Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Объективная необходимость, гума-нитарные соображения и международные обязательства требуют от Россий-ской Федерации неукоснительной последовательной реализации ряда обяза-тельных для исполнения органами государственной власти общих принци-пов, согласно которым надлежащая социальная защита и доступная среда жизнедеятельности является ключевым условием интеграции инвалидов в общество.
В современной России вопрос социальной интеграции людей с ограни-ченными возможностями стоит достаточно остро, и связано это с устойчивым увеличением численности людей с физическими, умственными или менталь-ными отклонениями. Изменения в условиях жизни, а также установление бо-лее тесных международных контактов с государствами и международными организациями обуславливают проведение более целенаправленной полити-ки, направленной на социальную защиту данной категории лиц.
В соответствии с Конституцией РФ государство гарантирует равенство прав человека независимо от места жительства, а также от других обстоя-тельств. Положения Конвенции распространяются на все части федератив-ных государств без каких-либо изъятий и исключений.
На сегодняшний день в России и в мире наблюдается техническое и экономическое развитие, повышение качества жизни, расширение возможно-стей самореализации, всё больше внимания уделяется человеку как индиви-ду, со всеми его особенностями и запросами. Но вместе с этим остаётся про-блема социального положения инвалидов в современном обществе.
Для осуществления своих функций в области социального обеспечения государство осуществляет выплату пенсий, компенсаций, оказание медицин-ских и других услуг и т. д.
Основные направления государственной политики в области социаль-ной защиты населения, являются меры по созданию и поддержанию достой-ного уровня жизни социально-незащищенных категорий граждан, совершен-ствование законодательства в сфере социальной защиты и контроля приме-нения правовых норм.
Таким образом, создание комфортных условий для жизнедеятельности людей с инвалидностью — прямая обязанность государства. Создание таких условий позволяет инвалидам социализироваться в обществе, наравне со всеми усваивать ценности, нормы, установки и образцы поведения, что явля-ется необходимым для успешной и полноценной жизни в социуме.
Проблеме социальной защиты инвалидов посвящены следующие науч-ные труды: «Отношение современного общества к инвалидам « Т.Д. Добро-вольской, «Социальная работа с инвалидами « Е.И.Холостовой, «Анализ социальных сред в контексте обеспечения независимой жизни людей с инва-лидностью « Ю.А. Афонькиной, «Нормативно-правовые основы реализации прав инвалидов « К.А.Городнянская, «Социальная политика в сфере защиты прав инвалидов в России « А.В. Демьянова. Авторы рассматривают соци-альные, экономические и правовые аспекты и факторы инвалидности.
В настоящее время в России ведётся серьёзная работа по исследованию и определению путей совершенствования социальной защиты инвалидов. Среди данных работ можно выделить «Сопровождаемое проживание инва-лидов с ментальными нарушениями» В.В. Горбунова.
Проблематика инвалидности рассматривалась в рамках различных со-циологических теорий. Так, впервые анализ инвалидности был осуществлен Ч.Ломброзо и Э.Дюркгеймом. Также большую значимость играют труды Т.Парсонса, И.Гофмана , положения П.Бурдье, М.Кастельса, Г.Беккера, Дж.Коулмена. В российской социологии немаловажную роль занимают ра-боты В.В.Радаева, Н.Е. Тихоновой, З.Х. Саралиевой, З.П. Замаревой.
Несмотря на значительное количество научных работ, посвященных теме социальной защиты инвалидов, остаётся до сих малоизученным вопрос сопровождаемого проживания инвалидов, формирования толерантного от-ношения к данной категории населения, интеграции инвалидов в современ-ное общество.
Объектом исследования выступают общественные отношения в области реабилитации и социальной адаптации инвалидов.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие реабилитацию и социальную адаптацию инвалидов.
Целью исследования работы является изучение социально-правовых основ реабилитации и социальной адаптации инвалидов.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть правовое регулирование социальной реабилитации инвалидов;
- вывить основные направления социальной реабилитации инвали-дов;
- проанализировать приоритетные направления повышения эффек-тивности социальной реабилитации инвалидов;
- выявить правовое регулирование социального обеспечения инва-лидов, предоставляемого в виде технических средств реабилитации.
