Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы.
Наша страна в настоящее время переживает радикальные изменения в различных сферах жизни общества. Происходит переоценка ценностей, модернизируется общественное сознание. Основные тенденции в развитии образования тесно связаны с аналогичными явлениями и процессами. Таким образом, демократизация национальной системы образования предполагает активное участие местных властей и властей штатов в управлении. Преподаватели получают творческий подход и возможность продемонстрировать собственный педагогический опыт. Благодаря уникальности и разнообразию образования в стране возможен переход от классической системы образования к множественным инновациям, предлагающим альтернативные способы доступа к образованию.
В развитии системы образования также происходят события, способствующие ее открытости и доступности. Эмансипация сейчас достигается благодаря открытости, образованию – это свобода от внутренней доктрины, интеграция в гармонии с культурой, политикой и обществом.
Сегодняшнее инновационное образование – это передовая форма образования, отличающаяся развитием передовых методов получения знаний формирующих личность в глобальном информационно-образовательном пространстве. Проблемами использования разнообразных средств в воспитании детей занимались многие ученые, такие как Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, В. А. Сухомлинский и другие. Основная цель образования – прежде всего выявление одаренных и талантливых детей и развитие для них индивидуальных образовательных возможностей.
Преподаватель играет роль наставника, помогая ученикам преодолевать возникающие проблемы, открывая путь к самосовершенствованию.
Необходимо подчеркнуть, что воспитание детей младшего школьного возраста может проходить с помощью учебных материалов, к которым относятся специально разработанные материалы и запланированные ситуации, условия, но также спонтанные мероприятия, такие как саморазвитие детей, использование природных материалов и т. д. Необходимо понять, какие именно образовательные инструменты влияют на ребенка в конкретной ситуации, и как их наиболее эффективно использовать. Это можно признать, например, применительно к учебному общению: стиль общения, поведение и взаимодействие педагога с детьми и взрослыми являются мощными воспитательными средствами, поэтому необходим процесс самообразования в практической дисциплине с детьми и т. д.
Актуальность темы исследования определяется социальными аспектами и характером проблемы. Воспитание детей – проблема многих отношений, но прежде всего педагогических. Педагогика накопила обширный исторический опыт с множеством вариантов воспитания, разнообразными педагогическими критериями, методами, средствами и приемами.
Теоретическая база исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Цель – рассмотрение эффективности в применении различных средств в воспитании детей.
Объект – средства воспитания.
Предмет – эффективность использования различных средств в воспитании детей.
Гипотеза: использование различных средств воспитания позволяет достичь эффективных результатов в процессе формирования личности младших школьников.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть общее понятие о средствах воспитания.
2. Определить организацию процесса воспитания в начальной школе.
3. Охарактеризовать использование проектной деятельности в процессе воспитания младших школьников.
4. Провести исследование уровня воспитанности у обучающихся начальной школы.
5. Реализовать технологию проектной деятельности в процессе воспитания младших школьников.
6. Провести контрольный анализ результатов исследования младших школьников.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Средство воспитания может быть определено как объект окружающей среды или жизненная ситуация, которые намеренно включены в образовательный процесс. Традиционно объектами материальной и духовной культуры считаются средства воспитания, которые используются для решения образовательных задач при соблюдении следующих условий:
1) информация, необходимая для развития внутреннего мира личности учащегося, связана с этим объектом;
2) информация об объекте выделяется как объект разработки в образной, наглядно-действенной или символической (устной или письменной) форме;
3) объект вместе с его информацией включается в общение и совместную деятельность педагога и учащихся.
При выполнении функции средства воспитания каждый объект, помимо объективных характеристик приобретает также педагогические характеристики: полноту информации об объекте; методы применения этого средства педагогом; возможность того, что педагог может использовать его в своих целях; ученик использует его в дальнейшем самообразовании [9].
Педагогические особенности средств воспитания обусловлены объективными и субъективными причинами:
• объективно они являются продуктом культуры и традиций народного образования, в которых закреплены методы передачи духовных ценностей с помощью устоявшихся средств воспитания;
• субъективные причины кроются в деятельности педагога, который определяет способы применения средств воспитания в соответствии с целями и уровнем образования детей, с учетом новых требований общества и личности, педагогических рекомендаций и лучших практик образования;
• предметы, выполняющие роль средств обучения, могут быть общими в деятельности педагогов и учащихся, а также специальными, которые используются только педагогами;
• как правило, педагог использует систему средств воспитания, и чем богаче набор используемых средств, тем эффективнее результат обучения;
• средства воспитания связаны со всеми составляющими деятельности педагога и учащихся: они обусловлены целью обучения, связаны с методами и формами организации образовательного процесса, оказывают существенное влияние на всестороннее развитие личности [1].
