- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- Дипломная работа MBA
- ВКР
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Научная статья
- Бизнес план
- Лабораторная работа
- Рецензия
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
ФОРМИРОВАНИЕ ЭМПАТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ИЗОТЕРАПИИ
- Готовые работы
- Курсовые работы
- Специальная психология
53 страницы
60 источников
Добавлена 01.08.2025 Опубликовано: studservis
3103 ₽
6205 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 10
1.1 Понятие «эмпатия» в психологических исследованиях 10
1.2 Особенности развития эмпатии у детей с задержкой психического развития 12
1.3. Методы и приемы использования изотерапии в процессе формирования эмпатии у детей с ЗПР. 15
Выводы по 1 главе 21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭМПАТИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 23
2.1. Выявление уровня развития эмпатии у детей с ЗПР на этапе констатирующего эксперимента 23
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 27
Выводы по 2 главе 32
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭМПАТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ИЗОТЕРАПИИ 33
3.1. Организация и содержание работы по формированию эмпатии у младших школьников с использованием элементов изотерапии. 33
3.2 Описание коррекционного процесса по формированию эмпатии у младших школьников с использованием элементов изотерапии. 36
3.3. Результаты повторного обследования младших школьников с ЗПР 40
Выводы по 3 главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 53
Фрагмент для ознакомления 2
Актуальность исследования. В современном образовательном процессе особое внимание уделяется развитию эмоциональной сферы детей, включая формирование эмпатии. Эмпатия играет важную роль в социальном взаимодействии и адаптации ребенка в обществе. Для младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР) развитие эмпатии является особенно значимым, так как они часто сталкиваются с трудностями в общении и понимании эмоций других людей. В этом контексте изотерапия, как метод арт-терапии, представляет собой эффективный инструмент для развития эмоциональной сферы детей.
Для младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР) развитие эмпатии представляет собой особую задачу. Эти дети часто испытывают трудности в социальной адаптации, что может проявляться в виде проблем с коммуникацией, недостаточной эмоциональной отзывчивости и трудностями в понимании социальных сигналов. В результате, они могут сталкиваться с изоляцией и непониманием со стороны сверстников, что негативно сказывается на их общем развитии и качестве жизни.
В этом контексте поиск эффективных методов и подходов для развития эмпатии у детей с ЗПР становится актуальной задачей для педагогов и психологов. Изотерапия, как один из видов арт-терапии, предлагает уникальные возможности для работы с эмоциональной сферой детей. Использование художественного творчества позволяет детям выражать свои чувства и эмоции в безопасной и поддерживающей среде, что способствует развитию их эмоциональной отзывчивости и эмпатии.
Несмотря на растущий интерес к использованию арт-терапии в образовательной практике, вопрос о применении изотерапии для формирования эмпатии у детей с ЗПР остается недостаточно изученным. Это подчеркивает необходимость проведения исследований, направленных на оценку эффективности изотерапии в развитии эмпатии у данной категории детей.
Формирование эмпатии у младших школьников является важной темой, изучаемой как отечественными, так и зарубежными учеными. Среди отечественных исследователей Л. В. Выготский и А. Н. Леонтьев внесли значительный вклад в понимание социального и эмоционального развития детей, включая эмпатию, через свои теории культурно-исторической психологии и деятельности. Д. Б. Эльконин и Л. И. Божович исследовали роль игры и мотивации в развитии эмоциональной сферы детей. В. В. Рубцов и Г. А. Цукерман также изучали социальное и эмоциональное развитие, включая эмпатию, в образовательной среде. Среди зарубежных ученых Д. Гоулман популяризировал концепцию эмоционального интеллекта, включая эмпатию, а М. Хоффман разработал теорию стадийного развития эмпатии. Саймон Барон-Коэн исследовал эмпатию в контексте аутизма, а К. Роджерс оказал влияние на педагогические подходы через идеи об эмпатическом понимании. Н. Айзенберг и Дж. Готтман изучали развитие просоциального поведения и роль родителей и учителей в формировании эмпатии. Эти исследования предоставляют ценные знания о развитии эмпатии и факторах, способствующих этому процессу.
