Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Актуальность темы исследования заключается в ее значимости для решения современных глобальных вызовов, стоящих перед странами мира. В условиях нарастающей неопределенности, вызванной изменением климата, экономическими кризисами, пандемиями, миграцией и геополитической нестабильностью, государства вынуждены искать пути для эффективного управления внутренними и внешними процессами. Государственное планирование в данном контексте становится важным инструментом, позволяющим не только прогнозировать развитие ситуации, но и координировать усилия на национальном и международном уровне. Эффективные системы государственного планирования помогают обеспечивать устойчивое развитие экономики, социальной сферы и инфраструктуры, что становится особенно актуальным в условиях необходимости быстрого реагирования на глобальные изменения. Международный опыт в этой области позволяет странам перенимать лучшие практики и адаптировать их под свои условия, что способствует более эффективному решению внутренних задач. Изучение и анализ различных моделей государственного планирования в мировом контексте помогает выявить успешные стратегии и подходы, которые могут быть применены для достижения долгосрочных целей устойчивого развития. Кроме того, исследование опыта государственного планирования в международной практике позволяет выявить не только успешные примеры, но и возможные ошибки, которые могут быть допущены в процессе разработки и реализации планов. Это особенно важно для стран, находящихся на этапе реформ или переходных экономических изменений, когда критически необходимо учитывать как положительный, так и негативный опыт других государств. Государственное планирование также становится актуальным в контексте глобализации, которая требует от стран гибкости в реагировании на внешние факторы и изменений на международной арене. Важным аспектом здесь является способность адаптироваться к новым экономическим и политическим условиям, не теряя при этом устойчивости и самостоятельности в принятии решений. Международный опыт может служить источником идей для разработки стратегий долгосрочного развития, которые способствуют укреплению конкурентоспособности страны и повышению качества жизни населения.
Кроме того, в условиях цифровой трансформации экономики и общества государственное планирование сталкивается с необходимостью интеграции новых технологий, что делает изучение международного опыта еще более актуальным. Ведущие мировые державы активно используют цифровые инструменты для повышения эффективности управления, улучшения взаимодействия с гражданами и оптимизации процессов планирования. Опыт этих стран может быть полезен для разработки новых подходов к управлению, основанных на данных, инновациях и комплексном анализе.
Цель данного исследования. Целью данного исследования является анализ опыта государственного планирования.
Объектом исследования курсовой работы является анализ опыта государственного планирования в международной практике.
Предметом курсовой работы является исследование перспективных инструментов государственного планирования в международной практике.
Задачи исследования:
Провести анализ теоретических основ опыта государственного планирования в международной практике;
Провести анализ перспективных инструментов государственного планирования в международной практике;
Методологическая основа исследования. Для проведения исследования, были использованы следующие методы: анализ литературных источников, сбор и анализ данных, сравнительный анализ.
Структура исследования. Данная работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы.
Государственное планирование представляет собой системный процесс формирования и реализации стратегических целей и задач государства, направленных на управление социально-экономическими процессами, обеспечение устойчивого развития и повышение благосостояния общества. В международной практике этот механизм используется для структурирования государственных усилий по достижению долгосрочных целей в различных сферах: экономике, социальной политике, экологии, безопасности и инфраструктуре. Понятие государственного планирования включает в себя совокупность мероприятий, инструментов и подходов, направленных на эффективное использование ресурсов государства и координацию различных ведомств и органов власти для достижения согласованных стратегических целей [12, стр. 34 – 36].
Сущность государственного планирования заключается в том, что оно позволяет государству выстраивать последовательную и целенаправленную политику, которая адаптируется к изменениям как на внутреннем, так и на международном уровне. В основе государственного планирования лежит способность государства прогнозировать развитие ситуации, управлять рисками и принимать решения, основываясь на долгосрочной стратегии. Такой подход помогает избегать хаотичных и краткосрочных мер, которые могут привести к неустойчивому развитию и социальным проблемам. Государственное планирование также включает в себя управление человеческими, финансовыми и материальными ресурсами, что делает его важным элементом успешного функционирования государства [34].
В международной практике государственное планирование проявляется через различные модели и подходы. Одной из наиболее известных моделей является централизованное планирование, применяемое в социалистических странах, таких как СССР и Китай. В этой модели государство полностью контролирует экономику и распределяет ресурсы в соответствии с заранее утвержденными планами. Такой подход позволяет государству концентрировать усилия на приоритетных направлениях и ускорять развитие в ключевых отраслях. Однако централизованное планирование также имеет свои недостатки, такие как низкая гибкость и сложность адаптации к изменениям на рынке, что в ряде случаев привело к экономическим проблемам [10, стр. 31 – 32].