Методологическую основу исследования составили общенаучные ме-тоды и подходы (системный, дедукция, индукция, проблемный, сравнитель-ный, структурно-функциональный и т.д.); выводы исследования базируются на принципах объективности, всестороннего рассмотрения, историзма, диа-лектичности и др. Еще одним подходом, обладающим несомненной эвристи-ческой ценностью для настоящего исследования, является политико-правовой. Он позволяет рассмотреть доктринальные и нормативные основа-ния государственной социальной политики в целом и в сфере защиты инва-лидов в частности, определить степень их разработанности и адекватности существующим реалиям.
Нормативную основу курсовой работы составили: Конституция Рос-сийской Федерации, Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181–ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральный за-кон от 15 декабря 2001 г. № 166–ФЗ «О государственном пенсионном обес-печении в Российской Федерации», Федеральный закон РФ от 28 дек. 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Постановление Правительства РФ от 7 ап-реля 2008 г. № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими сред-ствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно–ортопедическими изделиями» и другие нормативно – правовые акты.
Структура работы. Работа состоит из двух глав, введения и заключе-ния. В первой главе исследуется понятие социальной защиты инвалидов. Вторая глава посвящена основным направлениям социальной защиты инва-лидов в России.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ
1.1 Характеристика «инвалид», основания определения группы инвалидности
Долгое время специалисты рассматривали понятие «инвалидность» как результат неблагополучного лечения или возникновение биологических от-клонений от норм здоровья, в виду чего инвалидность рассматривалась как степень нетрудоспособности, которая в свою очередь являлась основным критерием инвалидности
В связи с этим главной задачей врачебно-трудовой экспертной комис-сией было определить, какую именно профессиональную деятельность инва-лид, проходящий комиссию, может или нет выполнять. такая позиция ото-двинула социальную роль человека-инвалида с правовой основы на второй план в конкретных социальных и экономических условиях.
Сложившаяся ситуация в отношении инвалидов изменилась коренным образом после вступления в силу Конституции Российской Федерации, в ста-тье 41 (пункт 1) которой говориться: «Каждый имеет право на охрану здо-ровья и медицинскую помощь». Данное положение позволило реализовать право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь, что также соответствует статье 25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных пра-вах, Европейской конвенции о защите прав человека.
В комментариях к Конституции РФ авторы отмечают, что социальное обеспечение - это участие общества в содержании таких слоев население, ко-торые нетрудоспособны по различным причинам, и не имеют достаточное количество средств для существования. В Конституции РФ признается право каждого гражданина на социальное обеспечение и наряду с этим возлагает на государство обязанность создавать все условия, которые необходимы для свободного осуществления этого права.
За последнее десятилетие в сфере поддержки инвалидов кардинально изменилось понимание инвалидности, ранее инвалидность рассматривалась, как правило, изменения организма, патология, которая определяет потреб-ность в медицинской помощи, а в настоящее время внимание со стороны ор-ганов власти направлено на вопросы устранения различных барьеров среды и общества, препятствующих реализации возможностей инвалидов. Пробле-ма инклюзии инвалидов или лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее лица с ОВЗ) заключается чаще всего в том, что они сокращают объем и качество человеческого капитала, и, следовательно, снижают спрос на труд инвалидов и их ожидаемую заработную плату, которые в свою очередь зна-чительно снижают стимулирование к трудовой деятельности.
Инвалиды, или лица с ограниченными возможностями здоровья, - это члены общества, которые ввиду ограниченности своих физических, интел-лектуальных и прочих возможностей, связанных с состоянием здоровья, нуждаются в организации специальных процессов и социальных технологий для своего полноценного существования. Если говорить о проблеме лич-ностной и социальной самореализации данной группы населения, то следует заметить, что в настоящее время лишь небольшая часть людей, имеющих проблемы со здоровьем, может получить высшее образование, найти работу, создать семью и реализовать себя как личность.
Развитие современного общества определяется не только с экономиче-ской точки зрения, но и по отношению этого общества к людям, остро нуж-дающимся в поддержке. Российское законодательство провозглашает права «особого « человека на социальную интеграцию, образование и развитие, но механизм для реализации отсутствует .
