Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Для достижения государством устойчивого развития в 21 веке крайне важно создать сбалансированную систему политических институтов и политики. Конечной целью стратегической государственной политики является содействие благополучию каждого гражданина посредством скоординированного подхода как к внутренним, так и к внешним делам. Для поддержания социального баланса и развития демократических институтов и гражданского общества решающее значение имеет эффективная внутренняя политика государства. Российская Федерация как демократическое, правовое государство стремится отстаивать идеалы, заложенные в ее конституции. Недавние изменения в государственной политике России были направлены на поддержание баланса внутри страны, в частности, путем пересмотра основ социальной политики.
Благополучие семьи является одним из ключевых аспектов эффективной внутренней политики, и социально ориентированная политика государства должна быть направлена на укрепление семьи как фундаментального института гражданского общества. Крепкая семья – залог сильного и стабильного государства.
Для оценки эффективности политики и выявления возможностей для улучшения необходимо проанализировать политические механизмы и институциональные структуры, задействованные в государственной политике социальной защиты семей с детьми на местном, региональном и национальном уровнях.
Задачей такого анализа будет понимание общественных отношений, возникающих при системе льгот для семей с детьми, а также цели и источников этих выплат. Тем самым, возможно, удастся преодолеть негативное влияние социально-политических кризисов на общественную безопасность и добиться более сбалансированной и устойчивой государственной политики.
Пособие по беременности и родам в России - это финансовая поддержка, предоставляемая женщинам в период беременности и после родов. Оно предназначено для компенсации утраченного дохода в связи с временной нетрудоспособностью, связанной с беременностью и родами.
Степень разработанности темы исследования. Вопросы правового регулирования назначения и выплаты пособия по беременности и родам рассматривали в своих исследованиях В.П. Галаганов, В.С. Голубева, Г.Д. Долженкова, А. П. Иванова, А. П. Кауфман, С. Ф. Кобзева, А.Е. Крухмалев, Я.В. Лебедзевич, Т. Д. Одинкова, А. В. Рудченко, А. О. Синельникова, М. Э. Смоленский, Г. А. Сулейманова, Д. С. Танаева, О. В. Тарева, В. О. Шайхатдинов и т.д. Однако в условиях постоянно меняющегося законодательства, остается немало неисследованных вопросов в данной сфере.
Объект исследования: пособие по беременности и родам.
Предмет исследования: назначение и выплата пособия по беременности и родам.
Целью данного исследования является изучение правового регулирования назначения и выплаты пособия по беременности и родам.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие государственных пособий в Российской Федерации.
2. Изучить пособие по беременности и родам в зарубежных странах.
3. Раскрыть порядок назначения и выплаты пособия по беременности и родам.
4. Проанализировать проблемы правового регулирования назначения и выплаты пособия по беременности и родам.
Методы исследования: метод сравнения и обобщения используется при сопоставлении старых законов и новых нормативно-правовых актов. Метод анализа и синтеза применяется при изучении различных нормативных актов, касающихся современного состояния и направлений развития правового регулирования назначения и выплаты пособия по беременности и родам. Формально-юридический метод используются в данном исследовании для определения юридических понятий, для толкования содержания правовых предписаний.
Правовую базу настоящего исследования составляют, Конституция РФ , а также следующие законы РФ: Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» , Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» , Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» , Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и другие.
Практическая значимость исследования заключается в анализе организационно-правовых основ назначения и выплаты пособия по беременности и родам, а также описании приоритетных направлений развития пособия по беременности и родам в Российской Федерации.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретический анализ правового регулирования назначения пособия по беременности и родам
1.1 Понятие государственных пособий в Российской Федерации
Социальные пособия, это вариант поддержки граждан со стороны государства. На основании ст. 12 Конституции РФ местное самоуправление не включили в комплекс органов власти. И как результат те пособия, которые предоставляет муниципальная власть из своего собственного бюджета нельзя включить в комплекс социальных пособий.
Предоставление пособий в системе социального обеспечения регулируется множеством правовых актов, в том числе несколькими основополагающими документами мирового сообщества. Всеобщая декларация прав человека подчеркивает важность уважения прав и свобод каждого человека, а Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах признает важность создания условий, в которых каждый мог бы пользоваться своими экономическими, социальные, культурные, гражданские и политические права.
В России Конституция Российской Федерации обеспечивает основу для законодательства о социальной помощи. Конституция определяет права и свободы личности, в том числе связанные с социальной защитой, и устанавливает основные положения социальной защиты в стране .
Семьям доступны следующие социальные пособия:
1. Пособие по беременности и родам (или, как его часто называют, «декретные») является одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
2. Единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается напрямую органами социального фонда. Если один из супругов работает, а второй нет, пособие выплатят тому, кто работает.
3. Материнский капитал можно расходовать на различные расходы, такие как оплата обучения детей, приобретение квартиры или строительство дома, ипотека, накопительная пенсия, адаптация детей-инвалидов, а также ежемесячные выплаты семьям со средним доходом ниже двух прожиточных минимумов, в случае ребенок родился после 1 января 2018 года.
