Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы обусловлена тем, что согласно новым государственным образовательным стандартам, обучение в школе ориентировано не только на усвоение знаний, умений и компетенций, представляющих главную деятельность обучающегося, но и на развитие его личности, становление его активной жизненной позиции и таких качеств, которые помогут ему самосовершенствоваться в постоянно меняющемся обществе (творческое мышление, самостоятельность, ответственность и др.)
Эта образовательная среда включает в себя целый ряд видов деятельности учащихся, в том числе аудиторные занятия, внеклассные мероприятия и внеурочную деятельность в различных учреждениях дополнительного образования с учетом их культурных и этнических особенностей. В связи с этим организация внеурочной деятельности привлекает внимание как дополнительная среда для развития учащихся.
Г.Г. Мокроусова и Н.Е.Кузовлева рассматривают внеклассную работу по иностранным языкам как внеурочную деятельность с различным содержанием, задачами, формами и методами, которая выходит за рамки учебного плана и направлена на воспитание и развитие учащихся [2]. Поскольку изучение большинства программных тем может быть продолжено на внеклассных занятиях, для укрепления и оптимизации учебно-воспитательного процесса необходимо создание единой системы аудиторного и внеаудиторного изучения предмета.
Таким образом, внеклассная работа включена в образовательный процесс. Настоящее исследование посвящено иноязычной внеурочной речевой деятельности учащихся старшей школы, представляющей собой неотъемлемый компонент внеклассной работы, которая предполагает различные виды работы вне урока: например, факультативные занятия, кружковая деятельность, конференции, театральная деятельность и т.д.
Иностранные языки – один из главных инструментов для развития глобально мыслящих личностей. Использование средств изучаемого иностранного языка способствует формированию важных личностных качеств. С помощью иностранных языков учащиеся осваивают основы межкультурного общения, впитывая культуру и мировоззрение других стран, расширяя свой гуманитарный кругозор. Процесс обучения иностранным языкам требует от старшеклассников значительных усилий, поскольку речевое взаимодействие на иностранном языке подразумевает постоянную тренировку. Потребность учащихся в изучении иностранного языка связана с происходящими в мире изменениями, когда в социально-политическом, экономическом и этнокультурном контексте национального развития владение иностранным языком становится необходимым компонентом личной и профессиональной жизни человека, государственным и общественным требованием к результатам лингвокультурологической подготовки обучающихся.
Таким образом, объектом исследования является процесс обучения иностранному языку в старшей школе.
Предмет исследования: организация внеурочной иноязычной речевой деятельности.
Цель исследования: изучить способы организации внеурочной иноязычной речевой деятельности и разработать внеурочное мероприятие для старшеклассников с использованием иностранного языка.
Задачи исследования:
1)изучить специфику организации внеурочной иноязычной деятельности в старшей школе;
2)рассмотреть способы организации внеурочных мероприятий с использованием иностранного языка;
3)проанализировать существующие формы внеурочной работы с использованием иностранного языка;
4)разработать внеурочное мероприятие для учащихся старшей школы с использованием иностранного языка.
Методы исследования: анализ и обобщение материалов источников, соответствующих теме исследования.
Теоретической базой исследования послужили работы следующих ученых: Е.В. Вербицкой, В.В. Гузеева, А.И. Демченков, Д.В. Ежовой, О.В. Коняшиной, Е.В. Кузнецовой, М.И. Куприяновой и др.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения материалов исследования в рамках преподавания дисциплины «Педагогика» и «Методика преподавания иностранного языка» для студентов вузов соответствующей направленности.
Структура работы: введение, две главы, выводы по главам, заключение и список литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты организации внеурочной иноязычной речевой деятельности учащихся в старшей школе
1.1.Особенности обучения иностранным языкам в старшей школе
Перед современной школой стоит задача создания условий для интеллектуального, духовного и нравственного развития учащихся, воспитания интеллигентной человеческой личности, воспитания у каждого ученика потребности в самообразовании, саморазвитии и самосовершенствовании, формирования у школьников широко гуманного и толерантного мировоззрения.
Не менее существенным является и то, что современная ситуация, которая сочетает в себе условия свободы с жесткостью беспристрастных требований к индивидууму, модифицирует его включение во все жизненные сферы, в том числе и в образование. Это актуализирует проблему развития у обучающихся старшего звена особого отношения к образованию. Сегодня старшеклассникам присуща субъектная активность личности в выборе и осуществления стратегий достижения образовательных результатов и построением на их основе жизненных и профессиональных перспектив.
В этом отношении ведущая роль во всем учебном поле принадлежит иностранному языку как деятельностному предмету, наполненному педагогическим, воспитательным и развивающим потенциалом, который, без лишней скромности, способен создать прочный фундамент для формирования современного интеллигентного человека через образовательный процесс в рамках старших классах общеобразовательной школы. Важнейшим и надежным компонентом системного образования является иноязычное образование [15, с. 225].