Первостепенную важность представляет непосредственно желание ин-дивида быть интегрированным в общество. Без стремления и желания чело-века, процесс социализации и адаптации сложно представить. Однако даже если индивид сам пытается включиться в среду, это может принести ему разочарование. Парадокс вызван тем, что попытка жить наравне со здоро-выми людьми вызывает у инвалидов стресс. Пытаясь наладить коммуника-цию с обществом, индивид формирует завышенные ожидания, а на деле сталкивается с неприятием отдельных лиц в обществе, что может вызвать в дальнейшем потерю интереса к повседневной жизни.
Следует понимать, что инвалидность - это специальный статус, кото-рый лицо приобретает в порядке, установленном законом. Он служит осно-ванием возникновения у его обладателя особых правовых последствий, ко-торые различаются в зависимости от группы инвалидности. К данной кате-гории законодатель относит тех граждан, которые в силу определенных об-стоятельств не в состоянии самостоятельно осуществлять свои возможности или им это делать достаточно трудно вследствие состояния здоровья, поэто-му они нуждаются в предоставлении необходимых гарантий и помощи со стороны государства.
В области социальной защиты инвалидов государственная политика нашла отражение в Федеральном законе от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», который определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в России. Основной це-лью данного закона является обеспечение отдельным категориям граждан (людям с ОВЗ) равных возможностей наряду с другими гражданами в реа-лизации экономических, гражданских, политических и других прав и свобод в соответствии с Конституцией Российской Федерации, а также в соответ-ствии с нормами международного права, общепризнанными принципами и международными договорами России.
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации «приводит определение инвали-да: «Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким рас-стройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последстви-ями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты» .
Для отнесения граждан к такой категории установлены четкие крите-рии, которые закреплены в п. 5 Правил признания лица инвалидом, утвер-жденных Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 г. № 95 «О по-рядке и условиях признания лица инвалидом». Всего выделяют три таких критерия, главным из каких-либо является - нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, которое обусловлено заболеваниями, по-следствиями травм или дефектами.
Именно данный критерий претерпел коррективы в 2018 году в связи с тем, что Постановлением Правительства РФ от 29.03.2018 г. № 339 «О вне-сении изменений в Правила признания лица инвалидом» были выделены 4 раздела, включающие в себя более широкий перечень заболеваний по срав-нению с единым разделом, действующим до внесения изменений. Это по-влекло за собой закрепление существенных преобразований в порядок про-ведения медико-социальной экспертизы для признания лица инвалидом, в частности, был установлен список болезней, при которых инвалидность уже в случае первичного обращения лица может быть установлена бессрочно (если же инвалидом признается ребенок, то до достижения совершенноле-тия). К числу таких заболеваний, например, отнесены: шизофрения, синдром Дауна у детей, ВИЧ-инфекция, системный склероз, полная слепоглухота и т.д.
Ранее также предусматривалась возможность установления бессрочной инвалидности. При наличии необходимых обстоятельств в направлении на медико-социальную экспертизу обязательно указывались сведения о том, что реабилитационные мероприятия не приносят существенных результатов, а затем
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голо-сованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. 2020. 04 июля.
2. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181–ФЗ «О социаль-ной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 29.05.2024) // Со-брание законодательства Российской Федерации. – 1995. – № 48. – Ст. 4563.
3. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166–ФЗ «О государ-ственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (ред. от 13.07.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. – № 51. – Ст. 4831.
4. Федеральный закон РФ от 17 дек. 2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ред. 08.12.2020) // Собрание законода-тельства Российской Федерации. — 2001. — № 52. — Ст. 4920.
5. Федеральный закон РФ от 28 дек. 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (ред. 29.05.2024) // Собрание законодательства Российской Феде-рации. — 2013. — № 52, ч. 1. — Ст. 6965.
6. Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2008 г. № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно–ортопедическими изделиями» (ред. от 23.11.2022) // СЗ РФ. – 2008. – № 15. – Ст. 1550.
7. Постановление Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» // Российская газета. – № 81. – 15.04.2008.
8. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2005 № 2347-р «О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду» // Российская газета. – № 1. – 11.01.2006.
