Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Актуальность исследования заключается в том, что в условиях современного женского футбола, с его высочайшими требованиями к физической и технико-тактической подготовке футболисток, для достижения высоких спортивных результатов необходимо искать новые пути и методики всестороннего развития спортсменок .
Соревновательная деятельность женщин -футболисток отличается своей многофункциональностью. Она проявляется в умении держать высокий темп игры, выдерживать силовую борьбу, быстро восстанавливаться - все это характеризует такой вид способностей как специальная выносливость. Специальная выносливость требует пропорционального развития всех мышечных групп футболисток, в процессе игры футболисту приходится выполнять весьма высокую по уровню нагрузки работу, что, безусловно, содействует повышению уровня общих функциональных возможностей спортсменок, а также воспитанию его морально-волевых качеств.
Большая по объему и разнообразная по содержанию двигательная деятельность в условиях быстро растущего утомления требует соответственного проявления силовой выносливости и волевых качеств, что зависит от уровня подготовленности футболисток.
Вследствие этого, значение специальной выносливости для достижения желаемых спортивных результатов совершенно очевидно.
Выдержать серьезные нагрузки в ходе футбольного матча, и в тоже время, целесообразно и качественно реализовывать сложные приемы, современный футболист может только лишь при соответствующем уровни развития специальной выносливости.
Необходимо не только знать общий характер игровой деятельности футболистов, но и уровень нагрузки, выпадающей на них в матче. Если учитывать, что проведение тренировки в умеренном режиме оказывает отрицательное влияние на работу максимальной интенсивности, то проблема специальной выносливости в футболе становится весьма ясной.
Ввиду вышесказанного, очевидно, что при подготовке и тренировке квалифицированных футболистов целесообразно учитывать не только морфофункциональные, но и конституциональные особенности каждого отдельного игрока. Методика должна включать определенный комплекс специализированных упражнений и технологию их выполнения для каждой футболистки, подобранных на основании не только их физического развития и уровня технической подготовленности, но и соматотипа футболисток.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что применение дополнительных физических упражнений в тренировочном процессе позволит повысить физические качества (специальная выносливость) женщин-футболисток.
Объект исследования - тренировочная деятельность девушек, занимающихся футболом.
Предмет исследования – специальная физическая подготовка по развитию специальной выносливости девушек в женском футболе.
1. Анализ данных научно-методической литературы и интернет-источников
2. Педагогический эксперимент.
Теоретическая значимость исследования состоит в интеграции различных знаний, дающих целостное представление о формах проявления специальной выносливости и ее структуре у юных футболисток.
Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Обзор научной литературы по теме методика развития специальной выносливости в женском футболе
1.1. Понятие выносливости. Особенности специальной выносливости
Выносливость есть способность организма человека противостоять физическому утомлению в процессе выполняемой мышечной работы. Выносливость является базовым, одним из самых важных физических качеств человека, она служим основой для развития всех прочих физических качеств, чрезвычайно необходима при любом виде человеческой деятельности. Вместе с тем, современная среда обитания человека предполагает повсеместное снижение физической активности, что делает необходимым принятие специальный мер по достижения надлежащего уровня выносливости и его поддержанию в дальнейшем .
Выносливость может иметь несколько видов:
− Общая или аэробная выносливость, которая представляет собой способность организма длительное время выполнять динамическую работу с участием большей доли мышечного аппарата без снижения ее интенсивности. Примером может быть бег на длинные дистанции, заплывы, лыжные гонки и т.д.
− Специальная выносливость или способность организма человека выполнять специфические мышечные действия без снижения их интенсивности. При этом выделяется статическая, скоростная, прыжковая, координационно-двигательная, игровая и др. виды выносливости .
− Ж. К. Холодовым и В. С. Кузнецовым классифицируется специальная выносливость по следующим показателям (Рисунок 1.1.).
− Рисунок 1.1. Классификация специальной выносливости
Составлено автором на основании научной литературы
−
Иными словами, актуальность проблемы развития выносливости человека лежит в плоскости важности этого качества для человеческой жизни и затруднений, связанных с его развитием .
