Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» полностью регулирует отношения в сфере образования, отдавая приоритет инклюзивному образованию по различным направлениям, в том числе обучению инвалидов, управлению образовательными потребностями и определению организационных особенностей образовательного процесса и индивидуальный подход к воспитанию каждого ребенка. Закон определяет возможность адаптации образовательной программы с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей инвалидов и обеспечивает их право на образование. В связи с этим все большее значение приобретает совершенствование методов и средств обучения, поиск новых, эффективных способов развития знаний и умений, учет потенциальных возможностей обучающихся, повышение эффективности образовательного процесса.
В соответствии с Федеральной адаптированной образовательной программы начального образования для обучающихся с ограниченным возможностями здоровья образование детей с ОВЗ, в частности с расстройством аутистического спектра (далее РАС), осуществляется с учетом и в соответствии с их особыми образовательными потребностями.
Симптомы РАС начинаются в раннем возрасте и обычно характеризуются трудностями в общении и социальном взаимодействии, а также отсталостью психического и когнитивного развития из-за неравномерности интеллектуального развития и стереотипных моделей поведения.
Включение детей с РАС в образовательное пространство обновило решение проблем педагогической поддержки детей этой категории. Следует признать отсутствие современных программ и методических материалов, уточняющих цели, этапы, содержание коррекционно-педагогического процесса и сложности развивающей работы с детьми данной категории. Также научные исследования и анализ педагогического опыта обучения детей с РАС показывают, что в силу своей неоднородности данная группа детей нуждается в максимальной индивидуализации форм, методов, деятельности и содержания.
Современный практический опыт работы с детьми с РАС показывает, что необходимо разрабатывать и внедрять различные инновационные образовательные модели, позволяющие в полной мере осознать право на получение качественных и адекватных возможностей для данной категории детей посредством создания системы психолого-педагогического сопровождения.
Одной из таких инновационных методик является системы коммуникации «PECS», разработанная Лори Фрост и Энди Бонди в 1985 году. Это альтернативный способ коммуникации ребенка с другими людьми. Основная цель визуальных карточек - это дать ребенку возможность попросить или сказать о том, что он хочет, что ему нужно, или как он себя чувствует, когда он не может это сделать с помощью слов (речи). Использование системы PECS сглаживает нежелательное поведение и позволяет переключить внимание в случае нежелательного поведения. Если применение PECS начинает выполнять ту же функцию, что и проблемное поведение, то это нежелательное поведение начинает уменьшаться. Исследования указывают на то, что чем лучше у учащегося навыки коммуникации, тем меньше у него проявления нежелательного поведения.
Цель исследования: исследование особенностей работы учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра посредством системы символов PECS.
Объект исследования: речевые особенности детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра.
Предмет исследования: особенности использования системы символов PECS в работе с детьми с расстройством аутистического спектра в условиях образовательной организации.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической, нормативной, периодической литературы по проблеме исследования, педагогической эксперимент (педагогический эксперимент), качественная и количественная оценка результатов.
Теоретико-методологической основой исследования являются психолого- педагогические проблемы раннего детского аутизма и его диагностики (М. Ю. Веденина, С. А. Морозов, Никольская, Ю. А. Пичугина и др.); особенности использования системы альтернативной коммуникации с детьми с расстройством аутистического спектра (Л. Б. Баряева, С. И. Комарова, И. В. Новоселова).
База исследования -
Практическая значимость результатов исследования определяется возможностью использования представленных результатов дальнейшем изучении темы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты использования системы символов PECS в работе с детьми младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра
1.1История применения системы символов PECS
Система коммуникации PECS была разработана Лори Фрост и Энди Бонди в 1985 году. Основные способы обучения общению с помощью карточек PECS базируются на принципах прикладного анализа поведения. Это альтернативный способ коммуникации ребенка с другими людьми.
Основная цель визуальных карточек - это дать ребенку возможность попросить или сказать о том, что он хочет, что ему нужно, или как он себя чувствует, когда он не может это сделать с помощью слов (речи).