9. Приказ Минтруда России от 13.06.2017 № 486н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov. ru. 01.08.2017.
10. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.01.2011 № 57н «Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации» // Российская газета. – № 29. 11.02.2011.
11. Постановление Правительства Московской области от 07.12.2020 № 927/39 «об утверждении порядка предоставления выплаты на приобретение технических средств реабилитации (изделий), не входящих в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный правительством Российской Федерации, за счет средств бюджета московской области и перечня технических средств реабилитации (изделий), на приобретение которых инвалидам предоставляется выплата, и сроков пользования техническими средствами реабилитации (изделиями) до их замены» // Интернет-портал Правительства Москвы (mosreg.ru). 20.12.2020.
12. Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.11.2021 № 1013-П «Об утверждении Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, не входящими в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду» // Официальный интернет-портал. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/8900202111230001?ysclid=lgqlfph0 rj211249315 (дата обращения: 10.10.2024).
13. Постановление Правительства Магаданской области от 15.05.2014 № 400-пп. «Об утверждении Порядка адресного обеспечения инвалидов, детей-инвалидов с нарушением слуха, зрения, с поражением опорно-двигательного аппарата средствами личной гигиены, техническими средствами реабилитации, не входящими в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг» // Магаданская правда. – 25.05.2014. – № 40.
14. Постановление Администрации Курской области от 10.06.2011 № 237-па «Об обеспечении техническими средствами реабилитации, не входящими в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, выдаваемыми инвалидам в рамках областных целевых программ» // Официальный сайт губернатора и правительства. URL: https://kursk.ru/region/control/documents/document-97789/ (дата обращения: 10.10.2024).
15. Приказ Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края от 27.03.2017 № 154 «Об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации, не входящими в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 № 2347-р» // Официальный интернет-портал правовой информации Ставропольского края. URL: www.pravo.stavregion.ru. 29.03.2017.
16. Постановление Правительства Архангельской области от 12.10.2012 № 464-пп. «Об утверждении государственной программы Архангельской области «Социальная поддержка граждан в Архангельской области» // Волна. – 23.10.2012. – № 42 (1377).
17. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.07.2015 № 650 «О мерах по реализации главы 29 «Социальная поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья» Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» // Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга. URL: https://www.gov.spb.ru/.
18. Постановление Правительства Москвы от 15.08.2016 № 503-ПП «Об обеспечении отдельных категорий граждан техническими средствами реабилитации медицинского назначения, медицинскими изделиями за счет средств бюджета города Москвы» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. – № 46. – 18.08.2016.
Учебная и научная литература
19. Аверьянова О.В. Право социального обеспечения : учебное посо-бие / О.В. Аверьянова. – Санкт–Петербург. : Изд–во СПбГЭУ, 2019. – 331 с.
20. Аракчеев В.А. Пенсионное право в России / А.А. Аракчеев. – М.: Юридический центр, 2018. – 435 с.
21. Байрамов Ф.Д. Права инвалидов: правовое регулирование, меха-низмы защиты и реализации ч.2. / Ф.Д. Байрамов, А.И. Каирова, А.Ю. Озов. – М.: МГГЭУ, 2020. – С.45.
22. Борисов А. Б. Большой экономический словарь / А.Б. Борисов. – М.: Книжный мир, 2018. – 895 с.
23. Васильева Д.Д. К вопросу о реализации прав граждан на пенси-онное обеспечение: международный опыт / Д.Д. Васильева // Инноватика в современном мире: опыт, проблемы и перспективы развития. Сборник науч-ных статей по материалам IV Международной научно–практической конфе-ренции. – Уфа, 2020. – С. 121–125.
24. Гурович И.Я., Шмуклер А.Б. Практикум по психосоциальному лечению и психосоциальной реабилитации психически больных / И.Я. Гуро-вич, А.Б. Шмуклер. – М.: Медпрактика–М, 2018. – 179 с.
25. Дерипаско А.В. Государственная политика и нормативно–правовое обоснование выплаты страховых пенсий по инвалидности / А.В. Дерипаско // Наука и просвещение: актуальные вопросы, достижения и инно-вации. Сборник статей VI Международной научно–практической конферен-ции. – Пенза, 2021. – С. 113–120.
