Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Российская Федерация является федеративным государством, и поэтому правовому статусу субъектов Федерации отводится важное место в их правовой системе.
Экономическое положение российских регионов является залогом экономического процветания всего государства в целом. Государственная собственность является основой экономической самостоятельности субъектов Российской Федерации при решении вопросов, входящих в их компетенцию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством.
В данной статье рассматриваются основные принципы деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации: порядок их формирования и прекращения полномочий, компетенция, порядок взаимодействия между ними и федеральными органами власти, различия и сходства.
Показана специфическая роль региональной политической системы как важнейшего агента в системе отношений государства и общества на периферии. В современных российских условиях региональная политическая власть является проводником государственной политики и реализации национальных интересов на местном уровне, вносит существенный вклад в сохранение и укрепление региональной идентичности, часто за счет демонстративного противопоставления местных интересов и специфики национальной.
Государственная собственность и ее эффективное использование необходимы для обеспечения устойчивости бюджетов субъектов Федерации. В современной российской политико-правовой науке проблема определения места и роли государственности в региональной политической системе изучена недостаточно полно.
Не существует специальных исследований, которые бы давали исчерпывающий обзор всего спектра функций местных органов власти. Хотя в 1990-2007 гг. появилось много публикаций и специальных работ, посвященных формированию отдельных институтов политической власти в регионе (советы, администрации, законодательные собрания и т.д.), исследований, раскрывающих их политические, правовые, институциональные и социальные особенности, практически нет.
Государство - это сложно организованная, целостная система, представленная всем государственным аппаратом, который оказывает целенаправленное политическое воздействие на общество и все его составляющие. Государство оказывает влияние и управляет широким спектром организационных, экономических, политических, социальных, психолого-педагогических, информационно-кибернетических и других аспектов. Государственная власть - в ее региональном выражении - не нашла своего адекватного отражения.
Различные процессы институционализации региональной власти не связаны единой концепцией ее формирования и функционирования. Очевидно, что такая ситуация оказывает негативное влияние на функционирование государственно-политических институтов и политических процессов не только на региональном, но и на федеральном уровне. В то же время исследования российских и зарубежных ученых создали определенную научно-методологическую базу для изучения особенностей функционирования региональной политической системы.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Проблема исследования - выявить условия конституционно-правового регулирования организаций государственной власти в субъектах РФ.
Объектом исследования являются особенности конституционно-правового регулирования организаций государственной власти в субъектах РФ.
Предметом исследования является организации государственной власти в субъектах РФ.
Цель исследования: выявить эффективные условия конституционно-правового регулирования организаций государственной власти в субъектах РФ.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть систему органов публичной власти российской федерации: понятие, характерные признаки, взаимодействие.
2. Описать специфику деятельности организаций государственной власти в субъектах РФ.
3. Проанализировать конституционно-правовое регулирование организации государственной власти в субъектах Федерации.
4. Дать оценку проблемы функционирования системы органов власти в субъектах Российской Федерации.
Для решения поставленных задач были определены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научных данных, освещённых в научных источниках.
§1. Система органов публичной власти российской федерации:
понятие, характерные признаки, взаимодействие
Термин "государственная власть", используемый в новой редакции Конституции РФ в отношении организации власти на федеральных территориях (статья 67), сфер компетенции РФ (часть 1 статьи 71), полномочий Президента РФ, регулируется Законом РФ (часть 2 статьи 80) и другие, введенные ранее, не являются новинкой для юриспруденции. Однако это не было предметом обширных расследований, особенно в отношении государственных органов.
Термин "публичная власть" (public power) происходит от латинского publicus, что означает "открытый". Таким образом, "общественная власть" - это власть, осуществляемая в присутствии общественности, или власть, которая открыта для общественности, открыта для людей и открыта для обсуждения. Это государственная власть по своей политико-правовой природе, она способна привлекать к себе широкие массы людей. Власть - одна из важнейших характеристик любого государства. Государственная власть является признаком демократического правового государства. Между тем, Дж. Локк (1632-1704) и некоторые другие иностранные идеологи говорили, что государственная власть имеет право не только издавать общеобязательные законы, но и применять наказания, включая смертную казнь, и применять силу и другие принудительные меры для обеспечения законопослушного поведения. И правительственные учреждения должны иметь четкое разграничение и должны быть разделены [12].
Марксистско-ленинская теория рассматривает сущность "общественной власти" как особый вид социального принуждения. Государственная власть возникла в связи с расколом общества на антагонистические классы и была заменена примитивным общественным строем, отвечавшим интересам племени (клана). Идеи Дж. Локк нашел поддержку в работах М.И. Марченко, который разработал их и написал о роли государства, его самодержавной особенности, как носителя общественной (политической) власти и способности действовать, защищая права и свободы граждан и гарантируя их участие в общественной жизни. и политическая жизнь.
