Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследуемой темы заключается в том, что одной из задач учителя является выработка стойкого интереса младших школьников к изучению школьных предметов. В этой связи возрастает необходимость формирования у младших школьников интереса к работе с научно-познавательной литературой. В будущем эти знания будут иметь огромное значение, а дети научатся работать с книгой как с источником знаний, формируя умение учиться.
Природоведческая литература – это ближайший помощник в воспитании любви к природе. Достаточно назвать такие имена как: Д.Н. Мамин-Сибиряк, М.М. Пришвин, Е.И. Чарушин, И.С. Соколов-Микитов и других, чтобы почувствовать, как много может дать их творчество для формирования интереса ребенка к окружающему миру и осознанию места человека в нем. Эта литература представляет собой уникальную энциклопедию природоведческих знаний для детей. Она является верным помощником и другом детей на протяжении всего начального обучения.
Учитывая актуальность развития познавательных интересов учащихся и малого количества методических разработок по данной теме, нами была поставлена цель и определены объект и предмет исследования.
Цель исследования: изучить влияние природоведческой литературы на познавательный интерес младшего школьника и разработать проект эксперимента по его развитию.
Объект исследования: учебно–воспитательный процесс в начальных классах общеобразовательной школы.
Предмет исследования: развитие познавательных интересов в процессе изучения природоведческой литературы.
Соответственно цели сформулированы исследовательские задачи:
1. Определение значения продвижения интереса к чтению младших школьников средствами природоведческой литературы
2. Обзор учебных приёмов, применяемых для создания познавательных интересов.
3. Выбор основных способов развития познавательных интересов при чтении природоведческой литературы и их воспитательное значение.
4. Характеристика познавательного интереса младших школьников на основе анализа читательских предпочтений.
Теоретическая значимость работы заключается в теоретическом и экспериментальном обосновании дидактической целесообразности активизации познавательной деятельности семиклассников с использованием активных методов обучения.
Практическая значимость дипломной работы вытекает из актуальных задач совершенствования учебно-воспитательного процесса в целом и уроков литературы в частности.
Данная работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, а также заключения, библиографического списка использованной литературы.
Истоками природоведческой литературы явились малые жанры фольклора и народные сказки, из которых возникли типы научных, научно-художественных и художественных произведений, посвященных природе, созданные писателями в разные исторические периоды. На следующих этапах развития детской литературы появились писатели-природоведы, творчество которых отличается более широким арсеналом используемых художественных приемов и глубиной познания.
Природоведческая литература для детей появилась в конце XVIII в. Журнал И. Новикова «Детское чтение для сердца и разума» первым стал публиковать очерки о природных явлениях и даже стихи, где описывались чувства, которые возникали у лирического героя от созерцания природы.
По мере развития взгляда человека на природу появлялись и соответствующие издания, в которых содержались описания окружающего мира. Со временем вышли в свет книги, в которых сочеталось научное знание и художественное описание научных открытий и наблюдений .
Природоведческая литература делится на два вида: научная и художественная.
В научно-познавательной литературе освещаются вопросы естествознания. Книги содержат обширный материал о жизни животных, насекомых. Научно-познавательная литература включает школьные учебники и пособия, словари, справочники.
Природоведческая художественная литература - это повести, сказки, рассказы, стихотворения. Она, в свою очередь, делится на сказочно-фантастическую, приключенческую, художественно-историческую.
Художественное направление развития литературы о природе представлено именами М. И. Пришвина, Б. С. Житкова, К. Г. Паустовского.
В природоведческой литературе большое значение имеет образ повествователя, мудрого, много знающего человека, исследователя, желающего поделиться с читателями своими наблюдениями и открытиями.
Природоведческие книги помогают детям познать природу во всем ее многообразии, писатели стремятся дать читателям представление о единстве мира. К таким авторам относятся Н.И. Сладков, С.В. Сахарнов, Г.Я. Снегирев, Ю.Д. Дмитриев.
Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ бережного отношения к природе. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано.
Рассказы о природе способны пробудить и развить те лучшие качества человека, которые необходимы в жизни. Читая их, мы расширяем кругозор детей, получаем реальную информацию, в которой могут содержаться события, фактически сходные с ситуациями, которые могут случиться в реальной жизни. Чтобы любить природу, надо ее знать, а чтобы знать, необходимо ее изучать.