Далее необходимо дать дефиницию специальной выносливости. Итак, специальная выносливость – это умение преодолевать большие долговременные физические нагрузки, которые непосредственно относятся к определенному виду спорта.
В теории спорта специалистами выделяется ряд видов спортивной деятельности. В значительной степени нужна спортсмену специальная выносливость в следующих видах спортивной деятельности (Рисунок 1.2.).
−
−
− Рисунок 1.2. Виды спортивной деятельности, где нужна специальная выносливость
Составлено автором на основании научной литературы
−
Как уже отмечалось выше, по мнению авторитетного ученого В. И.Ляха общую и специальная выносливость отличают нервно-мышечное регулирование и энергообеспеченность организма во время выполнения двигательный действий. «Общая выносливость зависит от функциональных возможностей вегетативных систем организма, в особенности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
− Иначе говоря, физиологической основой общей выносливости являются аэробные возможности человека. Сказанное особенно справедливо в отношении работы низкой интенсивности, результат которой в очень малой степени зависит от совершенства навыка» .
Выносливость развивается лишь в тех случаях, когда в процессе занятий преодолевается утомление определённой степени. При этом организм адаптируется к функциональным сдвигам, что выражается в улучшении выносливости. Величина и направленность приспособительных изменений соответствует степени и характеру реакций, вызванных нагрузками.
1.2. Средства и методы развития специальной выносливости
Для повышения специальной выносливости используются следующие методы:
1) методы непрерывной тренировки (постоянные и переменные);
2) методы прерывистой тренировки (интервалы и повторения);
3) соревновательный метод .
Устойчивый метод основан на непрерывности длительной работы с постоянной скоростью или интенсивностью. В этом случае спортсменки работают над поддержанием данной скорости, амплитуды усилий, амплитуды движений, данного ритма и устойчивого темпа.
Каждое упражнение можно выполнять с разной интенсивностью (низкой, средней и высокой). Этот метод предназначен для улучшения аэробных возможностей.
Для достижения желаемого адаптационного эффекта тренировочная нагрузка должна составлять не менее 30-40 минут. Нетренированные спортсмены-любители не могут справиться с такой нагрузкой за один раз, поэтому продолжительность тренировок следует увеличивать медленно, не повышая интенсивности.
После 5-минутного периода разминки потребление кислорода устанавливается на фиксированном уровне. По мере увеличения интенсивности работы (или скорости бега) усиливаются аэробные процессы в мышцах. В первые 2-3 минуты повышается, затем остается стабильным на уровне около 140-150 мм рт. ст. .
Изменение интенсивности (скорости бега) влияет на несколько компонентов аэробной производительности. Эта работа подходит для всех возрастов и уровней физической подготовки и обычно может быть выполнена менее чем за полчаса.
Этот диапазон интенсивности нагрузки является наиболее широким для профессионально применяемой физической культуры, так как развитие аэробной мощности повышает функциональные возможности всех функций и систем организма и устраняет физиологический потенциал недостаточного насыщения тканей кислородом. Более продолжительные и усиленные нагрузки для оздоровительных целей, в бесконтрольных занятиях применять не следует, так как для этого необходим тщательный профессиональный контроль.
Превышение интенсивности тренировки над вкладом анаэробных источников энергии в выполненную работу. Однако у организма есть предел объема работы, которую он может выполнять с постоянной интенсивностью. Это занимает более 15 минут .
Вариативный подход. В нем, помимо длительных забегов, нужно разгоняться до определенной скорости на разных трассах. В частности, он повышает уровень напряжения вегетативной реакции организма, постепенно создавая период максимальной активации метаболизма и увеличения анаэробных процессов.
Метод чередующихся последовательностей необходим как для развития специфической, так и общей физической подготовки и рекомендуется для физически здоровых людей. Этот метод помогает развить аэробную способность, то есть способность организма выдерживать прерывистую гипоксию, которая возникает во время ускорения.
Метод интервалов состоит из количественных повторений более или менее короткой продолжительности с четко определенными периодами отдыха.