26. Елохов А.М. Подходы к оценке результатов цифровой транс-формации экономики России / А.М. Елохов, Т.В. Александрова // Учет. Ана-лиз. Аудит. – 2019. – №6 (5). – С. 24–35.
27. Закусилова А.Ю. Пенсионная система РФ 2019: проблемы и пер-спективы / А.Ю. Закусилова // Научный электронный журнал Меридиан. – 2020. – № 3 (37). – С. 45–47.
28. Казанбекова Д. Р. Рассмотрение судами споров, связанных с пен-сионным обеспечением / Д.Р. Казанбекова. – М.: Норма, Инфра–М, 2018. – 128 с.
29. Катковская М.А. Понятие пенсии как вида социального обеспече-ния / М.А. Катковская // инновационное развитие: потенциал науки и совре-менного образования. Сборник статей III Международной научно–практической конференции. В 2 частях. Ответственный редактор Г.Ю. Гуля-ев. – 2018. – С. 140–142.
30. Кильсенбаев Э. Р. Особенности социальной реабилитации инва-лидов с нарушениями слуха / Э.Р. Кильсенбаев // Инновационная наука. – 2018. – № 8–3. – С. 7–13.
31. Кислинская О.В. Процесс получения инвалидности в Российской Федерации / О.В. Кислинская // прорывные научные исследования как двига-тель науки. Сборник статей Международной научно–практической конфе-ренции. – 2018. – С. 42–44.
32. Колесникова Г. И. Медико–социальная экспертиза : учебное по-собие для вузов / Г.И. Колесникова. – М.: Юрайт, 2019. – 179 с.
33. Меркитан Д.Р. Пенсионное обеспечение в Российской Федерации / Д.Р. Меркитан, В.Ю. Чаленко, И.М. Блохина // Управление социально–экономическим развитием регионов: проблемы и пути их решения. Сборник научных статей 9–ой Международной научно–практической конференции. В 3–х томах. – 2019. – С. 108–113.
34. Похвощев В. А. Методологические основы профессиональной ре-абилитации и содействия занятости людей с ограниченными возможностями здоровья / В.А. Похвощев // МИР. – 2017. – Т. 8. – № 2. – С. 330–336.
35. Право социального обеспечения / Г.В. Сулейманова. – 3–е изд., перераб. – Москва : Кнорус, 2018. – 322 с.
36. Пузин С.Н. Принципы реабилитации инвалидов в Российской Федерации / С.Н. Пузин // Медико–социальная экспертиза и реабилитация // СПС «КонсультантПлюс». 2022.
37. Рожкова М.В. Особенности социальной реабилитации инвалидов с интеллектуальной недостаточностью и психическими нарушениями / М.В. Рожкова // Организация и управление в социальной работе. Городской семи-нар: сборник статей. Под редакцией М.Г. Гильдингерш, В.С. Тестовой. – Санкт–Петербург, 2021. – С. 117–124.
38. Семянникова, Д. А. Правовое регулирование социального обеспечения детей-инвалидов в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.05. – / Д.А. Семянникова. – М., 2019. – 265 с.
39. Толмачева М.А. Пенсионное обеспечение как государственная услуга / М.А. Толмачева // Научные исследования в современном мире: опыт, проблемы и перспективы развития Сборник статей по материалам международной научно–практической конференции. – 2019. – С. 40–45.
40. Фирсов, М.В. Технология социальной работы: учебник / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. – М.: Кнорус, 2018. –115 с.
41. Шошмин, А. В. Некоторые организационные и экономические аспекты реабилитации инвалидов / А.В. Шошмин, Н.В. Мартынова, Я.К. Бесстрашнова // Социальная политика и социальное партнерство. – 2010. – № 2. – С. 42-46.
Интернет-ресурсы
42. Виды пенсий в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. pfrf.ru/branches/moscow/ news~2017/04/17/134109
43. Информационные бюллетени ВОЗ [Электронный ресурс]/Режим доступа:URL: https://www.who.int/ru
44. Информационные бюллетени МКБ–10 [Электронный ре-сурс]/Режим доступа:URL: https://mkb–10.com/