Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы направления живописи и её значение 5
1.1. История появления Владимирской школы живописи 5
1.2. Особенности палитры Владимирских пейзажистов 10
Глава 2. Практические аспекты Владимирской школы живописи 15
2.1. Музейные экспозиции Владимирской школы живописи 15
2.2. Роль изостудий в становлении профессионалов Владимирской школы живописи 18
Заключение 21
Список использованных источников 23
Приложение 26
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Обществу во все времена требуются творческие и нестандартно мыслящие люди, поскольку они к решению любых проблем подходят не так, как все остальные и всегда готовы предложить много разных идей для решения социально-экономических, культурных и иных проблем. Произведения искусства и живописи играют большую роль для формирования творческих способностей и творческого мышления каждого человека, независимо от его возраста. Формирование художественного восприятия каждого из субъектов позволяет говорить о творческом развитии личности.
Владимирская живописная школа является феноменом в живописи XX века. Картины художников данной школы были продемонстрированы в Москве в 1969 году и произвели сильное впечатление на всех, кто посетил данную выставку. Живопись мастеров Владимирской школы была отмечена как яркая, самобытная и фактурная. Это привлекло внимание многих. К примеру, образ древнерусского города Суздаля нашёл своё отражение в творчестве главных представителей Владимирской живописной школы.
В. Юкин отмечал, что храмы города, изображённые на картинах, можно рассматривать как часть глубинной истории родной земли. К. Бритов рассматривал Суздаль базарным и многолюдным, а В. Кокурин видел его праздничным и фееричным и др. Произведения Владимирской школы живописи рассматривались как источник вдохновения. Они подчёркивали особенности художественного языка и раскрывали секреты создания знаменитого владимирского грунта. Работы представителей Владимирской школы живописи совершили цветовой прорыв в искусстве XX века и сегодня они представлены во многих ведущих музеях России.
Цель работы: изучить особенности Владимирской школы живописи и рассмотреть её значение.
Объект исследования: Владимирская школа живописи.
Предмет исследования: значение Владимирской школы живописи в современном искусстве.
Задачи:
1. Изучить историю появления Владимирской школы живописи.
2. Рассмотреть особенности палитры Владимирских пейзажистов.
3. Описать музейные экспозиции Владимирской школы живописи.
4. Провести анализ роли изостудий в становлении профессионалов Владимирской школы живописи.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и специальной литературы, классификация, сравнение, наблюдение, работа с документальными источниками.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы направления живописи и её значение
1.1. История появления Владимирской школы живописи
Владимирская живопись сегодня рассматривается как направление в искусстве, которое прочно утвердило себя в 70-е годы прошлого столетия. В настоящее время это направление входит в сокровищницу подлинных достижений российской национальной школы. В 1969 году художники Владимирской школы громко заявили о себе на всю страну. Три художника, В. Юкин, К. Бритов и В. Кокурин впервые показали свои произведения как особый результат экспериментов и художественных поисков.
К. Бритов в своих работах обращал внимание на особый светоносный колорит и приёмы фактурного письма, что позволяло говорить о передаче соответствующего настроения. В. Юкин стремился выражать свои чувства через природу и её состояние. В. Кокурин всегда интересовался световоздушной средой, которая изменяет очертания предметов и изменяет цвет. Критики отмечали общность эстетических взглядов этих авторов. Было отмечено единство художественного стиля и творческого метода, но при этом каждый из художников сохранял свою индивидуальность. Всё это позволило говорить о формировании новой школы в отечественной пейзажной живописи, основоположниками которой стали В. Кокурин, В. Юкин и К. Бритов [19].
Практически все Владимирские художники в последующие периоды времени опирались на глубинные традиции искусства своей земли. Такие произведения искусства как иконы, лаковые миниатюры, лоскутные одеяла и домотканые половички рассматривались как истоки цветовой палитры Владимирской школы живописи. Светящаяся киноварью владимирская гладь также рассматривается как исток цветовой палитры, на которой строится вся эстетическая система. В её основе лежит сплав народной культуры, который идёт из глубины веков. В произведениях отмечены вершины русского пейзажа, которые по праву заняли достойное место в европейском художественном процессе к началу XX века.
Основные темы картин Владимирской школы живописи – это небольшие города, их старинные улочки, базары, владимирские деревни, поля и перелески и др. Это всё то, чем полна провинциальная жизнь. За этим скрыт могучий пласт народной культуры, который сохранил свою яркую самобытность и именно этот источник сегодня питает современность. Это источник вечной красоты русской земли. Живописная манера владимирцев отмечена преимущественно монохромным колоритом. Это отличается от традиционного русского советского пейзажа 1960-х годов.
Художники Ю. Матушевский, А. Лукин, В. Темплин, Н. Мокров и др. стремились изображать неброские мотивы природы средней полосы России открытым цветом. В 60-х годах прошлого столетия это показалось вызовом, поскольку выпадало из привычных стереотипов, и даже, не вписывалось в официальные эстетические каноны.
Владимирская школа живописи прежде всего, рассматривается как деятельность группы художников-пейзажистов, которые проживали во Владимирской области во второй половине 20 - начале 21века. Понятие «школы» появилось не сразу, а возникло позже, после того, как в творчестве художников появились общие черты произведений, выполненных на основе родственных художественных принципов. Помимо основателей школы, В. Юкина, К. Бритова и В. Кокурина, позже появились работы Н. Мокрова, который стал близок работам авторов по экспрессивной манере письма [24].
