Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Выбранная тема представляется крайне актуальной. В последние годы Россия претерпела значительные негативные воздействия со стороны внешних факторов, которые неблагоприятно сказались на её экономике. Эти факторы имели как глобальное происхождение, так и исходили от ключевых внешнеэкономических партнёров. 2014 год ознаменовался серьёзными изменениями в экономических отношениях между Россией и Европейским Союзом, вызванными ситуацией в Украине.
Весной 2014 года Европейский Союз (совместно с США) наложил на Россию первые экономические санкции в ответ на присоединение Крыма к России и возникновение конфликта между юго-восточными регионами Украины и киевскими властями. Доминирующая роль Европейского Союза в экономических взаимодействиях России, которая останется устойчивой в кратко- и среднесрочной перспективе, обусловливает значительную зависимость России от экономических процессов в ЕС.
Вместе с тем, посредством экономической политики, включая активизацию экономического роста, промышленную стратегию, регулирование валютного курса и поддержку финансовой системы страны, можно смягчить влияние негативных внешних факторов на российскую экономику.
Необходимость государственного контроля над внешнеэкономической деятельностью признается в экономической теории и подтверждается практикой промышленно развитых и новых индустриальных стран. Государственный контроль над ВЭД активно используется по всему миру и представляет собой систему законодательных, исполнительных и контролирующих мер, направленных на улучшение ВЭД в интересах национальной экономики. В данном исследовании рассматривается внешнеэкономическая политика как основной объект анализа, а известные экономические отношения как главный предмет исследования.
Объект исследования - внешнеэкономическая деятельность.
Предмет исследования - мировой опыт регулирования внешнеэкономической деятельности.
Цель работы состоит в изучении мирового опыта регулирования внешнеэкономической деятельности.
Основные задачи включают:
изучить основные направления государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
рассмотреть зарубежный опыт регулирования внешнеэкономической деятельности;
дать оценку основных показателей внешнеэкономической ситуации в Российской Федерации в условиях санкций;
оценить мировой опыт регулирования внешнеэкономической деятельности.
Нормативно-правовое основание исследования составляют законодательные и правовые акты Российской Федерации. Значимость результатов исследования обуславливается разработкой мер по улучшению внешнеэкономической политики для дальнейшего укрепления экономики России. Полученные теоретические и практические знания могут иметь практическое значение в будущей профессиональной деятельности.
Методы исследования. В качестве методов при проведении исследования применялись следующие: анализ теоретических источников, сравнительный, монографический, абстрактно-логический.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
1. Теоретические основы мирового опыта регулирования внешнеэкономической деятельности
1.1. Основные направления государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
В современном мире разработка внешней политики страны тесно связана с регулированием ее внешнеэкономических связей. На протяжении всей истории формирования и развития рыночных систем торговая политика неоднократно трансформировалась под влиянием факторов, затрагивающих экономический и социальный рост государств [2, c. 57].
Государственное управление внешнеэкономической деятельностью охватывает множество направлений, влияя на интересы ряда стран и формируя мотивацию участников данной деятельности. По этой причине программы, создаваемые государством, должны обязательно учитывать интересы сторон, возможные проблемы при реализации, а также их влияние на социально-экономическое состояние страны и ее экономическую безопасность.
Основные сферы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности включают:
Таможенное управление. В рамках этого направления осуществляется надзор за соблюдением норм и процедур таможни, включая декларирование, оформление, физическую проверку товаров и утверждение их соответствия техническим стандартам. Таможенное управление является ключевым элементом государственной политики для защиты экономических интересов страны, поддержки национального производства, обеспечения баланса внешней торговли и финансовой стабильности. Более того, оно способствует защите безопасности государства и потребительских прав.
Валютное регулирование представляет собой комплекс мер, применяемых государством для контроля обмена национальной валюты на иностранные. Основные аспекты включают:
1. Контроль валютных операций: государство может вводить меры, ограничивающие обмен валют, такие как определение минимальных и максимальных сумм для обмена или регулирование мест, где возможен обмен. Это позволяет управлять потоками капитала и валюты в стране.
2. Установление государственного курса валюты: государство может устанавливать официальные курсы для обмена национальной валюты на иностранные, что позволяет влиять на ее стоимость относительно других валют и поддерживать стабильность валютного рынка.
3. Ограничение на инвестиции за пределами страны: могут вводиться ограничения на инвестиции и переводы капитала за границу, включая запреты на определенные виды вложений или квоты на объем средств, вывозимых из страны.