Проблему задержки психического развития исследовали ряд отечественных ученых, внесших значительный вклад в понимание этой темы. Одним из наиболее известных является Л.С. Выготский, который акцентировал внимание на социальной природе развития и роли общения в приобретении знаний. Его концепция зоны ближайшего развития подчеркивает важность взаимодействия ребенка с более опытными партнерами, что особенно актуально при работе с детьми, имеющими задержки в развитии. Еще одним видным исследователем является А.Н. Леонтьев, который развивал идеи Выготского и акцентировал внимание на деятельности как ведущем факторе в развитии личности. Леонтьев поднимал вопросы о том, как специфические формы деятельности могут быть адаптированы для детей с задержкой психического развития, делая акцент на необходимости создания развивающей среды. Также стоит упомянуть работы Н.Ф. Талызиной, которая исследовала проблемы диагностики и коррекции задержки психического развития. Ее научные интересы сосредоточены на создании методов, позволяющих более точно определить уровень развития и подобрать индивидуальные подходы к обучению детей с особыми потребностями.
Среди зарубежных ученых можно отметить Жана Пиаже, который разработал теорию когнитивного развития, деля его на несколько стадий. Его работы помогают понять, как формируются интеллектуальные способности у детей, и какие факторы могут влиять на задержки в этом процессе. Пиаже также подчеркивал значимость активного участия ребенка в познавательной деятельности. Не менее значимой фигурой в этой области является Эрик Эриксон, который предложил модель психосоциального развития. Его исследования позволили выявить, как влияние окружения и психосоциальные факторы могут способствовать или препятствовать нормальному развитию ребенка.
Изотерапия, как метод арт-терапии, активно изучается в контексте ее влияния на развитие младших школьников. Среди отечественных исследователей, занимающихся этой темой, можно выделить Е. В. Змановскую, которая изучала различные аспекты арт-терапии и ее влияние на эмоциональное развитие детей, а также Т. Д. Зинкевич-Евстигнееву, исследовавшую использование арт-терапии, включая изотерапию, для развития эмоциональной сферы у детей. Среди зарубежных ученых М. Наумбург была одной из пионеров арт-терапии, рассматривая художественное выражение как средство для понимания и развития эмоционального состояния детей. Э. Крамер также внесла значительный вклад в развитие арт-терапии, подчеркивая терапевтический потенциал изотерапии в работе с детьми. Эти исследователи способствуют пониманию того, как изотерапия может поддерживать эмоциональное и социальное развитие младших школьников.
Мы можем видеть, что изотерапию ученые рассматривают как средство разнообразной работы по отношению к младшим школьником, в том числе и в вопросах эмпатии. Но какие особенности её использования будут иметь значение, если мы говорим о детях с задержкой психического развития?
Таким образом, мы можем обнаружить противоречие между необходимостью использования элементов изотерапии в качестве средства формирования эмпатии у детей с задержкой психического развития и недостаточной теоретической проработанностью педагогических условий, обеспечивающих эффективность данного процесса.
Данное противоречие порождает проблему исследования, которая формулируется следующим образом: «Каковы возможности формирования эмпатии у детей с задержкой психического развития посредством использования элементов изотерапии?»
Цель исследования: изучение возможностей формирования эмпатии у младших школьников с задержкой психического развития посредством использования элементов изотерапии.
Объект исследования: процесс формирования эмпатии у младших школьников с задержкой психического развития
Предмет исследования: комплекс особенностей формирования эмпатии у детей с задержкой психического развития посредством использования элементов изотерапии.
