Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Постановка проблемы. Формирование у дошкольника целостной картины мира, внедрение в психолого-педагогическую практику системного подхода к развитию личности – это современная цель реформирования системы дошкольного образования России. Педагог должен стремиться к полному и всестороннему развитию ребенка. Однако достижение этой цели невозможно без учета ряда проблем, включая уменьшение физической активности современных детей дошкольного возраста, что может отрицательно сказываться на их здоровье и общем физическом состоянии.
Следовательно, для того чтобы обеспечить системный подход к развитию личности, важно развивать двигательные навыки, включая мелкую моторику у малышей, а также использовать игру как ключевой элемент жизни детей дошкольного возраста.
На сегодняшний день отмечается значительный рост количества детей с нарушениями в психомоторном и речевом развитии. Моторика является частью высших умственных функций. Мелкая моторика включает в себя способность выполнять дифференцированные пальцевые движения, которые определяют успешность формирования навыков самообслуживания и других видов деятельности [18]. Дети с отстающим психическим развитием имеют аномалии, такие как нарушение контроля над движениями и нечеткость непроизвольных движений. Эти дети часто испытывают проблемы с движениями рук и пальцев, что затрудняет выполнение различных видов активностей. Задержка психического развития у маленьких детей представляет собой сложное явление, охватывающее все процессы человеческого психики.
Современные исследования в области психомоторики и развития касаются разного возраста и различных видов деятельности. Ученые, такие как Е.П. Ильина, В.В. Клименко, В.П. Озерова, А.И. Шинкарюк, П.К. Анохин, В. М. Бехтерев, А.Р. Лурия, Н.Н. Кольцова и другие, отмечают, что формирование моторной функции является ключевым элементом общего развития ребенка. Однако эта функция может быть реализована только через активность. По мнению Ю.И. Родина, психомоторика способствует постоянному формированию психологических механизмов, объединяющих компоненты человеческого движения в единое целое [6, с. 393]. Д.Б. Эльконин отмечает, что в «дошкольном возрасте перестройка движений и действий ребенка заключается в том, что они начинают практически выполняться, контролироваться и регулироваться самим ребенком на основе представления о будущем действии и условии его осуществления» [3]. По мнению А.И. Быковой, расширение доступных дошкольниками игр способствует постепенному повышению двигательных возможностей детей в игре, а также впоследствии позволяет решать сложные образовательные задачи [2].
Объект – мелкая моторика у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Предмет – развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с ЗПР посредством использования психомоторных игр и игровых действий.
Цель работы – теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности использования психомоторных игр и игровых действий для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Задачи исследования:
1.Проанализировать историографию изучения вопросов развития мелкой моторики у детей;
2.Рассмотреть психолого-педагогические основы развития мелкой моторики у детей;
3.Изучить особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;
4.Подобрать методы и приемы диагностики уровня развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ЗПР;
5.Провести анализ результатов исследования.
Методы научного исследования:
- изучение и анализ научно-методической, педагогической, психологической литературы;
- психодиагностические методики;
- диагностика, анализ полученных данных, представление их в таблицах.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1 Историография изучения вопросов развития мелкой моторики у детей
Изучение проблемы развития мелкой моторики у детей было проведено такими учеными, как В.М. Бехтерев и Д. Сэлли. Связь моторики, познавательной деятельности и речи была рассмотрена в трудах Л.С. Выготского, М.А. Бернштейна, Б.Г. Ананьева, А. Валлона и Дж. Брунера. Исследования в области связи развития руки и мозга проводились как физиологами (И.П. Павлов, И.М. Сеченов, Н.Н. Кольцова), так и педагогами (В.А. Сухомлинский, Ю.И. Соколова, М.А. Новиков и др.). Проведенные исследования (А.В. Брушлинский, В.Т. Кудрявцев, А.Н. Леонтьев, Г.М. Поддьяков) указывают на то, что в процессе занятий, направленных на развитие мелкой моторики у детей, улучшаются навыки работы с различными материалами, приспособлениями и инструментами. Такие занятия способствуют развитию опрятности, самостоятельности, оригинальности в решении задач, а также способности свободно ориентироваться в окружающем мире.
Тренировка движений пальцев улучшает двигательные и психические способности детей, а развитие движений руки тесно связано с развитием других функций, таких как двигательный анализатор, зрительное восприятие, способности ориентации в пространстве и координации движений.
Исследования В.М. Бехтерева подтверждают, что даже простые движения рук могут положительно сказываться на умственной работоспособности, развитии речи и снятии усталости. Все эти факторы имеют положительное влияние на внутренние органы, иммунитет, ментальные процессы и речь у детей.
Как сказал В.А. Сухомлинский, "ум ребенка находится на кончиках пальцев", что подчеркивает важность развития мелкой моторики для всестороннего развития ребенка [13].
Согласно Метиевой Л.А. и Удаловой Э.Я., известно, что базовые "схемы-движения" играют ключевую роль в основах психофизиологического функционирования, включая навыки восприятия, коммуникации и движения. Поэтому важной задачей развития моторики является согласование движений всего тела ребенка и различных компонентов, таких как сочетание руки и зрения, зрения и слуха, руки, зрения и слуха, слуха и речи, что способствует установлению взаимосвязей между способностями видеть, слышать, чувствовать, двигаться и говорить [7].