Методика обучения иностранным языкам - это самостоятельное педагогическое исследование законов и правил преподавания языка, методов овладения языком, обучения, но также, что немаловажно, особенностей обучения с помощью иностранных языков. Через систему обучения (как основную, так и дополнительную) учащиеся прежде всего овладевают иностранным языком как средством общения, в их сознании формируется представление о целостной системе языка, а процесс овладения языком поднимается до уровня сознательного процесса [15, с. 225].
Последняя позиция чрезвычайно актуальна на современном этапе развития общества. Трудно согласиться с методистами, отстаивающими позицию о преимуществах автоматического изучения иностранных языков. Не стоит забывать, что творческий и осознанный подход к процессу изучения иностранного языка может дать знакомство не только с языком как средством общения, но и с языковой культурой страны.
Еще одной важной позицией в изучении иностранного языка, на наш взгляд, является направляющая роль преподавателя иностранного языка. Ведь обучение - это не что иное, как конкретный познавательный процесс, управляемый и направляемый преподавателем. Именно направляющая роль преподавателя обеспечивает подлинное усвоение знаний, умений и навыков, развитие умственных сил и творческих способностей [3, с. 63]. Учитель должен быть одновременно ориентиром в нескольких аспектах: интонационно-речевом, интеллектуально-педагогическом, направляющем и обучающем, стимулирующем (к изучению языка).
Однако в некоторых случаях им необходимо уметь переключаться с роли преподавателя на роль ведомого. Ученики должны достичь такого уровня, чтобы осознанно захотеть изучать ту или иную информацию на иностранном языке, например, через внеклассные мероприятия, такие как «кабинет литературного творчества», посвященный жизни и творчеству такой знаменитости, как У. Шекспир.
В этом случае ученикам можно предложить различные варианты знакомства с иностранными языками, например, просмотр и обсуждение английской пьесы или фильма («Ромео и Джульетта»), исполнение пьесы по произведению автора или прослушивание аудиозаписей сонетов Шекспира на английском и русском языках для сравнительного анализа. Такие языковые и культурные материалы могут быть доступны ученикам через англоязычный веб-сайт. Гиперссылки на разнообразные аутентичные материалы (аудио, видео, картинки) разнообразят сайт и, безусловно, стимулируют изучение иностранного языка (английского) [2, с. 205]. На наш взгляд, данные приемы актуальны для старшеклассников, т.к. они уже являются активными пользователями ИКТ и интернет-пространства.
Подразумевается, что для более эффективной работы учителю иностранного языка полезно выстроить «диалог культур», что не всегда просто. В связи с этим, целесообразно говорить о том, что знакомство с иноязычной культурой складывается в три этапа:
1.Познакомиться с фактами о культуре;
2.принять тот факт, что все культуры разнятся между собой;
3.уважительно относится к носителям разного этноса, быть толерантным;
Так, кроме обучения грамматике и лексике, учителю следует ознакомить обучающихся с культурой стран, изучаемого языка. Отметим, что специфика предмета «Иностранный язык» состоит в том, что при обучении английскому языку значимы не только знания по предмету, а активизация способностей и личностных качеств ученика, которые позволяют ему самостоятельно исполнять различные виды речемыслительной деятельности в рамках социального взаимодействия с представителями иных лингвоэтносоциумов и их культурой. Иными словами, ученику следует действовать, опираясь на свой речевой запрос, изъясняться своими словами и озвучивать свои мысли, а не следуя сценарию, предложенному учителем или прописанным в учебно-методическом пособии.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1.Алипулатова Н.С. Роль внеурочной работы по иностранному языку в диалоге культур //Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2013. – №. 1 (22). – С. 104-106.
2.Андреевская О.Д. Внеклассная работа на уроках английского языка как способ реализации программы ФГОС //Научное и образовательное пространство: перспективы развития. – 2015. – С. 205-207.
3.Аскеров В.Х., Аббасов М.М., Абышов Н. А. Из опыта организации внеклассной работы в средней школе //Химия в школе. – 2019. – №. 7. – С. 63-65.
4.Бойко Л.В., Василенко И.В., Лобанова Е.М. Факультативные занятия и другие формы внеклассной работы //Символ науки. – 2019. – №. 9. – С. 80-82.
5.Вербицкая Е.В. Эффективные формы и методы ведения внеклассной работы по английскому языку //Актуальные проблемы преподавания филологических дисциплин в школе и вузе. – 2020. – С. 17.
6.Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам : Лингво-дидактика и методика : учеб. пособие / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. – М. : Academia, 2004. – 336 c.
7.Гузеев, В. В. Содержание образования и профильное обучение в старшей школе / В. В. Гузеев // Народное образование. – 2002. – № 9. – С. 22-23.