Гипотеза исследования: развитие эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте возможно, если:
– педагог использует разнообразные методы арт-терапии по развитию эмоционального интеллекта во внеурочной деятельности;
– учитель реализует личностно-ориентированный подход при проведении внеурочной деятельности посредством методов арттерапии;
– учитель учитывает индивидуальные особенности развития детей использование элементов изотерапии позволит более эффективно сформировать эмпатию у младших школьников с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. Определить сущность и особенности формирования процесса эмпатии у младших школьников с задержкой психического развития
2. Дать характеристику особенностям использования элементов изотерапии для формирования эмпатии у младших школьников с задержкой психического развития
3. Провести экспериментальное исследование по применению элементов изотерапии для формирования эмпатии у младших школьников с задержкой психического развития
4. Выявить на практике эффективные методы и приёмы формирования эмпатии у младших школьников с задержкой психического развития посредством элементов изотерапии
Теоретико-методологические основы исследования:
1) Эмпатия и особенности ее развития
Барон-Коэн, С. "Наука о зле: о эмпатии и истоках жестокости" (2011), Гоулман, Д. "Эмоциональный интеллект: почему он может значить больше, чем IQ" (2019), Мартин Хофман — исследователь эмпатии, который в своих работах описывает развитие эмпатии у детей и факторы, влияющие на этот процесс
2) Особенности задержки психического развития
Психологические особенности детей с ЗПР: Власова, Т. А. "Дети с задержкой психического развития" (2015); Николаева, В. В. "Психология детей с задержкой психического развития" (2003)
Коррекционные методы работы с детьми с ЗПР: Братченко, С. Л. "Психологическая коррекция в школе" (2000); Карабанова, О. А. "Игра в коррекции психического развития ребёнка" (1997).
3) Арт-терапия и возможности е применения в коррекционной работе
Влияние художественного творчества на эмоциональное развитие: Богоявленская, Д. Б. "Психология творческих способностей" (2015); Бурно, М. Е. "Терапия творческим самовыражением" (2016).
Влияние художественного творчества на эмоциональное развитие: Богоявленская, Д. Б. "Психология творческих способностей" (2015).
Формирование эмоционально-волевой сферы: Вальдерс Одриосола, М. С. "Формирование эмоционально-волевой сферы у школьников с проблемами в развитии средствами арт-терапии" (2014)
Арт-терапия в образовательной среде: Михальченко, К. А. "Арттерапия в системе психокоррекционной помощи детям с проблемами в развитии" (2011)
Методы исследования: Анализ и обобщение психолого-педагогической литературы, эксперимент.
Методики исследования: И. М. Юсупов «Диагностика уровня эмпатии»
Данное исследование имеет практическую значимость, так как разработанную диагностическую программу, а также методы и приёмы коррекции можно использовать в образовательном процессе школы или в система психологического сопровождения.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11»
Работа состоит из введения, трех частей – теоретической, экспериментальной и коррекционной, списка использованных источников и 7 приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР
1.1 Понятие «эмпатия» в психологических исследованиях
Термин эмпатия довольно часто присутствует в речи современного человека, на него обращают внимание как в профессиональной сфере, так и в сфере межличностных отношений. Это важное качество, которое играет ключевую роль в межличностных отношениях и социальной жизни. Эмпатия помогает людям устанавливать глубокие и значимые связи, способствует сотрудничеству и взаимопониманию.
В психологии эмпатия рассматривается как многокомпонентное явление, включающее когнитивные и аффективные аспекты. Когнитивная эмпатия связана с пониманием и осознанием эмоций и мыслей другого человека, тогда как аффективная эмпатия подразумевает способность эмоционально откликаться на переживания других.
Эмпатия изучается в различных контекстах, включая психологию развития, социальную психологию и нейропсихологию. Исследования показывают, что эмпатические способности начинают формироваться в раннем детстве и продолжают развиваться на протяжении всей жизни. Они зависят от множества факторов, включая генетические предрасположенности, воспитание и социальный опыт.
Развитие эмпатии способствует улучшению коммуникативных навыков, повышению уровня эмоционального интеллекта и укреплению социальных связей. В образовательных и терапевтических контекстах эмпатия рассматривается как важный инструмент для создания поддерживающей и безопасной среды, способствующей личностному росту и развитию.