Марксистско-ленинская теория сущности и назначения государственной власти сводилась к тому, что она является политической властью правящего класса независимо от конкретных форм ее организации, законодательного закрепления и полномочий. В антиклассовом обществе государственная власть всегда является проявлением диктатуры правящего класса, инструментом эксплуатации.
В то же время теоретики марксизма-ленинизма пришли к общему выводу, что в отличие от капиталистических форм правления в социалистическом государстве государственная власть служит интересам всего народа, является выражением воли народа и связана с конкретными формами, основанными на демократии.
Эти формы развиваются и совершенствуются по мере того, как общество претерпевает качественные изменения. Теоретики права раскрывают понятие "общественная власть" через проявление совместной жизнедеятельности, через волевые отношения между людьми, через развитие их коллективной воли. Публичная власть имеет место там, где требуется нормативное регулирование отношений и установление общих правил.
Социальный аспект государственной власти, по мнению Л.Л. Попова, обусловлен потребностью общества в коллективной организации деятельности людей. Последнее часто упоминается им в учебной литературе как социальное управление. Т.Н. Радко утверждает, что государственная власть приобретает черты политической власти только в масштабах общества.
С несколько иной точки зрения подошел к сути и содержанию понятия "публичная власть" выдающийся российский конституционист В.Е. Чиркин, рассматривавший его как систему государственно-правового образования.
С.А. Авакян раскрыл понятие "публичная власть" через воплощение демократии в России как политической власти, представленной тремя ее институтами (разновидностями): государственной властью, местным самоуправлением и государственной властью [15].
Его утверждение о том, что общество вступает в отношения с государством через общественные институты, представляет интерес и проявляется в активной поддержке государства и способности влиять на его решения и деятельность государственных органов и органов местного самоуправления.
С.А. Авакян выделяет виды деятельности власти: нормотворческая (законодательная) деятельность; организация и управление общественно-политическими, национальными и экономическими и социальными процессами; регулирование собственности, материальных и финансовых ресурсов; контрольно-надзорная деятельность.
Согласно С.И. Вершининой, государственная или общественная власть - это власть в государстве, источником которой является население, народ, общество. Общественный характер наделяет его способностью к самоуправлению как результат консолидации индивидуальных полномочий каждого члена общества и передачи их новому государственному образованию. Народ, общество или его часть, выражая свою волю, создают государственное образование, наделяют его компетенциями и наделяют его частью своих полномочий по решению социально значимых вопросов. Сам народ, население, является неотъемлемой частью государственной власти, субъектом, делегирующим свои полномочия. Он также функционирует как объект, на который направлена общественная власть.
В то же время не следует не замечать весьма противоречивого вывода С.И. Вершинина о том, что общественная власть является для человека вынужденной необходимостью, с которой ему приходится мириться. Поэтому, продолжает автор, общество, представленное каждым отдельным членом, всегда будет сопротивляться любой государственной власти и будет
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // СПС Консультант Плюс.
2. Основные положения региональной политики в Российской Федерации: указ Президента РФ от 03.07.1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 23. Ст. 2756. URL: www.skolkoffo.ru. Загл. с экрана.
3. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.1999 г. №184-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1999. - №42. - Ст. 5005.
4. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник. 6 -е изд., изм. и доп. М.: Норма. 2012.
5. Бахрах Д.Н. Административное право России. М., 2000.
6. Бродский, М.Н., Ливеровский, А.А. Правовой статус и экономическое развитие субъекта Российской Федерации. СПб., 2011. - 387 с.
7. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление. Учебник / И.А. Василенко. - М.: Юрайт, 2012. - 431 с.
8. Вершинина С. И. Понятие публичной власти и ее взаимодействие с государственным принуждением // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Сер.: Юридические науки. 2010. № 1. С. 8–12.
9. Гегедюш Н., Мокеев М., Масленникова Е. Государственное и муниципальное управление. М., 2008.
10. Глазунова, Н.И. Государственное и муниципальное (административное) управление: Учебник / Н.И. Глазунова. - М.: Велби, 2013. - 506 с.
11. Гончаров, В. В. Принципы организации и деятельности органов государственной власти в РФ / В. В. Гончаров : дисс. … канд. юрид. наук : 12.00.02. Махачкала, 2005. 180 с.
12. Горобец В. Д. Доктрина разделения властей и права человека // Журнал российского права. 1998. № 4-5. С. 166–173
13. Гриценко, Е.В. Координация и контроль в системе взаимоотношений органов регионального и муниципального управления в Российской Федерации // Муниципальное право. - 2013. - №4. - С. 9-14.
