Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Формирование потребности и способности к самостоятельному обучению, непрерывному образованию и самовоспитанию у школьников является важной стратегической задачей современной школы. Государственный общеобязательный стандарт начального образования республики Казахстан определяет основные цели образования, одна из которых направлена на формирование личности учащегося, творческих способностей, интереса к учебе, стремления и умения учиться. Невозможно решить эту проблему, не вызвав у обучающихся постоянного любопытства и желания узнавать что-то новое. От этого зависит будущая успешность школьников не только в школьные годы, но и в дальнейшей жизни.
Повышение знаний учащихся по учебным предметам невозможно без формирования учебной деятельности. Сегодня, к сожалению, господствуют методы внешних побуждений – отметка, похвала, наказание. Но действительная мотивация будет иметь место только тогда, когда дети будут мчаться в школу, где им хорошо, содержательно, интересно. Данная работа должна реализоваться на уроках по предмету «Естествознание».
Источником стимулирования и мотивации учебной деятельности являются содержание учебного материала, способы его подачи, характер организации обучения, а также организация самостоятельной умственной работы учащихся. Важным фактором, способствующим развитию мотивации учебной деятельности у школьников, является создание ситуаций успеха и неудачи в учебной деятельности. Способом поддержки формирования и развития необходимой мотивации является экспериментальная деятельность.
В основе экспериментальной деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Об этом свидетельствует и большое количество исследований, посвященным различным аспектам проблемы формирования исследовательских умений обучающихся (А.Е. Богоявленская, А.Б. Воронцов, М.С. Гафитулин, Н.Я. Долгушина, И.В. Комарова, Н.А. Семенова, Н.А. Якимови др.).
Все это свидетельствует о необходимости создания в образовательной практике определенных условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую. Обучение в начальной школе является базой, фундаментом, всего последующего обучения. И именно в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности.
Актуальность исследования определяется тем, что в основе Государственного общеобязательного стандарта начального образования республики Казахстан лежит системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования; признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательных отношений в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся. Из этого можно сделать вывод, что Стандарт обозначает развитие познавательного интереса, как одну из центральных педагогических целей, от которой зависит основной результат образования.
Анализ психолого-педагогической, учебно-методической и справочной литературы по теме исследования подтверждает необходимость преодоления противоречия между необходимостью активизации познавательной деятельности школьников на уроках естествознания в учебно-воспитательном процессе и недостаточным использованием экспериментальной деятельности в существующей образовательной практике школы.
Цель исследования – рассмотреть особенности использования экспериментальной деятельности на уроках естествознания в начальной школе.
Объект исследования – учебный процесс на уроках естествознания в начальной школе.
Предмет исследования - особенности использования экспериментальной деятельности на уроках естествознания в начальной школе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть педагогические возможности уроков естествознания в развитии экспериментальной деятельности младших школьников;
2. Описать особенности использования экспериментальной деятельности на уроках естествознания в начальной школе.
Методы исследования: сбор и анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что представленный в работе материал может быть полезен практикующим педагогам начальной школы, а также студентам, обучающимся по программе бакалавриата направления «Начальное образование».
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Алексеев, Н.Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся / Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович // Исследовательская работа школьников. 2021. - №1. – С. 24 – 33.
2.Виноградова, Л.П. Приобщение младших школьников к учебно-исследовательской деятельности в процессе развивающего обучения : автореф. дис. канд. пед. наук. 13.00.01. / Л.П. Виноградова. - Комсомольск-на -Амуре, 2014. - 21 с.
3.Волостникова, А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А.Г. Волостникова. – Москва, 2018. – 75 с.
4.Выготский, Л.С. Психология познания / Л.С. Выготский. – Москва: Лабиринт, 2020. – 127 с.
5.Гани С.В. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте при изучении предмета «Естествознание»: автореф. канд. псих. наук. Москва, 2009. 254 с.
6.Гликман, И.З. Педагогическая технология – это одно из средств педагогической методики на уроках естествознания / И.З. Гликман. – М.: Баласс, 2011. – 49с.
7.Грунина, Г.М. Организация творческой и поисковой деятельности учащихся / Г.М. Грунина // Завуч. Все для работы. - 2017. - № 13. - С. 18 – 23.
8.Государственный общеобязательный стандарт начального образования: Приложение к постановлению Правительства Республики Казахстан от «25» апреля 2015 года № 327 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nis.edu.kz/ru/edurenew/eduinside/ (дата обращения 11.10.2024).
9.Денисов, А.Е. Дидактические принципы применения средств обучения / А.Е. Денисов, В.М. Казанский.- Киев, «Вища школа», 1982.— 52 с.
10.Ивашова, О.А. Развитие исследовательских умений у младших школьников: методический аспект / О.А. Ивашова. - СПб.: Культ-Информ-Пресс, 2018. - 385с.
11.Кулюткин, Ю.Н. Мотивация познавательной деятельности / Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. – Санкт-Петербург, 2018.– С.55.
12.Кучербаева, С.З. Естествознание: учеб. для 1 кл. общеобразова. Шк. / С.З. Кучербаева, И.С. Темникова, Г.К. Ташенова. – Алматы: Аламура, 2021. – 142 с.
13.Кучербаева, С.З. Естествознание: учеб. для 2 кл. общеобразова. Шк. / С.З. Кучербаева, И.С. Темникова, Г.К. Ташенова. – Алматы: Аламура, 2022. – 144 с.
14.Машарова, В. А. Познавательный интерес школьников с позиции современности / В. А. Машарова // Письма в Эмиссия. Оффлайн: электронный научный журнал. – 2008. – № 2. – С. 1238.
15.Морозова, Н. Г. Учителю о познавательном интересе / Н. Г. Морозова. – Москва: Просвещение, 1997. – 95 с.
16.Редченко, И. М. Познавательный интерес как средство активизации познавательной деятельности / И. М. Редченко, О. В. Ивасева // Наука и знание: векторы развития конкурентоспособности общества, науки и бизнеса. Материалы XVII международной научнопрактической конференции / Под общей редакцией В. В. Пономарева, Т. А. Куткович. – 2015. – С. 211-217.
17.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - Минск, 2001.
18.Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя / Н. Ф. Талызина. - Москва : Просвещение, 1988. – 173 с.
19.Шактамаева Д.Г. Педагогические условия развития положительной мотивации к учению у младших школьников на уроках «Окружающего мира»: автореф. канд. псих. Наук. Якутск, 2012. 238 с.
20.Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся/ Г.И. Щукина. – Москва: Педагогика, 2018.