Эмпатия является важным понятием в психологии, и различные авторы предлагают свои определения этого явления. К. Роджерс определял эмпатию как способность человека глубоко понимать внутренний мир другого, воспринимая его так, как если бы он был своим собственным, но без утраты «как если бы» состояния. Это понимание включает в себя осознание мыслей и чувств другого человека и способность передать это понимание.
М. Хоффман рассматривал эмпатию как аффективный отклик, возникающий в результате восприятия эмоционального состояния другого человека, подчеркивая наличие как когнитивных, так и эмоциональных компонентов [58].
Д. Гоулман в своей книге «Эмоциональный интеллект» описывает эмпатию как одну из ключевых составляющих эмоционального интеллекта, определяя ее как способность распознавать и понимать эмоции других людей, что является основой для эффективного общения и построения социальных связей [23].
С. Барон-Коэн, изучая эмпатию в контексте аутизма, определяет ее как способность распознавать и реагировать на мысли и чувства других людей, выделяя когнитивную и аффективную эмпатию [9].
Т. Липпс, один из первых, кто ввел термин «эмпатия», рассматривал ее как процесс «вчувствования», при котором человек проецирует свои собственные чувства на другого, тем самым понимая его эмоциональное состояние [41].
В российской и советской психологии также уделялось внимание изучению эмпатии, и ряд отечественных ученых внесли свой вклад в понимание этого явления. Б. Додонов рассматривал эмпатию как важный компонент эмоциональной сферы личности, подчеркивая ее роль в процессе общения и значимость для формирования межличностных отношений. Эмпатия, по его мнению, способствует более глубокому пониманию и взаимодействию между людьми [26].
Фрагмент для ознакомления 3
2. Аликулова, Е. Д. Межличностные отношения со сверстниками младших школьников с задержкой психического развития как психологическая проблема / Е. Д. Аликулова // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. материалы IX Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. - Новосибирск, 2020. - С. 158-159. – Текст : непосредственный.
3. Алышаева, О. А. Особенности развития младших школьников с задержкой психического развития / О. А. Альшаева // Управление развитием образования. - 2024. - № 3. - С. 108-113. – Текст : непосредственный.
4. Андриасян, Н. Ю. Принцип эмпатии в эстетическом развитии школьников / Н. Ю. Андриасян // III Российский эстетический конгресс: эстетика во времена глобальных перемен. Тезисы докладов участников. - Владимир, 2023. - С. 21-23. – Текст : непосредственный.
5. Анисимова, Е. В. Развитие способности к эмпатии у школьников-подростков / Е. В. Анисимова Е.В. // Социальная психология: вопросы теории и практики. Материалы VI Международной научно-практической конференции памяти М.Ю. Кондратьева. - Москва, 2021. - С. 51-54. – Текст : непосредственный.
6. Анфалова, В. О. Психологические условия формирования эмпатических способностей у подростков / В. О. Анфалова // Инновационное образование глазами современной молодежи. материалы IX Международной научно-практической конференции. - Челябинск, 2024. - С. 106-108. – Текст: непосредственный.
7. Аркадьева, И. В. Особенности развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития / И. В. Аркадьева // Профессия, что всем даёт начало: роль педагога в современном образовании. - Челябинск, 2024. - С. 60-63. – Текст : непосредственный.
8. Баганова, Т. А. Особенности внимания у младших школьников с задержкой психического развития / Т. А. Баганова // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. Материалы XI Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. Под редакцией О.В. Макеевой. - Новосибирск, 2023. - С. 16-17. – Текст : непосредственный.
9. Барон-Коэн, С. Наука о зле: о эмпатии и истоках жестокости / С. Барон-Коэн. — Н. п.: Basic Books, 2011. — 256 с. – Текст : непосредственный.
10. Беккер, А. С. Педагогическая работа с младшими школьниками с задержкой психического развития / А. С. Беккер // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. Материалы XI Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. Под редакцией З.В. Бродовской, Е.В. Толокневой. - Новосибирск, 2023. - С. 28-29. – Текст : непосредственный.
11. Блинникова, А. П. Особенности психического развития в младшем школьном возрасте / А. П. Блинникова, К. В. Меновщикова, А. А. Богер // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. материалы IX Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. - Новосибирск, 2020. - С. 165-166. – Текст : непосредственный.
