Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования социально — коммуникативное развитие детей рассматривается как: «положительное отношение к себе и другим детям, активное взаимодействие с взрослыми и сверстниками, участие в совместных играх, способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам других детей, радоваться их успехам, стараться разрешать конфликты, проявление инициативности и самостоятельности в разных видах деятельности, общение, конструирование, соблюдение социальных норм поведения и правил в разных видах деятельности» [1].
В соответствии с новейшими концепциями дошкольного образования особенно важно развивать навыки позитивного взаимодействия с окружающими как залог благополучия детей.
Согласно взглядам отечественных психологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и др.), одним из главных условий развития ребенка является речевое общение. Вербальное общение - одно из главных условий развития ребенка, важнейший фактор формирования его личности и, в конечном счете, основной вид человеческой деятельности, направленный на узнавание и оценку себя при посредничестве других.
Изучением формирования коммуникативных способностей занимались А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, А.Р. Лурия, Г.В. Чиркина, А.Г. Луцкая и многие другие авторы. Практические исследования посвящены проблемам коммуникации. Коммуникативная способность рассматривается в возрастной психологии, общей психологии, инженерной психологии, психологии труда и образования, психолингвистике. Этот вид компетентности вытекает из структуры общей компетентности.
Проблемой формирования коммуникативной способности у детей дошкольного возраста занимались С.В. Проняева, Е.Г. Савина, Л.Р. Мунилова и Н.С. Гулуханюк. В работах этих исследователей накоплен подход к пониманию коммуникативной способности как сложного и осознанного коммуникативного поведения детей и школьников, которое помогает им правильно строить свое поведение и управлять им в соответствии с коммуникативными задачами.
Объект исследования: коммуникативные универсальные учебные действия детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста в учебно-воспитательном процессе
Цель исследования: изучить особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста в учебно-воспитательном процессе
Задачи исследования:
Изучить понятие коммуникативные универсальные учебные действия в психолого – педагогической литературе.
Проанализировать особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста.
3. Провести эмпирическое исследование уровня развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста
4. Разработать и апробировать программу, направленную на развитие коммуникативных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста в учебно – воспитательном процессе будет проходить эффективнее, если подобрать комплекс игр с учетов возраста детей и создавать развивающую предметно-пространственную среду, активизирующую коммуникативную деятельность детей во время игры.
Методы исследования:
Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы;
Эмпирические: диагностика, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список источников литературы, приложение.
I. ГЛАВА ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
1.1. Понятие коммуникативные универсальные учебные действия в психолого – педагогической литературе
Современный мир сейчас отличается быстрыми темпами научного и технического прогресса, характеризующимся постоянным обновлением и даже полным опровержением ранее принятых научных теорий. В таких условиях непрерывное образование становится для человека жизненно важным аспектом.
В этой связи главной задачей общеобразовательной системы становится не просто передача знаний, а всестороннее развитие личности ученика, который будет способен адекватно реагировать на новые и нестандартные ситуации. Формирование универсальных учебных действий (УУД) составляет основную цель современного образовательного процесса.
Концепция развития УУД изложена в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), который опирается на системно-деятельностный подход как методологическую основу.
В отечественной литературе системно-деятельностный подход в сфере образования сформировался в конце 1980-х годов и был представлен в научных трудах таких педагогов и психологов, как Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов, П. Я. Гальперин, В. В. Краевский, Г. П. Щедровицкий, М. Н. Скаткин, В. Д. Шадриков, И. Я. Лернер и других.
Согласно этому подходу, центральным аспектом образовательного процесса является освоение учащимися учебно-исследовательской, поисково-творческой и конструкторской деятельности, при этом учитываются индивидуальные, психофизиологические и возрастные особенности каждого ученика. Итогом применения системно-деятельностного подхода в образовании выступает формирование универсальных учебных действий (УУД) у школьников, что служит основой для развития многогранной и гармоничной личности.
А. Г. Асмолов описывает термин «универсальные учебные действия» как «умение к самосовершенствованию и саморазвитию через осознанное и активное освоение нового социального опыта; это комплекс действий, который обеспечивает ученику самостоятельное усвоение новых знаний и развитие различных навыков» [2].
Согласно мнениям М. Пак и А.Н. Ляминой, универсальные учебные действия представляют собой многообразные и многофункциональные действия комплексного типа, которые необходимы для достижения как образовательных, так и социальных целей [31].
