Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. В современной образовательной среде одной из наиболее актуальных проблем является необходимость качественного улучшения знания школьниками английского языка. Это требует новых путей решения проблемы на современном образовательном этапе. Учителя и педагоги рассматривают все те средства, приёмы и методы, которые могут быть направлены на повышение мотивации учебной деятельности детей и уровня их владения английским языком. Решить подобного рода проблемы могут активные формы и методы обучения иностранным языкам, развивая, в том числе, творческие способности школьников.
Смысл активных методов обучения школьников основной школы английскому языку заключается в том, что при работе с учениками они позволяют активизировать учебную деятельность субъекта за счёт повышения его учебной мотивации. Лишь в этом случае можно говорить о развитии творческих способностей. При наличии устойчивой учебной мотивации дети чувствуют себя непосредственными участниками учебно-воспитательного процесса, поскольку в данном случае обеспечены субъект - субъектные отношения со стороны учителя.
При изучении английского языка школьниками учитель, помимо использования инновационных образовательных и развивающих технологий может успешно использовать стихи и песни на английском языке. Возможность применения стихов и песен на учебных занятиях по английскому языку всегда интересовала специалистов.
Исследователи признают, что школьный период обучения иностранному языку считается наиболее сложным и ответственным, но в то же время, продуктивным и интересным. В основной школе у детей достаточно долго сохраняется учебная мотивация, при условии, что ученики испытывают интерес к занятиям по английскому языку. Стихи и рифмы всегда повышают внимание учеников к определённого рода знаниям и содействуют развитию фонетических, грамматических и лексических способностей.
Педагоги практики часто говорят, что при изучении английского языка в школе чрезвычайно малая роль отводится стихам, рифмовкам или песням. Внимание учеников часто бывает нестабильно и учителю необходимо использовать такие формы работы, чтобы внимание учеников было максимальным. Педагогу необходимо продумывать такие виды работ, которые позволили бы снимать излишнее напряжение и вызывали бы позитивный эмоциональный настрой каждого из учеников.
В.В. Яровая считает, что наиболее продуктивны для изучения английского языка в школе игровые и информационно-коммуникационные методы, основанные на применении использования стихотворений и рифмовок, поскольку содействуют развитию лексических навыков.
Метод, основанный на применении стихотворных материалов на уроках английского языка, считается достаточно продуктивным. Эта тема всегда актуальна и ей посвящено достаточно много работ различных учёных и исследователей. При этом принято считать, что, не смотря на большое количество теоретического материала, методического описания методов и приёмов, связанных с использованием стихотворных и песенных форм при изучении иностранного языка, которые позволят говорить о развитии творческих способностей школьников существует не так много. Это противоречие определило актуальность настоящей работы.
Целью исследования является рассмотрение и поиск методов и способов развития творческих способностей школьников основной школы на уроках английского языка.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс школьников основной школы при изучении английского языка.
Предмет исследования: стихотворный материал и рифмы при обучении английскому языку школьников основной школы.
Для достижения поставленной цели были определены следующие
задачи:
1. Провести анализ понятия творческие способности и их формирование в условиях реализации ФГОС ООО.
2. Описать процесс развития творческих способностей учеников основной школы при обучении английскому языку.
3. Проанализировать существующие методические материалы для развития творческих способностей обучающихся основной школы.
4. Предложить методические рекомендации по разработке материалов для развития творческих способностей школьников.
Методы исследования, теоретические и практические: анализ научной, методической и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, работа с документами.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Проблема развития творческих способностей школьников всегда была актуальной для исследователей и учёных. Можно говорить о том, что одной из главных задач, стоящих перед школой является создание благоприятных условий для развития каждого ученика в его различных видах деятельности. Задачей каждого педагога является выявление и развитие комплекса способностей, и познание школьником самого себя. Создание таких условий и возможностей активно проявить себя в деятельности разнообразной направленности может способствовать развитию у детей широкого спектра способностей [8].
Под творческими способностями понимают способность человека принимать творческие решения, понимать, принимать и создавать принципиально новые идеи. Это нетривиальное и остроумное решение проблемы, способность достигать цели и находить выход из ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства различным образом. Также речь может идти о смелых и нестандартных решениях субъекта, в какой-либо области.
Исследованием развития творческих способностей занимались исследователи и ученые Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Дж. Гилфорд, и др. В.А. Сухомлинский считал, что дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества. Для развития творческого потенциала детей школьного возраста необходимо создать ряд условий. Прежде всего, необходимо вовлечь ученика в творческую деятельность. Воспитание и развитие должно охватывать все виды деятельности: урочную и внеурочную. Развитию творческой личности способствуют занятия декоративно-прикладным творчеством, пением, рисованием и др. Изобразительное искусство и музыкальное творчество в педагогике давно признано незаменимым средством формирования эстетического вкуса и развития творческих способностей.