PECS снижает нежелательное поведение. Если использование PECS начнет выполнять ту же функцию, что и проблемное поведение, нежелательное поведение начнет уменьшаться. Исследования показывают, что чем лучше у ученика коммуникативные навыки, тем больше вероятность того, что менее выражено у ребенка нежелательное поведение. Помогает направить внимание при возникновении нежелательного поведения.
PECS опирается на сильные стороны ребенка. Учащиеся с РАС обычно (но не всегда) имеют плохую двигательную имитацию, мелкую моторику и рабочую память. Однако у них зачастую лучше развиты способности к зрительному восприятию и различению зрительных образов. Поскольку PECS представляет собой стратегию визуального отбора, она уравновешивает сильные стороны ребенка (визуальное восприятие) и его слабости (коммуникативные навыки) [5].
Альтернативное общение стимулирует появление речи и поддерживает ее развитие. Использование дополнительных знаков способствует развитию абстрактного мышления и символической деятельности, тем самым способствуя развитию понимания и возникновению устной (голосовой) речи.
Целями использования альтернативного общения являются:
- создание функционирующей системы общения;
- развитие способности сообщать новую информацию самостоятельно и слушателю;
- развитие способности ребенка выражать свое мнение с помощью символов.
Существует 6 этапов протокола PECS.
Этап I. «Как» осуществить общение;
Этап II. Расстояние и настойчивость;
Этап III. Различение карточек;
Этап IV. Структура предложения;
Этап V. Ответ на вопрос «Что ты хочешь?»
(просьба как ответ на вопрос);
Этап VI. Комментирование [7].
Основные преимущества использования системы PECS:
1. PECS - это программа, которая позволяет быстро приобрести базисные функциональные навыки коммуникации.
2. С помощью PECS можно быстрее обучить ребенка проявлять инициативу и спонтанно произносить слова, чем с помощью обучения наименований предметов, вокальной имитации или усиления взгляда.
3. С помощью PECS общение для ребенка с окружающими людьми становится более доступным и, таким образом, становится возможным обобщение приобретенных вербальных навыков [2].
Использование альтернативной системы общения часто является необходимым компонентом образовательной программы для ребенка с аутизмом.
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра, имеющих нарушения речи
Историческое развитие представлений об аутизме как социального явления позволило выявить характерные черты и признаки детей, страдающих аутизмом.
Термин «аутизм» был введен известным швейцарским психиатром Е. Блейлером в начале XX века. Изначально под аутизмом понималось отгороженность от мира, уход в себя [3].
Первые исследования с детьми-аутизмами были проведены французским исследователем Дж. М. Итар. Автор проводил исследования с двенадцатилетним мальчиком, проживающим в лесах Аверона. В связи с этим мальчик получил прозвище «дикий мальчик из Аверона». наблюдая за поведением ребенка и его особенностями, Дж. М. Итар назвал его состояние «интеллектуальным мутизмом». При этом автор отмечал, что для аутизма характерно только недоразвитие речи, но при этом когнитивные способности у ребенка сохранны. Позднее Дж. М. Итар провел еще несколько десятков наблюдений за детьми и обобщил свои наблюдения в книге «Мутизм, вызванный поражением интеллектуальных функций». Данная книга явилось первым документальным исследованием проблем детей с аутизмом [3].
Уже в середине 19 века проблемами детей с аутизмом стал заниматься американский клиницист Л. Каннер. Именно им был выделен термин «синдром раннего детского аутизма» и отмеченным им же особый клинический синдром с типичным нарушением психического развития. Л. Каннер к симптомам аутизма относил: задержку речевого развития, стереотипные модели поведения ребенка, раннее наличие расстройств в развитии. Проведенные Л. Каннер исследования долгое время были основополагающими и являлись основой для диагностической работы при ранней диагностики аутизма [3].
На основе своих наблюдений Л. Каннер сформулировал признаки и критерии, наличие которых у ребенка свидетельствует о аутистическом расстройстве:
- полное отсутствие эмоционального восприятия ребенком других людей;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алехина, С.В. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра : методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы / С. В. Алехина ;под ред. Н.Я. Семаго. – Москва : МГППУ, 2012. - 80 с.