14. Гусенбеков, И.И. Некоторые аспекты взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов Российской Федерации / «Журнал российского права». - 2012. - №6. - С. 12-45.
15. Джангирян Ж. Д. Соотношение теории разделения и единства властей // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 4. С. 6–11.
16. Еремина, О.Ю. Система органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации / «Журнал российского права». - 2012. - №11. - С. 13-28.
17. Ершов, В. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие / В. Ершов. - М.: ГроссМедиа Ферлаг, 2013. - 256 с.
18. Заметина, Т. В. Принцип равноправия субъектов Федерации и вопросы обеспечения единого правового статуса граждан в Российской Федерации / Т. В. Заметина // Глобальный научный потенциал. 2014. № 4. С. 82–87. ISSN 1997-9355.
19. Зотов, В.Б. Система муниципального управления: учебник для студентов вузов. - СПб. - М. - Н. Новгород - Воронеж: Питер, 2012. - 611 с.
20. Игнатов, В.Г. Государственное и муниципальное управление в России / В.Г. Игнатов. - Р/нД.: Феникс, 2013. - 382 с.
21. Ишеков, К. А. Механизм реализации конституций и уставов Субъектов Российской Федерации / К. А. Ишеков // Государство и право. 2016. № 4. С. 63– 72. ISSN 0132-0769.
22. Калинина Е. В. Теория разделения властей: истоки проблемы и ветхозаветное видение системы «сдержек» и «противовесов» // История государства и права. 2011. № 15. С. 22–26.
23. Коваль Т.В. Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти региона: автореф. дис. … канд. эконом. наук. Иркутск, 2010.
24. Козак, Д.Н. Федеральная реформа - новый этап в гармонизации российского законодательства // Соотношение законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации. М., 2013. - 443 с.
25. Колесниченко Е.А., Колесниченко Д.А. Особенности экономического механизма управления в регионе // Социально-экономические явления и процессы. 2008. Вып. 2.
26. Комкова Г.Н., Колесников Е.В., Кулушева М.А. Конституционное право Российской Федерации // М.: Изд. Юрайт. 2014.
27. Лазарев, В.В. Научно-практический комментарий к конституции РФ / В.В. Лазарев. - М.: Юрайт, 2014. - 872 с.
28. Мальцев И. А. К вопросу о системе разделения властей на уровне субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 4. С. 18–21.
29. Мамедов В.Т. Взаимодействие органов государственной власти субъектов Российской Федерации // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2010. №3.
30. Мамут Л. С. «Разделение властей» или разделение публично-властных полномочий? // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2009. № 4. С. 3–11.
31. Михеева, И.В. Правовое обеспечение экономики регионов // Журнал российского права. - 2012. - №2. - С. 11-56.
32. Мухачев, И.В. Местное самоуправление и муниципальное управление: учебник. - М.: ЮНИТИ: Закон и право, 2012. - 399 с.
33. Назаренко, Н.Ю. Государственное и муниципальное управление / Н.Ю. Назаренко. - М.: Приор, 2011. - 160 с.
34. Наумов, С.Ю. Государственное и муниципальное управление. Учебное пособие / С.Ю. Наумов, Н.С. Гегедюш, М.М. Мокеев. - М.: Дашков и К, 2012. - 556 с.
35. Окуньков Л. А. Президент и Правительство (в механизме государственной власти) // Журнал российского права. 2001. № 2. С. 3–10.
36. Орешин, В.П. Система государственного и муниципального управления : учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 320 с.
37. Парахина, В.Н. Муниципальное управление: учебное пособие. - М.: Кнорус, 2010. - 493 с.
38. Привалова, С. В. Конституционноправовая реформа в современной России / С. В. Привалова // Государство и право. 2000. № 5. С. 88–98. ISSN 0132-0769.
39. Романова В.В. Понятие органа государственной власти // Вектор науки тольяттинского государственного университета. 2009. № 5.
40. Современные проблемы организации публичной власти : моногр. / рук. авт. кол. и отв. ред. С. А. Авакьян. М. : Юстицинформ, 2014. 596 с.
41. Теория государства и права / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2008.
42. Черных, А. Н. Организация исполнительной власти в субъектах Российской Федерации: вопросы теории и практики / А. Н. Черных : дисс. … канд. юрид. наук : 12.00.02. С.-Петербург, 2006. 204 с.
43. Чиркин В. Е. Публично-правовое образование. М. : Норма, 2011. 336 с.
44. Чиркин В. Е. Разделение властей: социальные и юридические аспекты // Советское государство и право. 1990. № 8. С. 3–12.
45. Шершеневич Г. Ф. Общее учение о государстве и праве. М. : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1908. 159 с.