Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность рассмотрения данной темы обусловлена совокупностью следующих факторов.
Во-первых, процесс реализации ФГОС ДО протекает на фоне постепенного увеличения числа случаев нарушения речи у дошкольников. В связи с этим весьма значимым, актуальным и востребованным в настоящее время становится применение средств и технологий эффективной логопедической работы в ДОУ в группах компенсирующей направленности с детьми, которым была поставлена задержка психического развития (далее по тексту ЗПР).
Во-вторых, у дошкольников с ЗПР нарушения звуковой стороны речи выступает в качестве наиболее распространенных речевых расстройств и находят свое проявление чаще всего в дефектах звукопроизношения, а также тех или иных искажениях звукослоговой структуры слова.
В-третьих, артикуляционная гимнастика в настоящее время занимает одно из ведущих мест в преодолении дефектов звукопроизношению у дошкольников с ЗПР.
Таким образом, значимость правильного звукопроизношения для успешного всестороннего развития ребенка, нередкое нарушение звукопроизношения у дошкольников с ЗПР, а также широкие возможности в его преодолении артикуляционной гимнастики – все это в совокупности делает рассмотрение темы «Развитие звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством артикуляционной гимнастики» актуальным.
Цель исследования – рассмотреть развитие звукопроизношения у старших дошкольников с задержкой психического развития с помощью артикуляционной гимнастики.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие и сущность звукопроизношения;
- раскрыть особенности и проблемы звукопроизношения у дошкольников с задержкой психического развития;
- охарактеризовать артикуляционную гимнастику как средство совершенствования звукопроизношения;
- диагностическим путем выявить актуальный уровень развития звукопроизношения у старших дошкольников с ЗПР;
- разработать практические рекомендации по применению артикуляционной гимнастики для совершенствования звукопроизношения у старших дошкольников с ЗПР.
Объект исследования – звукопроизношение дошкольников с ЗПР.
Предмет исследования – развитие звукопроизношения у старших дошкольников с задержкой психического развития с помощью артикуляционной гимнастики.
Теоретическую основу работы составили труды Е.С. Анищенковой, В.И. Бельтюкова, Н.С. Варенцовой, И.А. Волошиной, Т.А. Воробьевой, Н.В. Дуровой, С.В. Коноваленко, Е.В. Мальцевой, Р.И. Лалаевой, М.Ф. Фомичевой, С.Г. Шевченко и др.
Методами исследования стали: метод анализ публикаций по теме исследования, метод синтеза и сравнения. При этом изучение артикуляционной и мимической моторики дошкольников с ЗПР осуществлялось на основе методических разработок М.В. Серебровской, Г.А. Волковой, Н.А. Чевелёвой, А.В. Ястребовой, Л.В. Лопатиной. Для проведения диагностики звукопроизношения использовался наглядный материал из логопедического альбома О.Б. Иншаковой. Также применялись по методическим рекомендациям речевой карты Н.М. Трубниковой.
Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка литературы.
Глава 1.Теоретические основы развития звукопроизношения у дошкольников с задержкой психического развития посредством артикуляционной гимнастики
1.1 Понятие и сущность звукопроизношения
Звукопроизношение можно определить в качестве процесса формирования речевых звуков, который осуществляется дыхательными, голосообразующими, а также звукообразующими отделами речевого аппарата при непосредственной регуляции со стороны ЦНС.
В этом отношении звукопроизношение В.И. Сенкевичем определяется как «отдельная звуковая система языка в целом, а также каждого в отдельности каждого звука». При этом названным исследователем речевые звуки обозначались в качестве основного вида так называемой «материи языка», так как «речь материальна и невозможна вне материи» [20, c. 37]. Между собой все звуки связаны; они изолировано не существуют и формируют собой единую иерархическую систему. В данную систему звуков включается множество элементов, однако в качестве основного выступает звук [24, c.8].
Исследователи В.И. Бельтюкова и А.И. Богомолова акцентируют внимание на том, что специфика акустических характеристик звуков неизменно определяется именно артикуляционными позициями. Данные авторы подчеркивают, что в артикуляции даже незначительное отклонение от нормы в конечном итоге приводит к нарушению звукопроизношения [5; 6].