В западных странах преобладает модель стратегического государственного планирования, которая сочетает элементы рыночной экономики с долгосрочными государственными программами. Здесь государство играет роль регулятора и координатора, устанавливая общие направления развития и создавая условия для их реализации через частный сектор. В таких странах, как США, Великобритания, Германия, Япония, планирование направлено на стимулирование инноваций, развитие инфраструктуры и обеспечение социальной защиты населения. В этих моделях государственное планирование является гибким инструментом, который может адаптироваться к изменениям в международной и внутренней среде, сохраняя при этом общий курс на устойчивое развитие.
Важной характеристикой государственного планирования в международной практике является его многоуровневость. Оно осуществляется как на национальном уровне, где формируются основные направления и стратегические цели, так и на региональном и муниципальном уровнях, где планируются конкретные проекты и программы для достижения этих целей. Такое структурное распределение помогает обеспечивать координацию между различными уровнями власти и эффективно управлять ресурсами на всех этапах [21].
Государственное планирование также тесно связано с международным сотрудничеством. В условиях глобализации и взаимозависимости экономик государственные планы многих стран разрабатываются с учетом международных обязательств, таких как цели устойчивого развития ООН, международные соглашения по изменению климата и экономическим санкциям. Государства вынуждены учитывать глобальные тренды и требования, выстраивая свои стратегические программы таким образом, чтобы они соответствовали международным стандартам и способствовали интеграции страны в мировую экономику [10].
Таким образом, понятие и сущность государственного планирования в международной практике охватывает широкий спектр задач и направлений, включающих как внутренние, так и внешние факторы. Это ключевой инструмент, который позволяет государствам не только поддерживать устойчивое развитие, но и адаптироваться к изменениям в глобальном контексте, усиливая свою роль на международной арене. В основе успешного государственного планирования лежит способность государства формировать долгосрочные стратегии, эффективно управлять ресурсами и координировать усилия на всех уровнях власти [6].
Государственное планирование в международной практике также включает в себя такие важные элементы, как контроль и оценка выполнения планов. Этот процесс предполагает мониторинг хода реализации стратегических программ и корректировку курса в случае отклонений от намеченных целей. Эффективная система контроля позволяет государствам своевременно реагировать на возникающие проблемы и оперативно адаптировать стратегии под меняющиеся условия. В этой связи важную роль играют такие инструменты, как системы показателей, индикаторов и ключевых факторов успеха, которые позволяют объективно оценивать прогресс и эффективность планируемых мероприятий [12, стр. 34 – 36].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства Российской Федерации - 2024. - № 31. - Ст. 4398.
2. О стратегическом планировании в Российской Федерации: федер. закон от 28 июня 2014 N 172-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации - 2023. - N 26 (часть I). - Ст. 3378.
3. Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов: Указ Президента РФ от 28 апреля 2008 г. N 607 // Собрание законодательства Российской Федерации - 2008. - N 18. - Ст. 2003.
4. О мероприятиях по реализации государственной социальной политики: Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. №597 // Собрание законодательства Российской Федерации - 2012.- № 19. - Ст.2334.
5. О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 600 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 19. - Ст. 2337.
6. Аминов, И.Р. Проблемы развития местного самоуправления в Российской Федерации / И.Р. Аминов. Д.Р. Ахунов // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: со. ст. по материалам V междунар, науч.-практ. конф. —№ 3(5). — М., Изд. «МЦНО», 2024. — С. 71-76.
7. Бадалова, Г.Н. Зарубежный опыт оценки эффективности управления муниципальным образованием и перспективы его применения в Российской Федерации / Г.Н. Бадалова // В сборнике: Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: Сборник статей по материалам XVIII международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 61-67.
8. Баранов, М. Б. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления / М. Б. Баранов // Молодой ученый. — 2019. — № 13. — С. 485- 487.
9. Батракова Л. Г. Формирование кластерно-сетевой экономики регионов // Социально-политические исследования. - 2020. - № 4 (5). - С. 69-92.
10. Батракова Л. Г. Особенности постиндустриальной экономики и перспективы ее развития в регионах России // Социально-политические исследования. - 2021. - № 1 (10). - С. 58-69.
11. Белякова, Н.В. Реализация национальных приоритетных проектов как способ построения социального российского государства / Н.В. Белякова // Юридическая мысль. - 2021. - № 6. - С. 35-42.
12. Бондаренко Н. Е. Проблема регионального неравенства в социально-экономическом развитии России / Н. Е. Бондаренко, Р. В. Губарев // Вестник РЭУ им. Г. В. Плеханова. - 2020. - Том 17. - № 5 (113).- С. 56-68.
13. Бреднева Л. Б. К вопросу об изменении дифференциации регионов по уровню экономического развития // Вестник ХГАЭП. - 2021. - № 1 (75). - С. 19-23.