В последние годы наметилась тенденция относить компоненты жизненного мира ребенка к средствам воспитания. Поэтому ниже будут рассмотрены виды деятельности, в которые включается формирующаяся личность в ходе образовательного процесса: обучение, общение, работа, игра.
Роль общения как средства обучения очевидна из его коммуникации с окружающими, занятий спортом, играми, сверстниками, старшими и младшими школьниками, семьей, знакомыми и другим неформальным общением, получением широкого круга информации о детских вещах. О мире, а также мире идей и отношений [5].
Это эффективный образовательный подход, поскольку обмен информацией в общении очень познавательный, очень информативный и трудоемкий.
Общение – это не просто важная информация. Это оказывает огромное влияние на то, как учащийся приобретает знания, особенно посредством обучения, практического исследования мира и средств массовой информации. Более того, общение обычно определяет интерес ребенка к знаниям, из какого источника. Общение является очень важным фактором возникновения, развития, развития и усиления познавательных потребностей развивающихся людей. Особенно это касается общения со сверстниками, когда ребенок заинтересован и находит понимание среди сверстников, что подкрепляет его интересы.
Учение как деятельность учащегося является важнейшим образовательным инструментом, с помощью которого он приобретает знания, развивает навыки и умения, целенаправленно формируя отношение учащегося к окружающему миру и событиям, способствующим его существованию. Содержание содержания, методы и подходы обучения, личность учителя, его отношение к ученикам, предмету и миру, а также классная и школьная среда влияют на обучение.
Положительный воспитательный эффект от обучения существенно возрастает, когда школьники в ходе обучения осваивают совместную производственную деятельность.
Труд является образовательной средой, и акт материального и духовного сознательного изменения и совершенствования оказывает положительное влияние на развивающуюся личность. В этой работе ребенок развивается физически, умственно, нравственно, эстетически и т. д. Воспитательная сила труда – это, прежде всего, реализация его целей и удовлетворение потребностей, что предполагает возникновение новых потребностей.
Важным инструментом обучения является целенаправленная организация учащихся в группы для игры, воображаемой или реальной, для отдыха, развлечения или обучения. В игре ребенок развивается как личность и развивает эмоциональные качества, от которых в дальнейшем будет зависеть его социальный успех, его отношения с окружающими и его отношения с самим собой.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агафонова, Е. А. Проблема возрастных и индивидуальных особенностей развития личности в педагогике / Е. А. Агафонова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 5 (36). — С. 1-4.
2. Абдуллаева, Р. Р. Сущность подвижных игр как средства воспитания положительных взаимоотношений между старшими дошкольниками / Р. Р. Абдуллаева, Т. Н. Галич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 3 (450). — С. 225-226.
3. Власенко, Т. С. Проектная деятельность в начальной школе / Т. С. Власенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 1 (448). — С. 23-25.
4. Головачева, С. В. Формы взаимодействии семьи и школы в воспитании младшего школьника / С. В. Головачева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 52 (499). — С. 154-156.
5. Ипполитова, Н. Н. Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения / Н. Н. Ипполитова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 20 (519). — С. 622-623.
6. Карганян, Н. Г. Инновационные формы и методы духовно-нравственного воспитания школьников / Н. Г. Карганян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 20 (519). — С. 623-626.
7. Нарыжнева, В. В. Проектная деятельность учащихся на уроках в начальной школе / В. В. Нарыжнева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 24 (523). — С. 167-169.
8. Пилипейко, Н. П. Роль проектной деятельности в процессе обучения и воспитания младшего школьника / Н. П. Пилипейко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 2 (43). — С. 32-34.
9. Пономарев, П. А. Проблема методов воспитания, психолого-педагогические требования к их использованию / П. А. Пономарев, Д. Е. Штильников. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 7-10.
10. Сбитнева, Е. С. Воспитание ценностного отношения к природе у детей младшего школьного возраста / Е. С. Сбитнева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 692-694.
11. Солошенко, Н. Н. Патриотическое воспитание младших школьников / Н. Н. Солошенко, В. М. Романенко, Н. И. Нечваль. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 25 (129). — С. 593-596.
12. Хабарова, Д. О. Средства обучения в школьной педагогической практике / Д. О. Хабарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21 (80). — С. 698-700.
13. Хохлова, В. А. Патриотическое воспитание младших школьников как составная часть педагогического процесса / В. А. Хохлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 29 (133). — С. 606-607.
14. Шинкарёва, Н. А. Педагогические условия формирования культуры поведения у детей / Н. А. Шинкарёва, Н. А. Бутырина. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2016. — С. 46-49.
15. Щелина, Т. Т. Проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся / Т. Т. Щелина, Г. А. Аверьянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21.1 (80.1). — С. 231-233.