4. Введение валютных ограничений: в ситуациях кризиса или нестабильности на валютном рынке государство может временно запрещать обмен валют или устанавливать квоты на такие операции.
Цель валютного регулирования заключается в поддержании стабильности валютного рынка, предотвращении финансовых кризисов, стимулировании национальной экономики, контроле за движением капитала и защите интересов страны. Однако валютное регулирование может привести к негативным последствиям, таким как ограничение свободы капитала и появление теневых рынков. Поэтому вопросы валютного регулирования требуют уравновешивания интересов государства и рыночных механизмов [12, c. 94].
Торгово-экономическая политика является важной составляющей государственной стратегии развития. Она основывается на разработке и внедрении комплексных мер, стимулирующих экспорт и уменьшающих импорт, что позволяет добиться равновесия во внешней торговле и укрепить международные позиции страны. Участие в соглашениях о свободной торговле является ключевым элементом этой политики. Такие соглашения снижают торговые барьеры, создавая благоприятные условия для торговли. Благодаря этим договорам страны получают доступ к новым рынкам и расширяют экспортные возможности, что повышает конкурентоспособность и эффективность национальной экономики. Страны также активно участвуют в международных экономических организациях и торговых объединениях, внося вклад в обсуждение и утверждение стандартов и норм международной торговли, что позволяет защищать национальные интересы и создавать условия для экономического развития.
Инвестиционное регулирование представляет собой систему мер, направленных на привлечение иностранных капиталовложений, обеспечение правовой и административной защиты инвесторов, создание условий для развития экономических зон и свободных торговых зон, а также поддержку национальной инвестиционной активности. Привлечение прямых иностранных инвестиций является одним из центральных аспектов регулирования, играя значимую роль в экономическом росте, увеличении производства и внедрении новых технологий. Для этого создается надежная правовая и административная база, обеспечивающая защиту инвестиций и формирование благоприятного инвестиционного климата.
Создание специальных экономических и свободных торговых зон также важно, так как эти территории предоставляют уникальные условия для бизнеса – налоговые льготы, упрощенные процедуры и необходимую инфраструктуру. Кроме того, инвестиционное регулирование включает меры по стимулированию и поддержке национальной инвестиционной активности, такие как финансовые инъекции, налоговые льготы, помощь в получении кредитов и обучающие мероприятия. Это способствует росту интереса инвесторов к проектам, что в итоге поднимает экономическое развитие страны [7, c. 83].
Антимонопольное регулирование занимает важное место в экономической политике, стремящейся поддерживать конкуренцию на рынке и предотвращать злоупотребления в случае доминирования компаний и стран на глобальных рынках. Этот вид регулирования включает в себя управление конкуренцией на иностранных рынках, установление ограничений для предотвращения недобросовестной практики и запрет на поддержку экспорта через неправомерные меры.
Основная задача антимонопольного регулирования – это создание условий для свободной и справедливой рыночной конкуренции. Организации, осуществляющие контроль, следят за деятельностью фирм и стран для предотвращения возможных нарушений правил конкуренции и формирования монополий. Это имеет важное значение для защиты интересов покупателей, поощрения инноваций и поддержания равновесного развития рынка. Особо отметим, что антимонопольный контроль запрещает стимулирование экспорта с помощью нечестных методов. Это подразумевает, что компании и страны не могут применять неконкурентоспособные стратегии для продвижения своей продукции и услуг на международной арене. Такой запрет способствует обеспечению равных возможностей для всех участников мировой торговли и поддержанию открытой и честной конкуренции.
Внешнеторговая балансировка регулируется через разработку и внедрение стратегий, направленных на достижение стабильности внешнего торгового баланса. Эти стратегии включают управление долгами и платежным балансом, регулирование уровней экспорта и импорта, а также меры по снижению зависимости от импортируемых товаров и услуг. Внешнеторговый баланс представляет собой ключевой показатель экономического состояния страны и определяется разностью между экспортом и импортом товаров и услуг [14, c. 72].
Положительное значение баланса свидетельствует о том, что страна экспортирует больше, чем импортирует, что способствует экономическому росту и созданию рабочих мест. В то время как отрицательная разница, когда импорт превышает экспорт, может вызвать экономический дисбаланс и неблагоприятные финансовые последствия для страны. Регулирование внешнеторгового баланса включает контроль долгосрочных обязательств и платежного баланса, что позволяет государству вводить меры для управления внешним долгом и обеспечения его возврата.