8.Демченко А.И., Алипулатова Н.С. Метод проектов в массовых формах внеклассной работы по иностранному языку //Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки. – 2015. – Т. 30. – №. 4. – С. 193-198.
9.Дороднева, Н.В. Учебно-познавательная деятельность студента как творческий процесс (на материалах изучения английского языка на языковом факультете) [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Н. В. Дороднева. - Тобольск, 2005. - 191 с.
10.Егорова, О.С., Хрулева, И.И. Педагогические средства повышения мотивации к изучению иностранного языка [Текст] / О. С. Егорова, И. И. Хрулева // Ярославский педагогический вестник. - Т. II. - 2015. - № 3. - С. 93-98.
11.Ежова Д.В., Салимова Г.Н. Организация внеклассной деятельности средствами иностранного языка в средней школе //Перспективы лингвистического знания: молодёжь и наука. – 2022. – С. 347-354.
12. Комаров, А. С. Викторина на занятиях английским языком [Текст] / А. С. Комаров // Иностранные языки в школе. - 2001. - № 4. - С. 5
13.Коняшина О.В., Гомозова Э.Н. Организация внеклассной работы по иностранному языку //Реда кц ионн ая колл егия: ЛИ Анищева–директор ВГПГК, председатель оргкомитета конференции, д. п. н. – С. 103.
14.Кравец Е. С., Геозалян А. А. Повышение мотивации к изучению иностранного языка посредством внеклассной работы //Естественно-гуманитарные исследования. – 2014. – №. 1 (3). – С. 74-80.
15.Кузнецова Е.В., Свешникова М.И. Организация внеклассной работы в средней школе для формирования познавательного интереса к изучению иностранного языка // Педагогические исследования. 2023. Вып. 2. С. 225-240.
16.Кунгурова И., Рындина Ю., Юринова Е. Организация внеклассной работы по иностранному языку. – Litres, 2019.
17.Куприянова, М. И. Внеклассная работа по английскому языку как средство повышения мотивации к изучению иностранного языка учащихся средней школы / М. И. Куприянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 2 (397). — С. 205-208. — URL: https://moluch.ru/archive/397/87835/ (дата обращения: 27.10.2024).
18.Лысенкова Н.А. Викторина как форма развития познавательных и коммуникативных УУД кадет //Обучение и воспитание: методики и практика. – 2014. – №. 13. – С. 176-179.
19.Низова С.В. Внеурочная деятельность школьников в контексте ФГОС второго поколения /Составители: С. В.Низова, Е. Л.Харчевникова, ВИПКРО, 2010.-32с.
20.Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов ; под редакцией Н. Ю. Шведовой. - М. : Русский язык, 1990. - 921 с
21.Павлова, К.В. Актуальные формы внеурочной деятельности по иностранному (английскому) языку в условиях ФГОС / К. В. Павлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 48 (286). — С. 150-152. — URL: https://moluch.ru/archive/286/64640/ (дата обращения: 26.10.2024).
22.Сластенин, В.А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов под ред. В. А. Сластенина. – М. : Академия, 2008. – 576 с.
23.Синицын А.Ю. Использование мультимедийных средств для изучения иностранного языка //Язык. Культура. Общество. Актуальные вопросы, методы исследования и проблемы преподавания. – 2017. – С. 121-126.
24.Тамбулатова, Т.К. Использование творческих заданий при обучении иностранному языку [Текст] / Т. К. Тамбулатова // Иностранные языки в школе. -2008. - № 8. - С. 28-31.
25.Хамидулина, Ю.Т. Развитие умений самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов в информационной интерактивной среде [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Ю. Т. Хамидулина. - СПб., 2005. - 199 с
26.Холод, Н. И. Конкурсы и олимпиады как средство формирования творческой культуры студентов во внеаудиторной деятельности по иностранному языку в вузе [Текст] / Н. И. Холод // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin).- 2016.- № 1.- С. 115-118.
27.Холод, Н.И., Егорова, О.С. Формы и методические принципы организации внеаудиторной деятельности студентов по иностранному языку [Текст] / Н. И. Холод, О. С. Егорова // Ярославский педагогический вестник. Том II. - 2014. - № 4. - С. 108-113.
28.Цыганов И. С. Внеклассная работа по иностранному языку как средство повышения мотивации к предмету //ББК 74.57 я431 С23. – 2017. – С. 529.
29.Щукин, А. Н. Обучение иностранным языкам : Теория и практика : учеб. пособие для преподавателей и студентов / А. Н. Щукин. – М. : Филоматис : Омега-Л, 2010. – 480 с.
30.Ясникова Д.Ю. К вопросу о внеклассной работе по иностранному языку //Вестник Калининградского юридического института МВД России. – 2010. – №. 3. – С. 101-103.