Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы.
Формирование полемических умений у старших школьников в период расширения информационного пространства приобретает особую значимость. Под полемическими умениями субъекта в учебной деятельности понимают совокупность качеств личности, которые обусловливают способность плодотворно и компетентно обсуждать актуальные проблемные аспекты определённого заданного содержания, обосновывать и доказывать собственную точку зрения, аргументировать собственные высказывания и грамотно опровергать суждения оппонента.
Полемическое мастерство субъекта подразумевает понимание предмета спора, соблюдение требований культуры ведения полемики и дискуссии, использование соответствующих полемических приёмов и умение противостоять оппонентам. Такого рода умения подразумевают наличие высокого уровня культуры обучающихся школьников. В процессе полемики у них формируется оценочное и рефлексивное мышление, для которых знание является не конечной, а отправной точкой. Речь также может идти об аргументированном и логическом мышлении, которое базируется на личном опыте субъекта и на проверенных им фактах.
Несмотря на глубокий психологический анализ возможностей диалогового взаимодействия в обучении, в условиях полемики и дискуссии, в педагогике сегодня полемика как способ построения образовательного процесса разработана недостаточно. В связи с чем, можно говорить о том, что данная проблема является актуальной.
Объект исследования: говорение как вид речевой деятельности.
Предмет исследования: полемические умения на английском языке.
Цель работы: формирование полемических умений у старших школьников на английском языке.
Задачи:
1) Рассмотреть формирование монологических умений старших школьников.
2) Рассмотреть полемические умения старших школьников и особенности их формирования в условиях ФГОС СОО.
3) Провести этапы опытно-экспериментальной работы по формированию полемических умений на английском языке у учащихся старшего возраста.
4) Провести анализ полученных результатов по формированию полемических умений на английском языке у учащихся старшего возраста.
Методологическую базу исследования составляют работы Н.П. Анисимовой (психологический анализ урока в контексте образовательных стандартов нового поколения); Л.Ю. Айснер (к вопросу об инновационных технологиях обучения иностранным языкам); Е.В. Борзова (новые подходы к обучению иностранным языкам в школе); И.О Загашев (критическое мышление: технология развития) и др.
Практическая значимость исследования состоит в определении организационно-педагогических условий формирования полемических умений старших школьников и способов их формирования. Материалы могут быть полезны педагогам по английскому языку и студентам педагогических вузов и колледжей.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.
Во введении рассмотрена актуальность формирования полемических умений старших школьников.
В первой главе рассмотрены теоретические основы формирования полемических умений старших школьников.
Во второй главе рассмотрены этапы опытно-экспериментальной работы по формированию полемических умений старших школьников.
В заключении представлены соответствующие выводы и проведён анализ исследовательской работы, подтверждающие формирование полемических умений у старших школьников.
Глава 1 Теоретические основы формирования полемических умений на английском языке у учащихся старшего возраста
1.1 Особенности говорения как вида речевой деятельности
Обучение иностранным языкам школьников является многокомпонентным процессом. Этот процесс включает в себя целый ряд навыков и умений. Прежде всего, речь идёт об особенностях говорения как отдельного вида речевой деятельности.
Говорение – это продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого, совместно с аудированием осуществляется устное вербальное общение субъектов образования. К содержанию процесса говорения относится передача информации в устной форме и выражение собственных мыслей [24, с.278].
К признакам речевой деятельности субъекта относят мотивацию, целенаправленность, активность, самостоятельность и ситуативность [12, с.3]. К формам говорения относят монологическую и диалогическую речь. Освоить иноязычную речь возможно благодаря аудированию. Впервые термин «аудирование» использовал американский психолог Браун. В России этот термин впервые рассматривала З.А. Кочкина в 60-х гг. 20 в.
По определению И.Н. Верещагиной и Г.В. Роговой, аудированием называется понимание воспринимаемой на слух речи [27, с.49]. Аудирование – это реактивный вид речевой деятельности, который обеспечивает возможность общения на иностранном языке. Слушающий, с помощью каналов обратной связи воздействует на акт коммуникации, выражая ответную реакцию мимикой, жестами, репликами.
Е.С. Устинова определяет аудирование или аудитивный навык как «речевую операцию, доведенную до уровня автоматизма и связанную с узнаванием и различением на слух отдельных звуков и звуковых комплексов, в том числе различных типов интонационных конструкций в потоке речи». Она выделяет фонетические, грамматические и лексические навыки аудирования, а также способности восприятия на слух монологических текстов, диалогической речи [7, с.231].
Восприятие речи является важным этапом в изучении иностранного языка. Методисты отмечают, что начинать работу с аудиоматериалами следует начинать с учениками как можно раньше. Это даёт им возможность качественно овладевать звуковой стороной изучаемого языка. Также ученик овладевает фонемным составом и интонацией, ритмом, ударением, мелодикой [12, с.5].