Правительство следит за платежным балансом, который отражает изменения в международной торговле страны, принимая меры для минимизации негативного воздействия дисбаланса. Регулирование экспорта и импорта также является значимой составляющей, где государство может устанавливать пошлины, квоты и другие меры для контроля объемов торговли. Такие меры нацелены на развитие местного производства и снижение зависимости от импорта. Все вышеуказанные направления государственного регулирования направлены на защиту национальных интересов, обеспечение экономической устойчивости и долгосрочного развития страны.
1.2. Зарубежный опыт регулирования внешнеэкономической деятельности
Анализ мировой практики показывает, что множество стран совершенствуют взаимодействие между государственными и негосударственными организациями в сфере регулирования внешнеэкономической деятельности. Работа этих институтов охватывает широкий спектр вопросов, таких как финансирование и страхование международных сделок, предоставление информации для внешнеэкономической деятельности, разработка отраслевых стратегий и налаживание сотрудничества с зарубежными государствами и прочее.
При этом ключевая роль государства заключается в поддержке внешнеэкономической активности. Государственные органы выполняют такие функции, как усовершенствование системы поддержки экспорта, реализация программ по созданию импортозамещающих производств, предоставление таможенных, налоговых и тарифных льгот, а также формирование правовой базы для внешнеэкономической деятельности и многое другое.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арустамов, Э. А. Внешнеэкономическая деятельность / Э.А. Арустамов, Р.С. Андреева. - М.: КноРус, 2021. - 168 c.
2. Бойцова, Е. Ю. Микроэкономика и макроэкономика: актуальные проблемы: учебник и практикум для вузов / Е. Ю. Бойцова, Н. К. Вощикова. – 2-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2024. – 299 с.
3. Внешнеэкономическая деятельность. Учебник. - М.: Гостехиздат, 2021. - 304 c.
4. Вымятнина, Ю. В. Макроэкономика: учебник для вузов / Ю. В. Вымятнина, К. Ю. Борисов, М. А. Пахнин. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 486 с.
5. Дегтярева, О. И. Управление внешнеэкономической деятельностью в РФ в условиях интеграции в рамках ЕАЭС. Учебное пособие / О.И. Дегтярева, Е.С. Ратушняк, А.В. Шевелева. - М.: Инфра-М, Магистр, 2023. - 368 c.
6. Диденко, Н. И. Мировая экономика. Методы анализа экономических процессов / Н.И. Диденко. - М.: Высшая школа, 2022. - 784 c.
7. Ефремова, Н. А. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности / Н.А. Ефремова. - М.: РГГУ, 2023. - 200 c.
8. Ключников, И. К. Макроэкономика. Кредитные и биржевые циклы: учебник для вузов / И. К. Ключников, О. И. Ключников. – М.: Издательство Юрайт, 2024. – 278 с.
9. Колесов, В. П. Международная экономика / В.П. Колесов, М.В. Кулаков. - М.: Высшая школа, 2021. - 421 c.
10. Корнейчук, Б. В. Макроэкономика. Продвинутый курс: учебник и практикум для вузов / Б. В. Корнейчук. – М.: Издательство Юрайт, 2024. – 370 с.
11. Кульков, В. М. Макроэкономика: учебник и практикум для вузов / В. М. Кульков, И. М. Теняков. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2024. – 324 с.
12. Ливенцева, Н. Н. Мировая экономика и международные экономические отношения / Под редакцией А.С. Булатова, Н.Н. Ливенцева. - М.: Магистр, 2021. - 656 c.
13. Логинов, Б. Б. Международный банковский бизнес. Учебное пособие / Б.Б. Логинов. - М.: Юрайт, 2023. - 180 c.
14. Маховикова, Г. А. Внешнеэкономическая деятельность / Г.А. Маховикова, Н.Ф. Ефимова, Е.Е. Павлова. - М.: Огни, 2021. - 224 c.
15. Международные валютно-кредитные отношения. Учебник. - М.: Юрайт, 2022. - 544 c.
16. Международные экономические отношения. Учебник. - М.: Проспект, 2021. - 656 c.
17. Мировая экономика и международные экономические отношения. Практикум. - М.: Инфра-М, Вузовский учебник, 2023. - 136 c.
18. Мировая экономика. Введение во внешнеэкономическую деятельность. - М.: ИТЦ `МАТИ`, 2021. - 528 c.
19. Прокушев, Е. Ф. Внешнеэкономическая деятельность / Е.Ф. Прокушев. - М.: Дашков и Ко, 2023. - 500 c.
20. Правительство Российской Федерации: официальный сайт. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://government.ru.
21. Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://rosstat.gov.ru.