12. Богданова, А. А. Формирование эмпатии у детей младшего школьного возраста посредством библиотерапии / А. А. Богданова // Инновационные технологии развития образования в пространстве социально-гуманитарных, психолого-педагогических и технических наук. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции молодых исследователей. - Пятигорск, 2024. - С. 533-537. – Текст : непосредственный.
13. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская. — М.: Академия, 2015. — 220 с. – Текст : непосредственный.
14. Бочкарева, Е. Л. Роль эмпатии в профилактике конфликтов в коллективе младших школьников / Е. Л. Бочкарева // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. Материалы IX Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием в 2-х частях. - Новосибирск, 2020. - С. 99-101. – Текст : непосредственный.
15. Бреслаев, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения / Г. М. Бреслаев. — М.: Педагогика, 2017. — 180 с. – Текст : непосредственный.
16. Бурно, М. Е. Терапия творческим самовыражением / М. Е. Бурно. — М.: Деловая книга, 2016. — 160 с. – Текст : непосредственный.
17. Вальдерс Одриосола, М. С. Интуитивное рисование: Развитие творческих способностей средствами арт-терапии / М. С. Вальдерс Одриосола. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2017. — 200 с. – Текст : непосредственный.
18. Васильченко, Г. С сущностные характеристики эмпатии в современных психолого-педагогических исследованиях / Г. С. Васильченко // Молодежь и образование XXI века. материалы XVIII региональной научно-практической конференции студентов и молодых ученых. - Ставрополь, 2020. -С. 3-6. – Текст : непосредственный.
19. Волкова, А. М. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с ЗПР / А. М. Волкова // Вестник экспериментального образования. - 2024. - № 2 (39). - С. 1-10. – Текст : непосредственный.
20. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. — М.: Педагогика, 1983. — 368 с. – Текст : непосредственный.
21. Гайдаренко, С. М. Психолого-педагогические условия развития эмпатии у подростков в образовательном процессе / С. М. Гадаренко // Психология психических состояний. сборник материалов XV Международной научно-практической конференции для студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей вузов. - Казань, 2021. - С. 155-159. – Текст : непосредственный.
22. Гайсин, Э. Д. Структура эмпатии и эмпатические способности / Э. Д. Гайсин // Образование: традиции и инновации. - 2021. - № 1 (32). - С. 54-61. – Текст : непосредственный.
23. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект: почему он может значить больше, чем IQ / Д. Гоулман. — М.: АСТ, 2019. — 544 с. – Текст : непосредственный.
24. Грошенков, И. А. Занятия изобразительным искусством в специальной коррекционной школе / И. А. Грошенков. — М.: Издательство, 2017. — 200 с. – Текст : непосредственный.
25. Декина, Е. В. Психолого-педагогическое сопровождение учебной успешности в младшем школьном возрасте / Е. В. Декина // Вестник Саратовского областного института развития образования. - 2020. - № 2 (22). - С. 10-17. – Текст : непосредственный.
26. Додонов, Б. И. Эмоция как ценность / Б. И. Додонов. — М.: Издательство Московского университета, 1978. — 240 с. – Текст : непосредственный.
27. Емельянова, Л. А. К проблеме изучения особенностей психического развития младших школьников с ограниченными возможностями здоровья / Л. А. Емельянова Л.А. // Социализация личности на разных этапах возрастного развития: опыт, проблемы, перспективы. Сборник научных статей VIII Международной научно-практической конференции. - Гродно, 2021. - С. 116-119. – Текст : непосредственный.
28. Ерошкина, А. Г. Особенности развития эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития и ее коррекция средствами мультипликации / А. Г. Ерошкина // Актуальные проблемы специального и инклюзивного образования. сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. - Саранск, 2020. - С. 118-123. – Текст : непосредственный.
29. Залужная, М. В. Психологические особенности личности, связанные с эмпатией / М. В. Залужная, К. С. Капранов // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. - 2022. - № 4. - С. 28-32. – Текст : непосредственный.