Современная образовательная среда реализуется сегодня в условиях требований федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Каждая образовательная ступень, начиная от дошкольной образовательной организации и заканчивая вузом, обучается в соответствии с требованиями ФГОС своей ступени. Школьники основной школы обучаются, согласно требованиям ФГОС основного общего образования (ФГОС ООО). Можно говорить о том, что развитие творческих способностей является важнейшей задачей образования. Для этого необходимо, чтобы в школе была создана творческая и психологически комфортная атмосфера для каждого из учеников и в рамках каждой образовательной деятельности [19].
Отдельные учёные не признают врожденность способностей и не отрицают при этом природных предпосылок к развитию, к примеру, творческих способностей. В современной психологии сформулированы различные подходы к исследованию способностей человека. Исследователи чаще рассматривают дифференциально-психологический подход, когда подчеркивается различие людей в их способностях. При этом всё чаще используют личностно ориентированный подход, поскольку в основе ФГОС лежат системно – деятельностный и личностно ориентированный подходы. Личностно - деятельный подход определяет способности субъекта как совокупность свойств личности влияющих на эффективность его деятельности [5].
Б.М. Теплов определял способности как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Эти особенности имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей. Способность субъекта не сводится к наличию знаний, умений, навыков. Но отмечено, что присутствует легкость и быстрота приобретения знаний и навыков. А.Г. Ковалев писал, что не все свойства или качества личности следует включать в понятие способностей [16].
Под способностями следует понимать совокупность свойств, необходимых для успешной деятельности, включая систему личностных отношений, а также эмоциональные и волевые особенности человека. Задатки - это одно из условий формирования способностей субъекта, но они не предопределяют и не гарантируют их появления и развития. Возникая как природные задатки, способности развиваются в процессе деятельности и под ее воздействием. При этом можно рассматривать структуру способностей, куда входят учебные и творческие способности.
Под учебными способностями понимают способности, связанные с усвоением известных способов выполнения деятельности и приобретением знаний, умений и навыков. Под творческими способностями понимают способности, которые связаны с нахождением новых способов выполнения деятельности и с созданием чего-либо нового и оригинального. Развитие творческих способностей у детей предполагает формирование важных умственных и практических действий в виде определенных умений и навыков.
К ним можно отнести:
-умение наблюдать, сравнивать, сопоставлять, думать;
-самостоятельно выдвигать и решать новые задачи;
-развитие образного мышления, воображения, восприятия. Способности человека характеризуются качественными и количественными признаками. Качественные признаки представляют собой набор свойств личности, которые можно описать и которые способствуют успеху в общей деятельности человека. Количественные аспекты определяют уровень выраженности некоторых способностей человека, которые можно диагностировать и выявлять их динамику развития [13].
Каждый нормально развивающийся и психически здоровый ребенок имеет общие умственные способности. Это позволяет ему успешно учиться в школе. По общим способностям можно определить интеллектуальное развитие человека. Практически у каждого человека есть какие-либо иные, или специальные способности, которые позволяют субъекту выполнять особый вид деятельности. Это может быть музыкальная деятельность, художественная, спортивная и др. В зависимости от предпочтений и способностей человека, он может сильно тяготеть к какому-либо одному виду специальной деятельности. В этом случае исследователи говорят про задатки и наклонности субъекта [20].
В.Н. Дружинин пишет, что под творчеством младшего школьника можно понимать процесс создания образов в рисовании, театре, рассказах и др. В каждом случае это будет поиск путей решения задачи, результат которой будет отличаться новизной и оригинальностью. Наличие творческих способностей часто называют креативностью субъекта.
Психологи отмечают несколько периодов активно развивающегося творческого процесса у детей. Начинается развитие этого процесса с дошкольного возраста и остаётся значительным в младшем школьном возрасте. Это часто объясняют стремлением ребёнка познавать окружающий мир. Будет ребенок стремиться познавать мир больше, или меньше. Практически полностью зависит от того, как будет выстраиваться с ним индивидуальная работа в этом направлении. В дошкольном возрасте для развития ребёнка в ДОУ используют рисование, лепку, аппликацию и др. Педагоги сами разрабатывают критерии и показатели для оценки того, насколько динамично, или нет, развиваются творческие способности ребёнка. При переходе в начальную школу у ребёнка многие виды деятельности сохраняются и в школе [26].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – / Э.Г. Азимов. - М.: ИКАР. - 2019. – 448 с.
2. Бондаренко, Т.А. Развитие творческих способностей ребёнка посредством театрального искусства / Т.А. Бондаренко, Е.Н. Бондаренко, Г.Я. Потапова, А.Г. Сорока. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 5 (64). — С. 485-488. — URL: https://moluch.ru/archive/64/10290/ (дата обращения: 19.10.2024).