При разработке универсальных учебных действий (УУД) необходимо выполнять несколько ключевых функций:
- формирование образовательной среды, способствующей саморазвитию целостной личности, готовой к постоянному обучению;
- создание условий для учащихся, позволяющих им осуществлять самостоятельную активную деятельность, ставить цели, находить и применять средства для их достижения, а также контролировать процесс и оценивать результаты;
- формирование условий для развития и накопления знаний, навыков и компетенций в любой изучаемой области [2].
В рамках Федерального государственного образовательного стандарта установлена классификация, в соответствии с которой УУД делятся на четыре группы [4]:
1. Личностные УУД отражают ценностные ориентиры учащихся, способствуют осознанию и принятию социальных ценностей и жизненных смыслов, позволяют сопоставлять события и действия с общественными моральными нормами, а также формировать собственную жизненную позицию относительно окружающего мира и себя [10].
2. Регулятивные универсальные учебные действия способствуют организации учебной и познавательной активности путем установления целей, предсказания, планирования в соответствии с поставленными задачами, коррекции, а также проведении итогового и поэтапного контроля собственных действий и оценке их правильности [23].
3. Познавательные универсальные учебные действия включают в себя логические операции, общие учебные действия, а также процессы определения и решения проблем. Это включает изучение, поиск необходимой информации, ее сортировку, моделирование знаний, логические операции, выявление проблемных ситуаций и разработку методов решения. Стоит подчеркнуть, что познавательные УУД представляют собой обобщенные знания, которые являются многофункциональными и могут быть применены в различных учебных контекстах.
4. Коммуникативные универсальные учебные действия занимают ключевое место в системе УУД, поскольку успешная учебная деятельность младших школьников и их успех в будущем напрямую зависят от способности адекватно воспринимать информацию, работать с ее различными видами и наличия развитых коммуникационных навыков. В современном подходе термин «коммуникативные универсальные учебные действия» имеет несколько определений.
Согласно Н. Т. Беркалиеву, коммуникативные универсальные учебные действия представляют собой способность начинать и поддерживать диалог, принимая во внимание особенности общения с разными группами людей [5]. Ю. В. Касаткина в своих научных исследованиях утверждает: «коммуникативные УУД – это умение корректно распределять роли в коллективе, навыки слушания и ведения конструктивного обсуждения, а также способность устанавливать эффективное взаимодействие как со сверстниками, так и со взрослыми» [16].
Наиболее точным и основополагающим является определение, предложенное А.Г. Асмоловым. Он подчеркивает, что к коммуникативным УУД относятся действия, способствующие «развитию социальной компетенции, учитывающие позиции собеседников, а также навыки активного слушания, инициации диалога, интеграции в группу сверстников и формирования продуктивного взаимодействия и сотрудничества с ними и взрослыми» [2].
В группу коммуникативных действий входят:
- речевые действия как инструменты управления собственной деятельностью. К таким действиям относят вербальное выражение эмоций, мыслей и содержания выполняемых действий в форме социализированной или внутренней речи;
- планирование учебного взаимодействия со сверстниками и преподавателями, что включает в себя установление целей и методов сотрудничества, умение брать на себя ответственность за организацию совместной работы, навыки извлечения недостающей информации через вопросы, а также разрешение конфликтов во время взаимодействия, контроль, оценку и корректировку этапов сотрудничества;
- способность действовать, принимая во внимание позицию своего собеседника. Эта способность включает понимание существования различных точек зрения, умение логично обосновывать свою позицию по обсуждаемому вопросу, анализируя различные мнения для достижения согласованного вывода;
- умение эффективно организовать общение с партнером по совместной деятельности. К данному коммуникативному навыку относятся такие умения, как способность полно и точно излагать свои мысли, используя как монологические, так и диалогические формы общения, соблюдая синтаксические и грамматические нормы языка, а также умение представлять информацию как в устной, так и в письменной форме.
- Умение организовывать сотрудничество и взаимодействие в соответствии с морально-этическими и психологическими нормами предполагает проявление уважения к партнеру и его взглядам. Это также включает стремление устанавливать отношения, основанные на доверии, взаимопонимании и эмпатии. Все вышеописанные коммуникативные действия можно обобщить понятием «педагогическая коммуникация».
Согласно мнению С. Л. Троянской, педагогическая коммуникация представляет собой организацию образовательного процесса как формы общения, сотрудничества и взаимодействия, которое включает восприятие, обработку и передачу информации, а также личные смыслы и ценностные отношения. В контексте важности коммуникации коммуникативные универсальные учебные действия разделены на три категории:
первая – коммуникация как кооперация, что подразумевает действия, направленные на совместное достижение целей;
вторая – коммуникация как взаимодействие, акцентирующая учет мнения другого;
третья – коммуникация как условие интериоризации, которая выступает в роли средства информирования.
