Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Во все времена люди стремились к улучшению качества жизни, что побуждало их использовать все новые и новейшие технологии. Двадцатый век стал отправной точкой для подъема развития и роста промышленного производства. Однако результатом этого развития стало резкое ухудшение состояния окружающей среды и истощение невозмещаемых запасов природных ресурсов. Происходящие в настоящее время разрушительные процессы характерны и для нашей страны. Сокращение промышленного и сельскохозяйственного производства во время кризиса не уменьшило загрязнение окружающей среды, поскольку компании в условиях экономического кризиса начали экономить на расходах на реализацию мер по защите окружающей среды. Однако в нашей стране все экологические нормы, требования и предписания отражены в Федеральном законе об охране окружающей среды от 10 января 2002 года. С изменением, совершенствованием промышленных и экологических технологий возникла необходимость привести федеральное законодательство в соответствие с современностью.
Можно говорить об эффективной защите природной среды в процессе промышленного производства при условии определения взаимосвязи между ними. Человеческая деятельность в 21 веке была решающим фактором воздействия на природу не только в позитивном, но и в негативном плане. Таким образом, сегодня охрана природы приобрела глобальный, а не формальный характер, как это было в недавнем прошлом. В условиях рыночной экономики предприниматели не заинтересованы в увеличении экологических издержек, которые естественным образом приводят к повышению стоимости продукта и, следовательно, к снижению прибыли. Воздействие на природу с каждым годом становится все более серьезным, и в настоящее время в некоторых частях мира наблюдается экологический кризис. Впервые серьезный экологический кризис наблюдался в 1960-х и 1970-х годах. Уже тогда члены Римского клуба предупреждали человечество о надвигающейся экологической катастрофе, но их слова не были услышаны. Тем временем экологический кризис начал углубляться, о чем свидетельствует значительное снижение самоочищения биосферы, которая больше не могла справляться с отходами, сбрасываемыми в нее предприятиями и людьми.
Таким образом, крупные промышленные предприятия и другие предприятия, заинтересованные в соблюдении экологических норм и не требующие штрафов за нарушения природоохранного законодательства в своей дальнейшей работе, должны бороться за окружающую среду экономическими методами: планированием, экономическим расчетом и экономическим стимулированием.
Цель работы – исследование взаимодействия производства и окружающей среды.
В соответствии с целью определены следующие задачи:
провести анализ системы взаимодействия окружающей среды и производства;
исследовать практику управления охраной окружающей среды и природопользования;
определить перспективные направления развития системы управления охраной окружающей среды в результате взаимодействия с производством.
Объектом работы выступает деятельность АО «РУМО». Предметом работы является система взаимодействия окружающей среды и производства.
Методы исследования: анализ теоретических источников по теме, анализ документов, синтез теоретических и эмпирических материалов, проектирование, статистический анализ.
Структура исследования – введение, две основных главы, заключение, литература. Во введении представлена актуальность данной темы, описаны объект и предмет, приведена цель написания работы и изложены задачи, необходимые для ее достижения, указана степень разработанности темы, описаны методы и приведена краткая характеристика структуры работы. Основная часть работы отражает содержание темы курсовой работы, в ней проведен теоретический анализ исследуемой литературы и определены практические аспекты темы. Заключение содержит обобщающий вывод по всей теме исследования. Библиографический список представлен перечнем учебников, учебных пособий, используемых автором, в процессе написания работы.
1. Теоретические аспекты взаимодействия производства и окружающей среды
1.1. Особенности взаимодействия производства и окружающей среды
Взаимодействие промышленного производства и природы следует рассматривать как единый процесс природопользования государственными учреждениями. Это носит социальный характер, поскольку люди осуществляют это в рамках трудовых отношений. Поскольку производство является составной частью, общественным институтом государства, для него характерны практически все проблемы общества. Взаимное влияние промышленности и окружающей среды действует как неотъемлемая часть экологической системы человека и природы.