3. Бим, И.Л. Концепция обучения второму языку / И.Л. Бим. - М.: Просвещение, 2010. – С. 67 - 73.
4. Васильева, Е.А. Теоретические аспекты развития творческого мышления в школьном возрасте / Е. А. Васильева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1717-1719. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19462/ (дата обращения: 19.10.2024).
5. Валишевская, Е.М. Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности / Е.М. Валишевская. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 41-43. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10347/ (дата обращения: 19.10.2024).
6. Ваганова, О.И. Роль инновационной образовательной среды в самореализации субъектов образовательного процесса / О.И. Ваганова, М.П. Прохорова, К.А. Максимова // Карельский научный журнал. – 2019. – Т. 8. №2 (27). – С. 11–14.
7. Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей младших школьников [Электронный ресурс] - Режим доступа. – https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/prochee/vneurochnaia_deiatelnost_kak_sredstvo_razvitiia_tvorcheskikh_sposobnostei_mladsh?ysclid=ldiya1xlh9760254108 (дата обращения: 19.10.2024).
8. Гилфорд, Дж. Тест креативности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=367 (дата обращения: 19.10.2024).
9. Григорьев, Д.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество [Текст] / Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов // пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2017. – 80 с.
10. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: Учебное пособие. 5-е стер. изд. / Н.Д. Гальскова // М.: Академия ИЦ, 2008. – 334 с.
11. Гебель, С.Ф. Использование песни на уроках иностранного языка / С.Ф. Гебель // Иностранные языки в школе. – 2019. – N 5. – С. 28-31.
12. Дербаремдикер, А.И. Стихи и песни на уроках английского языка и упражнения к ним [Электронный ресурс] / Фестиваль педагогических идей
«Открытый урок»: - М. - 2012.-URL: http://festival.1september.ru/articles/310075/ (дата обращения: 19.10.2024).
13. Дьяченко, Н.П. Стихи, рифмовки и песни как средство повышения эффективности урока английского языка / Н.П. Дьяченко // Педагогический вестник. – 2004. – N 3. – С. 30-33.
14. Евладова, Е.Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС [Текст] / Е.Б. Евладова // Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников». – 2016. - No4. – с.15-21.
15. Кудрявцев, В.Т. Креативная тенденция в психическом развитии ребенка / В.Т. Кудрявцев [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.experiment.lv (дата обращения: 19.10.2024).
16. Каратова, Н.Б. Приемы семантизации английской лексики / Н.Б. Каратова // Учитель. - 2015. – N 5. - С. 63 - 66.
17. Мотков, О.И. Развитие творчества у детей / О.И. Мотков // [Электронный ресурс]/ Режим доступа: www.ucheba.com (дата обращения: 19.10.2024).
18. Медник, С.П. Построение цели и контроль ее выполнения в ТРИЗ- педагогике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.metodolog.ru/node/1296 (дата обращения: 19.10.2024).
19. Миролюбов, А.А. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе / А.А. Миролюбов, И.В. Рахманов. - М.: Просвещение, 2019. - 503 с.
20. Нехорошева, А.В. Rhyme your English. Сборник стихов, рифмовок и песен на английском языке: Практическое пособие / А.В. Нехорошева. – М: АРКТИ, 2016. – 80 с.
21. Никонорова, Л.А. Развитие творческого мышления школьников / Л.А. Никонорова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 1.2 (81.2). — С. 31-33. — URL: https://moluch.ru/archive/81/14735/ (дата обращения: 19.10.2024).
22. Осипова, Е.С. Песня как методическое средство в обучении английскому языку / Е.С. Осипова // Молодой ученый. -2015. - No10.1. - С.28-30.
23. Развитие творческих способностей младших школьников / Л.В. Агеева, Н.А. Шелякина, Е. А. Астафьева [и др.]. — Текст: непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 79-82. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12227/ (дата обращения: 19.10.2024).
24. Филатов, В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: учебное пособие для студентов педагогических колледжей / Под ред. В.М. Филатова. - Ростов н / Д: Феникс, 2014. – 416 с.
25. Чернышева, Д.С. Исследование развития творческого потенциала личности школьника в условиях дополнительного образования / Д. С. Чернышева. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 1 (16). — С. 61-65. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/81/3088/ (дата обращения: 19.10.2024).
26. Щукин, А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам. – М.: Филоматис. - 2008. – 188 с.
27. Юркевич, В.С. Одаренный ребенок иллюзии и реальность [Текст] / В.С. Юркевич. – М.: Просвещение, 2017. – 136 с.
28. Яровая, В.В. Методы и приемы обучения лексике [Электронный ресурс]. - www.infourok.ru (дата обращения: 19.10.2024).