14. Воронина Н.Ф. Современное представление о человеческом потенциале / Н.Ф. Воронина// Сегодня и завтра Российской экономики. – 2021– № 81-82. – С. 71 – 77.
15. Журавлева, М.В. Методические аспекты эффективности управления муниципальными образованиями. Зарубежный и российский опыт оценки эффективности управления муниципальными образованиями / М.В. Журавлева // Конференции СФУ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: conf.sfukras.ru/sites/mn/2010/pdf/13/47/a.pdf.
16. Звягинцева, Е.Н. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления Новокузнецкого городского округа / Е.Н. Звягинцева, Т.Е. Ковалева // Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономика и управление. - 2021. - № 2 (2). - С. 112-125.
17. Зотов, В. Б. Система муниципального управления: учебник для вузов / В. Б. Зотов. — 5-е изд., испр. и доп. — Ростов/н/Д: Феникс, 2022. — 717 с.
18. Иванова, М.А. Понятие, сущность и система органов местного самоуправления Российской Федерации и Республики Молдовы / М.А. Иванова, Г.З. Талбутдинова, В.А. Кузьменко // В сборнике: «Научная дискуссия современной молодёжи: актуальные вопросы, достижения и инновации»: сборник статей V Международной научно-практической конференции. - 2021. - С. 164-169.
19. Игнатов, В. Г. Основы теории государственного управления: курс лекций / В. Г. Игнатов, Д. П. Зеркин — 3-е изд., перераб. и доп. — Ростов/н/Д: МарТ, 2022. —544 с.
20. Каменских, Н.А. Муниципальное управление: эффективность стратегического планирования / Н А. Каменских // В сборнике: «Инновационное развитие социально-экономических систем: условия, результаты и возможности»: Материалы II международной научно-практической конференции. Московский государственный областной гуманитарный институт, Социально- экономический факультет Кафедра экономики, управления и бизнеса. - 2024. - С. 81- 85.
21. Комаров, Е. И. Управление эффективностью социальных учреждений: учебно-практическое пособие Е. И. Комаров. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2023. — 304 с.
22. Корчагина, Т. С. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления: монография / Т. С. Корчагина. — Саранск, 2019. — 24 с.
23. Кравченко Л.А. Сущность и составляющие развития человеческого потенциала / Л. А. Кравченко // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. – 2021. – № 3 (44). – С. 123 – 130.
24. Куликова Е. И. Проблема нивелирования негативного воздействия факторов дифференциации на социально-экономическую систему регионов // ЕВРАЗИЙСКОЕ НАУЧНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ. - 2021. - Т.2. - № 5 (5). - С. 106-109.
25. Котлярова С.Н. Формирование кластерной политики в регионах / С.Н. Котлярова // Экономика региона. – 2020 – №2. – С. 306-315.
26. Кулакова Л.И. Кластерный подход – основа развития регионов / Л.И. Кулакова// Предпринимательство. – 2021. – № 2. – С. 121-130.
27. Кочеткова С.А. Развитие государственно-частного партнерства в регионе: организационно-правовой механизм // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. – 2020. – № 1. – c. 113-120.
28. Лукина А.Н. Административно-правовые аспекты публичного управления государственно-частным партнерством // Административное право и процесс. - 2021. - № 11. - С. 70 - 73.
29. Макаров И.Н., Колесников В.В. Национальная инфраструктура и государственно-частное партнерство: потребности современной экономики // Креативная экономика. – 2021. – № 5. – c. 50-54.
30. Макаров И.Н. Необходимость совершенствования институциональной среды государственно-частного партнерства в условиях России // Российское предпринимательство. – 2021. – № 7-1. – c. 74-79.
31. Попова, Е.А. Управление по результатам: оценка эффективности внедрения в деятельность органов государственной и муниципальной власти / Е.А. Попова // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2021. - № 4 (59). - С. 85-87.
32. Преснякова, Т.С. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления: российский и зарубежный опыт / Т С. Преснякова Регионология. — 2024. — № 4. — С. 14-21.
33. Стукен Т. Ю., Лапина Т. А., Коржова О. С. Оценка эффективности региональной активной политики занятости: взгляд службы занятости // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - 2020. - Т. 18, № 3. - С. 151-160.
34. Сергеева Н. М. Анализ отраслевой структуры ВРП регионов Центрального федерального округа // Российское предпринимательство – 2022 - Том 20. - № 3. - С. 645-654.
35. Сударушкина И.В., Стефанова Н.А. Цифровая экономика АНИ: экономика и управление. – 2021. – Т. 6. – № 1(18).
36. Халиков, М.И. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие / М.И Халиков — 3-е изд , стер. — М.: ФЛИНТА, 2024, — 449 с.