Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Сфера каждой независимой науки должна характеризо-ваться наличием как общенаучных понятий и категорий, так и собственных особых категорий, конечное число которых невозможно точно определить заранее.
Принципы права играют особую роль, если их сравнить с принципами, свойственными любому явлению. Причина кроется в том, что закон, который составляет основу для формирования общественных отношений, и который является регулятором принципов права, постоянно меняется, требует посто-янного совершенствования, в связи с чем его значение трудно переоценить.
По причине отсутствия в праве социального обеспечения единого ко-дифицированного нормативного акта, принципы данной отрасли права не получили своего юридического закрепления. Тем не менее, дискуссия о принципах в праве социального обеспечения ведется не первый год, и неод-нократно предпринимались попытки создания модели принципов.
Вопрос о принципах в праве социального обеспечения продолжает оставаться дискуссионным несмотря на то, что принципы раскрывают сущ-ность отрасли, являются ее правовой и идеологической основой. Тот факт, что они не закреплены в нормативном акте, свидетельствует об отсутствии единого подхода к их пониманию.
Несмотря на то, что в науке права социального обеспечения отсутству-ет единое мнение о ее принципах, в научной литературе данный вопрос под-нимался неоднократно.
На наш взгляд, одной из серьезных проблем, связанных с противоре-чием в определении принципов права социального обеспечения, является тот факт, что общественные отношения, регулируемые этой отраслью права, са-ми по себе весьма сложны и разнообразны. Отношения в сфере социального обеспечения, возникают на практике в случаях, когда граждане находятся в неблагоприятной для них ситуации, имеют материальные потери в виде убытков, либо в виде уменьшения своих доходов. Неблагоприятной считает-ся также ситуация, когда по независящим от них обстоятельствам происходит увеличения расходов. Среди всех граждан, оказавшихся в неблагоприятной ситуации, необходимо выделять тех, кто имеет право на социальное обеспе-чение. Изучение различных аспектов, касающихся вопросов социальной за-щиты приводит к выводу, о неоднородности правоотношений, поэтому необходимо при предоставлении социальной защиты отличать их от иных, но родственных отношений. Например, добровольное социальное страхова-ние носит гражданский характер, а его положения при этом являются соци-альными и правовыми. Компенсационные выплаты как понятие, как право-вая категория используются не только в праве социального обеспечения, но и в трудовом праве. Таким образом, следует проводить отграничения не толь-ко внутри права социального обеспечения, но и отграничиваться от анало-гичных понятий другой отрасли права.
Объект исследований представляет собой реально существующие об-щественные отношения, возникающие в праве социального обеспечения.
Предмет работы – это положения законодательных актов Российской Федерации, которые призваны регулировать принципы права социального обеспечения.
Цель исследования - проведение комплексного анализа принципов пра-ва социального обеспечения.
В соответствии с поставленной целью, для успешного ее достижения были выдвинуты следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие принципов права социального обеспечения.
2. Проанализировать классификация принципов права социального обеспечения.
3. Раскрыть принцип справедливости в праве социального обеспечения.
4. Изучить принцип равенства в праве социального обеспечения.
5. Проанализировать принцип многообразия видов социального обес-печения.
Теоретическая база работы – статьи, монографии, иные работы раз-личных исследователей и ученых по вопросам, являющимся предметом настоящего исследования. Так, в процессе написания данной работы привле-кались труды таких авторов, как В.Н. Келасьев, О.В. Кузнецова, М.И. Лепи-хов, Т. В. Лодкина, К.Н. Новикова, А.Н. Савинов, И.А. Волков, С.И. Кобзе-ва, О.В. Кузнецова, А.М. Лушников, Н.Л. Лютов, Р.А. Митрофанов, П.А. Михайлюк, К.Н. Новикова, Т.А. Пахалина и других.
Методологическую базу составляют общие принципы и методы науч-ного познания, относящиеся к исследовательскому аппарату гуманитарных наук. Они включают основные принципы диалектики – развития и историз-ма; общенаучные подходы – системный, генетический; методы анализа и син-теза, индукции и дедукции. При изучении проблематики работы автор опи-рался на специальные методы: формально-юридический, и другие. В работе использованы в комплексном сочетании методологические средства, идеи и концепции, разработанные в современном праве.
Структура работы определяется целями, задачами и логикой исследо-вания. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использо-ванной литературы.
Глава 1. Теоретический анализ принципов права социального обеспечения
1.1. Понятие принципов права социального обеспечения
Одним из ведущих прав человека и гражданина в социально-экономической сфере можно назвать право на социальное обеспечение. В со-держание этого права включена возможность граждан иметь обеспечение, если вырастет уровень безработицы, если человек потеряет кормильца или наступит старость. В это право также включены другие случаи утраты средств к существованию по обстоятельствам, которые не зависят от воли граждан. Материнство, отцовство и детство дают право гражданам на под-держку от государства. В качестве примера можно привести материнский капитал.
