Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы использования игровой деятельности во внеклассной работе по иностранному языку обусловлена современными требованиями к образовательному процессу и необходимости повышения его эффективности. В условиях глобализации и усиления межкультурных связей владение иностранными языками становится важнейшим навыком. Игровая деятельность, как педагогический инструмент, способствует мотивации, улучшению восприятия материала и развитию коммуникативных навыков у учащихся. Она активизирует познавательную деятельность и делает процесс изучения языков более увлекательным и доступным.
Социально - политические и экономические преобразования во всех сферах жизни нашего общества привели к существенным изменениям в сфере образования. Изменился, в частности, и статус иностранного языка как школьного предмета. Расширение международных связей, вхождение нашего государства в мировое сообщество сделало иностранный язык реально востребованным. Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство понимания и взаимодействия людей, средство приобщения к иной национальной культуре и как важное средство для развития интеллектуальных способностей школьников, их общеобразовательного потенциала.
В настоящее время все больше ребят стремится уже с малых лет совершенствовать свою речь на иностранном языке. Необходимость использовать язык в будущей профессии порождает интерес к странам изучаемого языка, а также желание понять друг друга и быть понятыми, готовность рассказать о жизни людей своей страны, своем "я", обсудить свое видение культуры, мира и проблемы взаимопонимания. Все эти мотивы деятельности ребят должны быть учтены и в полной мере использованы учителями иностранного языка как в учебной, так и во внеклассной работе.
Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам отношений.
Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных педагогических воздействий и организации продуктивной педагогической среды, то есть применяемой педагогической технологии.
Известные авторы, занимавшиеся данной проблемой, включают Льва Выготского и Жана Пиаже, которые изучали игровую деятельность как важный аспект развития детей. Выготский подчеркивал роль игры в психическом развитии, а Пиаже исследовал, как через игру дети познают мир. Также стоит упомянуть работы Говарда Гарднера, который в рамках теории множественного интеллекта рассматривал игру как средство развития различных типов интеллекта.
Цель исследования: изучить и обосновать эффективность использования игровой деятельности во внеклассной работе по иностранному языку в целях повышения уровня владения языком у учащихся.
Объект исследования: внеклассная работа по иностранному языку в образовательных учреждениях.
Предмет исследования: методы и формы игровой деятельности, применяемые во внеклассной работе по иностранному языку.
Задачи исследования:
1)Проанализировать понятия «игровая деятельность» в научно –методической литературе
2)Изучить внеклассную работу в рамках ФГОС в современной школе
3)Рассмотреть роль игровой деятельность во внеклассной работе по иностранному языку
4)Сделать анализ педагогического опыта по использование игровой деятельности во внеклассной работе по иностранному языку
5)Разработать Комплекс занятий по использованию игровой деятельности во внеклассной работе по иностранному языку
Теоретико-методологическая база исследования включает:
Теории игрового обучения и психологии развития Льва Выготского и Жана Пиаже.
Концепцию множественного интеллекта Говарда Гарднера.
Современные исследования и методики, посвященные педагогике и психологии иностранного языка, такие как игровые методы в обучении и коммуникативный подход.
Практические рекомендации по применению игровых методов в обучении иностранным языкам, основанные на опыте отечественных и зарубежных педагогов.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
1.1 Анализ понятия «игровая деятельность» в научно –методической литературе
Многочисленные исследователи пытались определить, что представляет собой игра. Ранее понятие игры рассматривалось как любая детская деятельность, не имеющая цели добиться результатов, и позволяющее трактовать все ее формы как равнозначные. Игрой считается то, что делает ребенок ради удовольствия и на досуге, без серьезных намерений достичь чего-либо.
Игра представляет собой исторически возникшую сферу активности детей, в которой отображаются действия взрослых и их взаимоотношения. Как особый вид человеческой деятельности, игра интересует ученых. В научной литературе существует множество мнений о сущности детской игры. К. Гросс и его единомышленники в области психологии утверждали, что игра — это свойство детей, аналогичное примитивным существам, и она помогает адаптироваться к будущей реальности.[1]
Российская наука акцентирует внимание на социальной природе игры как отражения реальной действительности. К.Д. Ушинский отмечал, что игра может служить способом для дошкольников войти в сложный мир взрослых. По мнению А.В. Запорожца и Н.Я. Михайленко, игра является социальной задачей, возникшей при участии взрослых. Это позволяет ребенку сопоставлять игровые действия с альтернативными ситуациями, что ведет к развитию его творчества.
