реставрационные мастерские, фотостудии и др.) ;
- на оказывающие нематериальные услуги:
1) театры, музеи, клубы, центры досуга;
2) внешкольные учебные заведения эстетического образования;
3) библиотеки и рекламные агентства;
4) художественные салоны, антикварные магазины, магазины по продаже музыкальных инструментов;
- на осуществляющие торговлю предметами и средствами культуры (магазины сувенирной продукции);
- на предоставляющие услуги, имеющие возможный материальный (в том числе финансовый) результат (казино, залы бильярда, тотализаторы и др.) .
По способу хозяйственной деятельности выделяют:
- коммерческий тип хозяйствования (главная цель - извлечение прибыли из производства и реализации определенного продукта);
- некоммерческий тип хозяйствования (услуги предоставляются бесплатно или на льготных условиях);
- смешанный тип хозяйствования (полученная прибыль от коммерческой деятельности распределяется внутри учреждения на собственное развитие) .
По способу финансирования могут быть:
- бюджетные - государственные или муниципальные учреждения, финансирование которых осуществляется за счет соответствующего бюджета. Уровень финансирования зависит от уровня учредителя и может быть федеральным, региональным, местным;
- автономные - это некоммерческие организации, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ и оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта .
Так, социально-культурными учреждениями являются государственные и муниципальные музеи, архивы, библиотеки и другие научные, образовательные, зрелищные и воспитательные предприятия, учреждения и организации, работающие в сфере образования, науки и культуры. Социально-культурные учреждения созданы с целью сохранения и распространения культурного наследия, организации досуга различных групп населения.
По мнению многих ученых, проводящих исследования в этом направлении, большое значение для организации социально-культурной деятельности детей и подростков имеет разработка комплексно структурированной системы образования. С одной стороны, система психолого-педагогическая, с другой, внеурочная и педагогическая, и воздействует на детей и подростков не только как педагогический фактор (через учителей, уроки, учебники, домашние задания), через отношения, складывающимся между детьми, педагогами и родителями коллективному психологическому климату, позволяющему детям и взрослым объединяться в рамках этой особой деятельности)» .
Способы педагогического воздействия социально-культурной деятельности:
- способы воздействия на интеллектуальную сферу;
- способы воздействия на мотивационную сферу;
- методы воздействия на эмоциональную сферу;
- методы воздействия на поле разведки;
- методы воздействие на саморегуляцию;
- способы воздействия на предметно-практическую область.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации: учеб. пособие для студентов вузов / Г. А. Аванесова. - М.: Аспект Пресс, 2016. - 236 с.
2. Васильковская, М. И. Деятельность клубного объединения в развитии творческих способностей детей подросткового возраста [Электронный ресурс] / М. И. Васильковская // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2017. - №38. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/deyatelnost-klubnogo-obedineniya-v-razvitii-tvorcheskih-sposobnostey-detey-podrostkovogo-vozrasta (дата обращения: 10.10.2024).
3. Воробьева, И. В. Социально-культурная деятельность: учебно- методический комплекс / И. В. Воробьева. – Минск : ГИУСТ БГУ, 2009 – 106 с.
4. Губайдуллина, Г. Р. Забота о сохранении духовной культуры : сборник статей / Г. Р. Губайдуллина. – Казань : Музыкальная академия, 2012. –101 с.
5. Гурин, Н. А. История социально-культурной деятельности как самостоятельное научное направление : учебник / Н. А. Гурин // Молодой ученый. – СПб, 2011 – Т.2., №11.– С. 42– 45.
6. Демченко, А. Некоторые проблемы современного развития культурно-досуговой деятельности и народного творчества / А. Демченко // Культурно- досуговая деятельность и народное творчество. - М.: ГИВЦ МК РФ, 1996.- 49с.
7. Дуков, Е. В. Концертное дело: тенденции начала 21 века / Е. В. Дуков // Обсерватория культуры. 2002 – № 8 – С. 4-7.
8. Жаркова, Л. С. Деятельность учреждений культуры / Л. С. Жаркова. - М.: МГУКИ, 2019. - 234 с.
9. Жарков, А.Д. Культурно-досуговая деятельность / А. Д. Жарков. - М.: Практика, 2018. - 553 с.
10. Жаркова, Л. С. Организация деятельности учреждений культуры: учебник для вузов культуры и искусства / Л. С. Жаркова – М.: Издательский дом МГУКИ, 2010 – 396 с.
11. Исаева, И.Ю. Досуговая педагогика / И. Ю. Исаева. - М.: Флинта, 2020. - 200 с.
12. Каменец, А.В. Деятельность клубных учреждений в современных условиях: Учебное пособие / А. В. Каменец. - М.: МГУК, 1997. -41 с.
13. Кемерова, Т. А. Теория социально-культурной деятельности : учебное пособие /Т. А. Кемерова ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019. – 103 с.
14. Киселева, Т.Г. Основы социально- культурной деятельности: учеб. Пособие / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та культуры, 2018. - 136 с.
15. Койнов, М. А. Как должен выглядеть современный клуб / М. А. Койнов // Журнал «Дом культуры». – 2014 – № 7.– С.
16. Королев, С.В. Клубная деятельность как одно из средств группового сопровождения воспитанников [Электронный ресурс] / С. В. Королев. – Режим доступа: http://pandia.ru/text/78/461/ 22637.php (дата обращения: 08.10.2024).
17. Кудрина, Е.Л. Система планирования в учреждениях социально-культурной сферы / Е. Л. Кудрина, Л. И. Рудич, Е. В. Утин. - М.: ФАИР, 2016. - 224 с.
18. Лето, Я. В. Проблемы развития сети учреждений культурно- досугового типа в сельской местности. [Электронный ресурс] / Я. В. Лето // Молодой ученый. — 2017 — № 1 (135). — С. 215-217. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/135/37811/ (дата обращения: 09.10.2024).
19. Михалев, И. В. Методологические подходы к определению и структуре сферы услуг / И. В. Михалев // Сервис в России и за рубежом. – 2012. – №10. – С 45.
20. Поляк, Г.Б. Бюджетная система России / Г. Б. Поляк. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. - 703 с.
21. Смирнова, Е.И. Теория и методика организации самодеятельного творчества в культурно-просветительных учреждениях / Е.И. Смирнова. - М., 2007.
22. Соколов, Э. В. Культура и личность / Э. В. Соколов. - Ленинград: Наука, 1972. - 226 с.
23. Сорокин, П.А. Социальная и культурная динамика: исслед. изм. в больши системах искусства, истины, этики, права и обществ. отношений / Питирим Сорокин; пер. с англ. В.В. Сапова. - Санкт-Петербург : Изд-во Рус. Христиан. гуманитар. ин-та, 2000. - 1054 с.
24. Трембовельский, Е. Г. Организация культурного пространства России: отношение центров и периферии / Е. Г. Трембовельский // Музыкальная академия. – 2013 – №2. – С.65– 89.
25. Ярошенко, Н.Н. Педагогика социально-культурной деятельности: институциональная основа и теоретический базис // Вестник МГУКИ. 2021. №6 (104). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogika-sotsialno-kulturnoy-deyatelnosti-institutsionalnaya-osnova-i-teoreticheskiy-bazis (дата обращения: 09.10.2024).