Это достаточно действенная мера социальной поддержки семей с деть-ми. Такой стимул материального характера будет и в дальнейшем способ-ствовать улучшению демографической обстановки в России .
В юридической науке правовые принципы рассматриваются как за-крепленные на нормативном уровне ведущие идеи, в соответствии с которы-ми реализуется развитие правовой системы. В правовых принципах закреп-лены основные свойства правовой системы, а также определены ведущие век-торы развития .
Принципы любой отрасли права представляют собой «дух закона», направляющий свою сущность во все сферы конкретных правоотношений. Конституция РФ, являясь гарантом социальной защиты граждан, закрепила общие меры по ее реализации. Однако нередки необоснованные прецеденты нарушения прав граждан в сфере социального обеспечения, которые никак не согласуются с соответствующими принципами. Кроме того, п. ж ч. 1 ст. 72 Конституции РФ отнес социальную защиту, включая социальное обеспече-ние, к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, однако, несмотря на это, возникают противоречия между федеральным и ре-гиональным законодательством. Во многом это обусловлено отсутствием конкретизированного перечня принципов социального обеспечения в едином нормативно-правовом акте. На данный момент законодательство о социаль-ном обеспечении еще не кодифицировано, что оставляет открытым вопрос о том, на каких основных принципах оно будет строиться.
В словаре Ожегова С.И. принцип - основное, исходное положение ка-кой-н. теории, учения, мировоззрения, теоретической программы. В толко-вом словаре Ушакова Д.Н. принцип - основное начало, на котором построе-но что-нибудь (какая-нибудь научная система, теория, политика, устройство и т.п.); убеждение, точка зрения, правило поведения .
Таким образом, этимологическое значение связывает принципы с фун-даментальностью, а также с закрепленным правилом поведения, что верно, так как принципы помогают действовать единообразно.
Н.И. Матузов и А.В. Малько под принципами права понимают «основ-ные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора» .
В науке нет единства относительно понятия принципов права социаль-ного обеспечения, ввиду соответствующих различий в понимании как самого термина «социальное обеспечение», так и видов принципов.
Как указывает Г.Д. Долженкова, принципы права социального обеспе-чения отражают объективно сложившиеся закономерности развития обще-ства, состояние экономики, вытекают из содержания социальной политики государства в сфере материального обеспечения нетрудоспособных граждан, дают обобщенную характеристику отрасли .
На наш взгляд, данная характеристика сущности принципов рассмат-риваемой отрасли права неоправданно сужает круг субъектов социального обеспечения: кроме нетрудоспособных граждан ими могут быть и трудоспо-собные, которым требуется бесплатная медицинская помощь; малоимущие, не теряющие своей способности к осуществлению трудовой функции.
Э. М. Филиппова считает, что принципы права социального обеспече-ния – «законодательно закрепленные руководящие начала, выражающие де-ятельность государства в вопросах социального обеспечения в отношении социально уязвимых слоев населения» .
Данная формулировка также не отражает всю полноту регулируемых принципами общественных отношений. На данном этапе использование сло-ва «законодательно» не совсем верно, так как в отдельных нормативно-правовых актах закреплены лишь внутриотраслевые принципы.
Под принципами права в социальном обеспечении понимаются главные идеи, выражающие стержень, характерные для правовых норм особенности, а также общее направление развития правовых норм в области социального обеспечения.
В современной науке имеются разные подходы к пониманию принци-пов права. Одни исследователи вкладывают в понимание принципов непо-средственно сами нормы права. Эти нормы права закрепляют в социальном обеспечении основу правового регулирования граждан в социальной сфере .
Большая часть исследователей считает, что под указанными принципа-ми нужно понимать основы, выражающие суть ном права в социальной сфе-ре относительно регулирования правовых отношений граждан. Указанная точка зрения акцентирует внимание на то, что в самих принципах содержатся основные категории права в социальном обеспечении.
Ведущим принципом права в рассматриваемой нами сфере можно назвать всеобщность, суть которой заключается в том, что Конституция РФ предусматривает равные для всех граждан страны возможности получать различного рода выплаты или какие-либо услуги, если это будет необходи-мо.
Говоря о принципах, нельзя не упомянуть принцип дифференциации. Данный принцип касается разделения определенных условий нуждаемости, а также его уровня и обстоятельств, которые касаются конкретного случая и конкретного гражданина. Этот принцип связан с начислениями различного рода социальных выплат гражданам. Например, формирование условий для предоставления пенсионного обеспечения производится, принимая во внима-ние социальный статус гражданина. При этом учитывается его вклад в фор-мировании будущей пенсии.