Экологические проблемы чрезвычайно актуальны как для отдельного предприятия, так и для всего промышленного комплекса страны, а также для страны в целом. Развитие промышленности, с одной стороны, является результатом научно-технического прогресса и производственной деятельности людей. С другой стороны, промышленность является основным потребителем природных ресурсов и мощным источником загрязнения. Хотя Экологическая безопасность отдельных промышленных объектов постоянно повышается, экологические проблемы по всей стране становятся все более острыми, что обусловлено рядом многих объективных и субъективных причин. Количественное и качественное совершенствование промышленных предприятий как одного из элементов экосистемы «предприятие – природная среда» неизбежно приводит к количественному и качественному изменению другой экосистемы - природы, а развитие предприятий выводит эти изменения на качественно новый уровень. Таким образом, увеличение производственных мощностей предприятия и увеличение объемов производства приводят к увеличению потребляемых ресурсов – и, как следствие, к увеличению вредных выбросов в природную среду. Взаимосвязь двух параллельных процессов - процесса развития предприятий и промышленности в целом и процесса ухудшения экологической ситуации-отражает диалектическое отрицание, демонстрирующее три основных направления решения проблемы охраны природной среды.
В течение длительного времени исследование взаимоотношений в системе «общество-природа» осуществлялось с точки зрения рассмотрения зависимости общества от природы, выявления органической взаимосвязи этих параметров организации жизни и деятельности человека. В то же время, со временем общество и природа не находятся в постоянном контакте друг с другом. Во-первых, общество не может эффективно функционировать без организации постоянного обмена с природой, которая является естественной средой обитания не только для растительных и животных организмов, но и для человечества. Во – вторых, в ходе этого обмена, который время от времени только увеличивается, происходит и негативное влияние на результаты жизнедеятельности человека и окружающей среды.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1.Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду [рус., англ.] (Вместе с «Консультативным комитетом экспертов») (Заключена 10.12.1976) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXIV.- М., 1980. С. 437 - 440.
2.Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (Заключена в г. Женеве 13.11.1979) // Сборник международных договоров СССР. Вып. XXXIX.- М., 1985. С. 125 - 131.
3.Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию (Принята в г. Рио-де-Жанейро 14.06.1992) // Действующее международное право. Т. 3.- М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 687 - 692.
4.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398
5.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
6.Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136- ФЗ (ред. от 31.12.2017) // Собрание законодательства РФ, 29.10.2001, № 44, ст. 4147. 84
7.Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ, 05.06.2006, № 23, ст. 2381.
8.Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ, 11.12.2006, № 50, ст. 5278.
9.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 31.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.01.2018) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1. 1
10.Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «Об экологической экспертизе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) // Собрание законодательства РФ, 27.11.1995, № 48, ст. 4556.
11.Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об отходах производства и потребления» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) // Собрание законодательства РФ, № 26, 29.06.1998, ст. 3009.
12.Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об охране атмосферного воздуха» // Собрание законодательства РФ, 03.05.1999, № 18, ст. 2222.
13.Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства РФ, 14.01.2002, № 2, ст. 133.
14.Антоненко С.В. Налоговое стимулирование природоохранной деятельности // Бизнес-информ. 2014. № 4. С. 355 - 360.
15.Байгозин К. И. Конституционные аспекты взимания публичных платежей: на примере платы за негативное воздействие на окружающую среду // Налоговое право в решениях Конституционного Суда Российской Федерации 2015 года : по материалам XIII Международной научнопрактической конференции 15 - 16 апреля 2016 г., Москва. М.: Норма, 2017. С. 194 – 204.
16.Байгозин К. И. Проблемы взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду: к вопросу о субъектах платежа // Петербургский юрист . 2015. № 5. С. 150 – 157.
17.Белоусов С. А. Глобализация и интеграция международных принципов охраны окружающей среды: теоретический аспект // Евразийский юридический журнал. 2017. № 7. С. 66 – 68.
18.Боголюбов С. А. Признание и обоснование суверенитета России на ее природные ресурсы // Журнал российского права. 2016. № 11. С. 141 – 152.
19.Бучакова М. А., Вершило Н. Д. О повышении эффективности контроля (надзора) в сфере охраны окружающей среды // Российский юридический журнал. 2017. № 4. С. 191 – 197.
20.Вершило Н. Д. Правовые основы охраны природы // Правовое государство : теория и практика. 2017. № 2. С. 168 – 173.
21.Волков А. М., Лютягина Е. А. Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды: учебник и практикум для академического бакалавриата. Учеб. изд. М.: Юрайт, 2016. - 325 с.
22.Гамидуллаева Л. С. Оптимизация полномочий органов исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды и природопользования // Административное право и процесс. 2016. – № 5. – С. 86 – 88.