Усвоение лексического состава языка и его грамматической структуры идёт всегда через аудирование, которое позволяет облегчить процесс овладения говорением, чтением и письмом. Аудирование - слушание звучащих текстов с учебной целью для тренировки восприятия и понимания их содержания на слух. Если ученик понимает звучащую речь, ему легче понять и графическую речь, т.е. изменить то, что он видит, на то, как это должно звучать. Специалисты выделяют 3 основных вида аудирования:
Первый вид – это аудирование основного содержания, когда нужно понять самую главную информацию, игнорируя детали. Второй вид – это аудирование с полным пониманием, в котором важно и основное содержание, и детали. К третьему виду относится аудирование с выборочным пониманием, направленным на вычленение и осмысление только интересующей информации, или той, которая указана в задании.
Аудирование всегда соотносят с экспрессивной устной речью и ее формой, воспринимаемой на слух.
Аудирование можно рассматривать как восприятие на слух и понимание диалога или полилога. Помимо прочего, аудирование может быть рассмотрено как понимание монологической речи и как восприятие текста на слух. С точки зрения современной методики при изучении иностранных языков выделяют: коммуникативное аудирование, учебное аудирование, контактное аудирование (как составная часть интерактивного общения), дистантное аудирование (посредством радио, телевидения, аудиозаписи) [2, с.260].
В связи с этим рекомендуют к использованию следующие виды упражнений: упражнения, которые выполняются перед прослушиванием аудио текста; упражнения, которые выполняются в процессе прослушивания аудиотекста; упражнения, которые выполняются после прослушивания аудиотекста.
Все эти упражнения методисты рекомендуют проводить с использованием аудитивных игр. Аудитивные игры – это своеобразная проверка, которая позволяет зафиксировать способность восприятия речи на слух. При этом, каждая дидактическая задача, которую ставит перед собой учитель, требует, как понимания иностранной речи, так и умения одновременно с восприятием услышанного совершать мыслительную, то есть, когнитивную операцию [2, с.262].
Все тексты при этом должны быть записаны на магнитную пленку. Высокую оценку получает тот ученик, который сумел решить поставленную перед ним задачу с первого раза и после первого прослушивания. Педагог при этом может использовать самые разнообразные тексты на своё усмотрение. Каждый учитель работает над совершенствованием процесса аудирования и, соответственно, подбирает для этого много различных текстов [2, с.264].
Чаще всего аудитивные игры проводят с помощью магнитофона, или CD проигрывателя. Дети привыкают к темпу и тембру педагога и крайне важно, чтобы и аудио запись и речь учителя звучали в естественном темпе и предъявлялись однократно. Если этого не происходит, смысл проведения такой игры теряется. Важно помнить, что в условиях реализации ФГОС достаточно важно активизировать познавательную и когнитивную деятельность школьников.
1.2 Формирование монологических умений старших школьников
Речь человека разнообразна. Это разговор друзей, горячий призыв оратора, монолог артиста, ответ ученика у доски и др. Монолог - это речь одного человека, например, рассказ, сообщение, пересказ. По мнению С.А. Саньковой, в отличие от диалога монолог произволен, требует волевого усилия, а иногда значительной подготовительной работы [5, с.13]. Монологическая речь представляет собой многогранное и сложное явление.
М.Р. Львов пишет, что монологическая речь - это вид речи, не связанный с речью собеседника. По мнению И.А. Зимней, монолог - это большая или меньшая часть диалога, всегда предполагающего наличие собеседника. Монологическое высказывание - это особое и сложное умение субъекта, которое необходимо специально формировать. Результативное развитие умений устной монологической речи требует понимания о её содержании на лингвистическом уровне [28, с.339].
По мнению М.А. Ариян, к единицам обучения при монологическом высказывании относят: предложение, сверхфразовое единство, текст. На начальном этапе монологическая форма предполагает: умение описать лицо, предмет, явление; рассказать о прочитанном, или прослушанном; сделать сообщение по теме и др. [2, с.212].
Речевая единица любого уровня обладает присущими ей трудностями овладения. В условиях изучения английского языка, в зависимости от творчества и самостоятельности, которые проявляет ученик, можно говорить о разных уровнях сформированности его монологической речи, пишет М.А. Ариян [2, с.220].
Речь всесторонне развивается под воздействием учебного процесса. Раскрываются все функции речи. Это значит, что школьник учится планировать, высказывать свои замыслы языковыми средствами, предвидеть возможные реакции собеседника, контролировать свою речевую деятельность и др. [22, с.99].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - Учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2010. - 624 с.
2. Ариян М.А. Социально развивающая методическая система обучения иностранным языкам в средней школе, проектирование и реализация / М.А. Ариян. - М.: Логос, 2010. 382 с.
3. Ариян М.А. Профессиональная подготовка учителя иностранного языка в новых образовательных условиях // Преподаватель ХХI век. 2019. № 1-1. С. 41–54. cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-podgotovka-uchitelya-inostrannogo-yazyka-v-novyh-obrazovatelnyh-usloviyah/viewer (дата обращения: 20.10.2024).
4. Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе / И.В. Абакумова. - Ростов: Изд-во Рост. Ун-та, 2023. - 480 с.