Не последним в списке принципов рассматриваемой нами сферы права можно указать на принцип гарантированности защиты со стороны государ-ства всех граждан нашей страны. Указанная гарантированность связана кон-ституционными нормами. В этих нормах закреплена обязанность государ-ства по защите прав своих граждан, которые должны иметь возможность на социальные выплаты в случае, если этот будут необходимым.
Разнообразие видов социального обеспечения – следующий в списке рассматриваемых нами принципов в праве социального обеспечения. Суть указанного принципа заключается в том, что граждане имеют возможность получения оказываемой им помощи непосредственно в денежной форме.
Таким образом, предлагаем следующее определение принципов права социального обеспечения: это основополагающие идеи, непосредственно за-крепленные в нормативно-правовых актах о социальном обеспечении либо которые возможно вывести из их содержания, которыми должно руковод-ствоваться государство при проведении социально-экономических меропри-ятий по обеспечению престарелых, нетрудоспособных, инвалидов, семей с детьми и других категорий граждан при наступлении ситуации социального риска. Данное определение подчеркивает алиментарный характер обеспече-ния, учитывает разнообразие категорий нуждающихся в защите граждан, подчеркивает необходимость учитывать соответствующие принципы госу-дарством, что должно быть незыблемо. Кроме того, соответствует точке зре-ния, согласно которой определять принципы как идеи нельзя, так как они существуют независимо от воплощения в нормах права, а правовые принци-пы либо непосредственно закрепляются в правовых нормах, либо следуют из их содержания.
В процессе изучения нормативно-правовых актов относительно соци-ального обеспечения была выявлена проблема. Суть ее заключается в том, что рассматриваемые нами принципы не нашли свое закрепление в каких-либо нормативно-правовых документах. Стоит полагать, что если бы рас-сматриваемые принципы нашли свое отражение в закреплении на уровне за-конодательства, то это дало бы возможность для формирования определен-ной базы, посредством которой имелась бы возможность построить иного рода нормы в рассматриваемой нами отрасли права.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосо-ванием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общерос-сийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассам-блеей ООН 10.12.1948) // "Российская газета", N 67, 05.04.1995.
3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пле-нарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // "Ведомости Верховного Совета СССР", 28.04.1976, N 17, ст. 291.
4. Европейская социальная хартия (пересмотренная) (принята в г. Страсбурге 03.05.1996) // "Бюллетень международных договоров", 2010, N 4, апрель, с. 17 - 67.
5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
6. Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об основах обязательного социального страхования" // "Собрание законодательства РФ", 19.07.1999, N 29, ст. 3686.
7. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 13.07.2024) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федера-ции" // "Собрание законодательства РФ", 17.12.2001, N 51, ст. 4831.
8. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024) // "Собрание законодательства РФ", 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598.
9. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 13.07.2024) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федера-ции" // "Собрание законодательства РФ", 17.12.2001, N 51, ст. 4831.
10. Закон Ивановской области от 21.12.2004 г. № 177-ОЗ «О пособии на ребенка в Ивановской области» // СПС КонсультантПлюс.
11. Александрова, А. В. Принципы права социального обеспечения: теория и практика применения в Российской Федерации // Принци-пы и ценности в праве: доктрина, правотворчество, реализация. – Калининград: Балтийский федеральный университет имени Имма-нуила Канта, 2020. – С. 169-177.
12. Общая теория государства и права: академический курс: учебник для вузов / под ред. М. Н. Марченко. – СПб.: Логос, 2019. Т. 2. – 349 с.
13. Право социального обеспечения. Общая часть: учебник / коллектив авторов; под ред. М.О. Буяновой. — Москва: КНОРУС, 2021. — 224 с.
14. Клименко А.В. Пенсионная система России и зарубежных госу-дарств: сравнительно-правовой анализ // Молодой ученый. - 2020. - №12. - С. 406.
15. Кондакова Н.А. Современная социальная поддержка семей с детьми // Проблемы развития территории. 2020. №3 (77). С.144.
16. Спицына А.О. Защита материнства, отцовства и детства как соци-ального института: проблемы и перспективы // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, прак-тика. 2020. № 27. С.102.
17. Сапожникова, Н. И. Реализация принципа социальной справедливо-сти при назначении пенсии по старости // Итоги научно-исследовательской работы за 2021 год. – Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, 2022. – С. 763–766.
18. Теория государства и права : учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько. – 5-е изд. – М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019. – 528 с.
19. Хохлов, И. А. Понятие и принципы права социального обеспечения в России // Юридический аналитический журнал. – 2020. – Т. 15. – № 1. – С. 65-66
20. Яковлев А.А. Социальное обеспечение. – М.: Юрайт, 2021. С.31.