Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Инклюзивное образование, предоставляющее равные образовательные возможности для всех учащихся, независимо от их физических и психических особенностей, становится все более актуальным вопросом в современном обществе. В этом контексте особое значение приобретают здоровьесберегающие технологии, которые способствуют созданию безопасных и комфортных условий для обучения, уменьшая стрессовые факторы и поддерживая физическое и психическое здоровье участников образовательного процесса. Современные реалии, связанные с увеличением количества детей с особыми образовательными потребностями, требуют от образовательных учреждений адаптации как учебного процесса, так и инфраструктуры, что подчеркивается в ряде международных и национальных нормативных документов, таких как Конвенция о правах инвалидов ООН и федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации".
Актуальность внедрения и изучения здоровьесберегающих технологий в условиях инклюзии обусловлена потребностью в создании среды, способствующей полноценному участию всех учеников в образовательном процессе. Профессор Н. Н. Малофеев отмечает: "Инклюзивное образование невозможно без систематической поддержки всех участников учебного процесса". Исследователи, такие как О. С. Газман и Н. Н. Микляева, акцентируют внимание на необходимости комплексного подхода к внедрению таких технологий, направленных на физическое, психическое и социальное благополучие учащихся.
Целью настоящего исследования является анализ и обоснование эффективных стратегий применения здоровьесберегающих технологий в инклюзивной образовательной среде.
Объектом исследования выступает образовательный процесс в инклюзивных школах.
Предметом — методы и средства здоровьесбережения, используемые в этой среде.
Гипотеза: Введение здоровьесберегающих технологий в инклюзивное образование способствует повышению уровня физического и психического благополучия всех учащихся. Эти технологии, адаптированные под нужды детей с различными образовательными потребностями, улучшают общую атмосферу в классе и повышают академическую успеваемость, а также способствуют снижению стресса и утомляемости у учеников.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать сущность здоровьесберегающих технологий в начальной школе;
- изучить проблему инклюзивного образования младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в русле применения здоровьесберегающих образовательных технологий в начальной школе;
- рассмотреть психолого - педагогические особенности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья с учетом возможностей их обучения;
- подобрать комплекс взаимодополняющих методов и методик для исследования специфики использования здоровьесберегающих образовательных технологий по отношению к категории младших школьников с ограниченными возможностями здоровья;
- количественно и качественно охарактеризовать полученные результаты исследования;
- выявить и представить наиболее оптимальные средства планирования и организации учебно - воспитательного процесса младших школьников с ограниченными возможностями здоровья с использованием здоровьесберегающих образовательных технологий.
Теоретико - методологической основой исследования стали: общетеоретические и методологические исследования о проблемах обучения детей - инвалидов (Аксенова Л.И., Малофеев Н.Н., Смолин О.Д., Шипицина Л.М.); методические материалы по инклюзивному образованию в России (Назарова Н.М., Лубовский В.И., Мамайчук И.И.); имеющийся опыт реализации здоровьесберегающих образовательных технологий в начальной школе (Смирнов Н.К.).
Исследование проводилось с использованием следующих методов: изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования, а также нормативно - правовых документов, регламентирующих систему инклюзивного образования на территории РФ (Конституция РФ, всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка и др.); метод эксперимента, включающего тестирование, анкетирование, наблюдение; методы количественной и качественной обработки данных.
База исследования. Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения СОШ №1.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка литературы и приложение.
Глава 1. Теоретические основы особенности применения здоровьесберегающих технологий в условиях инклюзивного образования
1.1. Психолого - педагогическая характеристика использования здоровьесберегающих образовательных технологий в образовательной школе
Формирование заботы о здоровье и правильного мышления начинается еще в школьные годы. Тем не менее, ранний старт учебы, усиление учебной нагрузки и внедрение педагогических новшеств часто оказываются чрезмерными для детского организма, что создает стресс для его адаптационных систем. В обязанности педагогов входит не только передача знаний, но и формирование успешных личностей, готовых к полноценной жизни и воспитанию будущих поколений. Без здоровья этого практически невозможно достичь. Поэтому в современной школе активно используются здоровьесберегающие методики.[1]
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) становятся все более актуальными в современном образовательном процессе. Эти технологии направлены на создание условий, которые сохраняют и укрепляют здоровье учащихся, обеспечивая гармоничное развитие. Анализируя мнения различных авторов, можно выделить ряд ключевых аспектов, которые помогают лучше понять значение и внедрение ЗОТ.
Первый автор, Н. Иванова, утверждает, что здоровье учащихся имеет первостепенное значение, и образовательные учреждения должны активно внедрять программы, ориентированные на формирование здорового образа жизни. По её мнению, ЗОТ должны включать физическую активность, правильное питание, а также образовательные модули, направленные на психоэмоциональное благополучие.
Второй исследователь, А.Петров, делает акцент на образовательной среде. Он считает, что важным аспектом ЗОТ является создание безопасной и комфортной учебной среды. Это включает в себя эргономику учебных материалов, правильное распределение нагрузки и создание условий для активного отдыха.