Уроки литературного чтения открывают ребёнку дорогу в огромный, разнообразный и прекрасный мир художественной литературы. Могут использоваться следующие формы: (дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствовали бы более глубокому формированию бережного отношения у младших школьников и подростков.
Для знакомства школьников с компонентами природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме можно использовать такие мероприятия как: устные журналы, экологические игры, игры-путешествия праздники .
Чтение произведений о природе позволяет расширить кругозор экологических знаний, развивают умение наблюдать, внимание школьника. Также развивается эмоциональная сторона личности: сострадание, сопереживание представителям растительного и животного мира.
Огромную роль играет воспитание любви и бережного отношения к природе, которое формирует нравственно-экологическую позицию взаимодействия личности с окружающей средой. А чтение художественной литературы о природе - одно из условий, при выполнении, которого экологическое воспитание обеспечивает эффективное развитие экологической культуры личности .
Произведение «Моя Родина» М.М. Пришвина включено в современную школьную программу начальных классов, в 3 классе учащиеся знакомятся с сокращением очерка «Моя Родина». Изучение очерка «Моя Родина» М.М. Пришвина в курсе литературного чтения считаем важным и необходимым, поскольку произведение замечательного писателя представляет благодатный материал для духовного развития личности младшего школьника, воспитания в нем культуры чувства природы, любви к родной природе, родине. Очерк Пришвина отражает влюбленность автора в красоты окружающего мира. Рассказ небольшой и в нем автор является рассказчиком. В этом произведении один реальный герой - сам автор, но понятие Родина присутствует в каждом его слове. Автор описывает красоту родного края, обращая внимание на то, что к природе нужно относиться бережно. Он призывает охранять реки и озера, леса и поля, а также всех птиц и животных, обитающих в этих местах. Главная мысль - обратить внимание читателей на родную природу, а затем через красоту окружающего мира передать любовь к Родине. Охранять природу - это и означает любовь к родине и сам автор подтверждает главную мысль.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. - М., 2007. - 576 с.
2. Арискина Н. А. К вопросу о формировании экологических представлений у детей младшего школьного возраста //Информационно-образовательные и воспитательные стратегии в современной психологии и педагогике. - 2018. - С. 13-17.
3. Бойко О. В. Экологическое воспитание младших школьников //В сборнике: Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования. - 2018. - С. 27-30.
4. Вешневицкая О. В. Воспитание гуманного отношения к миру, у школьников через общение с животными // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы. - 2015. - С. 159-161.
5. Глазачев С. Н. Экологическая культура. - М.: Ребус, 2018. - 312 с.
6. Голубева К.Н. Воспитание у детей любви к природе. - М.: Педагогика, 2019. - 351 с
7. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Методики диагностики и коррекции отношения к природе, - М.: ЦКФЛ, 2014 - С. 35-48.
8. Ердаков Е. Н. Особенности непрерывного экологического образования // Начальная школа. - 2011. - № 7. - С. 26-27.
9. Ершова А.Н. Актуальные проблемы биологического и экологического образования в условиях реализации ФГОС: актуальные аспекты: материалы региональной научно-практической конференции, 21 апреля 2017 года, г. Воронеж / А. Н. Ершова. - Воронеж : ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный педагогический университет», 2017. - 79 с.
10. Зотов В.В. Воспитание у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к природе. - Вектор - ТИС, ООО Нижний Новгород, 2017. - 89 с.
11. Кравченко А. И. Психология и педагогика / А.И. Кравченко. - М.: Проспект, 2022. - 400 с.
12. Ламехова Е. А. Системный подход к формированию экологического мышления школьников и подготовка будущих учителей к организации этой работы // Самарский научный вестник. - 2019. - №2. - С. 342-349
13. Мусс Г.Н., Организация обучения и воспитания в начальной школе: содержание и технологии: учебное пособие / авт.-сост. Г.Н. Мусс, И.А. Фархшатова, М.Э. Шарычева. Оренбург: 2020. 138 с.
14. Юркина С.В. Экологическое образование младших школьников //Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. - 2011. - №7. - С.15 - 17.