30. Ибрагимова, А. Р. Особенности произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития / А. Р. Ибрагимова, П. Э. Абхаирова // Мир педагогики и психологии. - 2023. - № 5 (82). - С. 380-385. – Текст : непосредственный.
31. Калинина, А. Д. Развитие эмпатии как фактор преодоления агрессивности младших школьников с задержкой психического развития / А. Д. Калинина // Сборник тезисов победителей конкурса студенческих исследовательских работ по проблематике формирования толерантной среды в Санкт-Петербурге в 2023 г. - Санкт-Петербург, 2023. - С. 139-142. – Текст : непосредственный.
32. Карагодина, Е. А. Психолого-педагогические особенности младших школьников с задержкой психического развития / Е. А. Карагодина, Ю Д. Суховерхова // Актуальные вопросы гуманитарных и социальных наук: от теории к практике. материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Чебоксары, 2023. - С. 301-303. – Текст : непосредственный.
33. Карпушкина, Н. В. Особенности восприятия сверстников младшими школьниками с задержкой психического развития / Н. В. Карпушкина, А. А. Трушина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2020. - Т. 9. - № 3 (32). - С. 135-138. – Текст : непосредственный.
34. Киржакова, О. А. Развитие эмпатии у младших школьников средствами арт-терапии во внеурочной деятельности / О. А. Киржакова // Наука XXI века: взгляд в будущее. Материалы ХIII Всероссийской научно-практической конференции учащейся молодежи. - Шадринск, 2021. - С. 144-148. – Текст : непосредственный.
35. Кисова, В. В. Особенности психолого-педагогической поддержки школьников с задержкой психического развития в период перехода от младшего школьного к подростковому возрасту / В. В. Кисова, И. А. Конева // Современные наукоемкие технологии. - 2021. - № 12-1. - С. 157-161. – Текст : непосредственный.
36. Кисова, В. В. Особенности представлений о дружбе у младших школьников с задержкой психического развития / В. В. Кисова, А. В. Гришина // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. - 2022. № 1. – С. 34-49. – Текст : непосредственный.
37. Кретова, Т. Ю. Психологические особенности памяти младших школьников с задержкой психического развития / Т. Ю. Кретова, С. В. Офицерова // Неделя науки - 2023. Материалы Международного молодёжного форума. - Ставрополь, 2023. - С. 201-203.
38. Кузнецова, Е. В. Возможности применения изотерапии в коррекции эмоционального неблагополучия младших школьников / Е. В. Кузнецова // Конструктивные педагогические заметки. - 2024. - № 1 (21). - С. 195-198. – Текст : непосредственный.
39. Кузнецова, М. Д. Психологическая поддержка родителей, воспитывающих младших школьников с задержкой психического развития с нарушениями поведения / М. Д. Кузнецова // Молодежь и образование XXI века. Материалы XIX научно-практической конференции студентов и молодых ученых. – Ставрополь, 2021. - С. 265-269. – Текст : непосредственный.
40. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. — М.: Политиздат, 1975. — 304 с. – Текст : непосредственный.
41. Липпс, Т. Эстетика: Психология прекрасного и искусства / Т. Липпс. — Гамбург: Voss, 1903. — 700 с. – Текст : непосредственный.
42. Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А. Е. Личко. — Л.: Медицина, 1983. — 256 с. – Текст : непосредственный.
43. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии / А. Р. Лурия. — М.: МГУ, 1976. — 384 с. – Текст : непосредственный.
44. Мамедова, А. Развитие эмпатии младших школьников на занятиях внеурочной деятельности // А. Мамедова, Т. Ф. Суслова // Социальные отношения. - 2023. - № 4 (47). - С. 26-38. – Текст : непосредственный.
45. Маслик, Ю. А. Психологическая характеристика младшего школьного возраста как этапа онтогенеза / Ю. А. Маслик // Наука и образование: актуальные вопросы теории и практики. Материалы Международной научно-методической конференции. Оренбургский институт путей сообщения. - Оренбург, 2021. - С. 920-923. – Текст : непосредственный.
