Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современные реалии характеризуются повышенным вниманием к вопросам организации качественного сервисного обслуживания пассажиров, в том числе детей, при перевозке автомобильным транспортом, что обусловлено рядом факторов, среди которых можно выделить растущие требования потребителей к уровню комфорта и безопасности поездок, а также необходимость обеспечения надлежащих условий для перевозки особо уязвимых категорий пассажиров, к которым относятся дети.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СЕРВИСНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДЕТЕЙ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ
1.1. Особенности организации сервисного обслуживания детей при перевозке автомобильным транспортом
Организация сервисного обслуживания детей при перевозке автомобильным транспортом имеет ряд особенностей, обусловленных спецификой потребностей данной категории пассажиров и их родителей.
Дети, в силу своего возраста и физиологических особенностей, предъявляют повышенные требования к комфорту, безопасности и организации перевозочного процесса.
Ключевыми потребностями детей-пассажиров являются [8, с. 124-125]:
- обеспечение безопасности поездки, в том числе использование специального оборудования (детские удерживающие устройства, ремни безопасности и т.д.);
- создание комфортных условий для поездки (наличие места для отдыха, игровых зон, возможность принятия пищи и т.д.);
- организация досуга и развлечений в пути (наличие игрушек, книг, аудио- и видеоматериалов и т.д.);
- оказание при необходимости медицинской помощи.
Родители детей-пассажиров, в свою очередь, предъявляют к перевозчикам следующие основные требования [8, с. 126-127]:
- обеспечение безопасности перевозки, в том числе соблюдение установленных правил и нормативов;
- создание комфортных условий для ребенка в пути следования;
- наличие квалифицированного персонала, способного оказать необходимую помощь и поддержку;
- информационная открытость и прозрачность перевозочного процесса;
- возможность оперативного реагирования на нештатные ситуации.
Организация сервисного обслуживания детей при перевозке автомобильным транспортом включает в себя комплекс взаимосвязанных элементов, направленных на удовлетворение специфических потребностей данной категории пассажиров и их родителей.
Одним из ключевых элементов сервисного обслуживания детей является обеспечение их безопасности на всех этапах перевозки, что предполагает:
- использование специального оборудования (детские удерживающие устройства, ремни безопасности и т.д.);
- соблюдение установленных правил и нормативов;
- наличие квалифицированного персонала, способного оказать необходимую помощь в нештатных ситуациях [6, с. 87-88].
1.2. Нормативно-правовое регулирование перевозки детей автомобильным транспортом
Правовое регулирование перевозки детей автомобильным транспортом в РФ осуществляется на основе комплекса нормативно-правовых актов различного уровня.
Ключевым документом, определяющим основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, является Конституция РФ [1].
Статья 38 Конституции РФ закрепляет, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства, что является важной гарантией обеспечения безопасности детей, в том числе при их перевозке.
Базовым федеральным законом, регулирующим вопросы безопасности дорожного движения, является Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» [2], определяющий правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории РФ.
Статья 20 Закона устанавливает особые требования к обеспечению безопасности при организации перевозок детей, в том числе запрет на перевозку детей в ночное время, ограничение скоростного режима, необходимость использования детских удерживающих устройств и т.д. [2, с. 12].
Важное значение для регулирования перевозки детей автомобильным транспортом имеет Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ [3].
Устав определяет правовые, экономические и организационные основы деятельности автомобильного и городского наземного электрического транспорта.
1.3. Зарубежный опыт организации сервисного обслуживания детей при перевозке автомобильным транспортом
Зарубежный, в частности европейский, опыт организации сервисного обслуживания детей при перевозке автомобильным транспортом представляет значительный интерес для изучения и возможной адаптации к российским условиям.
Одной из ключевых особенностей организации сервисного обслуживания детей в странах Европы является высокий уровень нормативно-правового регулирования данной сферы.
В Европейском Союзе действует ряд директив и регламентов, устанавливающих единые требования к обеспечению безопасности при перевозке детей автомобильным транспортом [9, с. 56-57].
Данные нормативные акты регламентируют использование специального оборудования, квалификацию водителей, а также порядок организации перевозок организованных групп детей.
Важной особенностью европейского подхода является также акцент на создании комфортных условий для детей-пассажиров.
Во многих странах Европы организуется горячее питание для детей в пути следования
Значительное внимание в Европе уделяется вопросам информационной открытости и прозрачности перевозочного процесса.
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ СЕРВИСНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДЕТЕЙ НА ВСЕХ ЭТАПАХ ПЕРЕВОЗКИ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ НА ПРИМЕРЕ ГУП «МОСГОРТРАНС» МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВТОВОКЗАЛ «СЕВЕРНЫЕ ВОРОТА»
2.1. Общая характеристика предприятия
ГУП «Мосгортранс» является крупнейшим городским пассажирским перевозчиком Москвы, осуществляющим свою деятельность с 1933 года.
Предприятие эксплуатирует разветвленную сеть автобусных, троллейбусных и трамвайных маршрутов, обеспечивая ежедневную перевозку более 4 млн пассажиров.
В состав ГУП «Мосгортранс» входит Международный автовокзал «Северные ворота», который является одним из крупнейших автовокзалов России, обслуживающих междугородние и международные автобусные маршруты [14].
Международный автовокзал «Северные ворота» расположен на севере Москвы и обеспечивает перевозку пассажиров по более чем 200 междугородним и международным маршрутам.
Ежедневно через автовокзал проходит около 20 тыс. пассажиров, в том числе значительное число детей, совершающих поездки в сопровождении родителей или организованными группами.