Д.Б. Эльконин предложил рассматривать сюжетно-ролевую игру как основную деятельность ребенка. Игру как вид активности выделяет:
ее ограниченная продуктивность, так как основное внимание сосредоточено на процессе игры, а не на конечной цели;
предполагаемый сценарий доминирует над реальным в игре, и игровые действия развиваются не по логике действительных понятий, а по логике игрового контекста, который обретает смысл в воображаемой ситуации.
Как деятельность, игра включает такие структурные компоненты:
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1.Агафонова, Т.С. Игротерапия в обучении иностранным языкам: методы и практики / Т.С. Агафонова. — Москва: Владос, 2021. — 178 с.
2.Антонова, Л.И. Использование игровых технологий на уроках иностранного языка / Л.И. Антонова. — Санкт-Петербург: Союз, 2020. — 204 с.
3.Баранова, Е.Н. Игровая деятельность как средство мотивации учащихся при изучении иностранного языка / Е.Н. Баранова. — Екатеринбург: Университетская книга, 2023. — 150 с.
4.Беляева, О.П. Игры и игровые упражнения на уроках иностранного языка / О.П. Беляева. — Москва: Просвещение, 2020. — 98 с.
5.Горелова, Т.В. Внеклассная работа на иностранном языке: креативные подходы / Т.В. Горелова. — Москва: Юрайт, 2019. — 112 с.
6.Добрынина, Н.Е. Игровые технологии в практике обучения иностранным языкам / Н.Е. Добрынина. — Казань: Фэн, 2018. — 136 с.
7.Иванов, С.А. Организация внеклассной работы в школе с использованием игр / С.А. Иванов. — Новосибирск: Наука, 2021. — 125 с.
8.Калинина, М.П. Игровые методы в обучении иностранным языкам: теория и практика / М.П. Калинина. — Москва: Академия, 2019. — 172 с.
9.Климова, И.В. Педагогические игры как средство активизации учебной деятельности / И.В. Климова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2022. — 147 с.
10.Лебедева, Ю.Б. Развивающие игры на занятиях по иностранному языку для младших школьников / Ю.Б. Лебедева. — Саратов: Лицей, 2023. — 110 с.
11.Макарова, Н.С. Использование игровых приемов в обучении иностранным языкам / Н.С. Макарова. — Москва: Гуманитарий, 2020. — 160 с.
12.Новикова, Е.А. Игры на уроках иностранного языка как инструмент повышения мотивации / Е.А. Новикова. — Воронеж: Интер, 2018. — 112 с.
13.Петрова, А.В. Игровая деятельность на уроках и во внеклассной работе по иностранному языку / А.В. Петрова. — Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2023. — 190 с.
14.Романова, Т.Г. Методические основы использования игры в обучении иностранным языкам / Т.Г. Романова. — Москва: Изд-во МГУ, 2019. — 135 с.
15.Семенова, Л.Д. Интерактивные игры на уроках иностранного языка / Л.Д. Семенова. — Екатеринбург: Исеть, 2022. — 105 с.
16.Сидоренко, М.В. Игровые формы обучения в контексте изучения иностранного языка / М.В. Сидоренко. — Москва: Вузовская книга, 2021. — 158 с.
17.Тихомирова, В.С. Практика внедрения игровых методик в учебный процесс по иностранному языку / В.С. Тихомирова. — Челябинск: Образование, 2020. — 125 с.
18.Федорова, И.И. Игровые технологии в системе дополнительного образования / И.И. Федорова. — Пермь: Геро, 2019. — 144 с.
19.Чернова, Л.Н. Влияние игровых технологий на усвоение иностранного языка / Л.Н. Чернова. — Томск: Ориентир, 2022. — 120 с.
20.Юркова, О.С. Применение игровых технологий в обучении иностранным языкам / О.С. Юркова. — Казань: Казанский университет, 2023. — 160 с.