Фрагмент для ознакомления
2
В настоящее время в рамках реализации действующего Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) процесс обучения детей осуществляется посредством физического, интеллектуального, личностного, культурного развития и формирования учебной мотивации.
Физическое воспитание считается одним из приоритетных направлений образовательного процесса, так как от физического состояния ребёнка зависит его здоровье, познавательный интерес и учебные достижения. Именно поэтому педагоги не перестают исследовать особенности физического воспитания детей дошкольного возраста.
Занятия физической культуры направлены на развитие всех двигательных качеств детей.
Дошкольный период детства является наиболее важным для развития человека, первоначального формирования качеств, необходимых в течение всей последующей жизни. Этот возраст является оптимальным для расширения адаптационных возможностей организма ребенка (Е.П. Арнаутова, Т.Ф. Саулина, В.К. Бальсевич, Л.Н. Волошина, С. О. Филиппова и др.).
Многочисленные исследования отмечают тот факт, что в дошкольном возрасте многие дети не способны овладеть качественными двигательными движения. Это можно объяснить, в первую очередь, возрастными особенностями дошкольников, низкой концентрацией внимания, слабой сосредоточенностью, неокрепшей опорно-двигательной системой. В связи с этим существует необходимость в поиске эффективных методов организации двигательной активности дошкольников.
Специальные занятия помогут восполнить недостаток двигательной активности. Массаж в сочетании с дыхательной гимнастикой оказывает общеукрепляющее воздействие на весь организм ребенка и очень хорошо развивает все органы и системы. Укрепляют эмоциональную связь между взрослым и ребенком и приносят большое удовольствие ему нежные прикосновения рук и упражнения в виде игры.
Актуальность темы исследования определяется разрешением противоречия между необходимостью развития физической активности дошкольников и обоснованием использования массажа и дыхательных упражнений на занятиях в ДОО.
Цель исследования – исследовать возможности использования массажа и дыхательных упражнений в работе с дошкольниками.
Объект исследования – процесс физического воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - использование использования массажа и дыхательных упражнений в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
1. Охарактеризовать особенности физического воспитания детей дошкольного возраста;
2.Раскрыть потенциал использования массажа и дыхательных упражнений;
3. Провести диагностику уровня развития двигательной активности у детей дошкольного возраста;
4. Предложить варианты организации массажа и дыхательной гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста.
Методы исследования:
- теоретические – сбор, анализ, синтез, сравнение, обобщение психолого-педагогической, методической и периодической литературы.
- эмпирические – диагностика, педагогический эксперимент.
База исследования
Практическая значимость исследования заключается в том разработанный комплекс игр и дыхательных упражнений, может быть использован воспитателями в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Физическое воспитание представляет собой воспитательно-образовательный процесс, характеризующийся всеми присущими педагогическому процессу общими признаками (ведущая роль педагога-специалиста, направленность деятельности воспитателя и детей на реализацию задач воспитания и обучения, построение системы занятий в соответствии с дидактическими и другими общепедагогическими принципами и т.д.)
В то же время физическое воспитание имеет свои специфические особенности, которые отличают его от других видов деятельности. Прежде всего – это процесс, протекающий по закономерности деятельности, обеспечивающей упорядоченное формирование и совершенствование двигательных умений и навыков наряду с оптимизацией развития физических качеств человека, совокупность которых определяет его физическую дееспособность [5].
Физическая культура – органическая часть культуры общества и личности. Понятие «физическая культура» объединяет все то, что относится к физическому воспитанию, образованию, развитию.
Приобщение к физической культуре – одна из важнейших программных задач воспитания.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) [17].
Одной из сторон развития личности является физическое развитие, которое непосредственно связано со здоровьем человека.
Дошкольный возраст считается самым энергичным периодом в жизни детей. В это время ребёнок начинает первый раз ходить, бегать, прыгать. Всё это даётся ему с большим трудом. Но в тоже время такая двигательная активность позволяет ребёнку развиваться. Это объясняется тот факт, что в основе жизни заложено движение [7].
Исследования в области биологии, медицины, физиологии рассматривали различные аспекты движения как жизненного процесса. В науке его ассоциируют со следующими синонимами «двигательная активность», «психомоторная активность», «физическая активность».
Исследователь А. Г. Щедрина показала связь двигательной активности и общего развития ребенка. В процессе движения ребёнок учится управлять своим телом, развивает зрительно-пространственные и моторные навыки. Движения позволяют развивать и психические качество такие как внимание, память [9].
Подобное доказывает, что движение- это физиологическая потребность организма, которая обеспечивает развитие всех органов.
Физическое развитие человека определяется несколькими психофизическими качествами: силой, выносливостью, быстротой, ловкостью. Каждое из этих физических качеств развивается на протяжение дошкольного и школьного возраста [2].