С точки зрения Н.Ф. Фомичевой, понимание отличительных артикуляционных, а также акустических специфик звуков речи важно для эффективной организации работы по преодолению имеющих место нарушений звукового произношения [26].
Формирования звукопроизношения в рамках лингвистического аспекта раскрывается в работах В.И. Бельтюковой, Л.В. Бондарко, Е.Н. Винарской и некоторых других авторов.
Особую роль в звукопроизношении играет фонематическое восприятие, которое представляет собой способность индивида воспринимать звуковой состав слова. При этом именно фонематическое восприятие помогает понять, сколько в слове слогов, сколько в слове звуков, где какой звук находится. Кроме этого, сформированное фонематическое восприятие – это залог правильной слоговой структуры слов, четкого произнесения звуков, основа легкости овладения грамматическим строем языка. Также сформировавшееся фонематическое восприятие лежит в основе «четкого произношения, грамотной слоговой структуры слов, правильного проговаривания звуков, выступает в качестве начала легкого усвоения ребенком грамматического строя языка» [7, c. 41].
Фонема – это единица языка, выполняющая ряд важных функций в речи. Среди данных функций выделяются опознавательная (перцептивная) функция – опознание фонем, различительная (сигнификативная) функция – дифференциация фонем, разграничительная (делимитивная) функция – разграничение фонем и противопоставление по ряду признаков. К таким признакам относятся акустические и артикуляционные. В соответствии с этим фонемы включают в себя акустические и артикуляционные признаки, которые позволяют отграничить их от других, что важно для правильного звукопроизношения [4].
Фонематическая система – это совокупность фонем языка, в которой каждый звук отличается определенными «смыслоразличительными признаками» [14, c. 21]. Среди таких признаков выделяются глухость и звонкость, мягкость и твердость согласных звуков, способ и место образования звуков, участие нёбной занавески [13]. Если у звуков присутствует несколько различительных признаков, то они являются не близкими, далекими, не схожими между собой, что в свою очередь не приводит к нарушению их дифференциации. И наоборот, если звуки обладают сходными акустическими и артикуляционными признаками, то в речи они могут нарушаться, смешиваться, заменяться другими звуками, оппозиционно близкими.
Для различения звуков, близких по артикуляционным и акустическим признакам, необходимы фонематические процессы. К ним относятся фонематических слух, фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез, фонематические представления.
С точки зрения Л.Ф. Спировой в онтогенезе процесс формирования звукопроизношения осуществляется в следующих двух направлениях: 1) усвоение ребенком артикуляционных характеристик звуков, которые связаны с движением, а также расположением органов артикуляционного аппарата, значимых для произнесения звуков, а также усвоения системных признаков звуков, которые необходимы для их различения [22].
В целом процесс развития звукопроизносительной стороны речи выступает в качестве базовой задачи обучению языку. В процессе своего развития, а также участия в общении ребенок нередко сталкивается с проблемами фонетического и фонематического характера – это несоблюдением произносительных норм языка, смысловых и логических пауз, интонаций и акцентов. В том случае, если происходит нарушение системы фонетической регистрации языка, тогда частично либо даже полностью нарушается информационное содержание речи, то есть в общем речевом потоке речь ребенка распознаваться не будет.
Фрагмент для ознакомления
3
Акрушенко, А.В. Психология развития / А.В. Акрушенко, О.А. Ларина. – Москва: Эксмо, 2018. – 306 с. – Текст: непосредственный.
Анисимова, Ю.Н. Логопед и родители в процессе коррекции речевых нарушений: поиски эффективных форм взаимодействия / Ю.Н. Анисимова. – Текст: непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2015. – № 4. – С. 33-43.
Анищенкова, Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников / Е.С. Анищенкова. – Москва: АСТ, Астрель, 2010. – 577 c. – Текст: непосредственный.
Арушанова, А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника: сборник научных статей / А.Г. Арушанова. – Текст: непосредственный // Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников. – Москва: Ин-т нац. проблем образования МОРФ, 2017. – С.56-59.
Бельтюков, В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи / В.И. Бельтюков. – Москва: Педагогика, 2015. – 260 с. – Текст: непосредственный.