46. Мелехова, В. М. Изучение особенностей развития произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития / В. М. Мелехова, Т. С. Жабина // Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология. - Саранск, 2024. - С. 375-380. – Текст : непосредственный.
47. Миракян, К. Ф. Психологические особенности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития / К. Ф. Миракян // Психология здоровья в образовательном процессе. материалы III региональной научно-практической конференции (с использованием дистанционных технологий). - Курск, 2022. - С. 99-102.
48. Николаева, А. В. Психолого-педагогическое изучение младших школьников с задержкой психического развития / А. В. Николаева // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. Материалы IX Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием в 2-х частях. - Новосибирск, 2020. - С. 312-313. – Текст : непосредственный.
49. Ноздрякова, Т. А. Арт-терапия как метод художественного творчества в коррекционной работе психолога с детьми младшего школьного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / Т. А. Ноздрякова Т.А. // Современные тенденции и перспективы развития доступного образования детей с особыми образовательными потребностями. - Чита, 2021. - С. 150-152. – Текст : непосредственный.
50. Оюн, М. Р. Особенности педагогической работы с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития / М. Р. Оюн // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. Материалы XII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. - Новосибирск, 2024. - С. 241-242. – Текст : непосредственный.
51. Попова, М. И. Метод изотерапии как средство развития творческого воображения младших школьников с зпр на внеурочных занятиях / М. И. Попова, А. А. Алексеева // МНКО. - 2022. - №6 (97) – С. 26-38. – Текст : непосредственный.
52. Поськина, С. С. Особенности внимания младших школьников с задержкой психического развития / С. С. Поськина // Профессиональные дебюты в теории и практике дефектологии: расширяя границы возможного. Сборник статей по материалам V Всероссийской студенческой конференции. - Нижний Новгород, 2023. - С. 158-162. – Текст : непосредственный.
53. Савельева, П. Г. Особенности мышления младших школьников с задержкой психического развития / П. Г. Савельева, И. В. Смолярчук // Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, инновации. Материалы XV Всероссийской научно-практической конференции. - Тамбов, 2021. - С. 153-157. – Текст : непосредственный.
54. Скоробогатова, А. А. Особенности эмпатии у младших школьников с парциальной несформированностью высших психических функций / А. А. Скоробогатова // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. материалы X Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием в 2 частях. - Новосибирск, 2022. - С. 53-54. – Текст: непосредственный.
55. Терещенко, А. А. Методы работы с младшими школьниками с задержкой психического развития на уроках окружающего мира / А. А. Терещенко // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. Материалы X Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. Под редакцией З.В. Бродовской, Е.В. Толокнёвой. - Новосибирск, 2022. - С. 288-289. – Текст : непосредственный.
56. Усманова, С. Г. Особенности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития / С. Г. Усманова // Педагогическая наука и педагогическое образование в классическом университете. Международная национальная научно-практическая конференция. - Уфа, 2020. - С. 376-378. – Текст : непосредственный.
57. Хасханова, М. Т. Психологические особенности проявления самооценки у младших школьников с задержкой психического развития / М. Т. Хасханова, Р. З. Матаева // Педагогика и психология в современном мире. Материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов. - 2020. - С. 608-615. – Текст : непосредственный.
58. Хоффман, М. Л. Эмпатия и моральное развитие: Влияние на заботу и справедливость / М. Л. Хоффман. — Кембридж: Cambridge University Press, 2000. — 342 с. – Текст : непосредственный.
59. Чумакова, Т. Н. Особенности работы с детьми с задержкой психического развития / Т. Н. Чумакова, А. Д. Коник // Дискуссии в области гуманитарных, естественно-научных аспектов современности. материалы XXXV Всероссийской научно-практической конференции. - Ростов-на-Дону, 2022. - С. 154-156. – Текст : непосредственный.
60. Юсупов, Р. Н. Психодиагностика эмпатии / Р. Н. Юсупов. — СПб.: Речь, 2001. — 128 с. – Текст : непосредственный.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней