Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы работы. В современном мире в рамках всеобщей глобализации вопросы правового регулирования международного морского права в Российской Федерации приобретают новое значение. Значение международного морского права определяется возросшими объёмами морских перевозок грузов. В отличие от сухопутного транспорта, пространство Мирового океана не ограничено ничем кроме судоходных качеств самого судна. Основу современного международного морского права в области торгового мореплавания образуют нормы международного частного права, создающие одну из его наиболее развитых подсистем. В юридической литературе, исследующей проблемы торгового мореплавания, эта подсистема нередко обозначается как «международное частное морское право». Основу нормативных предписаний международного частного морского права обнаруживает много общего со структурой международного частного права в целом. Они также включают нормы «прямого» действия и коллизионные нормы, закрепляемые в национальном законодательстве, материально-правовые и коллизионные нормы международных договоров и обычаи.
Морской транспорт традиционно выступает одним из ключевых инструментов развития мировой экономики и торговли. По данным специализированного учреждения ООН - Международной морской организации (ИМО), в настоящее время более 80% мировой торговли обеспечивается с помощью судоходства. Именно с развитием мировых экономических связей и морского судоходства связывается и развитие различных механизмов международного регулирования в области торгового судоходства.
На основании данных ЮНКТАД, не смотря на наличие ряда преимуществ морского транспорта по сравнению с другими видами транспорта: использование естественных морских путей, пропускная способность которых практически не ограничена и для поддержания, которых требуется меньше затрат, чем для других видов транспорта, необходимо думать, что сухопутные, особенно железнодорожные виды транспорта, никогда не терявшие актуальности, будут приобретать большую популярность.
Объектом исследования являются Конвенция ООН о морской перевозке грузов, более известная как Гамбургские правила 1978 года.
Предмет исследования – правоотношения по международной морской перевозке грузов.
Цель исследования – характеристика Гамбургских правил 1978 года как акта международного морского частного права.
В соответствии с целью сформулированы задачи работы:
Анализ современного состояния международно-правового регулирования морской перевозки грузов.
Определение места Конвенция ООН о морской перевозке грузов в системе международного частного морского права.
Выявление проблем применения законодательства о международных морских перевозках с учётом действия национального российского права.
Характеристика состояния правоприменительной практики в отношении международных морских грузоперевозок.
Данная работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, а также заключения, библиографического списка использованной литературы.
Глава 1.Общая характеристика Конвенции ООН о морской перевозке грузов
1.1.Современное состояние международно-правового регулирования морской перевозки грузов
В настоящее время складывается довольно сложная система правового регулирования международных морских перевозок грузов. Сегодня существует множественность правовых режимов, регулирующих это направление торговой деятельности. В частности, сегодня действуют три основных, ставших уже традиционными документа:
Международная Конвенция об унификации некоторых правил, касающихся коносамента, принятая в Брюсселе 25 августа 1924 г. (Гаагские правила).
Протокол изменений к Международной Конвенции об унификации некоторых правил, касающихся коносаментов, принятый в Брюсселе 23 февраля 1968 г. (Правила Висби).
Конвенция ООН по морской перевозке грузов, принятая в Гамбурге 30 марта 1978 г. (Гамбургские правила).
Многие государства являются сторонами Гаагских правил 1924 г. или Гаагско- Висбийских правил 1968 г. В 1992 г. вступили в действие Гамбургские правила 1978 г. Эти Правила были разработаны в качестве современного преемника Гаагско-Висбийских правил, однако не смогли привлечь к себе широкого внимания национальных Правительств. Несмотря на то, что Гамбургские правила в настоящее время действуют в 34 государствах, ни одна крупная морская держава не присоединилась к ним.
Как любой другой международный НПА, конвенции действуют лишь для стран-участниц. Так, например, несмотря на заимствование многих положений из Гаагских правил в КТМ РФ, сама Конвенция Россией ратифицирована не была. В связи с этим, применение норм трёх правил ограничено, и складывается ситуация, когда действуют три разных правовых режима, часто не пересекающихся друг с другом. В этой связи, ЮНСИТРАЛ разработал проект новой, объединяющей лучшие качества всех трёх Конвенций и устраняющих противоречия между ними. Конвенция ООН о договорах полностью или частично морской международной перевозки грузов была подписана 23.09.2009 года в Роттердаме и получила название «Роттердамские правила», а государства, ставшие её участниками, обязались денонсировать три предыдущих правила. Россия к данной Конвенции не присоединилась.
Цель Роттердамских правил состоит в создании современных международных правил единого стандарта, которые предоставили бы столь необходимую правовую определенность существующей торговой практике между государствами. С учетом сложившейся общеевропейской тенденции непринятия Роттердамских правил, перспективы вступления их в силу кажутся неопределенными. Несмотря на то, что Правила довольно полно охватывают наземную составляющую перевозок, расширенно трактуя перевозки «от двери до двери» (особая логистическая схема), Роттердамские правила являются принципиально морской конвенцией, поскольку большая часть норм регулирует особенности морской перевозки грузов.
Роттердамские правила состоят из 96 статей, которые логически распределены в 18 главах. В значительной степени Конвенция охватывает вопросы, которые рассматриваются в рамках существующих морских режимов, формулируя новые принципы их правового регулирования. Именно поэтому Роттердамские правила являются серьёзным этапом на стадии урегулирования отношений, связанных с международной прямой смешанной перевозкой грузов, представляющей собой перевозкугруза по единому транспортному документу несколькими видами транспорта, в т.ч. и наземным.
Фрагмент для ознакомления
3
Конвенция Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов (Заключена в г. Гамбурге 31.03.1978)
Конвенция ООН «О договорах полностью или частично морской международной перевозки грузов» (Нью-Йорк, 2008 г.) («Роттердамские правила»)
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 08.08.2024). // Собрание законодательства РФ. – 1994. –№ 32. – ст. 3301,
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // Собрание законодательства РФ. – 1996. № 5. – ст. 410.
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ (ред. от 22.06.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)
Бутакова Н. А. Правовое регулирование морского судоходства // Российская юстиция. - 2012. - № 3.
Гуцуляк В. Н. Российское и международное морское право (публичное и частное). - М.: Граница, 2017. – 280 с.
Духно Н. А. Транспортное право. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Изд-во Юрайт, 2019. - 380 с.
Кокин А. С. Международная морская перевозка грузов: право и практика. - 2-е изд. - М.: Инфотропик Медиа, 2012. – 256 с.
Малюков К. А. Мультимодальные аспекты конвенции ООН о договорах полностью или частично морской международной перевозки грузов // Российский внешнеэкономический вестник. 2016, № 9. - С. 111-122.
Моргунова Г.А. Перевозка грузов в контейнерах железнодорожным транспортом. М.: Юридический институт МИИТа, 2019. - 280 с.