В научно-педагогической литературе понятие «мелкая моторика» отождествляется с «ловкостью» [5]. Несовершенство тонкой (мелкой) ручной моторики, недостаточная координация кистей и пальцев рук оказываются в отсутствии или плохой сформированности навыков самообслуживания (когда дети одевают и снимают одежду, застегивают
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1.Анищенкова, Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников / Е. С. Анищенкова. М.: АСТ, 2011. - 61 с.
2.Бабкина, Н. В. Оценка психологической готовности детей к школе / Н. В. Бабкина. – М.: Просвещение, 2006. – 154 с.
3.Бадулина, О. И. Готовимся к школе. Подготовка к чтению и письму детей старшего дошкольного возраста / О. И. Бадулина. Часть 1. Тетрадь для дошкольников в трех частях. – 7-е изд., доработ. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014. – 48 с.
4.Бачина, О. Ф., Коробова, Н. Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет / О. Ф. Бачина. Изд-во: АРКТИ, Серия: Развитие и воспитание ,2006 г, 88 с.
5.Белик, Е. Г. Мелкая моторика в развитии ребенка Рекомендации для родителей / Е. Г. Белик. – Котовск: МДОУ. № 15 «Теремок», 2011. - 14 с.
6.Быкова, А. И. Обучение детей дошкольного возраста движениям / А.И. Быкова. - М. : Учпедгиз, 1961. - 152 с.
7.Вся дошкольная программа. Письмо. М.: Росмэн-Пресс, 2009. - 74 с.
8.Гаврина, С. Е., Кутявина, Н. Л., Топоркова, И. Г., Щербинина С.В. Книга тестов / С. Е. Гаврина. – М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС». – 2008 – 80 с.
9.Гогоберидзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. - СПб. : Питер, 2013. - 464с.
10.Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина. Спб.: Питер, 2006. – 207 с.
11.Давыдов В. В. Развитие мелкой моторики у дошкольников. М. : Академия, 2013. - 163 с.
12.Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 210 с.
13.Евстифеева Е.И. Программа по дошкольному образованию «Подготовка детей к школе». – [Электронный ресурс: Режим доступа: http://50ds.ru/metodist/7048-programma-po-doshkolnomu-obrazovaniyu-podgotovka-detey-к-shkole.html]
14.Екжакова, Е. А. Методика исследования готовности детей к школьному обучению / Е. А. Ежакова. Спб.: Каро, 2007. – 79 с.
15.Жукова, О. Готовим руку к письму / О. Жукова. М.: Астрель; СПб.:Сова, 2009 - 64 с.
16.Истратова, О. Н. Справочник психолога начальной школы / О. Н. Истратова. Ростов н/Д.: Феникс, 2012. – 443 с.
17.Кравец, М. В. Соглашение о совместных действиях в образовательном пространстве между детским садом и школой I ступени / М. В. Кравец, И. В. Воскобойник // Дошкольная педагогика. - 2012. - №5. - С. 45-55.
18.Малюкова, И. Б. Игровой массаж как способ подготовки руки к письму / И.Б. Малюкова // Дошкольное воспитание. - 2008. №2. - С. 79-82.
19.Новикова, Г. Психолого-педагогическая готовность к школе / Г. Новикова // Дошкольное воспитание. - 2009. - №8. - С. 95-100.
20.Одинокова, Г. Ю. Игры с тестом, развитие умения лепить / Г.Ю. Одинокова // Дошкольное воспитание. - 2007. - №2. - С. 63-70.
21.Павлова, Н.Н. Готовимся к школе / Н. Н. Павлова; ред. Н.В. Тегипко; худож. Е.В. Гальдяева, П.А. Северцов. - М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001. - 216 с.: ил.
22.Подготовка руки к письму. Подготовка руки к письму. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2010. – 96 с.
23.Развивающие игры с водой и песком / Сост. Н.Ф. Юрченко. - Х.: Вид. группа «Основа», 2010. - 207 с.
24.Развитие мелкой моторики рук / Сост. А.В. Власова; ил. А.В. Зеркалий. - Х.: Вид. группа «Основа», 2010. - 159 с.
25.Родин Ю.И. Психомоторика человека в свете системной и эволюционной парадигм / Ю.И. Родин // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2011. №3. - С. 389-395.
26.Родина, Н. М. Морские прописи. Развитие мелкой моторики / Н.М. Родина. М.: Карапуз, 2009. – 19 с.
27.Рыбаченко А. Б., Барба М. Ф., Харсекина Е. В. Роль дидактических игр и игровых упражнений для развития мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития // Вопросы дошкольной педагогики. 2012. № 1. С. 35–42.
28.Савина, Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников / Л.П. Савина. - Киев: Школа, 2001. - 48 с.
29.Узорова, А. В. Пальчиковая гимнастика / А.В. Узорова, А.А. Нефедова. - Киев: Школа, 2003. - 127 с.
30.Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д. Б. Эльконин. - М. : МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 416 с.
31.Яловская, А. А. Пальчики дошкольников: развиваем руку - развиваем мозг / А.А. Яловская. - Тернополь: Странник, 2011. - 228 с.