5. Арсентьева Н.В. Использование мобильных устройств и
элементов дополненной реальности на уроках музыки, искусства, технологии в средней школе как средство повышения мотивации, интереса к обучению / Н.В. Арсентьева, С.А. Санькова // Информационные технологии для Новой школы. Материалы IХ Всероссийской конференции с международным участием, 2019. - Т. 2. - С. 12-16.
6. Актуальность использования технологии развития критического мышления в учебном процессе [Электронный ресурс]. - http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98677058 (дата обращения: 20.10.2024).
7. Анисимова Н.П. Психологический анализ урока в контексте образовательных стандартов нового поколения / Н.П. Анисимова // Я.: Педагогический поиск, 2023. - N 3. - С. 229–234.
8. Айснер Л.Ю. К вопросу об инновационных технологиях обучения иностранным языкам // Наука: опыт, проблемы, перспективы развития: Материалы Международной научно-практической конференции. Красноярск, 2013. - С. 9-12.
9. Борщевская А.К. Функциональная грамотность в контексте современного этапа развития образования / А.К. Борщевская. - Наука и школа, 2021. - № 1. - С. 199-208.
10. Байбородова Л.В. Образовательные технологии / Л.В. Байбородова. Учебно-методическое пособие. Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2015. - 108 с.
11. Бутенко А.В. Критическое мышление / А.В. Бутенко. - Метод, теория, практика. Учебно - методическое пособие. - М.: Мирос, 2012. - 176 с.
12. Бим И.Л. Что мешает повышению результативности обучения
иностранным языкам / И.Л. Бим. - Иностранные языки в школе, 2007. – С .2–6.
13. Борзова Е.В. Новые подходы к обучению иностранным языкам в школе / Е.В. Борзова. - Петрозаводск: ГОУ РК «ИПКРО», 2017. - 60 с.
14. Влияние когнитивных стилей учащихся на успешность обучения иностранному языку через применение индивидуализированных методов и приемов в процессе его усвоения[электронный ресурс] / organic-english.ru/2017/08/26/kognitivnye-poznavatelnye-stili-i-ih-vliyanie-na-izuchenie-inostrannogo-yazyka/(дата обращения: 20.10.2024).
15. Ваганова О.И. Роль инновационной образовательной среды в самореализации субъектов образовательного процесса / О.И. Ваганова, М.П. Прохорова, К.А. Максимова. - Карельский научный журнал, 2019. - Т. 8. - №2 (27). - С. 11–14.
16. Васина О.Н. Конструирование содержания образования по ведущему компоненту социального опыта / О.Н. Васина, О.Н. Пономарёва. - Современные проблемы науки и образования, 2022. - №5 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: scienceeducation.ru/ru/article/viewid=32027 (дата обращения: 20.10.2024).
17. Возрастные особенности среднего и старшего школьного возраста [Электронный ресурс]. -www.ulsu.ru/com/schools/opalihin/jfuekld/cbkliy/dmdljy/ (дата обращения: 20.10.2024).
18. Всероссийская педагогическая конференция «Современные педагогические технологии как средство реализации ФГОС», 2024. - Материалы Всероссийской педагогической конференции. - Том 4. Екатеринбург: Высшая школа делового администрирования, 2024. - 119 с.
19. Варенников Я.М. Воспитывать культуру критического мышления / Я.М. Варенников. - Высшее образование в России, 2001. - N 6. - С. 140-141.
20. Вейдт В.П. Изменение технологий и содержания обучения в соответствии с ФГОС / В.П. Вейдт. - Сборник методических рекомендаций. К.: Изд-во Калининградского областного института развития образования, 2017. - N 61. - 272 с.
21. Загашев И.О. Критическое мышление: технология развития / И.О. Загашев. Пособие для учителя. СПб.: Альянс Дельта, 2013. - 192 с.
22. Загашеев И.О. Учим детей мыслить критически / И.О. Загашеев. - СПб., 2013. - 192 с.
23. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. М.: Логос, 2004. - 382 с.
24. Кохендерфер Ю.В. Технологии формирования иноязычной коммуникативной компетенции школьников / Ю.В. Кохендерфер. - Вестник ГУУ, 2019. - №2. - С. 278-283.
25. Когнитивный подход в обучении иностранному языку [электронный ресурс] / www.uchportal.ru/publ/15-1-0-4340 (дата обращения: 20.10.2024).
26. Ковылева Р.Э. Роль деятельностного подхода при организации групповой работы старшеклассников / Р.Э. Ковылёва. - Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2018. - №3. - С.26-29.
27. Мусницкая Е.В. Методика преподавания иностранных языков / Е.В. Мусницкая. М.: МГПИИЯ им. М. Тореза, 2013. - 58 с.
28. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе / под ред. А.А. Миролюбова, И.В. Рахманова, В.С. Цетлин. - М.: Просвещение, 2010. - 425 с.
29. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. Учебное пособие. - М.: Академия, 2003. - 272 с.
30. Тоболова Ж.В. Внедрение приемов и стратегий технологии развития критического мышления как процесс активного получения знаний обучающимися [Электронный ресурс] festival.1september.ru/articles/506149/ (дата обращения: 20.10.2024).