Скоростная выносливость развивается посредством коротких высокоинтенсивных упражнений, которые вместе с тем не повторяются. Временной интервал для данных упражнений не превышает 30 секунд. В профессиональной подготовке сокращение периода отдыха между упражнениями не является эффективным для выполнения поставленной задачи.
После того как проблема развития анаэробного компонента выносливости решена, продолжительность упражнения увеличивается с 20-30 секунд до 1,5-2 минут. Когда интенсивность таких упражнений достигает максимума в 95%, с более длительным периодом отдыха до полного восстановления, эффект заключается в повышении работоспособности.
В профессионально применяемых физических тренировках для повышения гликолитической способности чаще всего используются упражнения 20-30 секунд и периоды отдыха 5-7 минут.
Используемое количество: 3-5 повторений упражнения. В зависимости от уровня подготовки выполняется определенный объем нормативной работы.
Методологическое обоснование опоры на анаэробную аэробную тренировку заключается в постепенном переходе к анаэробному гликолизу.
Для улучшения аэробных возможностей следует выполнять повторения при максимальной (85-90%) активности в течение 15-30 секунд с короткими периодами отдыха.
Аэробная мощность и эффективность значительно увеличиваются при тренировках в режиме восстановления после тренировки. Для этого необходимо выполнить не менее 8-10 повторений упражнения с 20-секундным отдыхом.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бишаева А.А. Физическая культура: учебник/ А.А. Бишаева, В.В. Малков. – М.: КНОРУС, 2016. 312 с.
2. Виленский М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учебное пособие/ М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. – 4-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2016. 240 с.
3. Ермакова А. М., Золотарев А. П. Актуальные вопросы методологии разработки проблемы начального обучения технике игры в женском футболе // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2022. № 4 (206). С. 134–139.
4. Ермакова А. М., Золотарев А. П. Актуальные вопросы методологии разработки проблемы начального обучения технике игры в женском футболе // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2022. — № 4 (206). — С. 134–139.
5. Железняк Ю.Д., Минбулатов В.М. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура». - М.: Академия, 2008. - 272с.
6. Зайцева Т. В., Овчинников Ю. Д., Абрамян А. А. Методические приемы и педагогические принципы в тренировочном процессе женского футбола // Вопросы педагогики. — 2018. — № 4-1. — С. 72–73.
7. Зайцева Т.В. Многолетняя динамика показателей соревновательной деятельности футболисток-юниорок / Т.В. Зайцева, А.П. Золотарев // Физическая культура, спорт - наука и практика - 2016. - № 4.- С. 8-14.
8. Зайцева Т.В. Структура динамики индивидуальных показателей физической подготовленности высоко- квалифицированных футболисток / Т.В. Зайцева, Н.Н. Дыгай // Тезисы докладов ХХХХ научной конференции студентов и молодых ученых вузов Южного федерального округа (декабрь 2012 г. - март 2013 г.) г. Краснодар. - Часть 1. - Краснодар: КГУФКСТ, 2012. - С. 69-70
9. Иванов О. Н. Развитие психомоторных качеств на начальных этапах спортивной подготовки в женском футболе // Вестник спортивной науки. — 2020. — № 1. — С. 22–26
10. Линь Я. Темпы прироста специальной подготовленности спортсменок в мини-футбле в процесе развития игровой выносливости /Я. Линь, М.М. Полишкис //Физическая культура: воспитание, тренировка.2020. №1. С.17.
11. Лях В. И. Теория тестов и тестирование физической подготовленности учащихся / В. И. Лях // Физическая культура в школе. 2014. № 6. С. 2–7.
12. Новикова А. А. Технология планирования учебно-тренировочного процесса как фактор повышения результативности в женском футболе // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2012. № 6. С. 34
13. Теория и методика избранного вида спорта (спортивные игры): Курс лекций. / В.А. Талай, А.В.Железнов, М.Д.Пугачев, Е.Г.Уткин, В.А. Хлопцев, Е.Л. Зубрицкая,; Под общ.ред. В.А. Талай. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2024. 198 с.
14. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений /Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Academa, 2016. 480 с.