Автовокзал оснащен современной инфраструктурой, включающей в себя пассажирские терминалы, зоны ожидания, пункты питания и торговли, а также специализированные помещения для отдыха и обслуживания детей [15].
Деятельность ГУП «Мосгортранс» и Международного автовокзала «Северные ворота» регулируется комплексом нормативно-правовых актов, включая:
- Федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»;
- Правила дорожного движения, а также ведомственные приказы и распоряжения.
2.2. Анализ организации сервисного обслуживания детей на всех этапах перевозки автомобильным транспортом
Организация сервисного обслуживания детей при перевозке автомобильным транспортом на примере ГУП «Мосгортранс» Международный автовокзал «Северные ворота» включает в себя комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности, комфорта и удовлетворенности данной категории пассажиров.
На этапе посадки детей в автобусы особое внимание уделяется использованию специального оборудования, в том числе детских удерживающих устройств.
2.3. Оценка эффективности в системе управления персоналом организации
В рамках оценки эффективности системы управления персоналом ГУП «Мосгортранс» Международный автовокзал «Северные ворота» проведем комплексный анализ ключевых показателей движения рабочей силы за отчетный период, который позволит выявить тенденции в кадровой политике организации и оценить стабильность трудового коллектива.
Начнем с расчета среднесписочной численности работников за отчетный год.
Помесячная численность сотрудников выглядела следующим образом: январь – 520, февраль – 518, март – 525, апрель – 530, май – 535, июнь – 540, июль – 545, август – 550, сентябрь – 548, октябрь – 545, ноябрь - 542, декабрь – 540.
Суммируя эти значения и разделив на 12 месяцев, получаем:
Среднесписочная численность = (520 + 518 + 525 + 530 + 535 + 540 + 545 + 550 + 548 + 545 + 542 + 540) / 12 = 536,5 человек
Теперь перейдем к расчету коэффициентов, характеризующих движение рабочей силы.
За отчетный период было принято 85 новых сотрудников, уволено 65 человек, из которых 40 ушли по собственному желанию или за нарушение трудовой дисциплины.
2.4. Разработка мероприятий по совершенствованию организации сервисного обслуживания детей на всех этапах перевозки автомобильным транспортом
Несмотря на достигнутые положительные результаты, в организации сервисного обслуживания детей на всех этапах перевозки автомобильным транспортом на примере организации можно выделить ряд направлений для дальнейшего совершенствования.
Одним из ключевых направлений является повышение уровня безопасности перевозок.
Несмотря на соблюдение действующих нормативных требований, целесообразно рассмотреть возможность внедрения дополнительных мер, таких как установка систем видеонаблюдения в салонах автобусов, оснащение транспортных средств системами экстренного торможения и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование организации сервисного обслуживания детей на всех этапах перевозки автомобильным транспортом на примере предприятия позволяет сделать ряд важных выводов.
В теоретической части работы был проведен всесторонний анализ нормативно-правового регулирования перевозки детей автомобильным транспортом в РФ.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации (принята референдумом 12.12.93).
2. Федеральный закон от 10.12.95 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
3. Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
4. Постановление Правительства РФ от 23.10.93 N 1090 «О правилах дорожного движения».
5. Аникин Б.А. Логистика и управление цепями поставок: учебник и практикум для академического бакалавриата / Б.А. Аникин, Т.А. Родкина. – М.: Юрайт, 2019. – 389 с.
6. Горев А.Э. Организация автомобильных перевозок и безопасность движения: учебное пособие / А.Э. Горев. – М.: Академия, 2018. – 256 с.
7. Лукинский В.С. Логистика и управление цепями поставок: учебник и практикум для академического бакалавриата / В.С. Лукинский, В.В. Лукинский, Н.Г. Плетнева. – М.: Юрайт, 2019. – 359 с.
8. Иванова, Е. А. Система управления качеством транспортного обслуживания пассажиров / Е. А. Иванова. – Москва: Издательство «Известия», 2018. – 250 с.
9. Карпова, Н. А. Правовое регулирование пассажирских перевозок автомобильным транспортом / Н. А. Карпова, С. Е. Туркулец // Право и правопорядок в фокусе научных исследований: Сборник научных трудов. Том Выпуск 4. – Хабаровск: Дальневосточный государственный университет путей сообщения, 2023. – С. 105-112.
10. Матанцева, О. Ю. Перевозки пассажиров транспортом общего пользования: основные экономические проблемы и пути их решения / О. Ю. Матанцева, А. К. Аредова // Транспорт Российской Федерации. – 2018. – № 2(75). – С. 65-69.
11. Махарадзе, Н. С. Актуальные проблемы организованной перевозки детей / Н. С. Махарадзе, Е. В. Михоношина // Science Time. – 2019. – № 2(62). – С. 15-17.
12. Развитие теории и практики автомобильных перевозок, транспортной логистики: сборник научных трудов кафедры «Организация перевозок и управление на транспорте» в рамках Международной научно-практической конференции, Омск, 07–09 декабря 2016 года / Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ). – Омск: Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ), 2016. – 362 с.
13. Янучкова О. Е., Янучков М. Р., Якунина Н. В. Организация процесса пассажирских перевозок детей автомобильным транспортом (автобусами) в междугородном сообщении с учетом возрастных особенностей // Вестник СибАДИ. – 2019. – №3 (67).
14. Официальный сайт ГУП «Мосгортранс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mosgortrans.ru/ (дата обращения: 24.10.2024).
15. Официальный сайт Международного автовокзала «Северные ворота» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://severnye-vorota.ru/ (дата обращения: 24.10.2024).
16. Статистические данные Росстата [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 24.10.2024).