4. Единое пособие объединяет ряд выплат для родителей – на первого и третьего или последующего ребенка до 3 лет, а также от 3 до 7 (включительно) и от 8 до 17 лет. Тем самым унифицируются правила назначения выплаты и обеспечивается целостная, бесшовная система поддержки семей с детьми.
5. Единовременная помощь беременной женщине, которая является женой военнослужащего по призыву. Данное пособие полагается жене военнослужащего у которой срок беременности более ста восьмидесяти дней. Данную помощь оказывают несмотря на другие виды помощи. Женам курсантов военных образовательных организаций такое пособие не предоставляют на основании норм ст. 12.3 Закона № 81-ФЗ.
6. В рамках единого пособия предусматривают комплекс выплат, которые положены родителям как на первого, так и на последующих детей младше трех лет, а помимо этого на детей от трех до семи лет, а также от восьми и до семнадцати лет. Таким образом унифицируя порядок предоставления пособий и установления целостного комплекса социального обеспечения данной категории граждан.
Во время внедрения комплексного пособия существует переходное время для тех семей у которых родился ребенок до окончания 2022 г. имеют право выбирать уже оформленные выплаты либо перейти на новую систему выплат. Вариант предоставления пособий по прежней схеме есть у семьи до момента окончания периода выплаты.
Сумма пособия находится в зависимости от тех доходов, которые есть в семье и определяется исходя из следующих показателей:
- пятьдесят процентов прожиточного минимума, определенного на детей в конкретной области – базовая сумма выплат;
- семьдесят пять процентов прожиточного минимума, определённого на детей в конкретной области может быть назначено тогда, когда среднедушевой размер доходов в данной семье менее определенного прожиточного минимума;
- сто процентов прожиточного минимума, определенного на детей в конкретной области тогда, когда во время предопределения пособия в сумме семьдесят пять процентов от областного прожиточного минимума, определенного на детей при показатели среднедушевой суммы доходов семьи менее определенного прожиточного минимума, определенного из расчета на одного человека.
Тем семьям, в которых не один ребенок возрастом 0-17 лет данное пособие будут предоставлять на всех детей до момента достижения ими семнадцати лет.
Данное пособие может быть назначено на период времени равный одному году и затем оно будет продлено на основании поданного заявления.
Когда заявление написано на протяжении шести месяцев с момента рождения ребенка, по данное пособие будет предоставлено со времени рождения ребенка, но не ранее начала 2023 г. Если заявление написано позднее, то с начала 2023 г .
Рассматриваемое пособие будет назначено малообеспеченным гражданам при учете показателей нуждаемости и выполнении ряда условий, в череде которых:
- сумма доход на одного человека не должна быть больше определенного прожиточного минимума, установленного в конкретной области;
- собственность должна подходить под предопределенные показатели;
- заявитель, а также его дети должны быть гражданами России, которые на постоянной основе живут в России .
Предоставляется данная выплата одному родителю либо усыновителю. Во время предопределения данного пособия нужно помнить про имущественные показатели семьи, а также про занятость каждого из родителей. Данное пособие будет назначено тогда, когда у родителей есть работа либо существенные причины, в результате которых они не могут работать.
Пособие, предоставляемое для осуществления ухода за детьми младше полутора лет, предоставляют тем гражданам, которые производят данный уход.
Минимальная сумма с февраля 2023 г. определена на уровне 8591,47 руб., при этом максимальная сумма не может превышать 33282 руб.
Выплаты производятся одному из родителей либо иным родным, либо опекунам. В это же время его получать будет тот, кто будет оформлен в отпуск, предоставляемый для осуществления ухода за ребенком.
Предоставляется данное пособие тем гражданам, которые трудятся, а кроме этого иностранцам исходя из статуса нахождения в стране, военнослужащим находящимся на службе за пределами страны.
Пособие определяют на основании средней зарплаты, определенной из расчета за два предыдущих года. Пособие определяют в сумме сорок процентов от средней зарплаты, но не менее определенного минимума.
Единое пособие на детей до 17 лет. Для оформления единого пособия есть форма на госуслугах. Заявление может подать один из родителей ребенка до 17 лет. Если нет учетной записи, можно лично обратиться в клиентскую службу СФР .
Пособие назначается на 12 месяцев, но не позднее месяца 17-летия ребенка. Каждый год его нужно продлевать по новому заявлению.
7. Ежемесячное социальное пособие по уходу за ребенком военнослужащего. Жена военнослужащего после рождения ребенка и до достижения ребенком трех лет будет получать данное пособие по уходу за ребенком.
Поддерживая мнение В.Ш. Шайхатдинова, стоит сказать о том, что пособия, которые предоставляются как муниципальный либо локальный вариант социальной поддержки, невозможно причислить к социальным пособиям, но их нужно учитывать в системе отечественных пособий в рамках праву социального обеспечения как дополнительную форму поддержки [25].
И как результат можно сказать о том, что выплату социальных пособий производят из доходов страхового фонда, а также из государственного бюджета.
Относительно целевой принадлежности пособия подразделили на две категории:
- пособия, которые направлены на полную либо частичную компенсацию временно потерянной заработной платы;
- пособия, которые предоставляют в качестве помощи при возникновении определенных значимых обстоятельств либо в качестве дополнительного варианта финансовой поддержки.
Говоря о правовом регулировании, следует отметить, что пособие по беременности и родом представляет собой вид обязательного социального страхования, на который могут рассчитывать только женщины.
Согласно Федеральному закону от 19.05.1995 № 81-ФЗ пособие по беременности и родам могут получать следующие категории женщин. Во-первых, это работающие женщины. Во-вторых, те женщины, которые являются безработными по причине увольнения в связи с ликвидацией организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их безработными. В-третьих, женщины, которые обучаются по очной форме обучения. В-четвертых, пособие по беременности и родом получают женщины, которые проходят военную службу по контракту. В-пятых, на такое пособие могут рассчитывать женщины, которые соответствуют одновременно двум критериям: усыновили ребенка и относятся к одной из указанных выше категорий женщин.
Отпуск по беременности и родам составляет 140 календарных дней. Данный срок может быть увеличен в трех случаях: при многоплодной беременности, при осложнённых родах и при рождении двоих и более детей.
Размер уплаты пособия по беременности и родам в России не представляет собой фиксированную выплату, как в других странах, а процентное соотношение от заработка, который получала женщина. Пособие по беременности и родам по законодательству Российской Федерации рассчитывается следующим образом: доходы за 2 календарных года, предшествующих беременности, делятся на количество дней в данном периоде и умножаются на дни декрета.
Следует отметить, что такой подход в случае высокой заработной платы женщины до беременности и наступления декретного отпуска позволяет получать хорошую выплату. При этом, подобная ситуация не представляется такой радужной, если заработная плата составляла минимальный размере оплаты труда .
Таким образом, социальная защита в объемном понимании является системой социально-материальных мер, которые разрабатываются в стране и кроме этого в обществе для предоставления наиболее комфортных условий жизнедеятельности граждан, удовлетворения возникающих у граждан потребностей, стабилизации системы жизнеобеспечения граждан и так далее. Социальная защита возникает как результат потребностей со стороны социума относительно возмещения пробелов, существующих в социальной организации, а также в производственной системе. И как итог можно сказать о том, что социальные гарантии - это комплекс обязательств, взятых на себя государством, которые нацелены на разрешение социальных проблем граждан и которые помогают устранить самые значимые проблемы неравенства, возникающие в обществе. При этом главная цель состоит в обеспечение достойного существования граждан.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ, включающий новые субъекты Российской Федерации - Донецкую Народную Республику, Луганскую Народную Республику, Запорожскую область и Херсонскую область, опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
3. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, N 52 (часть I), ст. 7007.
4. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3802.
5. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ, 19.07.1999, N 29, ст. 3699.
6. Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 21. – Ст. 1929.
7. Антипьева Н. В. Единство и дифференциация в праве социального обеспечения. – М: Проспект, 2021. 238 с.
8. Агафонов В.А. Право социального обеспечения: учебник / Под ред. В.Ш. Шайхатдинова. – М.: 2022. С.77.
9. Афанасьев М.А., Голубева Т.Ю. Право социального обеспечения России. Учебное пособие. – М: Проспект, 2020. –184 с.
10. Григорьев И. В., Шайхатдинов В. Ш. Право социального обеспечения. Учебник и практикум для вузов. – М: Юрайт, 2020. 428 с.
11. Григорьева, И. А. Социальная работа с семьей: учебное пособие для академического бакалавриата / И. А. Григорьева. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 149 с.
12. Кобзенко А.М. Социальные пособия в Российской Федерации // Государство, общество, наука. – 2022. – № 1. – С. 42–43.
13. Мелик М.Д., Захарян А.В. Пособия по временной нетрудоспособности в Российской Федерации: нерешенные проблемы // Прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2022. С. 81.
14. Ростовская, Т. К. Семья в системе социальных институтов общества: учебное пособие для вузов / Т. К. Ростовская, О. В. Кучмаева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 299 с.
15. Сайфутдинова В.М. Практические аспекты выплаты пособий на детей // В сборнике: Защита субъективных прав и законных интересов. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции. 2021. С. 111-119.
16. Хромова Н.М. Социальные пособия на детей // Черные дыры в Российском законодательстве. 2020. № 1. С. 56-58.
17. Чернорук С.В. Роль государственной финансовой поддержки семей с детьми в стимулировании рождаемости / С.В. Чернорук, С.А. Клещева, Н.Е. Германович // Молодой ученый, 2020. – №4. – С. 315-320.
18. Энциклопедия социальных практик поддержки семьи и детства в Российской Федерации / под ред. Е.И. Холостова, Г.И. Климантова. – М.: Дашков и Ко, 2019. – 752 с.