Начальное формирование всех движений происходит именно в раннем возрасте. В это же время учёные отметили и их бурное развитие в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка активно растёт тело, увеличивается его масса и, как следствие, мышцы и сила, происходят изменения в опорно-двигательной аппарате. Из-за такого быстрого роста дети не всегда способны управлять своим телом. Многие сложные движения выполняются детьми неловко.
В. Г. Фролова в своих исследованиях изучала развитие количественных движений в разные годы жизни ребёнок. Автором было выделено, что ребенок 5 лет способен выполнить 67 упражнений за минуту, а в 6 лет это число варьируется от 70 до 74 движений. В возрасте 7 лет ребёнок уже способен выполнить 82 упражнения в минуту [2].
Наибольшая двигательная активность у детей наблюдается на свежем воздухе.
Дети 6-7 лет наиболее активные и обладают значительными двигательными качествами. У детей много энергии. Они способны энергично двигаться в течение 30 минут. Но несмотря на повышенную активность у детей отмечается низкие показатели качественности в движениях:
- сохраняет статическое равновесие (от 15 секунд), стоя на линии (пятка одной ноги примыкает к носку другой ноги);
- подбрасывает и ловит мяч двумя руками (от 10 раз);
- прыгает в длину с места, приземляясь на обе ноги и не теряя равновесия;
- бегает свободно, быстро и с удовольствием, пробегает со старта дистанцию 30 м; ловко обегает встречающиеся предметы, не задевая их;
- бросает теннисный мяч или любой маленький мячик, шишку, снежок и др. удобной рукой на 5-8 м;
- хорошо владеет своим телом, сохраняет правильную осанку [11], [15].
К базовым проявлениям ловкости относят формы управления своим телом и движениями. В основе физиологических процессов лежат нервные реакции организма, которые имеют индивидуальный характер и определяют уровень развития проявления ребенком темпа, амплитуды и характера движений, их направление, обеспечиваемое сокращением и расслабление мышц. Поэтому уровень развития ловкости в большей части зависит от уровня развития нервной системы, нежели от морфологических и биологических характеристик [13].
Ребенок проявляет ловкость в управлении своими движениями. В самом начале своего развития нервные окончания ещё не позволяют ребёнку координировать свои движения, но с последующим развитием ребенка он все больше и тщательнее осваивает движения, получая тем самым опыт, запоминая их и совершенству с каждым годом.
Двигательная активность детей дошкольного возраста определяется на основании следующих способностей:
- ребенок может выполнить сложное координационное действие;
- ребенок способен изменять движения в пространстве и времени;
- ребенок способен точно и качественно воспроизводить движения с учетом времени и пространства [1].
Среди двигательных навыков одно из центральных направлений связано с координационными способностями. Это необходимо и оправдано, поскольку в современных условиях жизни возрастает значение таких качеств человека, как способность быстро передвигаться в пространстве, способность выделять дифференциацию мышечных ощущений и способность регулировать мышечное напряжение, быстро реагировать на сигналы окружающей среды. Без овладения этим набором качеств и умений невозможно научиться владеть собой, своим телом и своими движениями, благодаря чему можно достичь находчивости, быстроты реакции, концентрации.
Координация определяется как способность человека балансировать своим телом и согласовывать движения в пространстве в зависимости от поставленной двигательной задачи. Координацию напрямую отражает возможность человека управлять своим телом [7].
Дети, получающие достаточное количество физической нагрузки, отличаются высоким уровнем физического развития, свидетельствующим о состоянии центральной нервной системы и работе внутренних органов. Состояние физического развития часто напрямую связано с частотой заболеваемости ребенка, его активностью, способностью быстро восстановиться [9].
Подходит, можно сказать, что дошкольный период является наиболее восприимчивым период в обучении ребенка двигательным навыкам. Несмотря на недостатки в развитии двигательных качеств у дошкольников, их можно развивать в процессе роста и развития ребенка.
1.2 Особенности использования массажа и дыхательных упражнений с детьми дошкольного возраста
Организация физического воспитания школьников подчеркивается в Федеральном законе «О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ, и определяется на основе основной образовательной программы в объёме государственных стандартов и дополнительных образовательных программ, установленных образовательным учреждением самостоятельно [16].
Содержание физического воспитания определяется формами, методами и средствами.
В дошкольных учреждениях всегда используют традиционные методы проведения физкультурно-оздоровительной работы с детьми. К ним относятся гимнастика, физкультурные занятия и закаливающие мероприятия.
В процессе занятий физической культуры дошкольники учатся осваивать различные двигательные навыки, такие как: дыхательная гимнастика, строения ходьба, ходьба быстрым шагом, ходьба в присяге, без, в том числе с препятствиями, прыжки в длину с места и с разбега, в высоту, овладевают навыками работы с мячом (ловить, бросать, подбрасывать, перекидывать, метать), учатся лазать, ползать, осваивают различные элементы спортивных игр (баскетбол, волейбол, футбол) [5].
