Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Логический анализ проясняет содержание всех понятий, поскольку именно неточное толкование и непонимание слов приводит к логическим и истинностным ошибкам. Без этого производственный логический анализ невозможен.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В РЕДАКТОРСКОЙ РАБОТЕ
1.1 Сущность логического анализа в редакторской работе
При анализе содержания литературных произведений используются формально-логические законы. Последнее обусловлено тем, что правильные логические связи присущи здоровому мышлению. В редакторской работе этот процесс необходимо контролировать [5].
При изучении содержания произведения целью логического анализа является его изучение, оценка и поиск путей улучшения. В этом случае мыслительный процесс представлен в строго упорядоченной форме.
В самом общем виде природа мышления выражается четырьмя логическими законами: тождества, противоречия, исключения и полной рациональности. Эти законы определяют существенную внутреннюю связь между понятиями, явлениями, процессами и событиями и они также определяют внутреннюю связь между всеми фактами, отражаемыми в нашем мышлении.
Каждая идея в процессе рассуждения должна совпадать с собственной. Два несовместимых суждения не могут быть истинными одновременно, по крайней мере, одно из них должно быть ложным. Два противоречивых суждения не могут быть ложными одновременно, одно из них должно быть истинным. Любая идея верна, если она имеет под собой достаточную основу.
Важно объективно определять одни и те же вещи, различать объективно разные вещи, не заменять мысли, высказанные в процессе рассуждения, другими мыслями, последовательно излагать мысли. Однако, несмотря на ясность и специфичность этих законов, они часто нарушаются, о чем свидетельствует редакционная практика.
Применение законов логики позволяет избежать конфликтов с автором. Например, если это нарушает языковые и стилевые нормы и правила, то обычно прибегают к соответствующим справочным изданиям. Что касается логических ошибок и погрешностей, апеллирующих к здравому смыслу, то в основном субъективные взгляды редакторов и авторов могут отличаться. Следовательно, в этом случае создаются условия для конфликта. Решение проблемных ситуаций может быть основано только на законах логики.
С учетом требований законов логики выявление и устранение логических ошибок и связанных с ними фактических дефектов, а также анализ содержания произведения являются одним из этапов оригинальной работы автора. На следующем этапе редакторы сталкиваются с не менее сложной задачей: проанализировать и оценить содержание работы с точки зрения соответствия между смысловой организацией фактического материала и темой, рассматриваемой в работе, типом литературы, типом произведения, целью публикации и ориентация на читателя [4].
Логический анализ включает в себя выявление и устранение ошибок, а также оценку контента с целью поиска его наилучшей логической организации на основе характеристик работы и публикаций.
В процессе чтения редактор должен выявить логические связи между понятиями и фактами, а затем проверить обоснованность этих связей. Логическая связь между понятиями и суждениями может быть выражена в тексте вербально (сочленение, слитные слова, индексированные слова, слова, устанавливающие частичный порядок и т.д.) или по времени.
В данном случае логическая связь раскрывает духовную направленность этих слов и знаков препинания. Такого рода действия не вызовут затруднений, но на текст следует отреагировать соответствующим образом, чтобы эти слова и знаки не только не остались при чтении без внимания, но, наоборот, стали объектом повышенного внимания, поскольку истинная логическая связь между фактами может не совпадать с их названиями в тексте.
Логическая связь между понятиями и суждениями может быть не выражена вербально. В этом случае она устанавливается путем понимания содержания суждений, а не путем целенаправленных установок.
1.2 Работа редактора над логическим анализом рукописи
Редактирование - это один из основных способов и средств осуществления редакторской и творческой деятельности. Основной задачей редактирования является устранение ошибок, оставленных автором после завершения работы, неточностей в языке и стиле, а также ошибок в использовании фактических материалов; достижение ясности и разборчивости композиционной структуры рукописи; осуществление ее редактирования и технологии [6].
Практика показала, что существуют некоторые правила редактирования исправлений в тексте. Они заключаются в следующем:
1. Исправление корректно только в том случае, если его необходимость может быть доказана аргументами профессионального уровня. Недопустимо просить автора вычитывать рукопись только потому, что редактору что-то «не нравится».
2. Исправление должно быть как можно более «одномоментным», то есть при исправлении рукописи следует приложить усилия для устранения всех, даже самых незначительных, замеченных дефектов (или, по крайней мере, для их устранения). Есть и другая точка зрения на эту тему: редактирование может проходить в несколько этапов, шаг за шагом, но при такой организации трудно соблюсти единство требований к разным частям рукописи при доработке рукописи, и сложнее противоречить тексту.
3. Все исправления в рукописи должны быть сделаны самым тщательным образом, они должны быть легко читаемы и занимать как можно меньше места на странице, что способствует работе корректоров и машинисток.
2. ОЦЕНКА ЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В СТРУКТУРЕ РЕДАКТОРСКОГО АНАЛИЗА: МЫСЛИ И МНЕНИЯ
2.1 Оценка навыков логического анализа в структуре редакторского анализа
Одним из условий успешной работы по редактированию является цель, задача, поставленная самим редактором: например, обратить внимание на соответствие между композицией произведения, лирическими отступлениями, описанием исторических событий [7].
Однако будущие версии могут содержать, помимо текста, другие элементы: иллюстрации, справочные материалы. Тщательное отношение к анализу взаимосвязей всех перечисленных частей и компонентов в будущих публикациях - главная задача редактора.
Другими словами, осознанный прием в экспертной редакторской деятельности должен стать привычным навыком. Это позволяет читать текст с присущим ему автоматическим отношением, выявляя многочисленные взаимосвязи всех аспектов своей работы, с критической настороженностью, постоянными ожиданиями и даже ложными предчувствиями.
Понимание намерений автора.
Редакторы часто связывают идеи с замыслами, темой работы и формулируют их в виде статей. Однако художественный замысел гораздо сложнее. Л.Н. Толстой определял искусство как человеческую деятельность. Когда человек сознательно передает свои собственные чувства другим с помощью художественных средств, другие будут заражаться этими чувствами и переживать их. Поэтому поэтический замысел воплощен во всей структуре произведения, он реализуется в художественном образе, он основан на ассоциативной, эмоциональной оценке образа, он воспринимается читателем «между строк». Эта идея появляется у писателей, как правило, в виде специфических чувственных образов.
2.2 Оценка содержания на основе логического анализа в структуре редакторского анализа
После анализа фактических материалов литературных произведений следует охарактеризовать и оценить развитие темы, чтобы определить ее актуальность, оригинальность и соответствие типу и разновидности публикации.
Актуальность произведений определяется социальными потребностями общества, потребностями читателей и моральными ценностями людей. Оригинальность произведения связана с собственными материалами автора.
Поскольку литературные произведения являются результатом творческой работы автора, степень оригинальности обусловлена проявлением авторского «я» в литературных произведениях.
Работа также рассматривается с точки зрения полноты раскрытия темы в рамках целесообразного, возможного и планируемого. Соответствующий объем максимально соответствует конкретному развитию темы, характеристикам произведения (литературный тип, жанр, авторский замысел) и публикации (цель, ориентация читателя и характер информации).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По завершении работы приведем следующие выводы:
Логический анализ включает в себя выявление и устранение ошибок, а также оценку контента с целью поиска его наилучшей логической организации на основе характеристик работы и публикаций.