В настоящее время признанными мастерами Владимирской школы живописи называют В.С. Егорова и Н.Н. Модорова. Позже стали говорить о плеяде мастеров Владимирской живописи. Они, благодаря своему творчеству способствовали становлению и развитию особого направления в искусстве. Так же, в традициях владимирской школы живописи работали А.И. Лукин и М.К. Лёвин. Вся их тематика произведений была связана преимущественно с с древнерусскими городами и русской природой. Их произведения раскрывают перед зрителями широкие просторы России. Картины художников глубоко раскрывают деревенские закоулки, красоту архитектурных памятников, яркие природные особенности местности и др. Можно говорить о том, что все произведения владимирской школы живописи имеют яркую национальную окраску.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аксенова, А.И. Живая История. Памятники и музеи Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника / А. И. Аксенова. – М.: Памятники Отечества, 2000. – 247 с.
2. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б. Богоявленская. - Ростов-на-Дону, 2016. – 173 с.
3. Богемская, К.Г. Понять примитив. Самодеятельное, наивное и аутсайдерское искусство в ХХ веке. Спб.: Алетейя, - 2001. - С. 86.
4. Барышева, Т.А. Психолого-педагогические основы развития креативности: Учеб. пособ. / Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов - СПб.: СПГУТД, 2016. – 205 с.
5. Баранова, С.И. Владимирские художники: характеры и судьбы / С.И. Баранова. — Владимир: Транзит-Икс, 2010. С. 72-75.
6. Бодрунов, С.Д. Глобальная трансформация современного общества и национальные цели развития России / С.Д. Бодрунов. Научные труды Вольного экономического общества России, - 2021. - № 4. - С. 54-65.
7. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. – М.: Мозаика-Синтез, 2020. – 320 с.
8. Всероссийская педагогическая конференция «Духовно-нравственное воспитание обучающихся в современной образовательной среде» — 2024: материалы Всероссийской педагогической конференции. Том 3. – Екатеринбург: Высшая школа делового администрирования, -
2024. - 86 с.
9. Варганов, А. Суздаль. Очерки по истории и архитектуре. / А. Варганов – Ярославль, Верх. - Волж. кн. изд-во, 1971. – 183 с.
10. Голицын, С. Сказания о белых камнях / С. М. Голицын; худож. В. Перцов – Ярославль: Верх. - Волж. кн. изд-во, 1987. – 222 с.
11. Герчук, Ю.Я. Примитивны или «примитивы»? / Ю.Я Герчук. – Творчество, 1972. - № 2. - С. 11-13.
12. Гилфорд, Дж. Тест креативности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=367 (дата обращения: 18.10.2024).
13. Горбаневский, М.В. По городам и весям «Золотого кольца» / М. В. Горбаневский, В. Ю. Дукельский. – М.: Мысль, 1983. – 192 с.
14. Гаранин, А. Живопись [альбом] / А. Гаранин. - Владимир: Транзит-ИКС, 2010. - С. 2-5.
15. Дмитриев, Ю. Улицы Владимира / Ю. А. Дмитриев, Н. И. Дятлова, Р. Ф. Савинова. – Ярославль: Верх. - Волж. кн. изд-во, 1989. – 256 с.
16. Завелишко, Т.В. Занятия декоративно-прикладным творчеством как инструмент для приобщения к народной культуре. – Режим доступа: http://www.mirwomne.ru/semia/articles/tradiziisemii/dpi-kak-priobshenie-k-narodnoj-kulture/ (дата обращения: 18.10.2024).
17. Институт воспитания. Разговоры о важном. – URL: https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/programmy-vospitaniya/spo/razgovory-o-vazhnom/ (дата обращения: 18.10.2024).
18. История Владимирского края с древнейших времен до наших дней: учеб. для ст. кл. общеобразоват. учреждений Владим. обл. / под ред. проф. Д.И. Копылова. – Владимир, Дюна», - 2004. – 390 с.
19. Кириллова, Л.В. История Владимирского края в датах (с древнейших времен до начала XX века): справочник / Л. В. Кириллова, С. А. Калиничева; Владим. Гос. ун-т. – Владимир: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2008. – 104 с.
20. Культура Владимирского края с древнейших времен до начала XX века: учеб. пособие / В.В. Гуляева, И.И. Шулус, В.Ф. Усачёв и др. под ред. В. В. Гуляевой. – Владимир, Владим. гос. ун-т – 2001. – 220 с.
21. Мотков, О.И. Развитие творчества / О.И. Мотков // [Электронный ресурс]/ Режим доступа: www.ucheba.com (дата обращения: 18.10.2024).
22. Манин, В.С. Неискусство как искусство / В.С. Манин. - СПб.: ОАО «Издательство Аврора», 2006. - С. 118.
23. Масленицын, С.И. Живопись Владимиро-Суздалъской Руси. 1157–1238 гг. / С.И. Масленицын. – М., Изобразит. искусство, 1998. – 264 с.
24. Никулина, О.Р. Природа глазами художника: проблемы развития современной пейзажной живописи / О.Р. Никулина. - М.: Советский художник, 1982. - С. 26.
25. Прокофьев, В.Н. О трех уровнях художественной культуры Нового и Новейшего времени / В.Н. Прокофьев. - Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени: Сборник статей М.: Наука, 1983. - С. 13-15.
26. Рылева, А.Н. Два взгляда на наивное искусство // научн. ред. Е. А. Воронцова. - Сборник статей. - СПб., 2011. - С. 266-270.
27. Шадриков, В.Д. Развитие способностей [Текст] / В.Д. Шадриков // Начальная школа. - 2004. - N 5. с.6-12.
28. Чернышева, Д.С. Исследование развития творческого потенциала личности / Д.С. Чернышева. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 1 (16). — С. 61-65. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/81/3088/ (дата обращения: 18.10.2024).