Богомолова, А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми / А.И. Богомолова. – Санкт-Петербург: Библиополис, 2016. – 190 с. – Текст: непосредственный.
Варенцова, Н.С. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Н.С. Варенцова, Е.В. Колесникова. – Москва, 2017. – 160 с. – Текст: непосредственный.
Волошина, И.А. Артикуляционная гимнастика / И.А. Волошина. – Москва: Детство-Пресс, 2018. – 344 c. – Текст: непосредственный.
Воробьева, Т.А. Артикуляционная гимнастика / Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. – Москва: Литера, 2016. – 957 c. – Текст: непосредственный.
Герасимова, А.С. Логопедическая энциклопедия дошкольника. Для детей 1-6 лет / А.С. Герасимова, О.С. Жукова, В.Г. Кузнецова. – Санкт-Петербург: «Нева», 2014. – 224 c. – Текст: непосредственный.
Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – Москва, 2016. – 98 с. – Текст: непосредственный.
Двуреченская, О.Н. К вопросу о фонематическом недоразвитии речи / О.Н. Двуреченская, Е.В. Жулина. – Текст: непосредственный // Проблемы современной науки и образования. – 2016. – Вып. 3. – С. 29-38.
Дурова, Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки: методическое пособие / Н.В. Дурова. – Москва: Мозаика-Синтез, 2018. – 130 с. – Текст: непосредственный.
Зееман, М. Расстройства речи в детском возрасте / М. Зееман. – Москва, 1999. – 266 с. – Текст: непосредственный.
Коноваленко, С.В. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза в играх и упражнениях / С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая. – Москва: ГНОМ, 2016. – 31 с. – Текст: непосредственный.
Копачевская, Л.А. Формирование интонационной выразительности речи у детей с речевыми нарушениями : дис. ...канд. пед. наук / Л.А. Копачевская. – Москва, 2000. – 179 с. – Текст: непосредственный.
Лопатина, Л.В. Формирование восприятия устной речи у дошкольников со стертой формой дизартрии / Л.В. Лопатина. – Санкт-Петербург: Питер, 2014. – 52 с. – Текст: непосредственный.
Мальцева, Е.В. Особенности нарушений речи у детей с задержкой психического развития / Е.В. Мальцева. – Текст: непосредственный // Дефектология. – 1990. – № 6. – С. 24-29.
Нарушение речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. – Москва: ВЛАДОС, 2004. – 303 с. – Текст: непосредственный.
Сенкевич, В.И. Фонетика и фонология русского языка: учебное пособие / В.И. Сенкевич. – Брест : Изд-во УО БрГУ им. А. С. Пушкина, 2016. – 172 с. – Текст: непосредственный.
Сергеева, Г.Ф. Особенности восприятия звуков речи при общем недоразвитии речи / Г.Ф. Сергеева. – Текст: непосредственный // Дефектология. – 2002. – № 4. – С. 67-71
Спирова, Л.Ф. Учителю о детях с нарушениями речи / Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова. – Москва: Педагогика, 1989. – 214 с. – Текст: непосредственный.
Ухина, Н.А. Характеристика слухового восприятия детей младшего и среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Н.А. Ухина. – Текст: непосредственный // Сборник трудов молодых ученых Владимирского государственного педагогического университета. Вып. 5. – Владимир, 2005. – С. 140 - 142.
Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития: лекции 5-8 / О.С. Ушакова. – Москва: «Первое сентября», 2018. – 80 c. – Текст: непосредственный.
Филичeва, Т.Б. Развитие речи дошкольника / Т.Б. Филичева, А.В. Соболева. – Екатеринбург, 2018. – 90 с. – Текст: непосредственный.
Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: учебное пособие / М.Ф. Фомичева. – Москва: Просвещение, 1999. – 239 с. – Текст: непосредственный.
Чиркина, Г.В. Современное понимание процесса речевого развития и предупреждения отклонений в речевом развитии детей / Г.В. Чиркина, О.Е. Громова. – Текст: непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. – № 8. – С. 4-16.
Шевченко, С.Г. Организация системы коррекционно-развивающего обучения для детей с ЗПР / С. Г. Шевченко. – Текст: непосредственный // Дефектология. – 1998. – № 5. – С. 16-24.