Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошенности вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми. «Ничто не является для человека такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек», - эту метафору можно положить в основу исследований психологического феномена - синдрома эмоционального выгорания. Данное исследование посвящено эмоциональному выгоранию - актуальной проблеме деятельности современного профессионала. Многие сталкиваются с этой проблемой на работе, в семейных отношениях, т.е. во всех социальных сферах деятельности, где есть человеческая жизнь. Не достаточно грамотно организованная работа с коллегами и клиентами забирающая больше сил и времени, рано или поздно начинает сказываться на работоспособности. И люди начинают «перегорать» как лампочки. И тогда наступает состояние эмоционального, психического, физического истощения в результате неразрешенного стресса на рабочем месте. Люди, находящиеся в постоянном стрессе, тревоге, не могут эффективно трудиться, могут наступать дисфункциональные следствия, когда выгорание отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности, таким образом, изучение проблемы эмоционального выгорания является востребованной и необходимой для дальнейшего исследования.
Работа, связанная с медициной предъявляет жесткие требования к психофизиологическим особенностям специалиста-профессионала и требует научно обоснованные методы отбора, адаптации специалистов в медицинской сфере и профилактики синдрома эмоционального выгорания.
Целью данной работы является изучение особенностей эмоционального выгорания у медицинских работников для определения основных путей психопрофилактической работы, а так же принципов и способов психологической помощи медицинским работникам, страдающим от синдрома эмоционального выгорания.
Объект исследования: синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности медицинских работников.
Предмет исследования: факторы, определяющие возникновение, формирование и протекание синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников. Гипотеза исследования: возникновение, формирование и протекание синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников обусловлено целым комплексом факторов, среди которых определяющими внутренними факторами являются личностные особенности медработников, а внешние факторы связаны с характеристиками их профессиональной деятельности (условиями, образованием и опытом работы, профессиональным статусом).
Для достижения указанной цели нами были поставлены следующие исследовательские задачи:
1. Анализ теоретических исследований по проблеме деформации личности и эмоционального выгорания.
2. Выявление внешних и внутренних факторов, определяющих предрасположенность работников медицинской сферы к эмоциональному выгоранию, а также особенности его развития и протекания.
3. Определение профилактических мер и основных направлений оказания психологической помощи медицинским работникам, страдающим от синдрома эмоционального выгорания.
Глава 1. Психологические особенности развития синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности медработника
1.1 Понятие синдрома эмоционального выгорания
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) – это сложное психосоматическое явление, которое, несмотря на широкое обсуждение в последние десятилетия, до сих пор не имеет однозначного определения. Традиционно, фокус внимания был на позитивных аспектах профессий, связанных с постоянным взаимодействием с людьми – врачах, учителях, социальных работниках, психологах и представителях многих других помогающих профессий. Однако реальность такова, что эти профессии, требующие высокой ответственности, постоянного эмоционального напряжения и интенсивного общения, создают благоприятную почву для развития профессионального стресса и, как следствие, СЭВ [1, 3].
Впервые серьёзное внимание к этой проблеме было привлечено в США в связи с бурным развитием социальных служб в середине XX века. Специалисты, работающие в этих службах, несмотря на полученное образование и специальную подготовку, сталкивались с потоком людей, испытывающих серьезные психологические проблемы. Основная задача этих работников часто сводилась к оказанию психологической поддержки – выслушиванию, эмпатии и, в некоторых случаях, предоставлению консультаций.
Однако, несмотря на тщательный отбор и подготовку, руководство социальных служб довольно быстро начало сталкиваться с проблемой снижения эффективности работы персонала. Жалобы посетителей на равнодушие, невнимание и даже грубость со стороны сотрудников стали тревожным сигналом.
Дальнейшие исследования показали, что за этим скрывается специфический вид профессионального стресса, получивший название «стресса общения» или «стресса взаимодействия». Он характеризуется
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1.Акиндинова, И.А. Методы психологической помощи работе с последствиями синдрома эмоционального выгорания специалистов помогающих профессий / И.А. Акиндинова // Психологический журнал. - 2001. - №4. - С.74-78.
2.Богомолова, О. В. Психология и педагогика развития умений организации проектной деятельности у будущих педагогов профессионального обучения : монография / О. В. Богомолова. — Курск : КГУ, 2017. — 228 с.
3.Бодров, В.А. Психология профессиональной деятельности / В.А. Бодров - М.: PerSe, 2001, - 511 с.
4.Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. / В.В. Бойко - М.: Наука, 1996. - 154 с.
5.Воронко, Е. В. Педагогическая психология : учебно-методическое пособие / Е. В. Воронко, Л. В. Марищук. — Гродно : ГрГМУ, 2022. — 180 с.
6.Громова, Е.А. Эмоциональный стресс и его роль в механизмах памяти / Е. А. Громова. Кишинев, 1976.- 150 с.
7.Жариков, Е.. Для тебя и о тебе! / Е. Жариков, Е. Крушельницкий. -М.: Просвещение, 1991.- 223 с.
8.Заглодина, Т. А. Профилактика и преодоление профессиональных деформаций специалистов по социальной работе : учебное пособие / Т. А. Заглодина. — Екатеринбург : РГППУ, 2020. — 143 с.
9.Лапиной, И.А. Личностное и профессиональное развитие и период зрелости / И.А. Лапиной // Вопросы психологии. 1998. №2. С.12-15
10.Наенко, Н.И. Психическая напряженность / Н.И. Наенко - М.: Наука, 1976. - 128 с.
11.Овчинникова, О.В. Эмоциональное состояние и работоспособность / О. В. Овчинникова / Эргономика. Принципы и рекомендации. М., 1970. Т. 1.
12.Решетова, Т. В. Депрессивные расстройства в клинике внутренних болезней : учебно-методическое пособие / Т. В. Решетова. — Санкт-Петербург : СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2019. — 60 с.
13.Форманюк, Т.В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя / Т.В. Форманюк // Вопросы психологии. -М.: Школа-Пресс, 1994. - № 6. - С. 57-63.
14.Фролова, Ю. Г. Медицинская психология : учебник / Ю. Г. Фролова. — 2-е изд., испр. — Минск : Вышэйшая школа, 2020. — 431 с.