Под влиянием массажа в организме ребенка возникает ряд общих и местных реакций. В результате этого биологического процесса улучшается питание, растут кости и мышцы, нормализуется деятельность всех органов и систем, кожа становится эластичной и упругой. Массаж меняет состояние коры головного мозга. Это зависит от характера, продолжительности и интенсивности массажа. Чем младше ребенок, тем сильнее эффект от массажа. Для большей эффективности массаж выполняют в сочетании с гимнастическими упражнениями. Эти упражнения выполняются после или во время процедуры. Массаж – это небольшой стресс для организма, поэтому не стоит утомлять малыша длительными или трудными упражнениями. Часто пассивные упражнения используют дети и взрослые с помощью различных корригирующих поз [8].
Важно тщательно выбирать технику детского массажа. Используются все классические техники массажа, некоторые элементы точечного массажа и другой рефлексотерапии. Но следует выбирать мягкие и нежные воздействия на организм ребенка. Они позволяют добиться желаемых результатов, не вызывая дискомфорта.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анисимова, Т. Г. Физическое воспитание детей 2-7 лет: развернутое перспективное планирование по программе под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой / Т.Г. Анисимова. – М.: ИЛ, 2020. - 610 c.
2. Безруких, М.М. Возрастная физиология (физиология развития ребенка): учеб. пособие для студентов высш. пед. заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. -Москва . : Академия, 2020. - 416 с. - ISBN: 5-7695-0581-8.
3. Бурханова, И. Ю. Игротехнологии в физкультурном образовании школьников / И. Ю. Бурханова, В. Л. Скитневский // Физическая культура в школе. – 2022. – № 3. – С. 2-5.
4. Взаимосвязь показателей двигательной активности и физической работоспособности учащихся младших классов / Л. А. Кадуцкая, Е. С. Николаева, М. Н. Визирякин, Е. Г. Соловейченко // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 5. – С. 61-62.
5. Глазырина, Л. Д. Методика физического воспитания дошкольного возраста / Л. Д. Глазырина, В. А. Овсянкин. - Москва : Гуманит.изд.центр Владос, 2021. – 175 c. - ISBN 5-691-00186-8.
6. Гуровец, Г.В. Возрастная анатомия и физиология. Основы профилактики и коррекции нарушений в развитии детей: учебник для вузов / Г.В. Гуровец, В.И. Селиверстов . – Москва: ВЛАДОС, 2019. - 433 с. - ISBN: 978-5-691-01931-9.
7. Демидова, И. В. Возрастные особенности и развитие двигательных способностей дошкольников / И. В. Демидова // Молодой ученый. — 2020. — № 9 (299). — С. 186-188. — URL: https://moluch.ru/archive/299/67773/ (дата обращения 19.05.2024).
8. Завалишина, С. Ю. Функциональная оптимизация молодого организма средствами физического воспитания / С. Ю. Завалишина, А. С. Махов // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 1. – С. 58.
9. Казакова, О. А. Особенности развития двигательной активности у детей-шестилеток / О.А. Казакова / Интернет-журнал Науковедение. – 2020. – Т. 7. – №. 3 (28).-С. 71-74.
10. Кустова, И. А. Программное обеспечение занятий по физической культуре в детском саду детей 6-7 лет / И. А. Кустова, А. В. Старостина // Развитие современного образования: опыт теоретического и эмпирического анализа : монография. – Петрозаводск : Новая наука, 2021. – С. 132-155.
11. Мартынова, Е. А. Физическая культура. Планирование работы по освоению образовательной области детьми 2-7 лет по программе "Детство" / Е.А. Мартынова, Н.А. Давыдова, Н.Р. Кислюк. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2019. - 304 c.
12. Наливкина, Ю. М. Новые методы и приемы организации физического воспитания дошкольников / Ю. М. Наливкина // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 60-63. — Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13272/ (дата обращения 09.10.2024).
13. Павлихина, С. В. Физическая культура в дошкольном учреждении как основа физического развития, здоровья и безопасности ребенка / С. В. Павлихина, Н. М. Юдина // Молодой ученый. — 2019. — № 23.2 (127.2). — С. 89-91. — URL: https://moluch.ru/archive/127/35353/ (дата обращения 11.10.2024).
14. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа детского сада. Конспекты занятий. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 112 с. – (Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду»).
15. Стешкина, И. В. Применение игровой технологии как условие для формирования двигательного опыта младших дошкольников / И. В. Стешкина, И. В. Статьева // Образование в современной школе. – 2022. – № 7/8. – С. 20-22.
16. ФЗ «О физической культуре и спорте в Российском Федерации» // Российская газета. - 2007. - Режим доступа: https://rg.ru/documents/2007/12/08/sport-doc.html, свободный (дата обращения 10.10.2024).
17. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / М-во образования и науки Российской Федерации ; [ред. Н. В. Гончарова]. - 3-е изд., перераб. - Москва : Просвещение, 2019. – 45 с.