2. Баряева, Л.Б. Технологии альтернативной и дополнительной коммуникация для детей с ограниченными возможностями здоровья / Л. Б. Баряева, Л. В. Лопатка // Проблемы речевого онтогенеза и дизонтогенеза. Сб. науч. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф. / Науч. ред. В.П. Крючков. - Саратов: Сарат. источник. - 2017. - С. 7-16.
3. Безгодова, А.А. Этиопатогенез расстройств аутистического спектра: современные аспекты проблемы / А. А. Безгодова, М. В. Злоказова // Вятский медицинский вестник. - 2015 - №2 (46). – С. 76-79.
4. Брин, И.Л. К медико-психолого-педагогическому обследованию детей с аутизмом / Т. Л. Брин, Н. С. Демикова, М. Л. Дуйнайкин. – Москва : «СигналЪ», 2002. – 40 с.
5. Веденина, М.Ю. Обзор основных зарубежных подходов к оказанию психолого-педагогической помощи детям с аутизмом / М. Ю. Веденина // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2014. - №19. – С. 224-227.
6. Виневская, А.В. Аутизм, его корни и коррекционные методы на основе системно-векторной методики Юрия Бурлана / А. В. Виневская, В. Б. Очирова // Современные исследования социальных проблем. - 2021. - № 3 (47). – С.12-23.
7. Комарова, С. Н. Технология альтернативной коммуникации при коррекции нарушений речи у детей с расстройством аутистического спектра / С. Н. Еомарова, И. А. Нигматуллтнова // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2022. - №1-2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-alternativnoy-kommunikatsii-pri-korrektsii-narusheniy-rechi-u-detey-s-rasstroystvami-autisticheskogo-spektra (дата обращения: 18.10.2024).
8. Комарова, С.Н. Активизация экспрессивной речи детей с тяжелыми множественными нарушениями развития / С. Н. Комарова.– Казань : Отечество, 2020. - 157 с.
9. Морозов, С.А. Аутистические расстройства: основы диагностики и коррекции : учеб. пос. для студ. высш. пед. учебных заведений / С.А. Морозов. – Москва : Издательский центр «Академия», 2007.
10. Натарова, К.А. Расстройства аутистического спектра (клинико-динамический, региональный и семейный аспекты) / К. А. Натарова, А. В. Семке, Е. В. Гуревич. – Томск : Изд.: « Иван Фёдоров», 2019. - 192 с.
11. Никольская, О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О. С. Никольская. – Москва : Теревинф, 2007. – 143 с.
12. Никольская, О.С. Изучение проблемы детского аутизма в России / О. С. Никольская // Альманах Института коррекционной педагогики, 2019. - №19. – С. 66-69.
13. Новосёлова, Н.В. Система альтернативной коммуникации PECS в обучении детей с РАС / Н. В. Новоселова // Интерактивная наука. - 2021. - №8 (63). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-alternativnoy-kommunikatsii-pecs-v-obuchenii-detey-s-ras (дата обращения: 18.10.2024).
14. Павалаки, И.Ф. Проблемы воспитания и обучения детей с тяжелыми расстройствами аутистического спектра / И. Ф. Павалаки, М. А. Болгарова // Мир науки, культуры, образования. – 2014. - № 1 (44). – С. 76-81.
15. Пичугина, Ю.А. Клиническая характеристика детей с заболеваниями аутистического спектра / Ю. А. Пичугина, А. А. Сумароков, А. Б. Салмина // Сибирское медицинское обозрение. - 2019. - №6. – С. 78-80.
16. Семянникова, А.А. Расстройства аутистического спектра: классификации, определение понятий, симптомы / А. А. Семянникова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2013. - № 32. – С. 67-71.
17. Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации» в редакции от 04.08.2023. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=455158 (дата обращения 11.10.2024).
18. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общения образования : письма и приказы Минобрнауки / [ред.-сост. Т. В. Цветкова]. – М. : Творческий центр Сфера, 2017. - 96 с.
19. Цырульникова Е.Л. Роль учителя-дефектолога во включении дошкольников в РАС в инклюзивный образовательный процесс. Две иллюстрации // Психологическая наука и образование. – 2019. - Т. 21. - № 3. – С. 105-110.