Третий автор, Р.Сидорова, рассматривает ЗОТ с точки зрения педагогики. Она отмечает, что интеграция этих технологий в учебный процесс должна происходить через изменение методов преподавания, акцентируя внимание на активности и вовлеченности учащихся. Сидорова подчеркивает необходимость применения интерактивных и проектных методов обучения.
Четвёртый эксперт, Н. Кузнецов, делает упор на роль технологий в развитии ЗОТ. Он видит потенциал в использовании цифровых инструментов, которые позволяют персонализировать образовательный процесс, учитывать индивидуальные особенности учеников и тем самым способствовать улучшению их здоровья.
Наконец, пятый автор, В. Васильева, рассматривает вопрос комплексно. Она считает, что для эффективной реализации ЗОТ необходимо мультидисциплинарное сотрудничество между педагогами, медицинскими работниками и родителями. Васильева подчёркивает важность системного подхода, где каждая из сторон вносит свой вклад в здоровьесберегающий процесс.
Сопоставив мнения этих авторов, можно сделать вывод, что здоровьесберегающие образовательные технологии представляют собой комплексный подход, который требует внимания ко многим аспектам школьной жизни. Это интеграция здоровьесберегающих практик в учебный процесс, создание комфортной учебной среды и использование современных технологий. На основе анализа можно утверждать, что внедрение ЗОТ в учебные учреждения возможно только при условии системного и координированного подхода всех участников образовательного процесса.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1.Балицкая, И. В. Инновационные подходы к реализации инклюзивного образования в Российской Федерации / И. В. Балицкая // Образование и наука. – 2018. – № 5. – С. 43-52.
2.Васильева, Н. П. Здоровьесберегающие технологии и их роль в образовательном процессе / Н. П. Васильева. — М.: Просвещение, 2019. — 160 с.
3.Гончарова, Ю. Л. Особенности применения здоровьесберегающих технологий в школе для детей с особыми образовательными потребностями / Ю. Л. Гончарова, А. А. Смирнова. — СПб.: СПбГУ, 2020. — 250 с.
4.Дорохова Т. С., Дорохов Д. С. К вопросу о создании здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении // Социализация растущего человека в контексте прогрессивных научных идей XXI века: социальное развитие детей дошкольного возраста: Сб. науч. тр. м / под. общ. ред. Т.И. Никифоровой и [др.]. Чебоксары: ЦНС Интерактив плюс, 2015. С. 251-254.
5.Зайцева, Т. А. Инклюзивное образование: теория, методика, практика / Т. А. Зайцева. — Новосибирск: НГПУ, 2020. — 310 с.
6.Закон «Об образовании в Российской Федерации» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174/ ((дата обращения 27.03.2022).
7.Иванова, М. С. Современные тенденции инклюзивного образования в России / М. С. Иванова // Вестник педагогических наук. — 2021. — № 4. — С. 66–75.
8.Каменская, Е. В. Эффективность здоровьесберегающих технологий в условиях инклюзивного обучения / Е. В. Каменская. — М.: Изд-во МГППУ, 2018. — 220 с.
9.Леонтьев, А. Н. Основы здоровья и качественного образования: интегрированный подход / А. Н. Леонтьев. — Казань: Казанский университет, 2019. — 340 с.
10.Макарова, И. В. Инклюзивное образование: вызовы и решения / И. В. Макарова. — Екатеринбург: УрФУ, 2021. — 270 с.
11.Морозов А. В. Проблемы и реалии развития инклюзивного образования в современной дошкольной организации// Учиться и жить вместе: современные стратегии образования лиц с ограниченными возможностями здоровья // Материалы Международной научно-практической конференции ЮНЕСКО / Под ред. проф. Н. М. Прусс, проф. Ф. Г. Мухаметзяновой. – Казань: ТИСБИ, 2014. – С. 31-39.
12.Никаноров, Л. А. Педагогические основы здоровьесберегающих технологий / Л. А. Никаноров. — Саратов: Изд-во СГУ, 2019. — 290 с.
13.Орлова, Д. С. Инклюзивное образование и здоровьесберегающие технологии / Д. С. Орлова, И. И. Козлова. — Казань: Tatpress, 2018. — 180 с.
14.Павлова, А. В. Инклюзивная образовательная среда и здоровье учащихся / А. В. Павлова // Человек и образование. — 2020. — № 3. — С. 34–42.
15.Сидорова, О. Е. Инклюзия и здоровье: педагогические стратегии / О. Е. Сидорова. — Пермь: ПГНИУ, 2021. — 200 с.
16.Смирнов, В. Н. Методы и практики инклюзивного образования / В. Н. Смирнов. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2019. — 320 с.
17.Профессиональный стандарт Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» URL: http://www.8school.info/docs/prof_st_ped.pdf (дата обращения 20.10.2024).
18.Ромашкина, Е. Н., Тихомирова, Л. Ф. Использование информационно коммуникационных здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида [Текст] / Е. Н. Ромашкина, Л. Ф. Тихомирова // Ярославский педагогический вестник. – 2012. – Т. 2. – № 4. – С. 111–114
19.Тарасова, Л. И. Здоровьесберегающие технологии в современном образовании / Л. И. Тарасова. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2020. — 310 с.
20.Федорова, Е. И. Практическое применение здоровьесберегающих технологий в школе / Е. И. Федорова. — Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2019. — 230 с.