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) считается важным аспектом, определяющим успешность младших школьников в общении. В научной работе И. А. Гришановой выделены следующие показатели коммуникативной успешности:
- когнитивный – умение выявлять собственные трудности в области коммуникации;
- поведенческий – способность контролировать свое поведение для создания позитивной атмосферы общения;
- эмотивный – умение управлять своим эмоциональным состоянием.
Таким образом, высокий уровень развитости коммуникативных УУД позволяет детям эффективно справляться с образовательными задачами, планировать и организовывать взаимодействие с ровесниками и взрослыми, что в свою очередь способствует успешному развитию личности ребенка.
Фрагмент для ознакомления
3
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., № 1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
Абрамова Л. В., Слепцова И. Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников (6-7 лет) ФГОС. ФОП Мозайка — синтез, 2020.
Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. / Е.Е. Алексеева — М.: Юрайт, 2020. — 196 с.
Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства. / В.Н. Белкина — М.: Юрайт, 2020. — 171 с.
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — СПб.: Питер, 2012. — 468 с.
Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. / Л.Р. Болотина — М.: Юрайт, 2020. — 219 с.
Бурмистрова, Е. А. Растем с дошкольником: воспитание детей от 3 до 7 лет/ Е. А. Бурмистрова — М.: ДАРЪ, 2017. — 384 c.
Венгер А., Цукерман Г. Психологическое обследование детей– Litres, 2022., - 179 с.
Воробьева О. Я. Коммуникативные технологии в дошкольных учреждениях / О.Я. Воробьева. —М.: Учитель, 2019. - 144 c
Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. М.: Смысл, 2004. —512 с.
Галигузова Л. Н. Дошкольная педагогика / Л.И. Галигузова — М.: Юрайт, 2020. — 254 с.
Ежкова Н. С. Дошкольная педагогика. /Н.С. Ежкова — М.: Юрайт, 2020. — 184 с.
Жуков Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. — М.: Изд-во Московского университета, 2020. – 104 с.
Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. М.: Просвещение.2011. – 243с.
Зимняя И.А., Мазаева И.А., Лаптева М.Д., Коммуникативная компетентность, речевая деятельность, вербальное общение, — Москва 2020. — 400 с.
Каган М. С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. / М.С. Каган — М.: Политиздат, 2018. — 319 с
Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. — Москва, 2011. – 237 с.
Леонтьев А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / А. Н. Леонтьев. – СПб.: Питер, 2015. – 426 с.
Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина; под ред. А. Г. Рузской. – СПб.: Питер, 2010. – 410 с.
Маханева М. Д. Индивидуальный подход к ребенку в ДОУ. Организационно-методический аспект / М. Д. Маханева. — М.: Сфера, 2016. — 154 c.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2002. – 720 с.
Ушакова О.С. Закономерности овладения родным языком: развитие языковых и коммуникативных способностей в дошкольном детстве. / О.С. Ушакова – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 112с.
Эльконин Д.Б. Игра и психическое развитие ребенка дошкольника. / Д.Б. Эльконин – М.: Просвещение, 2011. – Глава VI. – 384с.
Виноградова Н.А. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. — М.: Юрайт, 2013. — 510 c.
Габова М. А. Теоретические основы дошкольного образования: развитие пространственного мышления и графических умений: учеб. пособие для СПО / М. А. Габова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2017. — 151 с.
Гонина О. О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. О. Гонина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 425 с.
Ковальчук Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. Пособие для воспитателя детского сада / Я. И. Ковальчук. — М.: Просвещение, 2019. — 112 c.
Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. /Е.О. Смирнова – М.: Просвещение, 2000. – 202с.
Гонохова, Т. А. Формирование коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста / Т. А. Гонохова, Г. Ж Солтанова // В сборнике: Оценка качества образования: опыт, проблемы, перспективы сборник научных трудов. – 2015. – С. 96-100.
Максимова А. А. Развитие коммуникативных умений в сюжетно-ролевых играх //Начальная школа плюс До и После. – 2021. – №. 1. – С. 3-7.
Шабалина Н. В. Методика Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» в развитии навыков коммуникативного общения детей старших дошкольников /Н.В. Шабалина // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2017. №1. - 42 с.